Проблемы и перспективы развития системы социального страхования в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 22:37, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование теоретической (сущность, особенности, классификация социального страхования) и практической сторон социального страхования как формы социальной защиты, а также выявление его роли в современных условиях. Кроме того, в работе рассматриваются виды социальной защиты, а именно - пенсии по потере кормильца.
Задачи этой работы:
- рассмотрение сущности понятия социального страхования, его особенностей и функций в обществе;
- проследить динамику развития социального страхования в России;
- выявление проблем и перспектив развития системы социального страхования.

Работа содержит 1 файл

Черновик.doc

— 144.00 Кб (Скачать)

Социальное обеспечение опирается на средства государственных бюджетов различных уровней и зависит от экономической ситуации в стране или регионе: от уровня собираемости налогов и их экономической обоснованности, от расходов бюджетов, от демографической ситуации. Финансовый механизм социального страхования основан на страховых отношениях, условия которых являются всеобщими и обязательными при обязательном страховании и добровольными и договорными при добровольном социальном страховании.

В свете рассмотренных  выше функций социального страхования можно утверждать, что социальное страхование выполняет не одну, а несколько ролей.

1. Экономическая  роль. Социальное страхование позволяет оперативно компенсировать ухудшение материального положения граждан в связи с реализацией социальных страховых рисков. Кроме того, социальное страхование является материальной основой восстановления трудоспособности, мультипликативным фактором, способствующим поддержанию платежеспособного спроса населения, имеет большое значение при достижении оптимальности перераспределения национального дохода в целях выполнения социальных функций государства.

2.Социальная  роль. Социальное страхование позволяет минимизировать ухудшение социального положения граждан вследствие наступления старости, инвалидности, смерти застрахованного члена семьи, добровольное социальное страхование выступает дополнением к обязательному пенсионному и медицинскому страхованию.

3. Инвестиционная  роль. Несмотря на подчеркиваемый многими авторами некоммерческий характер социального страхования, функция сбережения и накопления свидетельствует, что средства специализированных фондов страховщиков играют существенную роль в повышении инвестиционной активности в стране. Средства страховых фондов по добровольному социальному страхованию могут вкладываться не только в государственные ценные бумаги, но и в акции предприятий, зависимых обществ, недвижимость.

И все же главное инвестиционное предназначение денежных средств страховых  фондов – проведение профилактических и предупредительных мероприятий, направленных на снижение вероятности возникновения и реализации определенных социальных страховых рисков, таких как трудовое увечье и профессиональное заболевание, временная нетрудоспособность и инвалидность. Иными словами, средства специализированных фондов являются источниками финансирования социальных инвестиций.

По мере развития экономики  и общественного устройства функции, место и роль социального страхования  расширяются, а значение в системе  социальной защиты значительно возрастает. Это связано с множеством факторов, но в первую очередь с расширением перечня покрываемых социальных рисков. Конституционной основой этого процесса является п.1 ст.39 Конституции РФ, где заложена возможность расширения социальных рисков: «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом». В этой и других статьях (ст. 7 и 41) также указано, что поощряются добровольное социальное страхование, создание частных систем здравоохранения, дополнительных форм социального обеспечения.

Кроме основной конституционной предпосылки  существуют и другие социально-экономические  причины развития социального страхования.

1. Повышение эффективности  деятельности страховщиков социального страхования. К страховщикам, как уже упоминалось, относятся государственные внебюджетные фонды, общественные институты и частные организации (страховые медицинские организации, негосударственные пенсионные фонды и другие). Поскольку страховщики являются ключевым звеном финансового механизма социального страхования, эффективность системы социальной защиты во многом зависит от их деятельности.

2. Развитие социального  риск-менеджмента как нового направления  в теории и практике управления рисками. Подчеркнем, что социальный риск-менеджмент должен развиваться на принципах общеэкономического риск-менеджмента, так как страхование является инструментом передачи риска. Однако кроме метода передачи риска теория управления рисками выделяет еще четыре метода: предупреждения, отказа, снижения и принятия.

3. Оптимизация системы  налогообложения, корреляция изменений  в в социальном налогообложении  с демографической и экономической ситуацией в стране.

Таким образом, социальное страхование играет значительную роль в жизни общества. Ведь именно поддержка населения является залогом стабильности и процветания государства. Практическим воплощением теоретических знаний о социальном страховании является Фонд социального страхования.

Глава 2.  Проблемы и перспективы развития системы социального страхования   в РФ

Основные  проблемы системы социального страхования  в России.

К принципиальным недостаткам  отечественной системы социальной защиты следует отнести то, что  в ней зачастую отсутствует реальное разделение институтов социального страхования, социальной помощи и государственного социального обеспечения [25].

Между тем суть социального  страхования и социальной помощи принципиально различны.

 Социальное страхования  в классическом понимании - это  система ослабления социального  риска от известной опасности,  финансируемая совместно участниками  процесса общественного производства.

Социальная помощь –  это деятельность государственных  органов по устранению угрозы снижения уровня жизни любых категорий  населения за рамки, определенные обществом  в качестве минимально допустимых, путем предоставления денежной или  натурально-вещественной помощи. В условиях рыночной экономики помощь неимущим играет самостоятельную роль и это направление социальной деятельности должно существовать параллельно с социальным страхованием.

Социальная помощь имеет  общебюджетный характер; круг обеспечиваемых в ее рамках - все нуждающиеся. Социальное страхование должно осуществляться через автономные страховые фонды, формируемые за счет страховых взносов, выплачиваемых за каждого застрахованного его работодателем, самим страхующимся и органами государственного управления (центральными и местными) из бюджетных средств; круг обеспечиваемых в его рамках - застрахованные лица.

Страховые платежи в  системе социального страхования  являются частью необходимого продукта, а на уровне предприятий – это  часть издержек производства (себестоимости продукции и услуг).

Роль социального страхования  в национальных системах социальной защиты является ключевой. Например, в  странах Европейского Союза (ЕС) объем  финансирования социального страхования  составляет величину в диапазоне 16-25% ВНП, что является вторым по значимости компонентом в затратах на рабочую силу после заработной платы (доля последней составляет 45-55% ВНП).

К концу ХХ века в европейских  странах расходы на социальное обеспечение  достигли 25% ВВП, в США - 18%, в странах с переходной экономикой Центральной Европы – 17%, а в России – около 10% .

В настоящее время, при  положительных сдвигах в значениях  макроэкономических показателей, финансовое положение системы социального  страхования стабилизировалось, но на абсолютно и относительно низком уровне.

Следует отметить и то, что длительное время не предусматриваются  средства на повышение пособий по уходу за ребенком до полутора лет, практически ликвидированы программы  оздоровления трудящихся и членов их семей.

Еще более острой является проблема крайне низкого абсолютного уровня пенсионного обеспечения.

Оплата труда, обеспечение  ее существенной положительной динамики составляют сегодня главный приоритет для социальной политики и для формирования институциональных предпосылок создания цивилизованной системы социального страхования.

Реализация данного  приоритета - первая концептуальная посылка для формирования институтов системы социального страхования. Она в определяющей мере позволит включить в систему социального страхования финансовый ресурс самого работника, что является второй концептуальной посылкой формирования современной системы социального страхования для России. Введение страховых платежей для работников и их участие в финансировании социального страхования государства позволит снизить страховую нагрузку работодателей, повысить личную ответственность работников и оптимизировать весь массив экономических интересов в этой сфере.

Перспективы развития системы социального страхования  в России.

