Проблемы формирования и использования Фонда обязательного медицинского страхования

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 11:39, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – анализ фонда обязательного медицинского страхования.
Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:
Исследовать деятельность фонда обязательного медицинского страхования;
Изучить источники формирования средств фонда обязательного медицинского страхования;
Определить направления расходования средств;
Выявить особо важные проблемы в деятельности фонда обязательного медицинского страхования;
Найти и предложить пути решения выявленных проблем.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы фонда обязательного
медицинского страхования 5
История фонда обязательного медицинского
страхования 5
Роль фонда обязательного медицинского страхования
в системе обязательного медицинского страхования 6
Формирование и направления расходования средств
фонда обязательного медицинского страхования 9
Глава 2. Проблемы формирования и использования фонда обязательного медицинского страхования 14
2.1. Дефицит бюджета фонда обязательного
медицинского страхования 14
2.2. Сокращение бюджетного финансирования отрасли 15
2.3. Проблема достоверности информации 16
Глава 3. Пути решения проблем формирования и
использования фонда обязательного медицинского страхования 17
Заключение 19
Список литературы 22
Приложения 24

Работа содержит 1 файл

Чеклецовой Юлии304ФП=).docx

— 94.63 Кб (Скачать)

ФОМС является самостоятельным  государственным некоммерческим финансово-кредитным  учреждением, осуществляющим свою деятельность на правах юридического лица в соответствии с действующим законодательством  РФ.

 

    1. Формирование  и направления расходования средств фонда обязательного медицинского страхования

 

Формирования средств 

Финансовые средства ФОМС являются федеральной собственностью, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

Финансовые средства ФФОМС и ТФОМС образуются за счет:

  • части страховых взносов предприятий и иных хозяйствующих субъектов независимо  от  форм  собственности  на  обязательное  медицинское страхование в размерах, устанавливаемых законодательством РФ;
  • взносов территориальных фондов на реализацию совместных программ;
  • ассигнований из федерального бюджета на выполнение республиканских программ обязательного медицинского страхования;
  • добровольных взносов;
  • доходов от использования временно свободных финансовых средств;
  • нормированных страховых запасов финансовых средств  Федерального  и территориальных фондов;
  • средств,  предусматриваемых  органами  исполнительной  власти  в соответствующих бюджетах на обязательное  медицинское страхование неработающего населения.
  • Поступлений из иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Временно свободные финансовые средства Федерального фонда в целях защиты их от инфляции размещаются в банковских депозитах и могут использоваться для приобретения высоколиквидных государственных ценных бумаг.

Финансовые средства, не израсходованные в истекшем году, изъятию не подлежат и при утверждении  ассигнований из федерального бюджета  на следующий год не учитываются.

Федеральный фонд вправе осуществлять приносящую доходы деятельность, причем полученные доходы в установленном  порядке поступают в распоряжение Федерального фонда, учитываются на балансе и направляются для реализации уставных задач Федерального фонда.

Ставка страховых взносов  в  ФОМС в 2012 году не изменились и  остались на уровне 2011 года - 3,1% и 2% в  Федеральный и территориальные  фонды ОМС соответственно (см. приложение 2).

Фонд обязательного медицинского страхования ежегодно разрабатывает бюджет и отчет о его исполнении, которые по представлению Правительства РФ утверждаются федеральным законом.

Прогнозируемый общий  объем доходов бюджета ФОМС РФ на 2012 год составит 891 729 020,6 тыс. рублей, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в сумме 51 810 000,0 тыс. рублей [3].

Основные направления  расходования средств

В основном средства ФОМС используются на оплату медицинских услуг, предоставляемых  гражданам РФ, а так же на медицинскую  науку, медицинские программы и  другие цели.

Общий объем расходов бюджета  ФОМС РФ на 2012 год составит 891 729 020,6 тыс. рублей, в том числе межбюджетные трансферты, передаваемые бюджету Фонда  социального страхования Российской Федерации в сумме 19 030 000,0 тыс. рублей.

