Развитие страхового дела в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 07:10, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - рассмотреть основные этапы развития страхового дела в России и обозначить основные тенденции и перспективы развития страхования в третьем тысячелетии.

Содержание

Введение 2
1. Страхование в дореволюционный период 4
2. Страховое дело после 1917 г. 8
3.Страхование в послевоенный период 14
4. Демонополизация страхования 17
5. Тенденции развития страхового дела в Российской Федерации 19
Заключение 23
Список использованной литературы 25

Работа содержит 1 файл

курсовик страхов.docx

— 51.04 Кб (Скачать)

Оглавление

Введение 2

1. Страхование в дореволюционный период 4

2. Страховое дело после 1917 г. 8

3.Страхование в послевоенный период 14

4. Демонополизация страхования 17

5. Тенденции развития страхового дела в Российской Федерации 19

Заключение 23

Список использованной литературы 25

Введение

 

     Страхование — одна из древнейших экономических  категорий общественных отношений, роль которой сегодня резко возросла. Страхование входит в систему финансов.

     Страхование — отношения по защите интересов  физических и юридических лиц  РФ, субъектов РФ и муниципальных  образований при наступлении  определенных страховых случаев  за счет денежных фондов, формируемых  страховщиками из уплаченных страховых  премий (страховых взносов), а также  за счет иных средств страховщиков. Страховая деятельность (страховое дело) — сфера деятельности страховщиков по страхованию, перестрахованию, взаимному страхованию, а также страховых брокеров, страховых актуариев по оказанию услуг, связанных со страхованием, с перестрахованием. К задачам организации страхового дела относятся:

  • проведение единой государственной политики в сфере страхования;
  • установление принципов и формирование механизмов страхования, обеспечивающих экономическую безопасность граждан и хозяйствующих субъектов на территории РФ.

     Страховой рынок — это особая социально-экономическая  структура определенная сфера денежных отношений, где объектом купли-продажи  выступает страховая защита, формируются  предложение и спрос на нее.

     Объективная основа развития страхового рынка —  необходимость обеспечения бесперебойности  воспроизводственного процесса путем  оказания денежной помощи пострадавшим в случае непредвиденных неблагоприятных  обстоятельств. Названный рынок  можно рассматривать как форму  организации денежных отношений  по формированию и распределению  страхового фонда для обеспечения страховой защиты общества, как совокупность страховых организаций (страховщиков), участвующих в оказании соответствующих услуг.

     Цель  курсовой работы -  рассмотреть основные этапы развития страхового дела в  России и обозначить основные тенденции  и перспективы развития страхования  в третьем тысячелетии. 

 

      1. Страхование в дореволюционный период

     Появление первых элементов страхования на Руси связывают с памятником древнерусского права - "Русской правдой" (Х-ХI вв.). В нем, в частности, приводились нормы материального возмещения вреда общиной в случае убийства. Так, за убийство члена княжеской семьи и при том, что убийца не будет пойман, община, на территории которой было совершено преступление, должна была выплатить 80 гривен, а в случае убийства простолюдина - 40 гривен.

     Историческая  наука упоминает и о чумачестве. Чумаки торговали рыбой и солью, следы их поселений можно обнаружить на берегах Черного и Азовского морей, где они продавали свою продукцию на ярмарках и закупали другие товары. Чумаки путешествовали ватагами на подводах, запряженных волами. Если в пути у чумака погибал вол, на деньги каравана покупался другой. Так происходило возмещение убытков от стихийных бедствий и других опасностей каждого из участников сообщества за счет его членов.

     Процесс создания страхового дела и системы  его государственного регулирования  начался во второй половине XVIII века. В 1765 г. в Риге, бывшей западной окраиной Российской империи, было основано первое общество взаимного страхования  от огня. В других русских городах  в XVIII в. страхования не существовало. До того времени отечественных страховых  компаний как таковых в России не было, а немногочисленные потребности  удовлетворялись силами иностранных  компаний, работавших "трансграничным" путем, то есть без государственной  регистрации отделений и филиалов.

