Развитие медицинского страхования в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 10:17, курсовая работа

Описание работы

Зарождение элементов социального страхования и страховой медицины в России началось еще в XVIII - начале XIX вв., когда на возникших первых капиталистических предприятиях появились первые кассы взаимопомощи. Сами рабочие стали создавать за свой счет (без участия работодателей) общества взаимопомощи - предшественников больничных касс. Первое страховое товарищество в России, которое занималось страхованием от несчастных случаев и страхованием жизни, появилось в 1827 г. в Санкт-Петербурге. И лишь с принятием Закона РСФСР "О медицинском страховании граждан в РСФСР" 28 июня 1991 г. можно начать говорить о развитии и дальнейшем продвижении социально значимой идеи обязательного медицинского страхования в нашей стране.

Содержание

Введение…………………………………………...…………………………………3
Глава 1. Система медицинского страхования в России…………………………4
1.1.История медицинского страхования…………………………………………..4
1.2 Развитие медицинского страхования в России…...………….………………4
1.3. Структура медицинского страхования………………………….…………..8
1.4. Объекты и субъекты медицинского страхования ……………………..…….10
Глава 2 . Современный рынок медицинского страхования…….......................11
2.1. Финансирование медицинского страхования………………………………11
2.2. Анализ обязательного медицинского страхования в РФ………………...….13
2.3.Сравнительный анализ обязательного медицинского страхования и добровольного медицинского страхования………………….………………...19
Глава 3. Проблемы и перспективы медицинского страхования в РФ…….….21
3.1. Проблемы развития обязательного медицинского страхования…….…..21
3.2. Пути оптимизации обязательного медицинского страхования ……………23
3.3. Перспективы развития системы медицинского страхования……………….26
Глава 4 . Добровольное медицинское страхование (ДМС)……………………...28
4.1. Объекты и субъекты ДМС…………………………………………………….28
4.2. Развитие, современное состояние и перспективы ДМС в России………….30
4.3. Отличительные особенности обязательного и добровольного медицинского страхования…………………………………………………………………………31
4.4. Перспективы сочетания ОМС и ДМС………………………………………..33
Заключение………………………………………………………………………….35
Список используемой литературы………………………………………………...36

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа. Развитие медицинского страхования в России. - Переделанная.doc

— 287.00 Кб (Скачать)

Примечание: * – удельный вес лиц, застрахованных организацией-страховщиком

 

Из общего числа граждан, застрахованных территориальными ФОМС , 34,8% составили работающие и 65,2% – неработающие граждане.

По данным сайта «Страхование сегодня», во втором квартале 2009 г. сбор взносов по ОМС составил почти 50 млрд. руб., превзойдя аналогичный показатель 2008 г. на 79% . Одновременно вырос объем выплат на 72% – с 26,2 млрд. руб. до 45,1 млрд. руб. Значительные денежные потоки проходят через страховщиков хуже остальных операторов рынка наладивших информационное и бухгалтерское сопровождение своей деятельности, что приводит к многочисленным сбоям, ошибкам и задержкам в составлении отчетности. Из-за несвоевременного представления отчетности не были указаны показатели одного из крупнейших страховщиков ОМС – Югории-Мед, что сократило показатели II квартала на несколько млрд. руб. По мере ухода с рынка мелких и, зачастую, не очень профессиональных страховщиков, появления федеральных компаний ОМС, данные ошибки значительно сокращаются, в результате чего статистика становится более адекватной реальным показателям рынка. Однако еще в 2008 г. эти ошибки приводили к искажению показателей по всем кварталам. Принимая в расчет вышеизложенные корректировки официальной статистики можно сделать вывод, что на рубеже 2007–2008 гг. наблюдалось изменение динамики роста сбора премии. Если еще в 2007 г. ежеквартально средний накопленный темп роста взносов составлял 7%, то, начиная с 2008 г., этот показатель вырос до 10% . Наиболее заметными тенденциями 2007–2009 гг. стал рост объемов по ОМС.

