Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 11:39, курсовая работа
Цель курсовой работы – анализ фонда обязательного медицинского страхования.
Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:
Исследовать деятельность фонда обязательного медицинского страхования;
Изучить источники формирования средств фонда обязательного медицинского страхования;
Определить направления расходования средств;
Выявить особо важные проблемы в деятельности фонда обязательного медицинского страхования;
Найти и предложить пути решения выявленных проблем.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы фонда обязательного
медицинского страхования 5
История фонда обязательного медицинского
страхования 5
Роль фонда обязательного медицинского страхования
в системе обязательного медицинского страхования 6
Формирование и направления расходования средств
фонда обязательного медицинского страхования 9
Глава 2. Проблемы формирования и использования фонда обязательного медицинского страхования 14
2.1. Дефицит бюджета фонда обязательного
медицинского страхования 14
2.2. Сокращение бюджетного финансирования отрасли 15
2.3. Проблема достоверности информации 16
Глава 3. Пути решения проблем формирования и
использования фонда обязательного медицинского страхования 17
Заключение 19
Список литературы 22
Приложения 24
ФОМС является самостоятельным
государственным некоммерческим финансово-кредитным
учреждением, осуществляющим свою деятельность
на правах юридического лица в соответствии
с действующим
Формирования средств
Финансовые средства ФОМС являются федеральной собственностью, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.
Финансовые средства ФФОМС и ТФОМС образуются за счет:
Временно свободные финансовые средства Федерального фонда в целях защиты их от инфляции размещаются в банковских депозитах и могут использоваться для приобретения высоколиквидных государственных ценных бумаг.
Финансовые средства, не израсходованные в истекшем году, изъятию не подлежат и при утверждении ассигнований из федерального бюджета на следующий год не учитываются.
Федеральный фонд вправе осуществлять
приносящую доходы деятельность, причем
полученные доходы в установленном
порядке поступают в
Ставка страховых взносов в ФОМС в 2012 году не изменились и остались на уровне 2011 года - 3,1% и 2% в Федеральный и территориальные фонды ОМС соответственно (см. приложение 2).
Фонд обязательного медицинского страхования ежегодно разрабатывает бюджет и отчет о его исполнении, которые по представлению Правительства РФ утверждаются федеральным законом.
Прогнозируемый общий объем доходов бюджета ФОМС РФ на 2012 год составит 891 729 020,6 тыс. рублей, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в сумме 51 810 000,0 тыс. рублей [3].
Основные направления расходования средств
В основном средства ФОМС используются на оплату медицинских услуг, предоставляемых гражданам РФ, а так же на медицинскую науку, медицинские программы и другие цели.
Общий объем расходов бюджета
ФОМС РФ на 2012 год составит 891 729 020,6 тыс.
рублей, в том числе межбюджетные
трансферты, передаваемые бюджету Фонда
социального страхования
Общий объем бюджетных
ассигнований, направляемых на исполнение
публичных нормативных
Из бюджета ФОМС РФ направляются
в 2012 году в бюджет ФОМС РФ межбюджетные
трансферты на оплату медицинским организациям
государственной и
Средства нормированного страхового запаса ФОМС РФ в 2012 году в соответствии с решениями ФОМС РФ направляются:
1) на покрытие временных
кассовых разрывов, возникающих
в ходе исполнения бюджета
ФОМС РФ в текущем финансовом
году, с последующим восстановлением
средств нормированного
2) на увеличение субвенций
(за исключением части
3) на увеличение субвенций
в случае, если доходы бюджета
ФОМС РФ обеспечивают формирование
субвенций. Распределение
4) на оплату расходов
ФОМС РФ по изготовлению и
доставке полисов
5) на предоставление
Средства в объеме процентного дохода, полученного от размещения временно свободных средств ФОМС РФ, в 2012 году зачисляются на счет по учету средств нормированного страхового запаса [4].
Страховые взносы на обязательное
медицинское страхование
Глава 2. Проблемы формирования и использования фонда обязательного медицинского страхования
2.1 Дефицит бюджета фонда обязательного медицинского страхования
Если рассмотреть ФЗ «О бюджете Федерального ФОМС на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов», то становится видно, что, в целом ФОМС способен выполнять возложенные на него социальные функции, но в то же время содержит ряд недостатков, которые могут повлиять на эффективность реализации поставленных перед ФОМС задач. Средства, передаваемые из бюджета ФОМС в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования, не обеспечивают покрытия дефицита территориальных программ.
Сложившаяся ситуация во многом обусловлена следующими факторами:
– отсутствием в Программе государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи расчета подушевого финансового норматива по отношению к минимальной заработной плате или другим показателям и детализации категорий граждан, которым медицинская помощь должна оказываться бесплатно;
– ориентированием системы нормирования и финансирования стационарного сектора на койко-дни;
– отсутствием финансового подкрепления медико-экономических стандартов;
– формированием структуры тарифов в системе обязательного медицинского страхования исходя из планируемого объема и выделяемого финансирования, а не расчетной стоимости лечения законченного случая;
– отсутствием зафиксированного взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения [7].
До настоящего времени
нормативно не урегулированы
некоторые вопросы, связанные
с обеспечением граждан
– обеспечения эффективного управления товарными запасами лекарственных средств;
– определения порядка обеспечения лекарственными средствами сельских жителей и граждан, проживающих в труднодоступных местностях, через аптечную сеть.
Законопроектом предусмотрены
средства, передаваемые в виде
субвенций в бюджеты
2.2. Сокращение бюджетного финансирования отрасли
Одной из наиболее
острых проблем обязательного
Платежи за неработающее
население из средств выделенного
бюджета здравоохранения ведут
к дефициту средств на противотуберкулезную,
психиатрическую и
2.3. Проблема достоверности информации
Важной является так же проблема достоверности информации о поступлении и расходовании государственных средств системы ОМС. В настоящее время еще нет отработанной системы получения объективной и достоверной информации о поступлении и расходовании государственных средств системы ОМС. Функции государственных органов по контролю за поступлением средств, формированием и использованием доходов системы ОМС должным образом не определены. Механизм формирования доходов системы ОМС, учета платежей и контроля деятельности системы ОМС нуждается в серьезном организационном и методологическом совершенствовании.
Данная ситуация свидетельствует о необходимости введения системного анализа финансовой деятельности фондов ОМС. Функции государственных органов контроля за формированием доходов фондов и правильным их использованием законодательно оказались должным образом не определены.
В условиях бюджетного дефицита, спада производства и крайне низкого тарифного страхового взноса внедряемая модель ОМС является неоправданно дорогостоящей. Она потребляет значительную часть средств на свою инфраструктуру.
Глава 3. Пути решения проблем формирования и использования Фонда обязательного медицинского страхования
В настоящее время необходимо
провести модернизацию ОМС, сконцентрировав
основные усилия на достижении сбалансированности
ресурсов и обязательств системы, а
также создать условия и
Целью модернизации ОМС является
обеспечение условий
Для достижения поставленной цели необходимо последовательно решить следующие задачи:
Поэтому необходимо: