Проблемы и перспективы развития системы социального страхования в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 22:37, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование теоретической (сущность, особенности, классификация социального страхования) и практической сторон социального страхования как формы социальной защиты, а также выявление его роли в современных условиях. Кроме того, в работе рассматриваются виды социальной защиты, а именно - пенсии по потере кормильца.
Задачи этой работы:
- рассмотрение сущности понятия социального страхования, его особенностей и функций в обществе;
- проследить динамику развития социального страхования в России;
- выявление проблем и перспектив развития системы социального страхования.

Работа содержит 1 файл

Черновик.doc

— 144.00 Кб (Скачать)

Страхование от несчастных случаев. Взносы по этому виду страхования уплачиваются только работодателем. Размер взноса начисляется на фонд заработной платы предприятия. За весь период временной нетрудоспособности пособия составляют 100 % среднего заработка, без ограничения максимальным размером. Сумма, из которой исчисляется размер единовременной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, составляет в 2012 году 72 701,2 рубля, в 2013 году - 76 699,8 рубля и в 2014 году - 80 534,8 рубля; максимальный размер ежемесячной страховой выплаты, исчисленный в соответствии со статьей не может превышать в 2012 году 55 900,0 рубля, в 2013 году - 58 970,0 рубля и в 2014 году - 61 920,0 рубля [3]. 2

Страхование по безработице. Принципы уплаты взносов здесь такие же, как и в пенсионном страховании: разделение размера взносов поровну между работником и работодателем и установление предела дохода, свыше которого он уже не подлежит "обложению".

О страховании от несчастных случаев население в целом  мало информировано, так как взносы по нему уплачиваются исключительно  работодателем за работающих по найму. Задачами этого вида социального  страхования являются: предотвращение несчастных случаев на производстве, восстановление трудоспособности пострадавшего, в том числе помощь в приобретении новой профессии, денежные страховые выплаты пострадавшему или его родственникам как возмещение понесенного работником ущерба.

 

Таким образом, социальное страхование – это один из важнейших  социальных институтов, осуществляющий поддержку населения. Он способствует поддержанию стабильности в обществе.

Социальное страхование  имеет строгую целенаправленность. Соответственно, для более эффективной работы данного институт необходима отлаженная система управления.

 

 

 

 

 

 

1.2 Механизм социального страхования

 

Органы  управления

 Управление системой  обязательного социального страхования  в соответствии с Конституцией  РФ и законодательством РФ осуществляется Правительством РФ. Непосредственно обязательное социальное страхование осуществляется страховщиками, которые создаются Правительством РФ на основании п. 2 ст. 13 Федерального закона РФ "Об основах обязательного социального страхования" от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ. Страховщики осуществляют свою деятельность в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

 Оперативное управление  средствами обязательного страхования  осуществляется страховщиками. Согласно п. 6 вышеуказанного Закона профсоюзы и другие социальные партнеры имеют право на паритетное представительство в органах управления фондов конкретных видов обязательного социального страхования, бюджеты которых формируются из страховых взносов. Средства обязательного социального страхования являются федеральной государственной собственностью.

 Согласно положениям  ст. 14 Федерального закона РФ "Об  основах обязательного социального  страхования" от 16 июля 1999 года  № 165-ФЗ контроль за финансовой деятельностью страховщиков в системе обязательного социального страхования осуществляется в соответствии с законодательством РФ.

 Профсоюзы в соответствии  с законодательством РФ имеют  право на осуществление профсоюзного  контроля за использованием средств обязательного социального страхования.

 

 

 

  К ведению Российской Федерации  в области оказания государственной социальной помощи относятся:

-  принятие федеральных  законов и иных нормативных  правовых актов по вопросам  установления основ правового  регулирования в области оказания государственной социальной помощи;

- разработка и реализация  федеральных целевых программ  оказания гражданам государственной  социальной помощи на территории Российской Федерации;

- формирование федерального  бюджета в части расходов на оказание государственной социальной помощи;

- установление видов  государственной социальной помощи, оказание которых обязательно  на территории Российской Федерации.