Формирование системы обязательного социального страхования в стране требует концептуального и законодательного решения ряда крупных задач национального масштаба. Важнейшими среди них являются:

  • определение финансовых механизмов отдельных видов и всей системы социального страхования с учетом формирования оптимальной нагрузки субъектов страхования, увязанной с политикой заработной платы, доходов и налоговой политикой;
  • разработка методологических и правовых основ для формирования собственного правового поля социального страхования, имеющего четкие законодательные рамки и не допускающие смешения с правоотношениями, регулирующими социальную помощь и государственное социальное обеспечение;
  • разграничение функций и полномочий по организации и управлению системой и отдельными видами социального страхования основных социальных субъектов (работодателей, работников и государства) с их ролевых позиций: страхователей, застрахованных, организующих и контролирующих органов;
  • определение 4-6 базовых правовых институтов социального страхования, которые включали бы все возможные виды страховых случаев и обеспечение координации их деятельности с целью плотного правового структурирования и кодификации всех форм и видов защиты;
  • определение инструментария и инфраструктуры управления социальным страхованием — моделей актуарных расчетов, информационной базы, статуса актуарных центров и контрольных органов, медико-реабилитационных служб.

Так как каждый вид  социального риска имеет свою природу и по-разному проявляется  для разных категорий трудящихся, то и формы защиты и организация социального страхования развиваются по видам, которые имеют свои особенности. Только таким образом можно достаточно обоснованно рассчитывать финансовые средства, необходимые для страхования отдельных рисков и не допускать скрытого перераспределения средств при страховании различных рисков.

Развитие отдельных  отраслей системы социального страхования  во многом определяется, по нашему мнению, тремя основными факторами:

  • уровнем социального риска в обществе, выражающемся в стоимостном выражении утратившего доход по этой причине;
  • степенью потери дохода, полной или частичной, постоянной или временной;
  • мерой покрытия риска, устанавливаемой государством исходя из целей социальной политики.

В этой связи построение рыночной финансовой модели социального страхования имеет три взаимоувязанных аспекта:

1) определение источников  финансирования, как способа привлечения  средств, достаточных для обеспечения  гарантий социальной защиты;

2) распределение финансового  бремени между основными субъектами  страхования;

3) способы использования  страховых средств и нахождения  оптимальных пропорций распределения  и перераспределения ресурсов  на основе сочетания принципа  эквивалентности (по схеме взносы  – выплаты) и солидарной взаимопомощи.

Рыночная модель системы  социального страхования базируется на следующих принципиальных положениях: [26]

  • финансирование обеспечивается в основном за счет взносов работодателей (включаемых в себестоимость продукции) и работников (удерживаемых из зарплаты);
  • размеры страховых услуг находятся в зависимости от размеров взносов. Только делающие взносы имеют право на получение услуг, которые тем значительней, чем больше размеры взносов и чем дольше их производят. Особенности демографического и социально-экономического развития России вызывают необходимость смешанного финансирования пенсионного и других видов социального страхования (за счет средств работодателей, работников и государства).

Формирование средств  на социальное страхование предлагается организовать из трех источников: большую  часть следует оплачивать работодателям (примерно 60% от всего объема), а две другие части распределить между работниками и государством.

Доля отдельных источников финансирования определяет сам характер системы страховых выплат: взносы выражают ее страховые принципы, а участие государства символизирует идею солидарности перед лицом потребностей, удовлетворение которых невозможно обеспечить лишь за счет страховых взносов, что заставляет обращаться к дофинансированию систем из государственных источников. Страховые взносы работодателей и самих застрахованных прежде всего играют роль источника, обеспечивающего выплату компенсаций за утрату дохода пропорционально его величине, а средства государства предназначаются для выплат всеобщего характера и обеспечения минимального уровня страховых пособий, если для этого недостает поступающих страховых взносов.

Предложенные концептуальные решения по регулированию заработной платы и финансовой модели социального  страхования позволят повысить уровень  целевого распределения страховых средств в соответствии с уровнями и необходимостью компенсации социальных рисков, что возможно с помощью решения следующих основных задач:

Информация о работе Проблемы и перспективы развития системы социального страхования в РФ