Пути совершенствования по развитию экологического страхования в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 12:22, курсовая работа

Описание работы

"Экологическое страхование" декларируется в Федеральном законе "Об охране окружающей среды" в качестве одного из способов экономического регулирования отношений в области охраны окружающей среды Однако содержание данной категории в законодательстве не раскрывается, что диктует необходимость специального научного исследования в данной области.

Работа содержит 1 файл

1глава..doc

— 282.00 Кб (Скачать)
 

    Страховые премии увеличились на 0,22 млрд руб  с 2006 по 2007 гг., за период с 2007 по 2008 г  премии увеличились на 0,08 млрд руб, за период с 2008 по 2009 г премии увеличились на 0,28 млрд руб. Страховые выплаты то увеличивались, то уменьшались: за период с  2006 по 2007 год выплаты возросли на 0,04 млрд руб, за период с 2007 по 2008 г – увеличились на 0,08 млрд руб, за период с 2008 по 2009 год уменьшились на 0,12 млрд руб.

    Среднегодовой темп роста страховых премий составил 107,25%, среднегодовой темп роста страховых  выплат равен 107,5%.  Таким образом, рост премий ненамного превышает  рост страховых выплат. За четыре года страховые премии увеличились на 31,35%, а страховые выплаты остались на прежнем уровне. Следовательно, рынок страхования гражданской ответственности предприятий постепенно растет и увеличивается. В течение четырех лет наблюдались колебания размера страховых выплат от 0,13 млрд руб в 2006 году и в 2009 году до максимального размера 0,25 млрд руб в 2008 году. Такие резкие колебания страховых выплат свидетельствует о катастрофической природе данного вида страхования, поскольку большие выплаты были связаны с серьезными авариями на предприятиях – источниках повышенной опасности в РФ.

    Важным  показателем для оценки состояния  любого вида страхования, в том числе  и страхования ГО предприятий-источников повышенной опасности служит показатель уровня страховых выплат.

Таблица  7 – Уровень выплат и изменение  уровня выплат за 2006-2009 гг.

Годы страх премии страх выплаты уровень выплат, % Темп  роста, %
2006 1,85 0,13 7,0% 100,0%
2007 2,07 0,17 8,2% 116,9%
2008 2,15 0,25 11,6% 141,6%
2009 2,43 0,13 5,3% 46,0%

    В таблице 7 представлен анализ изменения  уровня страховых выплат в динамике за 2006 по 2009 гг. Уровень страховых  выплат очень низкий и находится  в среднем на уровне 8,025%, что говорит  о высокой прибыльности операций страхования. Тем не менее, учитывая катастрофичность данного вида страхования, такое вполне может складываться достаточно долго, так как страховщик накапливает страховые резервы для будущих возможных страховых выплат.  

              

        Рисунок  2 – Динамика уровня страховых выплат, % 

    Подводя итоги, следует отметить огромную важность в проведении экологического страхования, которое материально способствует возмещению и компенсации ущерба, причиненного в результате бытового и промышленного воздействия  на окружающую природную среду. В России очень слабо развито экологическое страхование, проводимое фактически только как обязательное страхование гражданской ответственности предприятий-источников повышенной опасности, отсутствует подробная страховая статистика по аварийности предприятий и ущербам. Многие случаи причинения вреда скрываются и не предаются огласке общественности. Наличие минимального страхового покрытия не компенсирует весь ущерб, а лишь его малую долю [12].  
 
 

    3. Пути совершенствования  по развитию экологического        страхования в России 

     

    Основными причинами, тормозящими развитие экологического страхования, являются: с одной стороны,  недостаточная методологическая разработка сущности и видов экологического страхования, с другой стороны, отсутствие целостной государственной природоохранной политики, в которой экологическое страхование смогло бы занять свое адекватное место и стать объективно необходимым и эффективным экономическим инструментом. 

    В этом году рабочей группой по разработке законопроекта об экологическом  страховании в Российской Федерации  под руководством Комитета по науке, культуре, образованию, здравоохранению  и экологии Совета Федерации были предложены новые подходы к созданию системы экологического страхования в стране.

    Экологическое страхование в соответствии с  Федеральным Законом «Об охране окружающей среды» предусмотренное ст. 18,  осуществляется в целях защиты имущественных интересов юридических и физических лиц на случай наступления событий, имеющих неблагоприятные последствия для природной среды и вызванных негативным воздействием хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера. Для возмещения и компенсации должны подлежать следующие ситуации, вызванные климатическими или техногенными ситуациями :

            -ущерб, нанесённый элементам  окружающей природной среды; 

            -вред, причиненный здоровью физических  лиц и имуществу юридических  лиц в результате негативного воздействия на окружающую среду техногенных аварий и катастроф,

            -стихийных бедствий.

    В России экологическое страхование  почти не осуществляется, но Правительство  РФ решает этот вопрос из года в год.  Ими были введены ряд нормативных  актов по  экологическому страхованию , которые осуществляются, в первую очередь Гражданским кодексом РФ (ГК РФ),особенно этому посвящена глава 48 ГК РФ.

