Проблемы и перспективы развития системы социального страхования в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 22:37, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование теоретической (сущность, особенности, классификация социального страхования) и практической сторон социального страхования как формы социальной защиты, а также выявление его роли в современных условиях. Кроме того, в работе рассматриваются виды социальной защиты, а именно - пенсии по потере кормильца.
Задачи этой работы:
- рассмотрение сущности понятия социального страхования, его особенностей и функций в обществе;
- проследить динамику развития социального страхования в России;
- выявление проблем и перспектив развития системы социального страхования.

Работа содержит 1 файл

Черновик.doc

— 144.00 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

Современное общество всё  настойчивее требует обеспечения  полноценной социальной защиты для  того, чтобы население в целом  и отдельные социальные группы получили широкую социальную поддержку. Под социальной защитой принято понимать систему мероприятий, осуществляющихся государственными и общественными организациями по обеспечению гарантированных минимальных достаточных условий жизни, поддерживанию жизнеобеспечения и деятельного существования человека.

Она осуществляется в  форме страхования работающих граждан от возможного изменения материального и социального положения, других категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости и т.д.

Грамотно построенная  социальная политика способствуют стабилизации общества.  Из этого следует, что  данная тема весьма актуальна, особенно во время отсутствия стабильности в  государстве.

Целью данной работы является исследование теоретической (сущность, особенности, классификация социального страхования) и практической сторон социального страхования как формы социальной защиты, а также выявление его роли в современных условиях. Кроме того, в работе рассматриваются виды социальной защиты, а именно - пенсии по потере кормильца.

Задачи этой работы:

- рассмотрение сущности понятия  социального страхования, его  особенностей и функций в обществе;

- проследить динамику развития социального страхования в России;

- выявление проблем и перспектив развития системы социального страхования.

Предмет исследования– социальное страхование в целом, во всём многообразии форм его проявления.

Объектом исследования является социальное страхование как объективная необходимость современного общества, его сущность и роль, а также  пенсии по потере кормильца как часть социального страхования.

В первой главе "Сущность и роль социального страхования" раскрывается понятие социального  страхования, его особенности.  Кроме  того, в ней описывается механизм социального страхования и роль социального страхования в современных условиях.

 Во второй главе  рассматриваются проблемы и перспективы развития системы социального страхования  в РФ, а также пути решения этих проблем на данном этапе развития государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Сущность и роль социального страхования

1.1 Понятие социального страхования и его особенности

       Поворот в истории развития нашей страны от социалистического хозяйствования к рыночному потребовал глубоких реформ не только в экономической сфере, но и в социальной политике. Преобразования в данной области происходили в соответствии с новыми принципами формирования социально ориентированной рыночной экономики, сформулированными Президентом и Правительством России и нашедшими отражение в Конституции Российской Федерации от 1 декабря 1993 года, которая провозгласила, что «Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7). В соответствии со ст.39 Конституции РФ  каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.  Законом устанавливаются государственные пенсии  и социальные пенсии. Поощряется добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность» [1].

   Признавая  право каждого гражданина на  социальное обеспечение, Конституция  РФ одновременно возлагает на государство обязанность создавать все необходимые условия для осуществления этого права. Конституция провозгласила Российскую Федерацию демократическим, правовым и социальным государством. Это означает, что социальные права граждан являются наивысшей ценностью и государство обязано защищать эти права. Социальная поддержка, социальная защита людей, в целом социальная работа определяется «социальной политикой государства как определенной ориентацией и системой мер по оптимизации социального развития общества, отношений между социальными и другими группами, созданию тех или иных условий для удовлетворения жизненных потребностей их представителей».

Государственное социальное страхование - государственная  система материального обеспечения  граждан РФ в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, а так же семей, в которых есть дети. Оно находится в ведении органов законодательной и исполнительной власти, формирующих государственный бюджет и его расходную часть. Пособия и льготы, поступающие населению через эту систему, устанавливаются законодательными и нормативными актами. Они распределяются по принципу солидарности, который означает, что выплаты не зависят от уплачиваемых гражданином налогов и страховых взносов и определяются только степенью нуждаемости.

Государственное социальное страхование – установленная  государством и регулируемая нормами  права система материального  обеспечения работников в старости в случае временной или постоянной утраты трудоспособности, членов семей работников (или потере кормильца), а также охраны здоровья работников и членов их семей, оно осуществляется за счет специальных фондов, образуемых из обязательных взносов работодателей и, в некоторых случаях, работников, а также дотаций из федерального бюджета на материальное обеспечение работников и членов их семей.

В настоящее  время существует множество определений  понятия «социальное страхование», рассмотрим некоторые из них:

  1. Социальное страхование - это объективная необходимость, механизм реализации социальной политики государства, основа организации социальной защиты населения [11].
  2. Социальное страхование - установленная, контролируемая и гарантированная государством система обеспечения, поддержки престарелых, нетрудоспособных граждан [19].
  3. Социальное страхование является также «формой социальной защиты экономически активного населения от различных рисков, связанных с потерей трудоспособности, на основе коллективной солидарности возмещения ущерба»1[18].