     В 1786 г. Императрица Екатерина II в манифесте  от 28 июня 1786 г. объявила о создании Государственного Заемного Банка. В  составе Банка существовала Страховая  экспедиция, которая принимала на страхование дома, состоящие в  залоге в этом банке, при этом страховались только каменные дома в крупных городах.

     Несмотря  на то, что Страховая экспедиция при Государственном Заемном  Банке выполняла функции государственного страховщика, тридцать шесть лет ее деятельности не принесли значительных успехов в деле развития страхования в империи. В 1822 г. банк был упразднен.

     Причина складывающегося положения заключалась  в самой идее государственной  страховой монополии, ограничивающей частную инициативу и преследующей чисто фискальные цели. Требовалось  осуществить коренную перестройку  организации страхового дела. Вывод  о необходимости привлечения  ресурсов частных инвесторов напрашивался самым естественным образом.

     Идея  организации акционерной страховой  компании была воспринята верхами российской администрации вполне благосклонно, однако потребовалось около пяти лет переговоров, обсуждений и согласований на самом высоком уровне, прежде чем проект начал приобретать  реальные черты. Главным предметом  споров и дискуссий при проведении проекта через многочисленные бюрократические  инстанции был вопрос о том, частной  или государственной должна быть учреждаемая компания. Победила компромиссная  формула: страховое общество должно быть частным, но работать на условиях и под патронажем государства.

     14 октября 1827 г. "Первое Российское  страховое от огня общество" открыло свои операции. Идя навстречу  пожеланиям учредителей, правительство  предоставило обществу целый  ряд серьезных льгот и привилегий, в частности, исключительное право  на проведение страхования строений  в определенных регионах страны  на 20 лет и освобождение от  уплаты всех налогов на это  же время.

     Новизна страхового дела в России, боязнь возможных  ошибок побудили разработчиков устава Первого общества подойти к делу чрезвычайно ответственно. Качество проработки его 116 статей оказалось столь высоким, что устав на долгие годы стал своего рода эталоном, образцом, по которому разрабатывались нормативные документы страховых компаний, образовавшихся позднее. Он делился на две части: первая определяла структуру, капитал, права и обязанности правления, порядок изменения устава и закрытия общества. Вторая же часть включала в себя собственно полисные условия - порядок заключения договоров, права и обязанности страхователей, процедуру выдачи страхового возмещения.

     Дела  общества сразу же пошли достаточно успешно. За двадцать "монопольных" лет оно приняло на страх более 500 тысяч строений. Особенно впечатляющими  были успехи общества в обеих столицах, где застраховать свое домовладение стало среди состоятельных людей  не только показателем цивилизованности, но и своего рода признаком хорошего тона.

     Успехи Первого страхового общества наглядно продемонстрировали важность и перспективность нового начинания для России, и уже через несколько лет появляется Второе страховое от огня (1835 г), а в 1846 г. - Страховое Товарищество Саламандра.

     Эти общества имели вполне определенную монополистическую позицию, чему в  значительной степени способствовало государство. Страховым обществам  предоставлялись большие налоговые  льготы, разного рода исключительные права и привилегии, а также  создавались условия для работы по страхованию государственного имущества. Деятельность страховых обществ  курировались высшими государственными чиновниками или известными в  России общественными деятелями, которые  были их соучредителями или включались в состав правления.

     Однако  нельзя было сказать, что начал складываться страховой рынок, признаками которого являются множественность производителей страховых услуг и их конкуренция  между собой, Конкуренции как  таковой не наблюдалось, напротив, они  применяли единые условия и тарифы, разделив между собой сферы влияния. Поэтому регулирование их деятельности имело определенные особенности: с  одной стороны, им предоставлялся режим  наибольшего благоприятствования  внутри России, с другой - действовал запрет на операции за рубежом. Таким  образом, государственное регулирование  достигало главной цели - покрытия рисков внутри страны силами отечественных негосударственных, но в целом подконтрольных государству страховщиков.

