Расходы на здровоохранение,изменение порядка их планирования и финансирования в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 20:22, курсовая работа

Описание работы

В последние годы происходит ухудшение состояния здоровья населения. За последние годы общая смертность населения в Российской Федерации значительно возросла, и сейчас она в 1,5 раза выше, чем в развитых странах, в основном за счет крайне высоких показателей смертности от болезней системы кровообращения, несчастных случаев, отравлений, травм и онкологических заболеваний. Младенческая смертность в 2-3 раза выше, чем в развитых странах, что в значительной мере обусловлено многочисленными осложнениями беременности, родов и перинатальной патологией.

Содержание

Роль и значение здравоохранения в условиях рыночной системы
Источники финансирования здравоохранения
Приоритетный национальный проект «Здоровье»

Работа содержит 1 файл

вся курсовая.docx

— 98.96 Кб (Скачать)

Структура расходов на здравоохранение  согласно приложения 7 к Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» /16/ определена следующим образом, данные представлены в таблице 2.3 и на рисунке 2.5

Таблица 2.3 - Структура расходов на здравоохранение в 2009 году

 В тысячах рублей

Наименование  расходов

 Сумма

Здравоохранение ВСЕГО

В том числе:

31738026,2

Государственное управление и местное самоуправление, международная  деятельность

569203,7

Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу

563223,1

Государственные капитальные  вложения

750700,0

Образование

4422192,4

Больницы, родильные дома, клиники,

Госпитали ,поликлиники, амбулатории

7487418,2

Санатории

1277735,0

Целевые расходы на оказание

Дорогостоящих видов медицинской  помощи

Гражданам Российской Федерации

2 996 614,5

Федеральные целевые программы

2193750,0

Санитарно-эпидемиологический контроль

5106436,1

Прочие расходы

6370753,2


 

Ход обсуждения и принятия федерального бюджета России на 2009 год показал, что при всей сложности решаемых бюджетной политикой проблем социальная сфера обозначена приоритетной. Подчеркнуты гарантии осуществления запланированных социальных расходов независимо от изменения внешних и внутренних условий формирования доходов бюджета 2009 год /17/.

 

Рисунок 2.5 - Структура расходов федерального бюджета на здравоохранение  в 2009 году

 

Государственные расходы  федерального бюджета на здравоохранение  в 2009 году в приоритетном порядке будут направляться на мероприятия по улучшению репродуктивного здоровья, охрану материнства и детства, снижение уровня управляемых инфекций за счет вакцинации населения, и в первую очередь детей, стабилизацию социально обусловленных заболеваний.

На реализацию государственной  политики в здравоохранении направлены федеральные программы: «Предупреждение  и борьба с заболеваниями социального  характера», включающая подпрограммы «Неотложные меры борьбы с туберкулезом в России», «Сахарный диабет», «Вакцинопрофилактика», «Анти- Вич/СПИД», «Дети России», в том числе подпрограмма «Безопасное материнство»; «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту»; «Профилактика и лечение артериальной гипертонии в Российской Федерации». В условиях недостаточного финансирования здравоохранения все большее значение приобретает реализация целевых программ в области охраны здоровья населения. Программно-целевое управление позволяет не только концентрировать ресурсы на приоритетных направлениях, но и осуществлять комплексный подход к решению наиболее актуальных проблем в здравоохранении на основе межотраслевого взаимодействия.

Федеральные программы в  области здравоохранения стимулируют  участие органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации  в решении насущных проблем охраны здоровья населения на своих территориях  на основе софинансирования или принятия и реализации собственных аналогичных программ. Механизм участия территориальных органов власти в медицинских целевых программах может реализовываться в рамках трехсторонних соглашений между Министерством здравоохранения Российской Федерации, Федеральным Фондом обязательного медицинского страхования и органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В связи с этим можно говорить о стимулирующим характере федеральных целевых программ, способных привлечь дополнительные финансовые и материальные ресурсы для достижения особо значимых целей в области охраны здоровья населения/18/В статье «Федеральный бюджет: итоги и задачи»/19/ министр финансов Российской Федерации А. Л. Кудрин отмечает, что прежде всего бюджет 2009 года характеризует социальная направленность. В 2009 году было проведено финансовое обеспечение дальнейшего повышения зарплат работников здравоохранения, а также переход от единой тарифной сетки к отраслевой системе оплаты труда. В 2008 году средний оклад врача увеличился на 90%, медсестры – на 84%.В 2009 году зарплата медицинских работников увеличилась на 8,2%.

