Проблемы формирования и использования Фонда обязательного медицинского страхования

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 11:39, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – анализ фонда обязательного медицинского страхования.
Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:
Исследовать деятельность фонда обязательного медицинского страхования;
Изучить источники формирования средств фонда обязательного медицинского страхования;
Определить направления расходования средств;
Выявить особо важные проблемы в деятельности фонда обязательного медицинского страхования;
Найти и предложить пути решения выявленных проблем.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы фонда обязательного
медицинского страхования 5
История фонда обязательного медицинского
страхования 5
Роль фонда обязательного медицинского страхования
в системе обязательного медицинского страхования 6
Формирование и направления расходования средств
фонда обязательного медицинского страхования 9
Глава 2. Проблемы формирования и использования фонда обязательного медицинского страхования 14
2.1. Дефицит бюджета фонда обязательного
медицинского страхования 14
2.2. Сокращение бюджетного финансирования отрасли 15
2.3. Проблема достоверности информации 16
Глава 3. Пути решения проблем формирования и
использования фонда обязательного медицинского страхования 17
Заключение 19
Список литературы 22
Приложения 24

Работа содержит 1 файл

Чеклецовой Юлии304ФП=).docx

— 94.63 Кб (Скачать)

- Исполнение Закона РФ  «О медицинском страховании граждан»  органами исполнительной власти  субъектов РФ должно быть безусловным.

- Утверждение программы  гарантированной бесплатной медицинской  помощи населению, в том числе  и Базовой программы ОМС, а  также Федеральных стандартов медицинской помощи;

- В связи с обеспеченностью  финансовыми средствами территориальных  программ ОМС, составляющей в  среднем по России 40%, а в некоторых  территориях - 10-20%, целесообразно  рассмотреть вопрос об увеличении  тарифа страхового взноса на ОМС;

- Разработать совместно  с ФФОМС, фармацевтическими предприятиями и организациями механизм лекарственного обеспечения учреждений здравоохранения и населения РФ с целью осуществления государственного регулирования цен на медикаменты и изделия медицинского назначения, с учетом доступности лекарственной помощи для населения и защиты отечественных товаропроизводителей.

Так же предлагаются следующие пути совершенствования и оптимизации источников формирования ФОМС в РФ:

1) Увеличение ассигнований  из федерального бюджета;

2) Снижение ставок отчислений  во внебюджетные фонды, что  будет способствовать, увеличению  количества рабочих мест или  повышению заработной платы и,  следовательно, увеличению фонда  заработной 
платы, с которого эти отчисления и производятся. Таким образом, уменьшение поступлений в относительных величинах будет способствовать увеличению их в абсолютных;

3) Пересмотреть льготы  предоставляемые внебюджетными  фондами;

4) В целях повышения  эффективности управления средствами 
внебюджетных фондов, и усиления контроля за их использованием целесообразно создать наблюдательный совет, включив в него по должности министров социальной защиты населения, труда, финансов, данное позволит отслеживать состояние средств внебюджетных фондов и снимать вопросы, касающиеся их деятельности.

С помощью предложенных изменений  и улучшений можно сделать  эффективней деятельность федерального и территориальных фондов обязательного  медицинского страхования.

 

Заключение

 

Медицинское страхование  в РФ осуществляется в обязательной и добровольной формах. ОМС выступает как составная часть государственной социальной поддержки населения.

ОМС обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.

ФОМС является самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность на правах юридического лица в соответствии с действующим законодательством РФ.

Федеральный фонд обязательного  медицинского страхования создан в 1991 г. в соответствии с Законом  «Об обязательном медицинском страховании  в РСФСР» от 28.06.1991г. В законе определены правовые, экономические и организационные  основы медицинского страхования населения  РФ. Закон направлен на усиление заинтересованности и ответственности  населения и государства, предприятий, учреждений, организаций в охране здоровья граждан в новых экономических  условиях и обеспечивает конституционное  право граждан РФ на медицинскую  помощь. Цель Закона – гарантировать  гражданам при возникновении  страхового случая получение медицинской  помощи за счет накопленных средств  и финансировать профилактические мероприятия.

ТФОМС является основным организаторским звеном. Он осуществляет регистрацию плательщиков, сбор, учет и контроль за поступлением страховых взносов и платежей, обеспечивает всеобщность медицинского страхования на местном уровне.

Средства ФОМС составляют существенную часть источников финансирования здравоохранения. Во всех экономически развитых странах проблеме финансирования здравоохранения уделяется самое пристальное внимание. Это объясняется тем, что, во-первых, в шкале ценностей здоровье рассматривается как самое главное благо; во-вторых, растут сами затраты на здравоохранение, так как с появлением новых болезней и поиском методов лечения возрастает объем научно-исследовательской работы и профилактических мероприятий; в-третьих, прогресс медицинской науки невозможен без затрат на оборудование, дорогостоящую диагностику, подготовку кадров.

Финансовые ресурсы, предназначенные  для ОМС, направляются в федеральный  внебюджетный ФОМС, который предназначен для финансирования страховыми организациями медицинской помощи и иных услуг в соответствии с договорами обязательного медицинского страхования. Финансовые средства ФОМС находятся в государственной собственности и не входят в состав федеральных и региональных бюджетов.