    Возмещение  вреда окружающей природной среде  является лишь одной из составных  частей страхования гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты и источники повышенной опасности, и страхования гражданской ответственности судовладельцев. При этом из года в год в России растёт число случаев и объём причиняемого природе вреда в результате наступления различных техногенных аварий и катастроф –  такой вред способен покрываться страхованием в основном экологическим, поскольку речь идёт именно о реализации случайных неблагоприятных событий.

    С другой стороны,

               -по ряду причин, в том числе из-за несовершенства действующего законодательства, вред, причинённый природе при наступлении экологических рисков в результате аварий, возмещается в крайне незначительных объёмах, что не позволяет полностью компенсировать причинённый ущерб и обеспечить восстановление поврежденных и уничтоженных природных объектов;

                -спрос на защиту имущественных  интересов собственников природных  объектов, а также интересов граждан  России в сохранении и приумножении  природного богатства и разнообразия не может быть удовлетворен по той причине, что в совокупном предложении страховых услуг на российском страховом рынке не присутствуют соответствующие страховые продукты;

                -здоровье граждан России на  протяжении последних 3-4 года  в целом ухудшается за счёт равномерно-нарастающего загрязнения атмосферы, лесного покрова, водных ресурсов в результате негативного влияния выхлопов автомобильного транспорта,

    промышленной  среды, сельскохозяйственными, коммунальными  и прочими предприятиями, при этом подвержено дополнительным незастрахованным в рамках ОМС рискам, которые неминуемо сопровождают любую аварию или катастрофу с экологическими последствиями.

    Таким образом, по мнению ряда авторитетных специалистов, экологическая обстановка в Российской Федерации подходит к критической точке такого направления развития, дальнейшее движение по которому приведёт к замедлению темпов экономического роста, а в долгосрочной перспективе – и к макроэкономическому кризису. Поэтому страхование как один из способов компенсации вреда, причинённого в результате реализации риска, а значит – защиты имущественных интересов, необходимо активно использовать для того, чтобы переломить негативные тенденции и добиться в конечном итоге стабилизации и улучшения экологической ситуации в нашей стране.

    Для решение данной проблемы по экологическому страхованию, которая весьма значительна  и актуальна на данное время , с  таким предложением по экологическому страхованию выступает ООО НВК  СИ, которое  предлагает более современное  понятия «экологическое страхование» и выделяет в его рамках следующие виды страхования, соответствующие направлениям оказания услуг:

  1. Страхование гражданской ответственности за вред, причиненный природным компонентам, а также третьим лицам в результате реализации экологического риска.
  2. Страхование договорной ответственности природопользователей (водопользователей, недропользователей, землепользователей, лесопользователей).
  3. Страхование финансовых рисков в части страхования затрат на восстановление природных объектов или природной среды (например, затрат на лесовосстановление, затрат на пожаротушение и др.);
  4. Страхование природных объектов (например, участков лесного фонда)
  5. Страхование физических и юридических лиц от катастрофических рисков природного и техногенного характера.
 

    Таким образом, экологическое страхование  – это сложная система видов  страхования в сфере природопользования и охраны окружающей среды. 

    В рамках описанной выше системы экологического страхования НВК СИ готово предложить следующие услуги:

    - для органов государственной власти всех уровней:

    - проведение научно-исследовательских  работ и разработок в области  экологического страхования на  федеральном, региональном или  местном уровне, в том числе: 

    1) подготовка нормативно-правовых  документов, включая законопроекты и финансово-экономические обоснования к ним, методик и регламентов, определяющих порядок практического применения, осуществления и сопровождения экологического страхования,

    2) организация и выработка условий  взаимодействия государственных структур с участниками отношений в области экологического страхования;

    3) разработка методик оценки ущерба, нанесенного окружающей природной  среде, а также программного  обеспечения, позволяющего автоматически  рассчитывать такой ущерб. 

          - перевод  и анализ зарубежных законодательных актов в области экологии и экологического страхования, анализ возможности их использования в российском праве;

      -  разработка специальных программ  развития экологического страхования  и его отдельных видов в  Российской Федерации и на уровне субъектов (например, страхование лесов от пожаров, накопительное страхование расходов на проведение консервации и ликвидации последствий добычи природных ископаемых, страхование договорной ответственности пользователей природными ресурсами и т.д.);

    -    разработка перечня предупредительных  мероприятий для отраслей промышленности, направленных на снижение вероятности  реализации экологических рисков;

    - разработка концепций и программ  использования других инструментов  финансовых гарантий в области природопользования и охраны окружающей среды;

    - разработка механизмов и инструментов  для реализации стратегии устойчивого  развития страны;

    -  разработка стратегии устойчивого  развития России в части охраны  окружающей среды и рационального  природопользования.

           4) для страховых компаний и  их объединений рекомендуется: 

Информация о работе Пути совершенствования по развитию экологического страхования в России