 

Основы  бюджетов социального страхования

 Федеральными законами  на очередной финансовый год утверждаются бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования. Проекты законов вносятся в Государственную Думу Правительством Российской Федерации. Бюджеты фондов обязательного социального страхования не входят в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и изъятию не подлежат.

 

Источниками поступлений денежных средств являются:

  1. страховые взносы;
  2. дотации, другие средства федерального бюджета, а также средства иных бюджетов в особых случаях;
  3. штрафные санкции и пеня;
  4. денежные средства, возмещаемые страховщикам в результате регрессных требований к ответственным за причинение вреда застрахованным лицам;
  5. доходы от размещения временно свободных денежных средств обязательного социального страхования;
  6. иные поступления.

 

 Денежные средства  обязательного социального страхования  хранятся на счетах Центрального банка Российской Федерации.

 В случае нехватки  в финансовой системе обязательного  социального страхования денежных  средств для обеспечения выплат Правительство РФ предусматривает дотации финансовой системе обязательного социального страхования из бюджета РФ.

 Вложение временно  свободных денежных средств обязательного  социального страхования может  осуществляться только под обязательства Правительства Российской Федерации, обеспечивающие их доходность.

 Источниками оказания  государственной социальной помощи  являются средства федерального  бюджета, средства бюджетов субъектов  Российской Федерации и средства  местных бюджетов.

 

Расходование  денежных средств бюджетов

 Денежные средства  бюджетов обязательного социального  страхования расходуются только  на цели, устанавливаемые федеральными  законами о конкретных видах  обязательного социального страхования,  и их нецелевое расходование  не допускается и влечет за собой ответственность должностных лиц, допустивших нарушение.

 Отчеты об исполнении  бюджетов обязательного социального  страхования за конкретный финансовый  год вносятся на рассмотрение  Федерального Собрания Российской  Федерации Правительством Российской Федерации и утверждаются федеральными законами.

 

 

Финансирование расходов на прием, проезд и размещение лиц, ходатайствующих  о признании беженцами, лиц, признанных беженцами, и членов их семей, а также  расходов на прием лиц, получивших временное убежище, осуществляется за счет средств федерального бюджета, выделяемых на реализацию Федеральной миграционной программы и за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых на реализацию региональных миграционных программ, а также за счет иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

 

Тарифы  страховых взносов. Установление, начисление и внесение тарифов

Тарифы страховых взносов  на обязательное социальное страхование  устанавливаются федеральным законом. Их дифференциация осуществляется с учетом вероятности наступления социальных страховых рисков, а также возможностей исполнения страховых обязательств.

 Расчетной базой  для начисления страховых взносов  являются выплаты, начисленные  в виде заработной платы, и  иные источники для граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию.

Страховые взносы начисляются  страхователями на начисленную оплату труда по всем основаниям (доходам) и иные источники доходов. Страховые  взносы с работников, у которых  размер заработной платы ниже величины прожиточного минимума не взимаются и вносятся за них страхователем-работодателем.

 

Условия, порядок и сроки уплаты страховых  взносов

 Суммы страховых  взносов, уплачиваемые работниками,  удерживаются страхователями-работодателями  при выплате заработной платы и перечисляются страховщику одновременно со страховыми взносами страхователя-работодателя в сроки, установленные законодательством.

 

Порядок назначения и выплаты страхового обеспечения

 Основанием для  назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу по обязательному социальному страхованию является

наступление документально  подтвержденного страхового случая. Государственная социальная помощь может оказываться единовременно или на период не менее трех месяцев.

