Развитие страхового дела в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 07:10, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - рассмотреть основные этапы развития страхового дела в России и обозначить основные тенденции и перспективы развития страхования в третьем тысячелетии.

Содержание

Введение 2
1. Страхование в дореволюционный период 4
2. Страховое дело после 1917 г. 8
3.Страхование в послевоенный период 14
4. Демонополизация страхования 17
5. Тенденции развития страхового дела в Российской Федерации 19
Заключение 23
Список использованной литературы 25

Работа содержит 1 файл

курсовик страхов.docx

— 51.04 Кб (Скачать)

      Таким образом, в 1917-1920 гг. государство пыталось использовать дореволюционную систему  частного и земского страхования, но не для страховой защиты интересов  страхователей, а для пополнения государственного бюджета разоренной войной страны. Государственная страховая  монополия хотя и была формально  провозглашена, но фактически не была проведена в жизнь.

     Революционные события 1917 г. резко изменили всю  систему страховой защиты населения. В 1918—1920 гг. была сделана попытка  полной ликвидации системы страхования. В 1918 г. страхование во всех его видах  и формах было объявлено государственной  монополией. Все частные страховые  общества, включая общества на взаимности, подлежали передаче государству  в лице ВСНХ со всем их имуществом и  фондами. Только за кооперативными организациями  было сохранено право проведения взаимного страхования имущества.

     Однако  овладение техникой страхования  оказалось слишком обременительным  делом для большевистских кадров, и без того озабоченных проблемами управления развалившимся хозяйством. Поэтому в 1919 г. было отменено страхование  жизни с аннулированием всех ранее  заключенных договоров, а в декабре 1920 г. полностью отменено государственное  имущественное страхование. Вместо него должен был быть введен порядок бесплатной государственной помощи натурой для трудовых хозяйств, пострадавших от стихийных бедствий.

     Печальный опыт военного коммунизма очень скоро  привел новых правителей к грустному выводу о том, что сохранение денег и товарно-денежного оборота является необходимостью для восстановления общественного производства. Проведение новой экономической политики с марта 1921г. знаменовало собой восстановление страховой системы. В декабре 1921 г. выходит декрет СНК «О государственном имущественном страховании», в соответствии с которым был создан Госстрах. В 1922—1923 гг. после денежной реформы законодательно вводится личное страхование.

     Организация системы государственного страхования. Постановление Совнаркома СССР от 11 ноября 1924 г. закрепило монопольное  право Госстраха на осуществление  страховых операций, никаким другим органам Союза ССР и союзных республик — как центральным, так и местным — не разрешалось заниматься страхованием. Решительно были пресечены попытки ведомств к созданию собственных страховых фондов.

     Дальнейшее  развитие страхования в СССР характеризуется  частыми и радикальными организационными преобразованиями. Наиболее интенсивный  характер эти изменения носили в  довоенный период. Декретом 1921г. «О государственном имущественном страховании» предписывалась организация во всех сельских и городских местностях имущественного страхования частных хозяйств от пожаров, падежа скота, градобития и транспортных аварий. Государственное имущество, находящееся в арендном или ином пользовании частных лиц и предприятий, подлежало обязательному страхованию.

     За  кооперативами было оставлено право  на самостоятельную организацию  страхования собственного имущества  вместо обязательного государственного страхования. Эта форма страхования  в СССР осуществлялась тремя крупными кооперативными организациями: страховой секцией Центросоюза, которая обслуживала потребкооперацию; Всероссийским кооперативным страховым союзом (Коопстрахсоюзом), который занимался сельскохозяйственной, промысловой, жилищно-строительной и другими видами кооперации на всей территории Союза, кроме Украины; и наконец, Украинским кооперативным страховым союзом. В 30-е гг. кооперативное страхование было ликвидировано и его функции были переданы Госстраху.

