Проблемы , тенденции и перспективы развития страхового рынка в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 16:49, научная работа

Описание работы

Страхование - одна из древнейших категорий общественных отношений. Зародившись в период разложения первобытнообщинного строя, оно постепенно стало непременным спутником общественного производства. Первоначальный смысл рассматриваемого понятия связан со словом “страх”. Владельцы имущества, вступая между собой в производственные отношения, испытывали страх за его сохранность, за возможность уничтожения или утраты в связи со стихийными бедствиями, пожарами, грабежами и другими непредвиденными опасностями экономической жизни.

Содержание

Введение 3
1 Страховой рынок 5
1.1 Понятие страхового рынка, структура и условия его существования 5
1.2 Экономическое содержание страхового рынка 12
2 Страховой рынок Российской Федерации 15
2.1 Оценка страхового рынка РФ 15
2.2 Страховой рынок Краснодарского края 26
3 Приоритетные направления развития страхового рынка 28
Заключение 32
Список литературы 33

Работа содержит 1 файл

кур посл3.doc

— 346.50 Кб (Скачать)

 

Таблица 8 - Деятельность страховых организаций 2009-2010гг в   

                    Краснодарском крае

                 В 2009 году Краснодарский край занимает 7-е место в рейтинге, среди 80 регионов Российской Федерации, по собранным страховым премиям в целом (учитывая обязательное медицинское страхование) - 23,4 млрд. рублей, рост по сравнению с 2008 годом составляет 101%. Сумма выплат составила (учитывая обязательное медицинское страхование) - 19,2 млрд. рублей, рост по сравнению с 2008 годом -110%.

               В I полугодии 2010 года Краснодарский край занимает 7-е место в рейтинге, среди 81 региона Российской Федерации, по собранным страховым премиям в целом (учитывая обязательное медицинское страхование) - 12,1 млрд. рублей, рост по сравнению с I полугодием 2009 года составляет 107%. Сумма выплат составила (учитывая обязательное медицинское страхование) - 9,5 млрд. рублей, рост по сравнению с I полугодием 2009 года - 103%.

              Страховой рынок Южного федерального округа развивается в 2009 году, согласно общим тенденциям развития российского страхового рынка, при этом имеются и свои особенности, обусловленные особенностями социально-экономического развития региона. Количество игроков страхового рынка юга России сократилось, но незначительно. Уменьшение числа филиалов связано с оптимизацией филиальной сети, ликвидацией нерентабельных филиалов.

              Сокращение сборов страховщиков ЮФО более значительное, чем в целом по России, что вызвано кризисными явлениями на страховом рынке. В первую очередь отмечается снижение финансовой устойчивости и платежеспособности страховых организаций.

             Однако, по ряду показателей, характеризующих развитие страхового рынка ЮФО, несмотря на финансовые трудности, отмечается положительная динамика.

            Практически по всем видам страхования отмечен рост объема выплат, что наряду с повышением качества предоставляемых страховых услуг может способствовать повышению доверия страхователей к страховщикам, возникновению интереса населения и юридических лиц к новым страховым продуктам.

            Страховая отрасль Краснодарского края в 2009 году также испытала довольно непростой период, пройдя через полосу кризиса, охватившего все отрасли экономики и затронувшего в определенной степени всех потребителей финансовых услуг. Однако, при этом сохранились лидирующие позиции в Южном федеральном округе как по концентрации страховых организаций, так и их деловой активности. Увеличение общего объема страховых премий произошло, в основном, за счет роста премий по обязательным видам страхования.

           Текущее состояние страхового рынка свидетельствует о необходимости активизировать работу по повышению роли института страхования в системе социально-экономических и финансовых отношений, созданию надежных инструментов защиты имущественных интересов юридических и физических лиц, достижению прозрачности деятельности субъектов страхового дела. Особое внимание должно быть уделено улучшению систем урегулирования убытков страховщиков. Недопустима экономия на выплатах, посредством политики отказов и занижения сумм страховых возмещений, несовместимая с понятием качественного обслуживания клиентов, порочащая авторитет института страхования.

 

 

 

 

 

 

 

 

              3  Приоритетные направления развития страхового рынка РФ

 

             Целевая модель страхового рынка предполагает, что к 2020 году национальная система страхования должна преодолеть отмеченные ограничения и достигнуть уровня развития, позволяющего ей эффективно выполнять все основные функции страхования.

             Рост размерных показателей. Приоритетными направлениями развития отечественного страхового рынка должны стать построение эффективной системы медицинского страхования, реорганизация системы субсидирования сельскохозяйственного страхования, стимулирование страхования имущества в зонах с повышенной вероятностью наступления экологических катастроф и страхования объектов социальной сферы, совершенствование законодательства о возмещении вреда и развитие страхования ответственности на основе единого подхода к определению экономической стоимости жизни, замена лицензирования ряда видов деятельности вмененным страхованием ответственности. Система страхования должна быть включена в качестве стимулирующей меры в планы по реализации приоритетных национальных проектов. Введение в оборот финансовой системы новой массы капитализированных активов должно также сопровождаться развитием страхования данных объектов. Особое внимание необходимо уделить развитию страхования крупных специфических для России ядерных, космических, военных и прочих рисков.

             Чтобы принять возрастающий объем рисков, страховым компаниям необходимо значительно увеличить собственные страховые емкости. Российские страховые организации должны стать крупными игроками на национальном рынке заимствования, эффективно размещать значительные суммы резервов на фондовом рынке, инвестировать в развитие отечественной экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок  6 -  Схема целевой модели российского страхового рынка: основные     

                      направления развития

                   Преодоление существующих диспропорций. Государству необходимо воздержаться от введения новых масштабных видов обязательного страхования. Страхование ОПО должно реализовываться как вмененное.

