Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 19:10, контрольная работа
В данной контрольной работе мною поставлена цель охарактеризовать страховую деятельность как предмет правового регулирования со стороны государства.
Для достижения поставленной цели намечено ряд задач, среди которых :
- дать понятие страховой деятельности;
- понять какое место занимает государство в страховой системе и его роль;
- рассмотреть проблемы и задачи государственного регулирования страховой деятельности.
Введение…………………………………………………………………...………3
Теоретическая часть…………………………………………………………..…..5
Глава 1. Место и роль государства в страховой системе…………...…………5
1.1. История государственного регулирования страховой деятельности в России …... ……………………………....……………………………..………....5
1.2. Закон как основа функционирования страховых организаций …………..9
Глава 2. Проблемы и задачи государственного регулирования страховой деятельности…………………………………………………………………......14
2.1. Основные направления развития государственного регулирования страховой деятельности в России ………………………………………...……14
2.2. Законодательные пути повышения эффективности деятельности страховых организаций …………………………………………………………21
Практическая часть……………………………………………………………...26
Решение задач……………………………………………………...…………….26
Заключение…………………………………………………………………….…30 Список использованной литературы………………………………..………….33
Гражданское право является исходной основой (первой ступенью); оно выполняет функцию генерального регулятора всех сфер жизни общества и определяет регулировочные функции всех законодательных актов второй и третьей ступени.
Глава 48 «Страхование» Гражданского Кодекса РФ содержит также положения, относящиеся к отраслевой специфике страхового дела, т.е. ко второй ступени правового регулирования страхового рынка.
До
недавнего времени в нашей
стране не было закона, обобщающего
все направления страхового дела,
принимались лишь законы и другие
акты, посвященные его отдельным
сторонам. В настоящее время основой второй
ступени регулирования страхования стал
Закон РФ «О страховании»
Важнейшим в группе специальных (отраслевых) законодательных актов является Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации».
Закон «О страховании» стал первым юридическим актом, определяющим правовые границы (рамки) и основы страхового дела в России. Этот закон стал базой для разработки других специальных законов, указов, постановлений, подзаконных и нормативных документов, документов страховых фирм, охватывающих все направления развития страхового рынка и соответствующих ему экономических отношений. Закон дал трактовку содержания многих основных понятий страхового дела; он формулирует содержание и специфику договора страхования, страхового свидетельства (полиса, сертификата), заявления на страхование; определяет компетенцию и функции госстрахнадзора.
В Законе РФ «О страховании» была особо продекларирована роль государства в страховом деле. В соответствии с Законом государство может быть участником страхового хозяйства в различных аспектах:
- страхователем;
- учредителем или соучредителем страховых фирм (например, «Росгосстрах», «Ингосстрах»);
-
гарантом в тех сферах, где
требуется государственная
-
регулятором страхового
Государственное
регулирование рыночного
С образованием в 1992 году федерального органа по надзору за страховой деятельностью и принятием Закона Российской Федерации "О страховании" положено начало переводу стихийных рыночных преобразований в сфере страхования в русло цивилизованного развития.
Согласно законодательству на Федеральную службу России по надзору за страховой деятельностью (Росстрахнадзор) возложены шесть основных функций:
1)
выдача страховщикам лицензий
на осуществление страховой
2)
ведение единого
3)
контроль за обоснованностью
страховых тарифов и
4)
установление правил
5)
разработка нормативных и
6)
обобщение практики страховой
деятельности и представление
в установленном порядке
Регистрация
страховщиков в Государственном
реестре - главная регулирующая функция
государства на страховом рынке.
Регистрацию в госстрахнадзоре
обязаны проходить все
Без лицензии, удостоверяющей профессиональную принадлежность, ни одна страховая организация не имеет права работать с клиентами и партнерами.
Другие функции госстрахнадзора также обеспечивают защиту прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства, так как они связаны с проведением единой тарифной политики. Это должно обеспечивать финансовую устойчивость страховых организаций, так как благодаря обоснованным тарифам (по размерам и структуре) можно сформировать достаточные страховые резервы. Соблюдением правил их формирования и использования, утвержденных госстрахнадзором, обеспечивается своевременность и непрерывность предстоящих страховых выплат клиентам.
Для эффективного регулирования страхового рынка госстрахнадзор наделен соответствующими правами и обязанностями. Реализация этих прав и обязанностей осуществляется госстрахнадзором, его кустовыми инспекциями и территориальными органами по различным направлениям.
