Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 10:17, курсовая работа
Зарождение элементов социального страхования и страховой медицины в России началось еще в XVIII - начале XIX вв., когда на возникших первых капиталистических предприятиях появились первые кассы взаимопомощи. Сами рабочие стали создавать за свой счет (без участия работодателей) общества взаимопомощи - предшественников больничных касс. Первое страховое товарищество в России, которое занималось страхованием от несчастных случаев и страхованием жизни, появилось в 1827 г. в Санкт-Петербурге. И лишь с принятием Закона РСФСР "О медицинском страховании граждан в РСФСР" 28 июня 1991 г. можно начать говорить о развитии и дальнейшем продвижении социально значимой идеи обязательного медицинского страхования в нашей стране.
Введение…………………………………………...…………………………………3
Глава 1. Система медицинского страхования в России…………………………4
1.1.История медицинского страхования…………………………………………..4
1.2 Развитие медицинского страхования в России…...………….………………4
1.3. Структура медицинского страхования………………………….…………..8
1.4. Объекты и субъекты медицинского страхования ……………………..…….10
Глава 2 . Современный рынок медицинского страхования…….......................11
2.1. Финансирование медицинского страхования………………………………11
2.2. Анализ обязательного медицинского страхования в РФ………………...….13
2.3.Сравнительный анализ обязательного медицинского страхования и добровольного медицинского страхования………………….………………...19
Глава 3. Проблемы и перспективы медицинского страхования в РФ…….….21
3.1. Проблемы развития обязательного медицинского страхования…….…..21
3.2. Пути оптимизации обязательного медицинского страхования ……………23
3.3. Перспективы развития системы медицинского страхования……………….26
Глава 4 . Добровольное медицинское страхование (ДМС)……………………...28
4.1. Объекты и субъекты ДМС…………………………………………………….28
4.2. Развитие, современное состояние и перспективы ДМС в России………….30
4.3. Отличительные особенности обязательного и добровольного медицинского страхования…………………………………………………………………………31
4.4. Перспективы сочетания ОМС и ДМС………………………………………..33
Заключение………………………………………………………………………….35
Список используемой литературы………………………………………………...36
- доходы от ценных бумаг;
- кредиты банков и других кредиторов;
- иные источники, не запрещенные законодательством.
Из этих источников формируются:
- финансовые средства государственной, муниципальной систем здравоохранения;
- финансовые средства государственной системы обязательного медицинского страхования.
Финансовые средства государственной системы ОМС предназначены для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования и формируются за счет отчислений страхователей на обязательное медицинское страхование. В большинстве зарубежных стран с развитой системой обязательного медицинского страхования существует три основных источника финансирования обязательного медицинского страхования:
- отчисления из бюджета;
- средства предпринимателей;
- личные средства граждан.
В России финансовые средства системы ОМС формируются из двух источников:
- платежи из бюджета;
- отчисления предприятий, организаций и других юридических лиц в фонд обязательного медицинского страхования в настоящее время в размере 3,1% от начисленной заработной платы.
Средства поступают через банки в фонды обязательного медицинского страхования от страхователей, которые обязаны в этих фондах зарегистрироваться в качестве плательщиков страховых взносов. Финансовые средства фондов ОМС находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов других фондов и изъятию на другие цели не подлежат.
Добровольное медицинское страхование предназначено для финансирования медицинской помощи сверх социального гарантированного объема, определяемого обязательными страховыми программами. Финансовые средства системы добровольного медицинского страхования формируются за счет платежей страхователей, которыми при коллективном страховании выступают предприятия, а при индивидуальном – граждане. Страховые медицинские компании по устанавливаемым тарифам оплачивают медицинские услуги, оказываемые медицинскими учреждениями в рамках программ добровольного медицинского страхования. В соответствии с условиями договора часть неизрасходованных средств может быть возвращена страхователю (гражданину).
