Правовая основа деятельности государственных внебюджетных фондов

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 00:59, курсовая работа

Описание работы

Государственный бюджет всегда являлся важным инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы. Функционирование государственного бюджета происходит посредством экономических форм – доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта. Доходы и расходы бюджета – это объективно обусловленные категории, каждая из которых имеет специфичное общественное значение; доходы служат финансовой базой деятельности государства, расходы – удовлетворению общегосударственных потребностей.

Содержание

Введение
Глава 1. Общая характеристика и правовой статус государственных внебюджетных фондов
1.1 Понятие и классификация государственных внебюджетных фондов
1.2 Общие принципы и правовой статус государственных внебюджетных фондов
Глава 2. Правовая основа деятельности государственных внебюджетных фондов
2.1 Пенсионный фонд
2.2 Фонд социального страхования
2.3 Фонд обязательного медицинского страхования
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

реферат по социальному страхованию.docx

— 73.31 Кб (Скачать)

     добровольных  взносов граждан и юридических  лиц;

     ассигнований  из федерального бюджета Российской Федерации на покрытие расходов, связанных  с предоставлением льгот (пособий  и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или  военного назначения и их последствий, а также в других установленных  законом случаях;

     прочих  доходов (сумм, полученных в установленном  порядке за путевки, оплаченные за счет средств Фонда; средств, возмещаемых  Фонду в результате исполнения регрессных требований к страхователям и  других). 

 

Страховые взносы не начисляются на:

     средства  избирательных фондов кандидатов в  депутаты федеральных органов государственной  власти, представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, полученные и израсходованные  на проведение избирательных компаний;

     доходы, полученные от избирательных комиссий;

     фонд  оплаты труда иностранных физических лиц, привлекаемых на период реализации целевых социально-экономических  программ жилищного строительства, лиц уволенных с военной службы и членов их семей, осуществляемых за счет займов, кредитов и безвозмездной  финансовой помощи, предоставляемые  международными организациями;

     выплаты по договорам гражданско-правового  характера (подряда и др.). 

 От уплаты  взносов в ФСС освобождены:

     Министерство  обороны РФ, Министерство внутренних дел РФ, Федеральная служба контрразведки  РФ, Федеральная пограничная служба, Федеральное агентство связи  и информации, Служба военной разведки, Главное управление охраны РФ, Служба безопасности Президента РФ, другие воинские образования, Департамент налоговой  полиции;

     общественные  организации инвалидов, находящиеся  в собственности этих организаций, а также предприятия и организации, созданные для осуществления  их уставных целей. 

     Страховые взносы в ФСС регулируются постановлением Правительства РФ и уплачиваются:

     бюджетными  учреждениями - один раз в месяц  в срок, установленный для выплаты  заработной платы за вторую половину месяца;

     всеми предприятиями и внебюджетными  организациями - два раза в месяц  в сроки, установленные для получения  заработной платы, как за первую, так  и вторую половину месяца;

     лицами, нанимающими отдельных граждан  по договорам - ежемесячно 5-го числа  месяца, следующего за месяцем выплаты  заработной платы;

     крестьянским  хозяйствам с 1 января 1995 г. - один раз  в год не позднее 1 апреля следующего года. 

  Законодательство РФ предусматривает применение к работодателями и другим плательщикам страховых взносов финансовых санкций в виде взыскания всей сокрытой или заниженной при начислении страховых взносов в ФСС суммы оплаты труда и штрафа в размере той же суммы, а при повторном нарушении - штрафа в двойном размере.

     Средства  государственного социального страхования  расходуются исключительно на цели, установленные федеральными законами, Положением о Фонде, в соответствии с бюджетом Фонда, бюджетами и  сметами исполнительных органов  Фонда, утвержденными в установленном  порядке.

     Законопроект  вводит новый порядок расчета  среднего заработка для исчисления пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, а также  устанавливает максимальную сумму, которая составит 46,9 тысяч рублей.(6, с. 3)

     Документом  устанавливается, что из этой суммы  определяется размер единовременной страховой  выплаты по обязательному социальному  страхованию от несчастных случаев  на производстве и профессиональных заболеваний.

     Документ  предлагает выделить за счет средств  из бюджета Федерального ФОМС 17,5 миллиарда  рублей на оплату услуг по диспансеризации  работающих граждан и оказанной  им первичной медико-санитарной помощи, а также оплату услуг по медицинской  помощи женщинам в период беременности и родов.

     Обязательное  социальное страхование образует систему  создаваемых государством правовых, экономических и организационных  мер, направленных на компенсацию или  минимизацию последствий изменения  материального и социального  положение работающих, граждан, а  в случаях, предусмотренных законодательством, - других категорий граждан в следствии  признания их безработными, трудового  увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также  наступления старости, необходимости  получения медицинской помощи, санитарно-курортного лечения и наступления других установленных законодательством  социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию. 

2.3 Фонд обязательного  медицинского страхования 

       Медицинское страхование является  формой социальной защиты интересов  населения в охране здоровья. Цель медицинского страхования  - гарантировать гражданам при  возникновении страхового случая  получение медицинской помощи  за счет накопленных средств  и финансировать профилактические  мероприятия.

     Обязательное  медицинское страхование - составная  часть системы социального страхования. Создание внебюджетных фондов (пенсионного, занятости, социального страхования, обязательного медицинского страхования) явилось первым организационным  шагом в попытке реформирования системы социального страхования  в России.