              Необходимо пересмотреть механизмы функционирования имеющихся обязательных видов страхования (ОМС, ОСАГО и т.д.), построить их на основе рыночных принципов.

             Национальный перестраховочный рынок должен стать региональным перестраховочным центром. Для этого на российском перестраховочном рынке должны появиться крупные игроки (частично поддерживаемые за счет государства), способные брать на себя крупные риски.

             Развитие российского страхового рынка должно сопровождаться адекватным развитием страховой инфраструктуры - введением института независимого актуария, совершенствованием деятельности оценщиков, сюрвейеров, созданием института независимых экспертов и брокеров.         

             Повышение эффективности. Построение взаимоотношений страховых посредников и страховых компаний на основе механизма открытой аккредитации, повышение прозрачности процедуры проведения тендеров и более широкого использования инструмента рейтингов надежности должны стимулировать развитие неценовой конкуренции между страховыми компаниями. Этому же должна способствовать деятельность ФАС, направленная на борьбу со злоупотреблениями в соглашениях страховых компаний с их партнерами, а также со случаями демпинга на российском страховом рынке.

              Важную роль в развитии российского страхового рынка должны сыграть саморегулируемые организации. К ним должны перейти функции по определению рекомендованного среднего уровня тарифов по различным видам страхования, разработке типовых правил по новым страховым продуктам и поддержанию высоких этических норм ведения бизнеса. Развитие страхового законодательства должно происходить в русле создания единой системы законодательных актов в сфере страхования и разработке Страхового Кодекса.

                               Заключение

         На основе проведенных исследований страхования и страхового рынка, его видов, элементов и того состояния, в котором они находятся в нашей стране,  могут быть сделаны следующие выводы:

1. Только на основе страхования становится возможной защита общественных и личных интересов, возникающих в процессе производства. В условиях рыночной экономики страхование необходимо.

2. Взаимодействие сторон, заинтересованных в заключении страховых соглашений и достижении результативности страховых операций, происходит на страховом рынке. Страхование экономических рисков – наиболее перспективное направление развития страхования.

3. Инвестирование страховых резервов с учетом специфики страхования должно гарантировать их сохранность, обеспечивать финансовую устойчивость страховых операций, ориентировать страховщика не на получение краткосрочной выгоды, а на достижение максимальных конечных результатов.

4. Страховой рынок представляет собой сферу денежных отношений, где объектом купли-продажи является специфический товар – страховая услуга, формируются предложение и спрос на него.

5. Первостепенными экономическими законами функционирования страхового рынка являются закон стоимости, закон спроса и предложения.

6. Экономическая сущность страхования состоит в формировании страховщиком страхового фонда за счет страховых взносов страхователей, предназначенного для страховых выплат страхователям при наступлении страховых случаев, оговоренных в договоре.

7. Основными участниками страховых отношений являются: страхователи, страховщики и посредник.

Список использованной литературы.

 

1. Федеральный закон от 30 июня 2001 г. №112-ФЗ. Об исполнении Федерального бюджета РФ за 2000 г.// Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету. 2001. №3.- С. 2-10.

2. Закон Российской Федерации от 27 ноября 1992 года №4015-I "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, №2, ст. 56; Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, №1, ст. 4; 1999, №47, ст. 5622; 2002, №12, ст. 1093; 2003, №50, ст. 4858; 2005, №10, ст. 760).

3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 2007 г. Стратегия развития страхования в Российской Федерации на 2008 - 2012 гг.// www.minfin.ru

4. Асамбаева Н.Т. Качественные показатели роста отечественного страхового рынка: основные приоритеты и пути совершенствования// Страховое дело. 2009. №3.- С. 8-16.

5.  Гомелля В.Б. Страхование. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Маркет ДС, 2006. - 488 с.

6. Коломин Е.В. О социальных приоритетах развития страхования // Финансы. 2008. №9. – С. 58-61.

7. Насырова Г.А. Формы и инструменты государственного регулирования страховой деятельности // Страховое дело. 2008. №11. – С. 41.

8. Романова М.В. Тенденции развития Российского страхования и кризисная ситуация // Финансы. 2009.№1.- С. 51-54.

9. Рыбников С. А. Очерки страхования в России //Вестник государственного страхования. 1927. №15.- С. 19-20.

10. Страхование от А до Я/ Под ред. Л.И. Корчевской, К.Е.Турбиной.- М.: ИНФАРМА-М, 2004. - 121 с.

11. Страхование / Под ред. И.П. Денисовой. - М.: ИКЦ «МарТ»,2007. – 240 с.

12. Страхование / Под ред. Т.А. Федоровой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2008. – 875 с.

13. Страховое дело /Под ред. Л.И. Рейтмана - М.: Рост, 1992г. - 530 с.

14. Страхование // Под ред. В.В. Шахова - М.: Страховой полис, ЮНИТИ, 1997,- 198 с.

15. Таврель В.С. Основные проблемы развития страхового рынка// Страховое дело. 2009. №1.- С. 5-9.

16. www.minfin.ru

17. www.raexpert.ru

18. www.fssn.ru

19. www.finmarket.kubangov.ru

20. www.krsndstat.ru

21. www.rbk.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 



Информация о работе Проблемы , тенденции и перспективы развития страхового рынка в РФ