Общий объем бюджетных  ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств, на 2012 год составляет 891 729 020,6 тыс. рублей.

Из бюджета ФОМС РФ направляются в 2012 году в бюджет ФОМС РФ межбюджетные трансферты на оплату медицинским организациям государственной и муниципальной  систем здравоохранения, медицинским  организациям и иным организациям, осуществляющим медицинскую деятельность, участвующим в реализации программы  государственных гарантий бесплатного  оказания гражданам медицинской  помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного  оказания гражданам медицинской  помощи, услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в сумме 3,0 тыс. рублей и медицинской  помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, в сумме 6,0 тыс. рублей соответственно за каждую женщину, по диспансерному (профилактическому) наблюдению ребенка, поставленного в течение первого года жизни в возрасте до трех месяцев на диспансерный учет, в сумме 1,0 тыс. рублей за первые шесть месяцев и в сумме 1,0 тыс. рублей за вторые шесть месяцев диспансерного (профилактического) наблюдения за каждого ребенка с момента постановки его на диспансерный учет, а также на оплату услуг по изготовлению и доставке в территориальные органы Фонда социального страхования РФ бланков родовых сертификатов [4].

Средства нормированного страхового запаса ФОМС РФ в 2012 году в  соответствии с решениями ФОМС РФ направляются:

1) на покрытие временных  кассовых разрывов, возникающих  в ходе исполнения бюджета  ФОМС РФ в текущем финансовом  году, с последующим восстановлением  средств нормированного страхового  запаса ФОМС РФ;

2) на увеличение субвенций  (за исключением части субвенций  в размере страховых взносов  на обязательное медицинское  страхование неработающего населения), если доходов бюджета ФОМС  РФ, необходимых для формирования  субвенций (за исключением части  субвенций в размере страховых  взносов на ОМС неработающего населения), недостаточно;

3) на увеличение субвенций  в случае, если доходы бюджета  ФОМС РФ  обеспечивают формирование  субвенций. Распределение средств  нормированного страхового запаса  ФОМС РФ на увеличение субвенций  осуществляется в порядке, утверждаемом  Правительством Российской Федерации;

4) на оплату расходов  ФОМС РФ по изготовлению и  доставке полисов обязательного  медицинского страхования единого  образца в размере, устанавливаемом  ФОМС РФ;

5) на предоставление территориальным  фондам обязательного медицинского  страхования межбюджетных трансфертов  в целях поощрения страховых  медицинских организаций и медицинских  организаций, достигших наилучших  значений показателей деятельности, установленных ТФОМС.

Средства в объеме процентного  дохода, полученного от размещения временно свободных средств ФОМС РФ, в 2012 году  зачисляются на счет по учету средств нормированного страхового запаса [4].

Страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего  населения за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2012 года, поступают  в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования  для последующего перечисления в  бюджет Фонда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Проблемы формирования и использования фонда обязательного медицинского страхования

2.1 Дефицит бюджета фонда обязательного медицинского страхования

 

Если рассмотреть ФЗ «О бюджете Федерального ФОМС на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов», то становится видно, что, в целом ФОМС способен выполнять возложенные на него социальные функции, но в то же время содержит ряд недостатков, которые могут повлиять на эффективность реализации поставленных перед ФОМС задач. Средства, передаваемые из бюджета ФОМС в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования, не обеспечивают покрытия дефицита территориальных программ.

Сложившаяся ситуация во многом обусловлена следующими факторами:

– отсутствием в Программе государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи расчета подушевого финансового норматива по отношению к минимальной заработной плате или другим показателям и детализации категорий граждан, которым медицинская помощь должна оказываться бесплатно;

– ориентированием системы нормирования и финансирования стационарного сектора на койко-дни;

– отсутствием финансового подкрепления медико-экономических стандартов;

– формированием структуры тарифов в системе обязательного медицинского страхования исходя из планируемого объема и выделяемого финансирования, а не расчетной стоимости лечения законченного случая;

– отсутствием зафиксированного взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения [7].