Скромные показатели страховщиков обусловлены продолжающимся снижением объемов премии по страхованию жизни. На этом фоне сборы по ОМС в 2009 г. выросли на 44,8% и составили 140,7 млрд. руб. По итогам 2009 г. ряд страховщиков продемонстрировал на рынке ОМС очень высокие темпы развития. Например, «Ингосстрах‑М»  собрал по этому виду 2,3 млрд. руб., новый страховщик «АК Барс-мед» – 5,06 млрд. Уже известные медицинские страховщики  увеличили свои сборы в 3–5 раз.

Рассмотрим страховые премии и страховые выплаты в разрезе федеральных округов.

 

 

 

Таблица 2.4 Страховые премии и страховые выплаты по ОМС по федеральным округам в 2009 г.

Федеральные округа

Страховые премии

Страховые выплаты

тыс. руб.

% в общей суммы

тыс. руб.

% в общей суммы

Всего

203 533 851

100

190 651 658

100

Центральный

63 815 792

31,35

58 488 481

30,68

Северо-Западный

24 641 096

12,11

23 738 122

12,45

Южный

23 170 347

11,38

22 127 925

11,61

Приволжский

33 112 040

16,27

31 283 541

16,41

Уральский

14 545 288

7,15

13 260 546

6,96

Сибирский

28 885 455

14,19

27 430 939

14,39

Дальневосточный

15 274 581

7,5

14 236 372

7,47

За пределами РФ

89 252

0,04

85 732

0,04

 

Прирост объемов премии по ОМС знаменателен и тем, что, в отличие от других видов страхования, по которым более 55% премии собрано в Центральном ФО , в т. ч. не менее 35% в Москве и ближнем Подмосковье, основной объем премии по ОМС  собран в регионах.

Рассмотрим лидеров в ОМС за 2008 г. .

 

Таблица 2.5 20 компаний – лидеров по объемам поступлений по ОМС за 2008 г.

Наименование

Регистрация

Поступления по ОМС,

тыс. руб.

А

2

3

4

1

МАКС-М

Москва

18 708 822

2

РОСНО-МС

Москва

12 504 389

3

Газпроммедстрах

Москва

8 628 077

4

Солидарность для жизни

Москва

7 090 439

5

Капиталь МС

Когалым

6 349 517

6

Югория-Мед

Ханты-Мансийск

5 434 846

7

АК Барс-Мед

Казань

5 059 373

8

Спасские Ворота-М

Москва

3 222 284

9

Кузбасс

Кемерово

2 736 732

10

Уралсиб

Климовск

2 500 585

11

Ингосстрах-М

Москва

2 313 945

12

Эмэск

Ставрополь

2 084 277

13

Надежда

Красноярск

1 895 832

14

РЕСО-Мед

Павловский Пасад

1 829 178

15

Шексна-М

Череповец

1 784 484

16

Дальмедстрах

Благовещенск

1 709 701

17

Сахамедстрах

Якутск

1 699 471

 

Как следует из данных по отдельным компаниям, лидерство в сегменте окончательно закрепилось за крупными федеральными страховщиками, входящими в значительные страховые  группы. В результате, в группе лидеров определились безусловные лидеры – Макс‑М, Росно-МС, а также стремительно выросшие за последние два года Газпроммедстрах и КапиталЪ медицинское Страхование . Безусловно, дальнейший успех страховщиков будет связан с возможностями выхода на новые страховые поля, переводом субъектов Федерации на классическую схему финансирования ОМС, покупку мелких региональных страховщиков. При этом необходимо учитывать, что за 2007–2009 гг. количество небольших региональных операторов ОМС, приемлемых для приобретения более крупными страховщиками, значительно сократилось. По всей видимости, уже в среднесрочной перспективе следует ожидать завершения первичного раздела рынка и, как следствие, нового витка конкуренции между крупными федеральными компаниями. Подобное развитие событий неизбежно приведет к слиянию и поглощению уже самих федеральных страховщиков.