В 2008 году на здравоохранение в федеральном бюджете отводилось 1,6 копеек с 1 рубля, а в бюджетах регионов – 14 копеек. Таким образом, основное бремя социальных расходов ложится на плечи территорий, что обусловливает необходимость формирования полноценной доходной базы бюджетов субъектов Российской Федерации /17/.Рассмотрим динамику расходов на здравоохранение и физическую культуру из бюджета Ростовской области за 2007-2009 годы/21,22,23/ Данные представлены в таблице 2.4 и на рисунке 2.6

Таблица 2.4 - Динамика расходов на здравоохранение и физическую культуру из бюджета Ростовской области  за 2007-2009 годы В тысячах рублей

 

 Расходы бюджета

 2007 год

 2008 год

 2009 год

Здравоохранение и физическая культура

956634,1

726752,2

818579,3


 

Рисунок 2.6 - Динамика расходов на здравоохранение  и физическую культуру из бюджета  Ростовской области за 2007-2009 годы

 

Из представленных данных видно, что наибольший объем ассигнований на здравоохранение и физическую культуру был произведен в 2007 году, в 2008 году объем уменьшился на 229881,9 тысяч рублей или на 24%. В 2009 году запланированный объем ассигнований по сравнению с 2008 году увеличился на 91827,1 тысяч рублей или на 12,6%.

Можно сделать вывод о  нестабильности выделения ассигнований на здравоохранение и физическую культуру из областного бюджета, вероятно, это связано с тем, что в  областном бюджете на 2007 год были предусмотрены дотации и субвенции из федерального бюджета в сумме 5017,2 тысяч рублей, оплата отдельных льгот, установленных законодательством в сумме 56564,0 тысяч рублей, осуществление специальных программ в сумме 36270,0 тысяч рублей. В областном бюджете на 2008 год и на 2009 год эти статьи не предусмотрены.

Несмотря на это, запланированный  темп роста расходов на здравоохранение  и физическую культуру в 2009 году по сравнению с 2008 году составит 112,6%. Это говорит о том, что областной бюджет на 2009 год за счет отмены льгот и без дотаций из федерального бюджета смог запланировать ассигнования на здравоохранение и физическую культуру за счет собственных источников. Структура расходов бюджета Ростовской области на здравоохранение 2009 году/23/ представлена в таблице 2.5 и на рисунке 2.7.

Таблица 2.5 - Структура расходов бюджета Ростовской области на 2009 год  В тысячах рублей

Наименование  расходов

Сумма

Больницы, роддома, поликлиники,госпитали

132517,9

Дома ребенка

12464,7

Станции переливания крови

22334, 7

Санатории

10715, 5

Целевые расходы на оказание дорогостоящей медицинской помощи

28923, 7

Прочие расходы

419622, 8


Рисунок 2.7 - Структура расходов бюджета  Ростовской области на здравоохранение  в 2009 году

 

В Ежегодном послании Федеральному Собранию/24/ Президент РФ Д. МЕДВЕДЕВ отметил, что бюджетный процесс нуждается в дальнейшем совершенствовании. Среди основных проблем было указано на отсутствие четкого разграничения расходных полномочий и доходных источников между уровнями бюджетной системы.

Исполнительная и законодательная  власть должны осуществить рационализацию расходов бюджета, сократить неэффективные  государственные (муниципальные) обязательства  и расходы, создать действенную  систему управления государственными расходами.

Для этого необходимо провести работу, в частности, по следующим  направлениям.

1. Продолжить упорядочение  системы социальных льгот и  выплат, предусмотрев при этом  замену большинства категориальных  льгот адресными формами социальной поддержки населения, а также ликвидацию ведомственных льгот.