Федеральный и территориальные  фонды обязательного медицинского страхования освобождаются от уплаты налогов по доходам от основной деятельности. Фонд ежегодно разрабатывает бюджет и отчет о его исполнении, которые  по представлению Правительства  РФ утверждаются федеральным законом.

В настоящее время система  ОМС сталкивается на пути своего развития с большим числом проблем, связанных  как с внешними, так и с внутренними  факторами. Проблемы, существующие при  введении ОМС, не только вызывает споры  и дискуссии о путях его  введения, но иногда ставят вопрос и  о целесообразности реформирования здравоохранения.

Предусматривается реализация следующих мероприятий:

  • Обеспечение сбалансированности доходов системы ОМС и ее обязательств; 
  • Обеспечение эффективных механизмов целевого и рационального использования средств;
  • Устранение недостатков, накопившихся в системе за период ее существования;
  • Гармонизация правовых и организационно-экономических механизмов взаимодействия обязательного медицинского страхования, здравоохранения и граждан.

Цель курсовой работы достигнута, так как в работе проанализирован процесс формирования и  использования ФОМС. А так же выполнены задачи, которые ставились для достижения цели:

  1. Исследована деятельность фонда обязательного медицинского страхования;
  2. Изучены источники формирования средств ФОМС;
  3. Определены направления расходования средств;
  4. Выявлены важные проблемы в деятельности ФОМС;
  5. Предложены пути решения выявленных проблем.

Благодаря тем способам решения проблем, которые предложены в данной работе, деятельность ФОМС может стать более эффективной и он больше не столкнется с рассмотренными и изученными проблемами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

 

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации (с изменениями и дополнениями);
  2. Закон РФ от 28.06.1991 № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» // Справочно-правовая система КонсультантПлюс;
  3. Федеральный закон от 29 ноября 2010 года №326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона Российской Федерации от 30.11.2011  N 369-ФЗ);
  4. Федеральный закон Российской Федерации от 30 ноября 2011 г. N 370-ФЗ г. Москва "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов";
  5. Коокуева В.В. Проблемы реализации и финансового обеспечения обязательного медицинского страхования// Финансы и кредит – 2011. - №26 – с.18 – 25;
  6. Балтина А.М. Социальные расходы как объект бюджетного регулирования // Финансы. – 2010. – №9. – С.10-12;
  7. Годин А.М., Подпорина И.В. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации: Учеб. пособие. – М.: «Дашков и Ко», 2008. – 256 с;
  8. Иванченко С.Н. Декларируемая и реальная социальная политика // Государственная социальная политика. – 2008. – №11. – С.30-35;
  9. Роик В.Д. Социальное страхование: история, проблемы, пути совершенствования. – М., 2007. – С.117;
  10. www.foms.ru - официальный сайт  ФОМС РФ; 
  11. abc.vvsu.ru -  Сайт цифровых учебно-методических материалов ВГУЭС;
  12. www.heory-of-money.ru – Теория денег;
  13. www.rosmedstrah.ru – РосМедСтрах;
  14. www.inrevu.ru – Страховое Ревю – теория и практика страхования;
  15. http://www.o-strahovanie.ru – Все о страховании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Принципы обязательного  медицинского страхования и их сущность

Принцип

Сущность принципа

Всеобщность

Все граждане РФ независимо от пола, возраста, состояния здоровья, места жительства и уровня личного  дохода имеют право на получение  медицинских услуг, включенных в  территориальные программы обязательного  медицинского страхования.

Государственность

Средства обязательного  медицинского страхования находятся  в государственной собственности  РФ, ими управляют Федеральный  и территориальный фонды ОМС, Специализированные страховые медицинские  организации. Государство выступает  непосредственным страхователем для  неработающего населения и осуществляет контроль за сбором, перераспределением и использованием средств обязательного  медицинского страхования, обеспечивает финансовую устойчивость системы обязательного  медицинского страхования, гарантирует  выполнение обязательств перед застрахованными  лицами.

Некоммерческий характер

Вся получаемая прибыль от операций по ОМС направляется на пополнение финансовых резервов системы обязательного  медицинского страхования.

Обязательность

Местные органы исполнительной власти и юридические лица (предприятия, учреждения, организации и т.д.) обязаны  производить отчисления по установленной  ставке в размере 3,6% от фонда заработной платы в территориальный фонд ОМС и в определенном порядке, а также несут экономическую  ответственность за нарушение условий  платежей в форме пени и/или штрафа.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  2

 

Тарифы для начисления страховых взносов 

Категория застрахованных лиц

ПФ РФ

ФСС РФ

Федеральный ФОМС РФ

Территориальный ФОМС РФ

Страховая часть пенсии

Накопительная  часть  пенсии

Для лиц 1966 года рождения и  старше

 

 

26%

 

 

---

 

 

 

  2,9%

 

 

 

3,1%

 

 

 

2%

Для лиц 1967 года рождения и  моложе

 

 

20%

 

 

6%


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

 

 


Информация о работе Проблемы формирования и использования Фонда обязательного медицинского страхования