Проблемы и задачи государственного регулирования страховой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 19:10, контрольная работа

Описание работы

В данной контрольной работе мною поставлена цель охарактеризовать страховую деятельность как предмет правового регулирования со стороны государства.
Для достижения поставленной цели намечено ряд задач, среди которых :
- дать понятие страховой деятельности;
- понять какое место занимает государство в страховой системе и его роль;
- рассмотреть проблемы и задачи государственного регулирования страховой деятельности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...………3
Теоретическая часть…………………………………………………………..…..5
Глава 1. Место и роль государства в страховой системе…………...…………5
1.1. История государственного регулирования страховой деятельности в России …... ……………………………....……………………………..………....5
1.2. Закон как основа функционирования страховых организаций …………..9
Глава 2. Проблемы и задачи государственного регулирования страховой деятельности…………………………………………………………………......14
2.1. Основные направления развития государственного регулирования страховой деятельности в России ………………………………………...……14
2.2. Законодательные пути повышения эффективности деятельности страховых организаций …………………………………………………………21
Практическая часть……………………………………………………………...26
Решение задач……………………………………………………...…………….26
Заключение…………………………………………………………………….…30 Список использованной литературы………………………………..………….33

Работа содержит 1 файл

контр страхование по элекмой.doc

— 160.50 Кб (Скачать)

     - организация и защита добросовестной  конкуренции на страховом рынке;

     - создание инфраструктуры страхового рынка и системы подготовки кадров в области страхования;

     - регулирование деятельности зарубежных  страховщиков и страховщиков  с преобладающей долей иностранного  капитала на отечественном страховом  рынке;

     - проведение налоговой политики, способствующей формированию цивилизованного рынка страховых услуг;

     - создание благоприятных условий  для инвестирования страховщиками  своих резервов и других средств.

     Страховое законодательство является фундаментом  для строительства страхового рынка  в стране. Оно должно определять общие принципы организации страховой деятельности, порядок осуществления страховых операций, требования к субъектам страховой деятельности, формы организации государственного регулирования в страховании и т.п. В нашей стране в настоящее время создана довольно солидная правовая база, включающая в себя законы и подзаконные акты и позволяющая функционировать страховому рынку. В то же время данную работу нельзя считать завершенной.

     Одной из важнейших задач, направленных на развитие страхования в стране, является создание платежеспособного спроса населения на страховые услуги. Данная задача должна решаться, с одной стороны, путем формирования потребности у населения в организации своей страховой защиты с помощью страхования, а с другой - повышением уровня жизни, что будет способствовать созданию условий для удовлетворения данной потребности.

     Если  на первом этапе формирования в нашей  стране страхового рынка основное внимание надзора сосредоточено было на организации  системы допуска к этому виду деятельности, то в настоящее время все большее внимание следует уделять анализу финансового состояния уже функционирующих страховщиков, соблюдению ими законодательства и других правовых норм с тем, чтобы своевременно реагировать на возможные сбои в их работе. Это будет способствовать повышению устойчивости отечественной страховой системы и росту авторитета страховщиков в глазах потенциальных потребителей страховых услуг.

     Для решения данной задачи необходимо, в частности, расширить объем  полномочий органа государственного страхового надзора в сфере контроля за финансовой деятельностью страховых организаций и возможности применения мер воздействия к страховщикам, чья платежеспособность вызывает сомнения, а также разработать процедуры финансового оздоровления страховщиков в случаях, когда возникает угроза невыполнения ими своих страховых обязательств.

     Система государственного страхового надзора  должна быть дополнена системой гарантий выполнения страховщиками своих  обязательств по договорам страхования.

     Для создания данной защиты необходимо:

     - внести изменение в Федеральный  закон «О несостоятельности (банкротстве)»  или принять специальный закон,  регламентирующий особый порядок  признания несостоятельными страховые  организации при их банкротстве.  В частности, должен быть установлен особый порядок очередности удовлетворения требований кредиторов страховой организации, при котором в первую очередь удовлетворялись бы требования страхователей и выгодоприобретателей по договорам страхования;

     - создать за счет отчислений  от премий страховых организаций специальный резервный фонд на случай их банкротства, из которого могли бы осуществляться страховые выплаты по договорам, заключенным по наиболее социально значимым видам страхования (например, по страхованию жилья, домашнего имущества, на случай смерти, страхованию пенсий, некоторым видам страхования гражданской ответственности и т.п.).

