Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 20:22, курсовая работа
В последние годы происходит ухудшение состояния здоровья населения. За последние годы общая смертность населения в Российской Федерации значительно возросла, и сейчас она в 1,5 раза выше, чем в развитых странах, в основном за счет крайне высоких показателей смертности от болезней системы кровообращения, несчастных случаев, отравлений, травм и онкологических заболеваний. Младенческая смертность в 2-3 раза выше, чем в развитых странах, что в значительной мере обусловлено многочисленными осложнениями беременности, родов и перинатальной патологией.
Роль и значение здравоохранения в условиях рыночной системы
Источники финансирования здравоохранения
Приоритетный национальный проект «Здоровье»
Структура расходов на здравоохранение согласно приложения 7 к Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» /16/ определена следующим образом, данные представлены в таблице 2.3 и на рисунке 2.5
Таблица 2.3 - Структура расходов на здравоохранение в 2009 году
В тысячах рублей
Наименование расходов |
Сумма |
Здравоохранение ВСЕГО В том числе: |
31738026,2 |
Государственное управление и местное самоуправление, международная деятельность |
569203,7 |
Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу |
563223,1 |
Государственные капитальные вложения |
750700,0 |
Образование |
4422192,4 |
Больницы, родильные дома, клиники, Госпитали ,поликлиники, амбулатории |
7487418,2 |
Санатории |
1277735,0 |
Целевые расходы на оказание Дорогостоящих видов медицинской помощи Гражданам Российской Федерации |
2 996 614,5 |
Федеральные целевые программы |
2193750,0 |
Санитарно-эпидемиологический контроль |
5106436,1 |
Прочие расходы |
6370753,2 |
Ход обсуждения и принятия федерального бюджета России на 2009 год показал, что при всей сложности решаемых бюджетной политикой проблем социальная сфера обозначена приоритетной. Подчеркнуты гарантии осуществления запланированных социальных расходов независимо от изменения внешних и внутренних условий формирования доходов бюджета 2009 год /17/.
Рисунок 2.5 - Структура расходов федерального бюджета на здравоохранение в 2009 году
Государственные расходы федерального бюджета на здравоохранение в 2009 году в приоритетном порядке будут направляться на мероприятия по улучшению репродуктивного здоровья, охрану материнства и детства, снижение уровня управляемых инфекций за счет вакцинации населения, и в первую очередь детей, стабилизацию социально обусловленных заболеваний.
На реализацию государственной политики в здравоохранении направлены федеральные программы: «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера», включающая подпрограммы «Неотложные меры борьбы с туберкулезом в России», «Сахарный диабет», «Вакцинопрофилактика», «Анти- Вич/СПИД», «Дети России», в том числе подпрограмма «Безопасное материнство»; «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту»; «Профилактика и лечение артериальной гипертонии в Российской Федерации». В условиях недостаточного финансирования здравоохранения все большее значение приобретает реализация целевых программ в области охраны здоровья населения. Программно-целевое управление позволяет не только концентрировать ресурсы на приоритетных направлениях, но и осуществлять комплексный подход к решению наиболее актуальных проблем в здравоохранении на основе межотраслевого взаимодействия.
Федеральные программы в
области здравоохранения
В 2008 году на здравоохранение в федеральном бюджете отводилось 1,6 копеек с 1 рубля, а в бюджетах регионов – 14 копеек. Таким образом, основное бремя социальных расходов ложится на плечи территорий, что обусловливает необходимость формирования полноценной доходной базы бюджетов субъектов Российской Федерации /17/.Рассмотрим динамику расходов на здравоохранение и физическую культуру из бюджета Ростовской области за 2007-2009 годы/21,22,23/ Данные представлены в таблице 2.4 и на рисунке 2.6
Таблица 2.4 - Динамика расходов на здравоохранение и физическую культуру из бюджета Ростовской области за 2007-2009 годы В тысячах рублей
Расходы бюджета |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
Здравоохранение и физическая культура |
956634,1 |
726752,2 |
818579,3 |
Рисунок 2.6 - Динамика расходов на здравоохранение и физическую культуру из бюджета Ростовской области за 2007-2009 годы
Из представленных данных видно, что наибольший объем ассигнований на здравоохранение и физическую культуру был произведен в 2007 году, в 2008 году объем уменьшился на 229881,9 тысяч рублей или на 24%. В 2009 году запланированный объем ассигнований по сравнению с 2008 году увеличился на 91827,1 тысяч рублей или на 12,6%.
