Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 12:22, курсовая работа
"Экологическое страхование" декларируется в Федеральном законе "Об охране окружающей среды" в качестве одного из способов экономического регулирования отношений в области охраны окружающей среды Однако содержание данной категории в законодательстве не раскрывается, что диктует необходимость специального научного исследования в данной области.
Страховые
платежи уплачиваются страхователем
по тарифным ставкам, устанавливаемых
в процентах годового оборота
предприятия. При определении размера
тарифных ставок помимо оборота предприятия
учитывается отрасль
Так же выплачивается и страховое возмещение при причинении вреда физическим или юридическим лицам в размерах, предусмотренных гражданским законодательством, и определяется в результате рассмотрения дел в судебном или другом законом порядке. Страховое возмещение включает в себя компенсацию ущерба, такого как вызванного повреждением или гибелью имущества; расходы по очистки территории; расходы, необходимые для спасения жизни и имущества застрахованного лица; расходы, связанные с предварительным расследованием и т.д.
Размер ущерба, вызванного загрязнением окружающей среды, может составлять громадные суммы. Отсюда вытекает необходимость установления предельных размеров ответственности страховщиков при страховании экологических рисков. Убытки же сверх лимита должны в этом случае покрываться за счет средств предприятий или их объединений, резервных фондов государства и т.д.Страхование экологической ответственности допускает возможность частично переложить возмещение ущерба на самих страхователей путем установления лимита ответственности или введения франшизы.
Франшиза – это установленная договором доля участия страхователя в возмещении ущерба. Как правило, она устанавливается в определенной денежной сумме [ 5].
Возможны
случаи, когда загрязнение может
проявиться через много лет. Через
столько же значительный промежуток
времени выявятся новые обстоятельства,
существенно увеличивающие
Принципиальным является вопрос о форме проявления страхования ответственности на случай нанесения ущерба или несчастного случая. Наибольшая эффективность достигается при обязательном страховании. Обусловлено это тем, здесь выступает потерпевший, которому в этом случае гарантировано возмещение ущерба. С другой стороны, использование, наряду с обязательным, добровольного страхования в значительной степени расширяет права хозяйствующих субъектов: они вправе решать, каким образом оградить себя от возможных финансовых затруднений.
Можно было бы заимствовать зарубежный опыт, в соответствии, с которым хозяйствующий субъект для получения лицензии на этот или иной вид деятельности, сопряженной с потенциальной опасностью для здоровья и имущества третьих лиц (например, при эксплуатации атомных реакторов), обязан предоставить финансовую гарантию возможного ущерба третьим лицам в пределах заранее обусловленной суммы. В западных странах собственники потенциально опасных объектов отчисляют обычно 80…85% средств, составляющих взносы в экологическое страхование, остальная доля формируется за счет государственного бюджета. Часть средств от прибыли страховщика используется на производство природоохранной продукции и на проведение работ по защите окружающей природной среды. Это привлекательно для рынка, поскольку прибыль экологического страховщика зависит от качества природной среды, а оно в свою очередь зависти от превентивных природоохранных мероприятий.
В
настоящее время бюджет Российской
Федерации не позволяет в полной
мере обеспечить фонды и резервы
финансовыми ресурсами. Система
внебюджетных экологических фондов
в России начала создаваться в 1991-1995
гг. Внебюджетные фонды дополняют
бюджетные средства и средства предприятий-
Приступая
к анализу непосредственно
Рекорд по загрязнению суши принадлежит России. С февраля по октябрь 1994 года в тундре в республике Коми был прорван нефтепровод. По разным оценкам количество разлитой нефти варьируется от 60 тыч до 280 тыс. т. Нефтяное пятно растянулось на 18 км. В ноябре 1986 года на Сандозском химическом заводе, расположенном в швейцарском городе Базеле, случился пожар. В результате 30 т химических удобрений попали в Рейн, став причиной смерти 500 тысяч рыб, а также водоплавающих птиц и других животных.
24 марта 1989 года нефтяной танкер «Экссон Вальдес» сел на мель в заливе Принс-Уильям на Аляске. Произошел разлив более 30 тыс т нефти, нефтяное пятно растянулось вдоль побережья на 2400 км.
Наибольшее количество жертв принес выброс в атмосферу, случившийся 3 декабря 1984 года в Индии. На производящем пестициды заводе в городе Бхопале произошел выброс в атмосферу облака ядовитых метилизоцианатов. В результате погибло более 6300 человек.
26 апреля 1986 года на четвертом энергоблоке Чернобыльской АЭС случилась авария, из-за которой оказалась загрязнена территория в 28200 кв. км.