Одной из важных задач государства является обеспечение равных возможностей для  предоставления страховых услуг  всем участникам рынка, недопущение  монополизации страховой деятельности. Для решения данной задачи целесообразно:

     - организовать государственный контроль  за фактами проявления монополизма  на отдельных сегментах страхового  рынка;

     - своевременно пресекать злоупотребления  страховыми организациями своим доминирующим положением;

     - не допускать действий органов  власти, направленных на ограничение  конкуренции на федеральном и  региональном страховых рынках;

     - ограничить возможности монополизации  страховой деятельности в отдельных  отраслях экономики путем проведения страхования в отраслевых страховых организациях.

     Особую  актуальность в настоящее время  приобретают проблемы искусственного ограничения конкуренции в результате действий органов власти в отдельных  регионах или государственных ведомств при проведении страховых операций. В связи с этим задача государственных органов должна состоять в том, чтобы не допускать создания привилегированного положения для отдельных страховых организаций при проведении страховых операций в каких-либо регионах или в отношении каких-либо государственных или иных программ, осуществлять на конкурсной основе отбор страховщиков для участия в реализации программ, проводимых с использованием государственных ресурсов.

     Одним из условий успешного развития страхования  в стране является наличие соответствующей инфраструктуры страхового рынка. Она должна включать в себя систему перестрахования, страховые пулы и другие объединения страховщиков, страховых посредников, сюрвейеров, аварийных комиссаров, аудиторов, актуариев, информационно-аналитические центры, рейтинговые агентства, организации по подготовке и переподготовке кадров и т.д. Задача государства в этой части должна состоять в организации и регламентировании деятельности данных структур.

     Особое  значение имеет развитие системы  перестрахования, использование которого в разумных масштабах позволяет страховщикам повышать свою финансовую устойчивость. В то же время чрезмерная передача рисков и перестрахование ограничивает развитие страховых организаций, делает страховщиков чересчур зависимыми от выполнения перестраховщиками страховых обязательств по договорам перестрахования, превращает страховщиков в страховых посредников. Кроме того, не обусловленное необходимостью заключение договоров перестрахования с зарубежными перестраховщиками приводит к оттоку средств за рубеж и даже является одним из каналов вывоза капитала.

     В частности, дополнительно к мерам, предусмотренным Правилам размещения страховщиками страховых резервов, целесообразно было бы, по мнению некоторых  ученых, регламентировать минимальное собственное удержание страховщика по отдельным договорам страхования, а также ввести определенные ограничения по перестрахованию за рубежом договоров по отдельным видам страховой деятельности.

     Кроме того, следует осуществлять меры, направленные на повышение гарантии исполнения иностранными перестраховщиками своих обязательств:

     - установление минимального размера  капитала для иностранных перестраховщиков, с которыми российские цеденты  имеют право заключать договоры  перестрахования;

     - проверка финансового состояния перестраховщиков по методике, разработанной органом государственного страхового надзора, и предоставление права последнему давать страховщикам предписания об ограничении доли рисков, перестраховываемых у организаций, в отношении платежеспособности которых имеются сомнения;

- обязательное  депонирование в российских компаниях-цедентах  определенной доли резервов по  передаваемым в перестрахование  рискам.

     Успешное  функционирование страховой системы  во многом зависит от квалификации специалистов, работающих в страховых организациях и в других структурах, связанных со страховым рынком. Задача государства в связи с этим состоит в установлении квалификационных требований к лицам, занимающим ключевые позиции на страховом рынке, в организации их аттестации, в создании системы подготовки и переподготовки специалистов в области страхования, в разработке и утверждении программ их обучения.

В ближайшее  время вряд ли целесообразно вносить  существенные изменения в сформированную в стране систему допуска иностранного капитала на отечественный страховой рынок. При этом следует отметить, что сейчас страховые организации с иностранным участием не играют у нас заметной роли.  