     В числе первых возникших специализированных обществ были Российское общество страхования  капиталов и доходов "Жизнь" (1835 г), проводившее операции по страхованию  на случай смерти и дожития, пожизненных  доходов (ренты); "Российское общество морского, речного сухопутного страхования" (1844 г); Санкт-Петербургская компания "Надежда" (1847 г), также проводившая  страхование транспорта. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Страховое дело после 1917 г.

  

 Пришедшая к  власти партия большевиков в 1917 г. в  качестве одного из требований своей  экономической программы пролетарской революции выдвинула идею национализации банков и страхового дела. После 1917 г. в стране вместо страхового рыночного  хозяйства стала утверждаться монопольная  система страхования в лице единственного  его представителя - Госстраха. Национализация страхового дела в Советской России практически осуществлялась в два  этапа. Первый этап - установление государственного контроля над всеми видами страхования. Второй этап - объявление государственной  страховой монополией страхования  во всех видах и формах. 

      Саботаж новой власти начался уже в  декабре 1917 г., когда правления страховых  компаний выдали своим служащим жалованье  за два месяца вперед в целях поощрения  их невыхода на работу. Началась выдача средств с текущих счетов и вкладов. В Москве, Петрограде и других городах страховые общества пытались переправить свои капиталы за границу. В связи с этим В.И. Ленин 23 марта 1918 г. подписал Декрет Совета народных комиссаров "Об установлении государственного контроля над всеми видами страхования, кроме социального". Совнарком назначил Совет по делам страхования. Комиссариат по делам страхования стал аппаратом Совета, его возглавил Елизаров, знавший основы страхового дела. 

      На  первом этапе преобразования страхового дела была сохранена коммерческая основа старых форм страхования. С введением  государственного контроля над страхованием доходы страховщиков подверглись прогрессивному налогообложению на государственные  нужды. Платить эти налоги должны были центральные правления страховых  обществ. За полнотой и своевременностью уплаты налогов следил Комиссариат, который также осуществлял контрольные  функции, проверял балансы, другую бухгалтерскую  отчетность. 

      Параллельно осуществлялась организационная перестройка  страхового дела и на местах. В ведение  страховых органов исполнительных комитетов местных Советов и Совнархозов переходило земское и взаимное страхование. Упразднялась акционерная форма страхования. В сберегательных кассах Народного банка РСФСР концентрировалось личное страхование горожан. В структуры советского народного страхования были включены земские страховые общества, их число к началу 1918 г. в Республике Советов составляло 1500. 

      Национализацию  страхового дела ускорили Гражданская  война и иностранная интервенция. 28 ноября 1918 г. Совнарком принял Декрет "Об организации страхового дела в Российской Республике". В соответствии с ним страхование во всех видах  и формах объявлялось государственной  монополией республики и ее достоянием. Сохранялось только взаимное страхование  товарно-материальных ценностей кооперативных  организаций, а все частные страховые  компании и общества были ликвидированы. Этим Декретом еще не была создана  государственная страховая организация. Имущественное страхование осуществлял  пожарно-страховой отдел при Всероссийском  Совнархозе. Сберегательные кассы ведали долгосрочным страхованием жизни. Таким  образом, Декретом от 28 ноября 1918 г. не была совершена национализация страхового дела, поскольку для этого необходима деятельность специализированной страховой  организации, которая в Декрете  даже не предусматривалась. 

      Кампания  по ликвидации акционерных и других страховых обществ, инвентаризация их активов и пассивов проходила  до середины 1919 г. Затем последовала  дальнейшая реорганизация. Народному  банку РСФСР было поручено долгосрочное страхование жизни, Наркомату земледелия - имущественное страхование. 

      Почти полное обесценивание денег в  период политики военного коммунизма привело к тому, что выплаты  страхового возмещения в денежных формах потеряли свое значение. В этих условиях государственное имущественное  страхование в денежной форме  потеряло экономическую целесообразность. Декретами от 18 ноября 1919 г. и 18 декабря 1920 г. было отменено имущественное страхование. Так совершился первый разгром страхового дела в стране. 

Информация о работе Развитие страхового дела в России