 

ОМС заинтересовалось большинство крупных страховщиков. «Ингострах» приобрел около 10 региональных компаний специализирующихся на ОМС, и объединил их под брэндом «Ингострах‑М», «Росгосстрах» создал дочернюю медицинскую компанию «РГС-Медицина». Среди лидеров рынка ОМС более половины – дочерние медицинские страховщики крупных страховых холдингов.[3]

Интерес крупных страховщиков к ОМС вызван несколькими обстоятельствами. Одно из них то, что Правительство РФ своим распоряжением от 19.01.06 №38‑р утвердило Программу социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу  и план действий по ее реализации в 2009 г. Программа предусматривает, в частности, модернизацию системы ОМС в следующих основных направлениях.

Упорядочение положения субъектов правоотношений в системе ОМС.

Завершение перевода системы ОМС и в целом отрасли здравоохранения на страховые принципы. Действующая бюджетно-страховая система финансирования здравоохранения должна быть преобразована в систему финансирования, основанную на страховом принципе, т.е. двухканальная система поступления финансовых средств в медицинскую организацию должна уступить место преимущественно одноканальной системе.

Перенесение части финансовой ответственности в негосударственный сектор. Медицинские страховщики должны стать информированными покупателями медицинских услуг в интересах застрахованных. Участие страховщиков в системе ОМС необходимо для создания в системе здравоохранения субъектов, экономически заинтересованных в защите прав пациентов и в повышении эффективности использования ресурсов системы здравоохранения, достигаемой благодаря конкуренции страховщиков. Одним из основных условий конкуренции является реальный выбор застрахованными медицинского страховщика.

Укрепление финансовой основы системы ОМС путем реализации территориальных программ и более жестких обязательств бюджетов субъектов РФ по ОМС неработающего населения, которые планируются устанавливать в размерах, обеспечивающих сбалансированность суммы средств из всех источников, предназначенных для финансирования базовой программы ОМС.

Внедрение дополнительного медицинского страхования лекарственного обеспечения граждан .

В планах Правительства по реализации Программы социально-экономического развития внести в Государственную Думу законопроект «Об ОМС», предусматривающий переход к рисковому ОМС. Т. о., предпринята серьезная попытка реформирования системы здравоохранения и системы ОМС.

Согласно данным ФССН, по ДМС за первые три месяца 2009 г. было собрано 107,1 млрд руб. премий , по ОМС – 60,9 млрд руб. Более половины всех выплат в I квартале пришлось на обязательное страхование – 68,9 млрд руб. , 59,3 млрд руб. из которых – на ОМС. За отчетный период выплаты в этом сегменте увеличились почти на 60%. Рост убыточности ОМС, в частности, связан с увеличением стоимости медицинских услуг.

Это свидетельствует о необходимости сравнительного анализа обязательного и добровольного видов медицинского страхования.

 

2.3. Сравнительный анализ обязательного медицинского страхования и добровольного медицинского страхования

 

Согласно Закону РФ «О медицинском страховании граждан РФ»[4], «добровольное медицинское страхование осуществляется на основе программ добровольного медицинского страхования и обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных программами обязательного медицинского страхования». Фактически эта норма закона не соблюдается: многие СМО предлагают программы ДМС, охватывающие медицинские услуги, предусмотренные базовой программой ОМС.

Данные государственной статистики свидетельствуют о высоких темпах роста взносов физических и юридических лиц на добровольное медицинское страхование и объемов предоставления населению платных медицинских услуг. Но ДМС пока не стало основной формой частного финансирования здравоохранения. Платные медицинские услуги развивались более быстрыми темпами, чем ДМС [5].

Приведем сравнительный анализ страховых премий и страховых выплат по добровольному и обязательному видам медицинского страхования по данным ФССН.

 

Таблица 2.7 Анализ страховых премий  и страховых выплат по видам медицинского страхования за 2008–2009 гг., млн руб.

 

Виды страховой

деятельности

Страховые

премии

Темп                    роста%

Страховые

выплаты

Темп роста%

2009 г.

2008 г.

2009 г.

2008 г.

 

Добровольное медицинское страхование

76950,1

64394,9

119,5

42028,0

38954,0

107,9

Обязательное медицинское страхование

203533,9

144380,3

141,0

190651,7

135928,4

140,3

Информация о работе Развитие медицинского страхования в России