 До настоящего времени  нормативно не урегулированы  некоторые вопросы, связанные  с обеспечением граждан лекарственными  средствами в части:

– обеспечения эффективного управления товарными запасами лекарственных средств;

– определения порядка обеспечения лекарственными средствами сельских жителей и граждан, проживающих в труднодоступных местностях, через аптечную сеть.

 Законопроектом предусмотрены  средства, передаваемые в виде  субвенций в бюджеты территориальных  фондов на осуществление денежных  выплат медицинским работникам, которые должны расходоваться  в соответствии с численностью  медицинских работников, включенных  в Федеральный регистр.

 

2.2. Сокращение бюджетного финансирования отрасли

 

Одной из наиболее острых проблем обязательного медицинского страхования является то, что при  поступлении средств ОМС в  систему здравоохранения происходит сокращение бюджетного финансирования отрасли, что затрудняет реализацию Закона ОМС. Сегодня тариф страхового взноса 5,1% от фонда оплаты труда - не обеспечивает финансового покрытия медицинской помощи даже работающему  населению страны, а большая часть - это неработающее население, в основном старики, дети, инвалиды, безработные, которые к тому же более всего  нуждающиеся в медицинской помощи. Поэтому проблема платежей на неработающее население особо остро встает именно в связи с сокращением  бюджетного финансирования здравоохранения. При таком сокращении в первую очередь страдают скорая и неотложная медицинская помощь и социально-значимые виды медицинской помощи.

Платежи за неработающее население из средств выделенного  бюджета здравоохранения ведут  к дефициту средств на противотуберкулезную, психиатрическую и наркологическую  службы, чего нельзя допустить так  как рост активного туберкулеза  среди детей за последние пять лет увеличился почти на 30%.

2.3. Проблема достоверности информации

 

Важной является так же проблема достоверности информации о поступлении и расходовании государственных средств системы ОМС. В настоящее время еще нет отработанной системы получения объективной и достоверной информации о поступлении и расходовании государственных средств системы ОМС. Функции государственных органов по контролю за поступлением средств, формированием и использованием доходов системы ОМС должным образом не определены. Механизм формирования доходов системы ОМС, учета платежей и контроля деятельности системы ОМС нуждается в серьезном организационном и методологическом совершенствовании.

Данная ситуация свидетельствует о необходимости введения системного анализа финансовой деятельности фондов ОМС. Функции государственных органов контроля за формированием доходов фондов и правильным их использованием законодательно оказались должным образом не определены.

В условиях бюджетного дефицита, спада производства и крайне низкого тарифного страхового взноса внедряемая модель ОМС является неоправданно дорогостоящей. Она потребляет значительную часть средств на свою инфраструктуру.

 

 

 

 

Глава 3. Пути решения проблем  формирования и использования Фонда обязательного медицинского страхования

 

В настоящее время необходимо провести модернизацию ОМС, сконцентрировав  основные усилия на достижении сбалансированности ресурсов и обязательств системы, а  также создать условия и предпосылки  реформирования здравоохранения.

Целью модернизации ОМС является обеспечение условий устойчивого  финансирования медицинских организаций  для предоставления населению бесплатной медицинской помощи в рамках базовой  программы обязательного медицинского страхования [9].

Для достижения поставленной цели необходимо последовательно решить следующие задачи:

  1. Обеспечение сбалансированности доходов системы ОМС и ее обязательств по предоставлению гарантированной медицинской помощи застрахованным гражданам;
  2. Обеспечение эффективных механизмов целевого и рационального использования средств всеми субъектами системы ОМС;
  3. Устранение недостатков, накопившихся в системе за период ее существования;
  4. Гармонизация правовых и организационно-экономических механизмов взаимодействия обязательного медицинского страхования, здравоохранения и граждан.

Поэтому необходимо:

Информация о работе Проблемы формирования и использования Фонда обязательного медицинского страхования