     Другое  важное организационное нововведение было связано с организацией Ингосстраха. Первоначально страхованием внешнеторговых сделок занимался сам Госстрах. Однако его страховой полис не признавался иностранными фирмами в качестве надежной гарантии по контракту. Зарубежные партнеры требовали страхования от западных страховых компаний, что стоило немалых денег. В результате было принято решение учредить на деньги российского правительства на подставных лиц две страховые компании за рубежом. Так в 1925 г. в Лондоне возникло под английской юрисдикцией акционерное общество «Блэкбалси», а в Германии в 1927 г. — Черно-морско-балтийское транспортное акционерное общество «Софаг». После окончания Второй мировой войны к Госстраху перешли в качестве репараций акции многих страховых компаний Германии, Австрии, Венгрии и Румынии. В связи с ростом страховой деятельности за рубежом в 1947 г. было принято решение о выделении из структуры Госстраха в качестве отдельного учреждения Управления иностранного страхования СССР (Ингосстрах) со статусом самостоятельного юридического лица.

     Послевоенный  период развития страхования характеризуется  новыми организационными и функциональными  изменениями в системе страхования. До 1958 г. Госстрах был жестко централизованной общесоюзной структурой, затем в  соответствии с общей политикой  децентрализации страховое дело передано в ведение союзных республик. С 1967 по 1991 г. система государственного страхования строилась по союзно-республиканскому принципу. Руководство ею осуществляло Правление государственного страхования  СССР, подчинявшееся Министерству финансов. В каждой союзной республике было создано собственное Правление  государственного страхования, которое  подчинялось, с одной стороны, Правлению  государственного страхования СССР, а с другой — министерству финансов союзной республики.

     Одной из важнейших проблем государственной  системы страхования с первых лет ее существования было обязательное страхование имущества. Уже в  конце 1921 г. восстановлено обязательное окладное страхование строений, скота  и посевов в сельской местности, заменившее прежнее земское страхование. Практически в неизменном виде оно  сохранилось до 1940г., когда был  принят закон об обязательном окладном страховании и утверждены новые  правила и инструкции о порядке определения и оплаты убытков по каждому виду окладного страхования.

     В 1929 г. было принято Постановление  ЦИК и СНК СССР «Об обязательном страховании имущества обобществленного сектора народного хозяйства». В  соответствии с этим постановлением обязательному страхованию подлежало  имущество государственных предприятий  и организаций, состоящих на хозрасчете или на местном бюджете, имущество  смешанных АО без участия иностранного капитала, имущество профессиональных и общественных организаций, а также  государственное имущество, сданное  в аренду и на комиссию частным  лицам и организациям. Государственные  предприятия и организации, состоящие  на союзном бюджете и бюджетном  финансировании союзных республик, обязательному страхованию не подлежали.

     В 1931 г. обязательное и добровольное страхование  имущества отменено для основной части предприятий государственной  промышленности. Страховые взносы были включены в налог с оборота. Обязательное страхование сохранилось только для предприятий местной промышленности, не имеющих соответствующих финансовых гарантий со стороны органов местной  власти. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.Страхование  в послевоенный  период

  

 В 1941-1944 гг. средства государственного страхования поступали  главным образом на нужды фронта и тыла. Операции страхового дела сокращались  неизбежно в первые годы войны из-за фашистской оккупации значительной территории страны.

      Великая Отечественная война подорвала  существовавшую страховую систему, но отнюдь не разрушила ее. Постановлением Совнаркома СССР, принятым в июне 1941 г., органы Госстраха были освобождены  от ответственности по личным и имущественным  ущербам, возникшим в результате военных действий. Зато на территориях, освобожденных от оккупации, для  развития страхования создаются  самые благоприятные условия, водятся  льготные тарифы. Особенно широко распространяется коллективное страхование жизни. Коллективное страхование было прекращено в 1942 г. ввиду своей убыточности вследствие сокращения числа застрахованных. Вместо него были введены различные виды индивидуального страхования: смешанное  с дополнительной выплатой пенсий; смешанное упрощенное (на риск смерти от любой причины и инвалидности от несчастного случая), сохранялись  прежние варианты смешанного страхования  с тремя видами обеспечения и  страхование от несчастных случаев.

     Страхование жизни достаточно активно развивалось  в послевоенный период. Оно служило  существенным дополнением к не слишком  щедрому социальному обеспечению. Кроме того, существовали группы населения, которые вообще не включались в государственную  систему социального страхования (например, колхозники). Для них роль добровольного личного страхования  была незаменима. В условиях стабильной денежной системы страхование жизни  неплохо выполняло свои функции.