Концентрация всех финансовых ресурсов в одних руках – территориальном ведомстве (региональной больнице) или местном органе власти – ограничивает свободу выбора как основного принципа реализации эффективного механизма обеспечения граждан лечебно-профилактическими услугами. Поэтому необходимым условием развития системы страховой медицины является свобода заключения договора о страховании заинтересованной группой лиц (работники предприятия, отдельные граждане) с самостоятельными держателями страховых фондов (независимые страховые медицинские компании).
В формировании и использовании фондов обязательного медицинского страхования есть свои особенности. Задуманные как страховые, они не всегда соответствуют принципам формирования и использования страховых фондов. В их деятельности очевидны черты бюджетного подхода: обязательность и нормативность отчислений, плановое расходование средств, отсутствие персонификации накоплений и др. По экономической сущности эти фонды не являются страховыми, по форме они относятся к внебюджетным фондам. Однако нельзя не отметить, что наряду с обязательным государственным страхованием развиваются негосударственные – добровольные.
Тарифы на медицинские услуги в системе обязательного медицинского страхования определяются соглашением между страховыми медицинскими организациями, органами государственного управления всех уровней, местной администрацией и профессиональными медицинскими организациями. Тарифы должны обеспечивать рентабельность медицинских учреждений и современный уровень медицинской помощи.
Страховой тариф взносов на обязательное медицинское страхование для предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности устанавливается в процентах по отношению к начисленной отплате труда (в настоящее время в размере 3,1%) по всем основаниям в соответствии с инструкцией о порядке взимания и учета страховых взносов (платежей), утвержденной Правительством РФ 11 ноября 1993 г.
2.2. Анализ обязательного медицинского страхования в РФ
Проанализируем состояние ОМС в РФ на основе данных официального сайта Федерального ФОМС – www.ffoms.ru, ФССН – www.fssn.ru, а также информационного сайта «Страхование сегодня» www.insur-info.ru.
На 2008–2009 гг. структура системы ОМС была представлена 91 территориальным ФОМС, 832 их филиалами, из которых 378 филиалов выполняли функции страховщиков, 276 страховыми медицинскими организациями и 90 их филиалами .
В системе ОМС работали также 8457 самостоятельных лечебно-профилактических учреждений и 19760 учреждений, входящих в состав других лечебно-профилактических учреждений.
Таблица 2.1 Структура системы обязательного медицинского страхования
Субъект РФ | ТФОМС | Филиалы ТФОМС | СМО | Филиалы СМО | |
Всего | из них: выполняющие функции страховщиков | ||||
РФ | 91 | 832 | 378 | 276 | 90 |
Центральный ФО | 18 | 181 | 13 | 56 | 17 |
Северо-Западный ФО | 11 | 63 | 23 | 45 | 13 |
Южный ФО | 13 | 166 | 95 | 31 | 14 |
Приволжский ФО | 16 | 144 | 116 | 40 | 21 |
Уральский ФО | 6 | 99 | 49 | 38 | 7 |
Сибирский ФО | 16 | 151 | 71 | 45 | 13 |
Дальневосточный ФО | 10 | 28 | 11 | 21 | 5 |
Филиалы территориальных ФОМС функционировали на территориях 57 субъектов РФ. Филиалы территориальных ФОМС с функциями страховщиков осуществляли работу на территориях 31 субъекта РФ. СМО и их филиалы работали в 69 субъектах РФ .
Таблица 2.2 Динамика числа субъектов РФ, в которых функционировали учреждения и организации ОМС, 2001–2006 гг.
Учреждения и организации системы ОМС | Число субъектов РФ | |||||
2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | |
Филиалы ТФОМС – всего | 63 | 63 | 62 | 58 | 57 | 57 |
из них: филиалы, выполняющие функции страховщиков | 37 | 36 | 35 | 31 | 30 | 31 |
СМО | 62 | 60 | 64 | 70 | 71 | 69 |
В зависимости от административно-
Согласно таблице А1 приложения А, I тип – на территориях 23 субъектов РФ функционируют все законодательно предусмотренные участники системы ОМС: территориальный ФОМС, филиалы территориальных ФОМС, филиалы с правами страховщиков, страховые медицинские организации.
II тип – на территориях 24 субъектов РФ функционируют: территориальный ФОМС, филиалы территориальных ФОМС и СМО .