Иными словами можно сказать, что на определенном этапе развития общество берет под свою защиту лиц, которые в силу некоторых обстоятельств не могут трудиться и получать оплату за труд. 

К задачам социального  страхования относятся: формирование денежных фондов, из которых покрываются затраты, связанные с содержанием нетрудоспособных или лиц, не участвующих в трудовом процессе; сокращение разрыва в уровне материального обеспечения неработающих и работающих членов общества [20].

Учитывая особую важность социального страхования, его влияние на общественные процессы, государство во многих странах создает системы обязательного государственного социального страхования, дающие возможность значительной концентрации ресурсов в единых фондах и тем самым обеспечивающие надежной социальной защитой население страны.

В формировании и использовании  этих фондов есть свои особенности. Задуманные как страховые, они не всегда соответствуют  принципам формирования и использования  страховых фондов. В их деятельности очевидны черты бюджетного подхода: обязательность и нормативность отчислений, плановое расходование средств, отсутствие персонификации накоплений и др. По экономической сущности эти фонды не являются страховыми, по форме они относятся к внебюджетным фондам.

Специфика внебюджетных социальных фондов – четкое закрепление за ними доходных источников и, как правило, строго целевое использование их средств. Создание этих фондов необходимо для более эффективного использования финансовых ресурсов предприятия.

Согласно Бюджетному Кодексу Российской Федерации: государственный внебюджетный фонд – это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь и имеют строгое целевой назначение [8].

Особенности социального страхования.

Социальное страхование  — часть государственной системы  социальной защиты населения, осуществляемой в форме страхования работающих граждан от возможного изменения материального и социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам [21].

Оно образует систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и социального положение работающих граждан. А в случаях, предусмотренных законодательством, других категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санитарно-курортного лечения и наступления других установленных законодательством социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.

К основным принципам  обязательного социального страхования  относятся: [2]

  • устойчивость обязательного социального страхования, поддерживаемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов;
  • всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации страховых гарантий;
  • государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых, рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;
  • государственное регулирование системы обязательного социального страхования;
  • паритетность участия представителей субъекта обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;
  • обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования;
  • ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;
  • обеспечение надзора и общественного контроля;
  • автономность финансовой системы обязательного социального страхования.

Субъектами обязательного  социального страхования являются страхователи - работодатели, страховщики, застрахованные лица.

Страхователи - организации  любой организационно-правовой формы, а также граждане, которые должны в соответствии с федеральными законами конкретных видах обязательного  социального страхования уплачивать страховые взносы, являющиеся обязательными платежами. Страхователями выступают также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные уплачивать страховые взносы.

Страховщики - некоммерческие организации, создаваемые для обеспечения  прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев.

Застрахованные лица — граждане Российской Федерации, а  также иностранные граждане и  лица без гражданства, работающие по трудовым договорам и лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или другие категории граждан, у которых возникают отношения по обязательному социальному страхованию.

Различают следующие  виды социальных страховых рисков:

  • необходимость получения медицинской помощи; временная нетрудоспособность; трудовое увечье и профессиональное заболевание: материнство; инвалидность; наступление старости; потеряю кормильца; признание безработным; смерть застрахованного лица или нетрудоспособность членов его семьи, находящихся на его иждивении.

Отношения по обязательному социальному страхованию возникают:

  • у страхователя-работодателя — по всем ведам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора; у других страхователей с момента их регистрации страховщиком;
  • у страховщика — с момента регистрации страхователя;
  • у застрахованных лиц — по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем;
    • у лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и иных категорий граждан — с момента уплаты ими или за них страховых взносов. [2]

Виды обязательного социального страхования.

Социальное страхование  включает обязательное пенсионное страхование, страхование на случай болезни, от несчастных случаев и по безработице. Финансирование выплат осуществляется за счет взносов работодателей, работников и государственных дотаций. Виды страхования отличаются суммами взносов и выплат при наступлении страховых случаев [22].

Государственное пенсионное страхование. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - это индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда РФ и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.

Страховые взносы за физических лиц, работающих по трудовому договору или по гражданско-правовому договору, уплачивает работодатель. Индивидуальные предприниматели, нотариусы, адвокаты, главы КФХ (за себя и за членов КФХ) уплачивают фиксированные взносы, исчисленные исходя из стоимости страхового года.

Страхование на случай болезни. Это вид личного страхования, условия которого предусматривают осуществление страховой выплаты при утрате застрахованным здоровья в результате болезни.

Цель страховании на случай болезни - предоставление страховой  защиты лицам, занятым в народном хозяйстве, на случай наступления нетрудоспособности, вызванной заболеванием. По страхованию на случай временной нетрудоспособности по болезни размер выплаты зависит от длительности утраты способности к труду и страховой суммы, на которую заключен договор. Величина страхового обеспечения за сутки устанавливается в определенном проценте от страховой суммы или в абсолютном размере. Страхование на случай постоянной нетрудоспособности (инвалидности) по болезни может предусматривать единовременную выплату страхового обеспечения или регулярные выплаты пенсии. Величина страхового обеспечения определяется степенью утраты трудоспособности.

Информация о работе Проблемы и перспективы развития системы социального страхования в РФ