В целом система государственного регулирования страхового рынка России складывается из различных способов воздействия на него, осуществляемых не только госстрахнадзором. Регулирование может осуществляться с помощью любых юридических актов в рамках трехступенчатой системы правового обеспечения; любых экономических инструментов, выработанных государственными органами и регулирующими различные стороны функционирования страхового рынка.
За
последние годы сформировался достаточно
обширный пакет нормативных документов
Росстрахнадзора в виде инструкций,
положений, указаний и разъяснений, основанных
на действующем законодательстве и имеющих
обязательный характер для страховщиков.
Постоянно осуществляется работа по актуализации
издаваемых директив, с тем, чтобы система
регулирования соответствовала складывающимся
тенденциям в развитии страхового рынка.
Глава 2. Проблемы и задачи государственного регулирования страховой деятельности.
2.1. Основные направления развития государственного регулирования страховой деятельности в России.
В настоящее время активное использование обязательного страхования является одним из наиболее важных резервов развития страхования. Для обеспечения развития необходимо:
1)
создать концепцию этого
2)
принять закон об основах
3) принять в первоочередном порядке законы, позволяющие проводить операции по наиболее важным видам обязательного страхования;
4)
провести инвентаризацию
С одной стороны, действует
несколько десятков
В связи с этим прежде всего необходимо определить, какими принципами следует руководствоваться, решая вопрос о проведении того или иного вида страхования в обязательном порядке, и на этой основе составить перечень видов, которые целесообразно осуществлять в обязательной форме. По мнению тех же авторов, институт обязательного страхования следует использовать в основном только в двух случаях: для покрытия убытков, понесенных одними лицами в результате деятельности других лиц, и для защиты граждан, которые могут попасть в тяжелое материальное положение в связи с наступлением тех или иных неблагоприятных событий.
В первом
случае обычно используется страхование
гражданской ответственности. Наиболее
характерным примером здесь является
страхование ответственности
Подобный механизм может распространяться также на ряд видов профессиональной деятельности (например, врачей, нотариусов, аудиторов, риэлтеров и т.д.), на деятельность организаций - источников повышенной опасности и т.д.
Механизм проведения обязательного страхования, имеющего целью помочь гражданам, попавшим в тяжелое материальное положение, нередко аналогичен механизму, применяемому в социальном страховании (наиболее характерными примерами тому в нашей стране являются обязательное медицинское страхование и обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), а потому при принятии соответствующих нормативных актов важно решить, каким законодательством данные виды страхования будут регулироваться (законодательством о страховании или о социальном страховании), поскольку от этого во многом зависят порядок проведения операций, характер государственного контроля над ними и т.д.
Несмотря на проведенную в стране приватизацию, государство остается крупным собственником, владеющим значительным объемом материальных ценностей. Поэтому при решении целого ряда вопросов, связанных с использованием государственной собственности, немаловажное место должна занять и организация ее страховой защиты. Такая страховая защита может осуществляться разными методами, но страхование традиционно считается одним из наиболее эффективных. Весьма актуальной проблемой является принятие программы страхования рисков, связанных с функционированием государственных предприятий и организаций, в которой следовало бы разработать принципы осуществления такого страхования, определить субъекты, объекты и страховые риски, подлежащие страхованию, выработать подходы к отбору страховщиков для проведения такого страхования. В частности, весьма перспективным является страхование государственного жилого фонда, государственного имущества, сдаваемого в аренду или в иной вид пользования, предприятий, находящихся в государственной собственности, унитарных и казенных предприятий, организаций бюджетной сферы.
Специального анализа заслуживает вопрос о прямом участии государства в страховании в качестве продавца страховых услуг, т.е. о целесообразности существования государственной страховой организации, принципах организации и сферах ее деятельности и т.д. Доля государства на российском страховом рынке в последние годы существенно снизилась, что вполне естественно в условиях рыночных преобразований. Перспективы практически единственной государственной страховой компании - «Россгосстрах» - недостаточно определены.
В то же время в современных условиях все более важное значение приобретают косвенные методы стимулирования государством развития страхования. Суть этих методов при всем их многообразии состоит в том, что государство различными способами регулирует страховую деятельность. К этим методам, в частности, относятся:
- создание стабильного законодательства, определяющего единые «правила игры на страховом рынке для всех его субъектов;
-
формирование страхового
- создание эффективной системы государственного надзора за деятельностью страховых организаций;
-
организация системы гарантий
выполнения страховыми
Информация о работе Проблемы и задачи государственного регулирования страховой деятельности