Расходы на здровоохранение,изменение порядка их планирования и финансирования в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 20:22, курсовая работа

Описание работы

В последние годы происходит ухудшение состояния здоровья населения. За последние годы общая смертность населения в Российской Федерации значительно возросла, и сейчас она в 1,5 раза выше, чем в развитых странах, в основном за счет крайне высоких показателей смертности от болезней системы кровообращения, несчастных случаев, отравлений, травм и онкологических заболеваний. Младенческая смертность в 2-3 раза выше, чем в развитых странах, что в значительной мере обусловлено многочисленными осложнениями беременности, родов и перинатальной патологией.

Содержание

Роль и значение здравоохранения в условиях рыночной системы
Источники финансирования здравоохранения
Приоритетный национальный проект «Здоровье»

Работа содержит 1 файл

вся курсовая.docx

— 98.96 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

    1. Роль и значение здравоохранения в условиях рыночной системы
    2. Источники финансирования здравоохранения
    3. Приоритетный национальный проект «Здоровье»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Роль и значение  здравоохранения в условиях рыночной  системы

 

Здравоохранение – важнейшая социальная сфера общества. От ее состояния  зависит не только здоровье, но зачастую и жизнь человека /1/.

Согласно статьи 41 Конституции Российской Федерации /2/ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

В последние годы происходит ухудшение состояния здоровья населения. За последние годы общая смертность населения в Российской Федерации  значительно возросла, и сейчас она  в 1,5 раза выше, чем в развитых странах, в основном за счет крайне высоких  показателей смертности от болезней системы кровообращения, несчастных случаев, отравлений, травм и онкологических заболеваний. Младенческая смертность в 2-3 раза выше, чем в развитых странах, что в значительной мере обусловлено  многочисленными осложнениями беременности, родов и перинатальной патологией. В России более половины населения  проживает в крайне неблагоприятной  экологической обстановке, связанной  с загрязнением окружающей среды  выбросами промышленных предприятий  и автомобильного транспорта, пользуется недоброкачественной питьевой водой. Отмечается рост профессиональной заболеваемости, связанной с неудовлетворительными  условиями труда и плохой информированностью работников и работодателей о  правах и обязанностях каждого из них, санитарно - гигиенических нормах и правилах/3/. Здоровье- показатель национального престижа, стабилизирующий  фактор доверия ко всем ветвям власти, органам управления и политико- экономической системе в целом. В здоровье не только благополучие индивидуума и семьи. Здоровье- необходимое условие высокого трудового потенциала, показатель уровня культуры, наиболее яркий критерий эффективности государственного управления. Результаты медицинской деятельности приносят огромный положительный экономический эффект. Сегодня позиция признания здоровья как высшего национального приоритета государства находит не только правильное понимание, но и твердую поддержку руководства России. В Плане действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2008-2009 годы безусловным приоритетом в области социальной политики являются инвестиции в человека . В связи с этим одной из одной из стратегических задач в области социальной политики является охрана и укрепление здоровья населения /4/.

Концепцией развития здравоохранения  и медицинской науки в Российской Федерации разработаны основные направления развития системы здравоохранения /3/, которые представлены на рисунке 1.1

 


 



 



 





 



 

Рисунок 1.1 - Основные направления  развития системы здравоохранения

Перевод здравоохранения  на рыночные отношения ставит проблему толкования медицинской услуги как  товара.

Здесь ничего не меняет тот  факт, что финансирование здравоохранения  осуществляется в основном за счет государственного бюджета и государственного внебюджетного фонда обязательного  медицинского страхования. Фактически это означает лишь то, что государство  закупает продукцию отрасли здравоохранения  – услуги и распределяет между  населением /1/.

 Медицинские учреждения  необходимо рассматривать как  услугопроизводящие предприятия.

Услуги здравоохранения  имеют некоторые экономические  особенности в сравнении с  другими видами услуг. Эти особенности  ограничивают действие рыночных законов  в здравоохранении.

Особенности медицинской  услуги представлены на рисунке 2.1


 


 


 

 

 

 


 

 

 

Рисунок 2.1 - Особенности  медицинской услуги

 

И в зависимости от того, чему отдается предпочтение –экономической эффективности или социальной справедливости, во многом определяется модель, тип финансирования и хозяйствования в здравоохранении /5/.

В финансировании и управлении здравоохранением существует большое  число проблем, требующих решения. Размеры финансирования здравоохранения из бюджетов всех уровней и за счет средств обязательного медицинского страхования не обеспечивают население бесплатными медицинскими услугами, не создана конкуренция на рынке медицинских услуг, не изменена система оплаты медицинских работников, не преодолена разобщенность действий структур, ответственных за здоровье населения, не соответствует современным требованиям материально-техническая база медицинских учреждений /6/.  Вместе с тем имеющиеся финансовые и материальные ресурсы используются неэффективно, усиливаются диспропорции в предоставлении медицинской помощи. В отрасли растет социальная напряженность. Все более широкое распространение получает теневая сторона оплаты медицинских услуг/3/. Новые социально-экономические условия, обусловленные рыночными отношениями, требуют реформирования и системы здравоохранения.

В рамках проекта ТАСИС  «Реформа финансирования здравоохранения» разработаны важнейшие направления  реформирования системы финансирования здравоохранения Российской Федерации в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе, которые включают в себя следующие модули, представленные на рисунке 3.1/7/ Система здравоохранения является стратегической отраслью народного хозяйства, обеспечивая воспроизводство населения, социальные гарантии, здоровье граждан /8/.