Можно сделать вывод о нестабильности выделения ассигнований на здравоохранение и физическую культуру из областного бюджета, вероятно, это связано с тем, что в областном бюджете на 2007 год были предусмотрены дотации и субвенции из федерального бюджета в сумме 5017,2 тысяч рублей, оплата отдельных льгот, установленных законодательством в сумме 56564,0 тысяч рублей, осуществление специальных программ в сумме 36270,0 тысяч рублей. В областном бюджете на 2008 год и на 2009 год эти статьи не предусмотрены.
Несмотря на это, запланированный темп роста расходов на здравоохранение и физическую культуру в 2009 году по сравнению с 2008 году составит 112,6%. Это говорит о том, что областной бюджет на 2009 год за счет отмены льгот и без дотаций из федерального бюджета смог запланировать ассигнования на здравоохранение и физическую культуру за счет собственных источников. Структура расходов бюджета Ростовской области на здравоохранение 2009 году/23/ представлена в таблице 2.5 и на рисунке 2.7.
Таблица 2.5 - Структура расходов бюджета Ростовской области на 2009 год В тысячах рублей
Наименование расходов |
Сумма |
Больницы, роддома, поликлиники,госпитали |
132517,9 |
Дома ребенка |
12464,7 |
Станции переливания крови |
22334, 7 |
Санатории |
10715, 5 |
Целевые расходы на оказание
дорогостоящей медицинской |
28923, 7 |
Прочие расходы |
419622, 8 |
Рисунок 2.7 - Структура расходов бюджета Ростовской области на здравоохранение в 2009 году
В Ежегодном послании Федеральному Собранию/24/ Президент РФ Д. МЕДВЕДЕВ отметил, что бюджетный процесс нуждается в дальнейшем совершенствовании. Среди основных проблем было указано на отсутствие четкого разграничения расходных полномочий и доходных источников между уровнями бюджетной системы.
Исполнительная и
Для этого необходимо провести работу, в частности, по следующим направлениям.
1. Продолжить упорядочение
системы социальных льгот и
выплат, предусмотрев при этом
замену большинства
2. Необходимо создать
систему планирования и
3.Приоритетный национальный проект «Здоровье»
Приоритетный национальный проект «Здоровье» реализуется с 2006 года. Он продолжил глубокие преобразования в сфере здравоохранения, начатые на территории Ростовской области в 2000 году.
Впервые за многие годы здравоохранение Дона получило значительные государственные вложения в ресурсную базу и укрепление медицинской составляющей охраны здоровья населения.
Врачи и средний медицинский
персонал, находящиеся на самых «горячих»
участках – поликлиническое звено
здравоохранения, родовспоможение, скорая
помощь, - получили существенную материальную
поддержку. Заменены сотни единиц устаревшего
малоэффективного оборудования. Фактически
возродилась система
Поставленное в рамках
национального проекта
В рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» в область поступило 383 единицы автомобильного транспорта. С 2001 года за счет областного бюджета было закуплено свыше 1100 автомобилей «скорой помощи». Благодаря общим усилиям на 80 процентов обновлен и значительно увеличен парк санитарных автомобилей, что позволило сделать скорую помощь действительно скорой и практически свести до минимума жалобы населения на её работу.
В 2006-2008 гг. реализованы основные
мероприятия национального
Основные цели национального проекта в здравоохранении:
Приоритетный национальный проект «Здоровье» реализуется в Ростовской области по следующим основным направлениям:
1. Развитие первичной медицинской помощи.
-Обеспечение медицинских учреждений области медицинским оборудованием. В амбулаторно-поликлинические учреждения Ростовской области поступило 1759 ед. диагностического оборудования на сумму 1,083 млн. руб.
Программа выполнена и закрыта.
-Обеспечение медицинских учреждений области санитарным автотранспортом. Получено 383 единицы санитарного автотранспорта на сумму 272,5 млн. руб.
Программа выполнена и закрыта.
-Подготовка и переподготовка врачей общей (семейной) практики, врачей-терапевтов участковых и врачей-педиатров участковых. В рамках мероприятий приоритетного национального проекта за три года прошли переподготовку 509 врачей первичного звена. В 2008 году на базе ГОУ ВПО «РостГМУ» прошли подготовку 213 врачей первичного звена, в том числе: терапевты участковые – 113 чел., педиатры участковые - 70 чел. и переподготовку врачи общей (семейной) практики в количестве 30 человек. В рамках мероприятий приоритетного национального проекта в 2009 году на базе ГОУ ВПО «РостГМУ» произвесли переподготовку и повышение квалификации 70 врачей первичного звена.