2. Необходимо создать  систему планирования и мониторинга  социально-экономической результативности  бюджетных расходов с помощью  качественных и количественных  индикаторов - как в отношении  бюджетов всех уровней, так  и в отношении конкретных бюджетополучателей.

3.Приоритетный  национальный проект «Здоровье»

 

Приоритетный национальный проект «Здоровье» реализуется с 2006 года. Он продолжил  глубокие преобразования в сфере здравоохранения, начатые  на территории  Ростовской области  в 2000 году.

 

Впервые за многие годы здравоохранение  Дона получило значительные государственные  вложения  в ресурсную базу и  укрепление медицинской составляющей охраны здоровья населения.

Врачи и средний медицинский  персонал, находящиеся на самых «горячих»  участках – поликлиническое  звено  здравоохранения, родовспоможение, скорая помощь, - получили существенную материальную поддержку. Заменены сотни единиц устаревшего  малоэффективного оборудования. Фактически возродилась система диспансеризации  населения. За три года реализации ПНП «Здоровье» из  средств федерального бюджета на внедрение программ  получено около 6  миллиардов рублей, из областного – более 1,5 миллиардов.

Поставленное в рамках национального проекта диагностическое  оборудование - 1759 единиц - позволило  значительно укрепить ресурсную  базу лечебно-профилактических учреждений, улучшить качество оказания первичной  медико-санитарной помощи, снизить  ожидание проведения плановых диагностических процедур с 4-7 дней в 2005 году до 1 - 2 дней в 2008 году.

В рамках приоритетного национального  проекта «Здоровье» в область  поступило 383 единицы автомобильного транспорта. С  2001 года за счет областного бюджета было закуплено свыше 1100 автомобилей «скорой помощи». Благодаря  общим усилиям на 80 процентов  обновлен и значительно увеличен парк санитарных автомобилей, что позволило  сделать скорую помощь действительно  скорой и практически свести до минимума жалобы населения на её работу.

 

В 2006-2008 гг. реализованы основные мероприятия национального проекта, в 2009 году он дополнен новыми направлениями, позволяющими улучшить состояние здравоохранения  и качество медицинской помощи, оказываемой  населению.

Основные цели национального  проекта в здравоохранении:

 

  1. укрепление здоровья населения России, снижение уровня заболеваемости, инвалидности, смертности.
  2. повышение доступности и качества медицинской помощи.
  3. укрепление первичного звена здравоохранения, создание условий для увеличения объема оказания медицинских услуг на догоспитальном этапе.
  4. развитие профилактической направленности здравоохранения.
  5. удовлетворение потребности населения в высокотехнологичных видах медицинской помощи.

 

Приоритетный национальный проект «Здоровье» реализуется в  Ростовской области по следующим  основным направлениям:

 

1.   Развитие  первичной медицинской помощи.

-Обеспечение медицинских учреждений области медицинским оборудованием. В амбулаторно-поликлинические учреждения Ростовской области поступило 1759 ед. диагностического оборудования на сумму  1,083 млн. руб.

Программа выполнена и  закрыта.

-Обеспечение медицинских учреждений области санитарным автотранспортом. Получено   383 единицы санитарного автотранспорта на сумму 272,5 млн. руб.

Программа выполнена и  закрыта.

 

-Подготовка и переподготовка врачей общей (семейной) практики, врачей-терапевтов участковых и врачей-педиатров участковых. В рамках мероприятий приоритетного национального проекта за три года прошли переподготовку 509 врачей первичного звена. В 2008 году на базе ГОУ ВПО «РостГМУ» прошли подготовку 213 врачей первичного звена, в том числе: терапевты участковые – 113 чел., педиатры участковые - 70 чел. и переподготовку врачи общей (семейной) практики в количестве 30 человек. В рамках мероприятий приоритетного национального проекта в 2009 году на базе ГОУ ВПО «РостГМУ»  произвесли переподготовку и повышение квалификации  70  врачей первичного звена.

Информация о работе Расходы на здровоохранение,изменение порядка их планирования и финансирования в современных условиях