     2.2. Законодательные  пути повышения  эффективности деятельности  страховых организаций.

     Значительное  влияние на уровень развития страхования  в стране оказывает проводимая государством политика в области налогообложения  страховых операций. При проведении такой политики перед государством стоят две порой противоположные задачи: с одной стороны, получить по возможности больше доходов в государственный бюджет и в государственные внебюджетные фонды, а с другой - в необходимых случаях стимулировать физических и юридических лиц к заключению договоров страхования, или, по крайней мере, не делать для них страхование операцией, не выгодной в финансовом отношении. Поэтому государство вынуждено искать оптимальное решение одновременно этих двух задач.

     Политика  в области налогообложения включает в себя как налогообложение самих страховых организаций, так и учет при исчислении налогооблагаемой базы страховых взносов и страховых выплат, уплачиваемых или получаемых страхователями либо выгодоприобретателями.

     Режим налогообложения страховщиков должен быть построен таким образом, чтобы он был для них не жестче, чем для юридических лиц, занимающихся другими видами деятельности, с точки зрения как применяемых ставок налогообложения, так и расчета налогооблагаемой базы.

     Что касается налогообложения страховых операций для потребителя страховых услуг, то оно может предусматривать, с одной стороны, предоставление налоговых льгот лицам, уплачивающим страховые взносы (например, право вычитать из доходов, с которых рассчитывается величина налогов, сумму уплаченных страховых взносов), а с другой - уплату налогов с сумм внесенных страховых взносов или полученных страховых выплат. В связи с этим задача государства состоит в том, чтобы:

     - определить перечень видов страхования,  по которым страховые взносы исключались бы из налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль юридическими лицами и подоходного налога физическими лицами;

     - уточнить перечень видов страхования,  по которым заключаемые работодателями  в отношении своих работников  договоры давали бы право не включать страховые взносы в расчет сумм в государственные внебюджетные фонды;

     - уточнить порядок налогообложения  страховых выплат, получаемых страхователями  или иными выгодоприобретателями  в связи со страховыми случаями.

     По  мнению специалистов, в издержки производства должны включаться затраты предприятий и организаций на уплату страховых взносов по всем тем видам страхования, которые позволяют им обеспечить страховой защитой процесс осуществления хозяйственной деятельности. В то же время желательно предусматривать и определенные ограничения, не позволяющие использовать страхование для необоснованного увеличения издержек производства. Такие ограничения могут состоять в установлении предельных норм отнесения затрат, связанных со страхованием, на себестоимость, в установлении предельных размеров тарифных ставок, исходя из которых могут рассчитываться страховые взносы, относимые на себестоимость, в запрете относить на издержки производства страховые взносы, уплачиваемые по некоторым специально оговоренным видам страхования.

Вычеты  же из облагаемых подоходным налогом  доходов граждан целесообразно  предоставлять в отношении взносов, уплачиваемых по социально значимым видам страхования, таким как  страхование пенсий, жилья, медицинское  страхование.

     В то же время, определяя принципы налоговой политики, государство должно учитывать и то, что широкое развитие в стране получила практика заключения мнимых договоров страхования, которые имеют своей целью не организацию страховой защиты, а минимизацию выплат в бюджет и во внебюджетные фонды. Помимо прямого ущерба государству, выражающегося в снижении получаемой суммы налогов и взносов во внебюджетные фонды, такие схемы приводят к искажению роли страхования в общественном мнении и его дискредитации. В связи с этим важной задачей является разработка такой налоговой системы, которая делала бы невозможным или невыгодным использование страхования для этих целей.

Особенность деятельности страховых организаций  состоит в том, что они, помимо страховых операций, активно занимаются инвестиционной деятельностью, в полной мере неся инвестиционный риск. В связи с этим роль государства состоит в том, чтобы, с одной стороны, осуществлять регулированию инвестиционной деятельности страховщиков, а с другой - способствовать эффективному вложению страховыми организациями своих ресурсов.

Информация о работе Проблемы и задачи государственного регулирования страховой деятельности