29
сентября 1957 года на предприятии
по переработке отработанного
ядерного топлива «Маяк», расположенном
в закрытом городе «Челябинск-
В 2008 году на опасных производственных объектах зафиксированы минимальные показатели аварийности и травматизма за период с 1995 года.
Произошло 168 аварий (в 2007 году – 207 аварий; снижение на 18,8%).
По направлению государственного энергетического надзора проведено 166 185 обследований состояния безопасности электрических и тепловых установок и сетей, а также 32 585 мероприятий по контролю за прохождением осенне-зимнего периода.
Выявлено более 1 453 000 нарушений обязательных требований нормативных документов, правил устройства и безопасной эксплуатации электрических и тепловых установок и сетей. Подвергнуто штрафным санкциям 56 710 юридических и должностных лиц, общая сумма взысканных штрафов составила более 103 миллионов рублей.
В 2008 году территориальными органами Ростехнадзора проведено 1 934 проверки технического состояния и безопасности эксплуатации гидротехнических сооружений в поднадзорных организациях. Выявлено и предписано к устранению 8 562 нарушения проекта эксплуатации и правил безопасности. Привлечено к административной ответственности 425 должностных лиц. Общая сумма штрафов составила 2 258 тысяч рублей.
Были
приняты под надзор более 35 тысяч
гидротехнических сооружений, надзор
за которыми ранее осуществлял
В 2008 году осуществлялся государственный строительный надзор за строительством 12 объектов капитального строительства в соответствии с Программой строительства Олимпийских объектов и развития г. Сочи как горноклиматического курорта. Проведено 29 проверок. К нарушителям применены административные взыскания в виде административных штрафов на общую сумму 1 млн. 735 тыс. руб., которые взысканы в полном объеме.
В рамках государственного строительного надзора объектов инфраструктуры саммита АТЭС, в соответствии с подпрограммой "Развитие г. Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе" федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года", было проведено 29 проверок, выявлено 243 нарушения, 166 нарушений устранено, 77 нарушений находятся под контролем на устранение.
По данным Федерального казначейства, общая сумма платы за негативное воздействие на окружающую среду по всем уровням бюджетной системы в 2008 году составила 19 миллиардов 67 миллионов рублей при плане около 14 миллиардов рублей [11].
За период с 2006 по 2009 годы страховщики России собрали по всем видам страхования 827 млрд руб. При этом собранная страховая премия по годам составила следующие суммы :
В 2006 году – 602,1 млр руб
В 2007 году – 776 млрд руб
В 2008 году – 952 млрд руб
В 2009 году – 977,89 млрд руб.
Проанализируем,
как развивалось на протяжении этих
четырех лет экологическое
В
таблице 1 представлены данные по страхованию
гражданской ответственности
Таблица
1 – Страховые премии и выплаты
за период с 2006 по 2009 гг.
вид страхования | 2009 год | 2008 год | 2007 год | 2006 год | ||||
страх премия (млрд руб) | страх выплаты (млрд руб) | страх премия (млрд руб) | страх выплаты (млрд руб) | страх премия (млрд руб) | страх выплаты (млрд руб) | страх премия (млрд руб) | страх выплаты (млрд руб) | |
страхование ГО влад ТС | 3,92 | 0,63 | 2,89 | 0,58 | 2,65 | 0,45 | 2,32 | 0,43 |
страх ГО влад жд транспорта | 0,001 | 0 | 0,0008 | 0 | 0,0005 | 0 | 0,00074 | 0,0005 |
страх ГО влад возд тр-та | 2,54 | 0,55 | 2,14 | 0,68 | 2,01 | 0,7 | 1,89 | 0,34 |
страх ГО влад водн тр-та | 1,45 | 0,62 | 1,43 | 0,59 | 1,44 | 0,55 | 1,58 | 0,84 |
страх ГО пред-источ пов оп | 2,43 | 0,13 | 2,15 | 0,25 | 2,07 | 0,17 | 1,85 | 0,13 |
страх ГО за неисполнение обязательств | 4,34 | 0,12 | 2,28 | 0,08 | 2,02 | 0,05 | 1,5 | 0,04 |
страх иных видов отв-сти | 11,35 | 0,94 | 8,45 | 0,88 | 5,26 | 0,25 | 5,28 | 0,03 |
Итого по ответственности | 26,031 | 2,99 | 19,341 | 3,06 | 15,4505 | 2,17 | 14,42074 | 1,8105 |
всего по всем видам страхования | 977,89 | 734,62 | 952 | 625,5 | 776 | 481,9 | 602,1 | 345,2 |
Информация о работе Пути совершенствования по развитию экологического страхования в России