     Имущественное страхование восстанавливалось  по мере освобождения районов. 

     После II мировой войны образование Калининградской  области РСФСР, Закарпатской части  УССР, изменение правового статуса  Южного Сахалина сопровождалось организацией здесь государственного страхования. 

     В 1946 г. были приняты меры на повышение  роли государственного страхования  в восстановлении животноводства. В 1956 г. обязательное страхование строений, принадлежащих гражданам на праве  личной собственности, было дополнено  добровольным страхованием.

      В 40-50-х гг. происходит значительный рост операций личного страхования. По линии  государственного личного страхования  материальная помощь населению увеличилась  более чем в два раза. 

      Изменения и дополнения в правила личного  страхования были внесены в 1956 и 1965 гг. Был расширен круг страхователей  за счет лиц старшего возраста до 65 лет. 

      С 1966 г. стал внедряться опыт заключения договоров личного страхования  с уплатой взносов по желанию  застрахованных через расчетные  счета бухгалтерий предприятий, учреждений, организаций, т.е. путем  безналичных расчетов. В 1968 г. стало  проводиться страхование детей  как самостоятельный вид страхования. В 1972 г. существенно пересмотрены правила  смешанного страхования жизни. С 1977 г. проводится страхование к бракосочетанию. С 1987 г. появилось страхование детей  от несчастных случаев, страхование  школьников от несчастных случаев - с 1986 г. С 1988 г. было введено добровольное страхование дополнительной пенсии в целях улучшения условий жизни ветеранов труда. Однако в связи с усилившимися инфляционными процессами в экономике страны проведение этого страхования стало бесперспективным и было отменено. С принятием в 1988 г. Закона "О кооперации в СССР" началась в нашей стране демонополизация страхового дела. По этому Закону разрешалось кооперативам проводить взаимное страхование.  

      Вскоре  узкое взаимное кооперативное страхование  стало перерастать в акционерное  страхование. Создана ассоциация страховых  организаций, в которую входят и  государственные страховые фирмы.

     В 50-е гг. в систему обязательного  имущественного страхования вносятся новые коррективы. С 1956г. прекращено обязательное страхование государственного жилого фонда, а также добровольное страхование имущества государственных учреждений и организаций состоящих на местном бюджете. Таким образом практически весь государственный сектор хозяйства был исключен из системы страхования.

     Обязательное  страхование было сохранено, только в отношении государственного имущества, сдаваемого в аренду (страхование  осуществлялось за счет арендаторов, которыми были в основном религиозные организации)

     Однако  сохранялось и развивалось обязательное страхование имущества колхозов, введенное в 30-е гг. вместо кооперативного страхования. В 1968 г. его объемы были существенно расширены за счет введения универсального обязательного страхования посевов на случай неурожая, любых стихийных бедствий, включая засуху. С 1974 г. этот вид обязательного страхования распространен и на совхозы с целью укрепления финансовой устойчивости сельского хозяйства.

     Попытка возродить добровольное государственное  страхование имущества государственных  предприятий относится к концу 80-х гг. Оно было связано с переходом  на принципы полного хозрасчета и  самоокупаемости предприятий, но практически  не получило развития.

     В полной мере сохранялось обязательное страхование имущества, принадлежащего гражданам, подтвержденное в 1981г. Указом Президиума Верховного Совета СССР «О государственном обязательном страховании имущества, принадлежащего гражданам» и соответствующим постановлением Совета Министров СССР. В соответствии с этими документами обязательному страхованию подлежали находящиеся в личной собственности граждан строения (жилые дома, садовые домики, дачи, хозяйственные постройки), а также животные (крупный рогатый скот, лошади и верблюды). 

4. Демонополизация  страхования

 

     Сильной стороной государственного страхования  и компаний, созданных позднее  на его основе, была и остается их система работы с населением в  части имущественного и личного  страхования. В конце 80-х гг. в  СССР работало 5765 страховых органов (3425 находились на территории России) —  инспекций государственного страхования, имевших огромную сеть страховых  агентов. Общие объемы страховых  операций, с учетом нерыночного характера  экономики, были достаточно велики.

Информация о работе Развитие страхового дела в России