 

Итак, схема правоотношений по обязательному социальному страхованию представляет собой замкнутый треугольник, в углах которого находятся: работник, работодатель и страховщик. Источниками поступлений денежных средств в бюджеты обязательного социального страхования являются страховые взносы, дотации, штрафные санкции, пени и др. Расчетной базой для начисления страховых взносов являются выплаты заработной платы. Основанием для назначения я и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Роль социального страхования  в современных условиях

Социальное страхование  – это отношения, основанные на принципах  всеобщности, солидарности и возмездности, по защите интересов физических лиц при реализации определенных социальных рисков за счет формируемых страховщиками из уплаченных страховых взносов денежных фондов и иных средств страховщиков.

Принципы социального страхования следующие:

  • всеобщность – полный охват заинтересованных в социальном обеспечении лиц (застрахованных, работодателей, третьих лиц, которые имеют интересы в защите материальных благ застрахованных), обязательность уплаты страховых взносов всеми страхователями при обязательном страховании;
  • солидарность – распределение ущерба от реализации социального страхового риска (страхового случая) на страхователей и застрахованных при обязательном и добровольном страховании;
  • возмездность – возможность получить страховое обеспечение в обмен на уплаченные страховые взносы при обязательном и добровольном страховании, а также возможность возврата уплаченных страховых взносов при добровольном страховании без наступления страхового случая.

Функции социального страхования и его  содержание органически связаны.

1. Формирование специализированных  страховых фондов денежных средств.  Функция основана на аккумуляции  страховых взносов как платы  за защиту от социально-экономических  последствий реализации страховых  социальных рисков, которую предоставляют  страховщики. Фонды могут формироваться как в обязательном, так и в добровольном порядке. Государство призвано регулировать размеры этих фондов в зависимости от экономической и социальной обстановки в стране.

2. Сбережение и накопление  денежных средств. Функция проистекает из предыдущей функции: сбережение и накопление денежных средств осуществляется через формирование страховых фондов страховщиками и размещения этих средств в активы, определенные законом или внутренними нормативными актами страховщика.

3. Материальное обеспечение граждан. Если рассматривать социальное страхование с экономических позиций, то право на материальное обеспечение при реализации страхового социального риска или при иных обстоятельствах, предусмотренных договором страхования, имеют только те граждане, которые лично или опосредованно через работодателей и государство участвовали в формировании страховых фондов. При обязательном социальном страховании размер материального обеспечения устанавливается законодательно, при добровольном страховании – договором страхования. Однако и в первом, и во втором случае порядок заключения договора и последующего материального обеспечения регулируется государством.

4. Предупреждение и  профилактика страхового случая, минимизация материальных последствий  реализации социального страхового риска. Данная функция происходит из необходимости сбережения и накопления средств страховых фондов через комплекс мероприятий по недопущению или уменьшению последствий наступления социальных страховых рисков (минимизации ухудшения материального положения граждан).

Содержание этой функции  можно трактовать двояко: с одной  стороны, для уменьшения материального  обеспечения нужно лишь сократить количество нуждающихся путем исключения из социального страхования отдельных категорий застрахованных. С другой стороны, необходимо помнить, что расширение круга застрахованных, а значит, защищенных лиц расширяет финансовую базу страховщика и позволяет проводить профилактические и предупредительные мероприятия, которые в свою очередь снижают материальную тяжесть социального страхования. Примерами могут служить врачебная профилактика или разъяснительно-просветительская работа.

5. Контрольная функция.  Данная функция логически связана  с предыдущими, так как страховщики  – это специализированные организации, а страховые фонды имеют строго целевую направленность. Внутри страховых организаций эта функция осуществляется контрольно-ревизионными органами, вне ее – контролирующими государственными органами (Счетной платой РФ, Федеральной службой по финансовым рынкам или Федеральной службой страхового надзора).

 

Место социального страхования  в системе социальной защиты населения  можно представить в виде отдельного звена системы, имеющего одинаковые организационно-правовые основы с социальным обеспечением (предоставление социальных гарантий населению) и различные организационно-экономические основы, поскольку финансовые механизмы двух звеньев разнятся. Сравнение социального страхования и социального обеспечения в системе социальной защиты представлено в табл. 1.2.

Информация о работе Проблемы и перспективы развития системы социального страхования в РФ