III тип – на территориях 23 субъектов РФ функционируют: территориальный ФОМС, СМО или филиалы СМО.
IV тип – на территориях 21 субъекта РФ функционируют: территориальный ФОМС и его структуры без участия СМО. Из них в 8 субъектах РФ действуют: территориальный ФОМС, филиалы территориальных ФОМС с правами страховщиков и без прав страховщиков; на территориях 3 субъектов РФ – территориальный фонд и его филиалы, на территориях 10 субъектов РФ – только территориальный ФОМС.
Доходы территориальных фондов ОМС в 2006 г. составили 195,2 млрд. руб., из них поступления средств ОМС в территориальный ФОМС – 190,9 млрд. руб.
В среднем по России в структуре поступлений средств ОМС в территориальные фонды основную долю средств составили налоговые поступления – 56,4% и страховые взносы на ОМС неработающего населения – 33,9% .
Доходы от мобилизации просроченной задолженности плательщиков страховых взносов и налоговых платежей составили 3,3 млрд. руб. или 1,7% в структуре поступлений. Прочие поступления составили 9,6 млрд. руб. , из них субвенции ФФОМС на общую сумму 5,95 млрд. руб. Поступления из других фондов составили 2,9%.
Территориальными ФОМС в 2009 г. было израсходовано средств на сумму 189,5 млрд. руб.
Основная часть средств ОМС территориальными фондами была израсходована на финансирование территориальной программы ОМС и составила 184,3 млрд. руб.
Расходы на здравоохранение средств консолидированных бюджетов субъектов РФ в 2009 г. составили 242 млрд. руб.
Расходы территориальных ФОМС на здравоохранение составили 188,0 млрд. руб.
Т. о., суммарные расходы на здравоохранение территориальных фондов и бюджетов субъектов РФ составили 430,0 млрд. руб.
Доля средств ОМС в суммарных расходах на здравоохранение составила в среднем по РФ составила 43,7%. В 25 субъектах РФ данный показатель превысил 50%.
Численность застрахованных граждан по ОМС составила 138579,6 тыс. чел. Охват населения ОМС в 2006 г. в среднем по России составил 96,8% к постоянной численности населения.
Из общего числа застрахованных по ОМС граждан РФ работающие составили 40,2%. В 7 субъектах РФ в структуре застрахованных работающие граждане превысили 50%: Чукотский АО – 69,7%, Ямало-Ненецкий АО – 59,2%, Эвенкийский АО – 51,7%, Магаданская область – 55,6% и др. В Чеченской республике, республиках Дагестан и Ингушетия работающие граждане составили менее 20% в структуре застрахованных по ОМС граждан.
Из общего числа застрахованных работающих граждан 95,4% были зарегистрированы по месту проживания.
Численность застрахованного неработающего населения по ОМС составила 82898,1 тыс. чел.
Из общего числа застрахованных неработающих граждан 30,2% составили дети до 16 лет и 36,8% – пенсионеры .
Страхование по ОМС на территории РФ осуществляется филиалами территориальных ФОМС и СМО. Филиалами территориальных ФОМС по ОМС было застраховано 29597,6 тыс. человек, что составило 21,4% от общей численности застрахованного по ОМС населения. СМО – 108982,1 тыс. чел. или 78,6%.
На территориях 21 субъекта РФ население было застраховано исключительно филиалами территориального ФОМС, на территориях 47 субъектов РФ – исключительно СМО и их филиалами, в остальных субъектах РФ страхование населения было осуществлено как территориальный ФОМС, так и СМО.
Таблица 2.3 Распределение субъектов РФ по организациям-страховщикам, 2004–2009 гг.
Организации – страховщики | Число субъектов РФ | |||||
2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | |
ТФОМС – 100% * | 31 | 29 | 27 | 21 | 7 | 5 |
СМО – 100% * | 38 | 41 | 40 | 47 | 77 | 73 |
ТФОМС-СМО | 22 | 21 | 24 | 23 | 12 | 10 |
Информация о работе Развитие медицинского страхования в России