В связи с переходом на принципы рыночной экономики в здравоохранении  встал вопрос о внедрении финансового  менеджмента, предполагающего оптимизацию ресурсного потенциала. Основная задача финансового менеджмента –создание финансовой устойчивости как системы в целом, так и отдельных ее элементов, что требует знания и соблюдения основных принципов финансового менеджмента- планирования, управления финансирования и контроля/9/.


 




 



 



 



 



 



 





 

Рисунок 3.1 - Реформа финансирования здравоохранения

 

2. Источники финансирования  здравоохранения

Самой большой проблемой  здравоохранения в современных  условиях является - финансирование. Основной сложностью является не расчет потребности  в финансировании, а нахождение средств  на существование и умение просуществовать  на выделенные средства. В современной  России сложилась бюджетно-страховая  система финансирования здравоохранения.

К источникам финансирования относятся:

1. Средства федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, местного самоуправления;

2. Средства обязательного медицинского страхования (далее ОМС);

3. Средства добровольного медицинского страхования (далее ДМС);

4. Средства предприятий;

5. Средства населения за оказанные медицинские услуги;

6. Благотворительная помощь

Источники финансирования учреждений здравоохранения представлены на рисунке 1.2

 

 

 

 




 

 

 

Рисунок 1.2 - Источники финансирования учреждений здравоохранения

 

Все источники финансовых средств разделяются и должны регулироваться соответствующими нормативными актами и положениями.

Правительство Российской Федерации, субъекты Федерации, местная администрация  определяют порядок формирования и  использования денежных средств.

Модель финансовых потоков  в здравоохранении можно представить  в соответствии с рисунком 2.2.







 


 





 

 

Рисунок 2.2 - Модель финансовых потоков  учреждения здравоохранения

 

 Бюджетное финансирование в  здравоохранении представляет собой  основной источник средств некоммерческой  медицинской деятельности, осуществляется  государством или иным собственником  учреждения здравоохранения на  основании сметы расходов /13/.

Динамика расходов федерального бюджета на здравоохранение и  физическую культуру в 2007 –2009 годах представлена в таблице 1.2 и на рисунке 2.3/14,15,16/.

Для расчетов, приведенных  в таблице, использовались показатели валового внутреннего продукта (далее  ВВП), который в 2007 году составил 9040,8 млрд рублей, в 2008 году – 10950,0 млрд рублей, а в 2009 году составляет 13050, 0 млрд рублей.

 

Таблица 1.2 – Динамика расходов федерального бюджета на здравоохранение  и физическую культуру за 2006-2008 годы

 

 

Раздел федерального бюджета

 2007 год

 2008 год

 2009 год

млн рублей

 В процентах

млн рублей

 В процентах

Млн рублей

 В процентах

Фактически исполнено

 ВВП

Удельный вес

Ожидаемое исполнение

 ВВП

Удельный вес

Утверждено законом

 ВВП

Удельный вес

Расходы , всего

В том числе:

1321903

14,6

100

2106031

19,2

100

2345641

17,9

100

Здравоохранение и физическая культура

23085,1

0,26

1,7

31469,8

0,29

1,5

39344,8

0,3

1,7


 

Рисунок 2.3 - Динамика расходов на федерального бюджета на здравоохранение и физическую культуру за 2007-2009 годы

Как видно из таблицы 1.2 расходы  на здравоохранение в Российской Федерации, выраженные в процентах  к валовому внутреннему продукту, очень низкие и в течение трех лет остаются на одном уровне.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рекомендует на охрану здоровья населения расходовать не менее 6-6,5 % от валового внутреннего продукта . Развитые страны Западной Европы , Япония расходуют на цели здравоохранения 8-10 % валового внутреннего продукта, а Соединенные Штаты Америки – свыше 13% ВВП. Расходы на здравоохранение в США в несколько раз превышают соответствующие расходы на оборону страны/10/.

 Данные приведены в  таблице 2.2 и на рисунке 2.4

Таблица 2.2 - Общие расходы  на здравоохранение к ВВП в  зарубежных странах в 2007-2009 годах В процентах

 Страна

2007

2008

2009

 США

12,9

13,0

13,0

 Германия

10,6

10,7

10,6

 Франция

9,3

9,4

9,5

 Великобритания

6,8

7,1

7,3

 Чехия

7,1

7,2

7,2

 Венгрия

6,9

6,8

6,8


 

Рисунок 2.4 – Расходы на здравоохранение  в развитых странах и России в 2008 году

Из приведенных данных видно, что общие расходы на здравоохранение  в процентах к ВВП в развитых странах и даже в странах с  переходной экономикой значительно  выше, чем в Российской Федерации.

Проектом Федерального закона «О здравоохранении в Российской Федерации», который был принят в  первом чтении еще в 1999 году, предусматриваются  расходы на здравоохранении в  размере не менее 5% от ВВП. Вероятно, в связи с тем, что нет реальной финансовой базы для исполнения этого  закона, он не принят до сих пор, хотя основополагающие законодательные  акты в области здравоохранения  уже не отражают реалий современной  действительности.

Информация о работе Расходы на здровоохранение,изменение порядка их планирования и финансирования в современных условиях