     Объектом  медицинского страхования является страховой риск, связанный с затратами  на оказание лечебно-диагностических  услуг при возникновении страхового случая. Экономическая база медицинского страхования - априорно формируемый  фонд денежных средств, из которых оплачиваются услуги. (10, с. 2)

       Величина разового страхового  взноса зависит от состояния  здоровья страхуемого и его  возраста, детерминирующих вероятность  заболевания в тот или иной  период жизни пациента. Учитываются  также динамика и степень влияния  неблагоприятных факторов окружающей  среды (производственных и бытовых  условий, экологической обстановки  и т.д.), особенности образа жизни  страхуемого (курение, злоупотребление  спиртными напитками, занятие  спортом и т.д.).

     Медицинское страхование осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном. Обязательное медицинское страхование  является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации  равные возможности в получении  медицинской и лекарственной  помощи, предоставляемой за счет средств  обязательного медицинского страхования  в объеме и на условиях, соответствующих  программам обязательного медицинского страхования.

     Страхователями  при ОМС для неработающего  населения (пенсионеры, деты, студенты дневного отделений, инвалиды, безработные) – органы гос. власти всех уровней, для работающего населения –  работодатели. 

 Функции фонда: (8, с. 3)

1. Осуществляет  выравнивание условий деятельности  территориальных фондов ОМС.

2. Проводит финансирование  целевых программ в рамках  ОМС.

3. Вносит предложения  о страховых тарифах на ОМС.

4. Осуществляет  сбор и анализ информации о  финансовых ресурсах системы  ОМС.

5. Участвует  в создании территориальных фондов  ОМС.

6. Осуществляет  контроль за использованием финансовых  средств системы ОМС.

7. Аккумулирует  финансовые средства фед. фонда  ОМС. 

  Закон “О медицинском страховании граждан РФ”, определяет правовые, экономические и организационные основы мед страхования населения и обеспечивает конституционное право граждан на медпомощь в рамках базовой программы.

     Введение  обязательного мед страхования  означает появление новой формы  социального страхования и переход  здравоохранения к смешанной  системе финансирования – бюджетно-страховой, существовавшей в стране с 1912 г. по 1933 г. В соответствии с этой системой бюджетный источник финансирования дополняется внебюджетными, в числе  которых определяющими являются обязательные страховые взносы работодателей  и граждан-предпринимателей.

     Бюджетные средства обеспечивают финансирование здравоохранения в части неработающего  населения, а внебюджетные – работающих граждан. В первом случае страхователями являются органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, которые и осуществляют уплату страховых  взносов за неработающую часть населения. Во втором случае страхователями и  плательщиками страховых взносов  являются предприятия, граждане-предприниматели, не имеющие статуса юридического лица, лица свободных профессий. Согласно действующему положению плательщики  обязаны перечислять страховые  взносы платёжными поручениями на транзитные счета Федерального и Территориального фондов, открытые в учреждениях банков, ведущих счета Федерального бюджета  и обслуживающих налоговую инспекцию  данной территории.

     Финансовые  средства Федерального фонда находятся  в государственной собственности  РФ, являются целевыми, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию  не подлежат.

     Руководство деятельностью Федерального фонда  осуществляется правлением и его  постоянно действующим исполнительным органом –исполнительной дирекцией  во главе с исполнительным директором. Контроль за деятельностью Федерального фонда осуществляет ревизионная  комиссия. Правление Федерального фонда  по мере необходимости, но не реже одного раза в год, назначает аудиторскую  проверку деятельности Фонда. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Пенсионный  фонд, фонды обязательного медицинского страхования и социального страхования  населения, с одной стороны, являются финансовыми сегментами, выделенными  из бюджета для самостоятельного, более эффективного функционирования, с другой — приняли форму страховых  фондов. Обоснованная система социального  страхования - одна из предпосылок обеспечения  социальной справедливости, создания и поддержания политической стабильности. 

 Важным звеном  финансовой системы являются  внебюджетные фонды государства  - совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении центральных  или региональных местных органов  самоуправления и имеющих целевое  назначение. Порядок их образования  и использования регламентируется  финансовым порядком. 

 Переход к  рыночной экономике сопровождался  модернизацией всей финансовой  системы Российской Федерации.  В наибольшей степени это относится  к её центральному звену –  бюджету. Из бюджета постепенно  выделились внебюджетные фонды,  среди которых основное место  заняли социальные фонды. 

 Создание  внебюджетных фондов необходимо  государству для более эффективного  использования своих финансовых  ресурсов. Специфика внебюджетных  социальных фондов – четкое  закрепление за ними доходных  источников и, как правило,  строго целевое использование  их средств. 

 Каждый из  государственных внебюджетных фондов  является самостоятельным финансово-кредитным  учреждением. Средства расходуются  на уставную деятельность, обусловленную  социальным назначением фонда.  Кроме того, как финансово-кредитное  учреждение внебюджетный фонд  может выступать на финансовом  рынке в качестве инвестора,  приобретая государственные ценные  бумаги с целью получения дохода  и увеличения финансовых ресурсов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список используемой литературы 
 

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (с изменениями от 31 декабря 1999 г., 5 августа, 27 декабря 2000 г., 8 августа, 30 декабря 2001 г., 3 января, 2 февраля 2006 г.)

Информация о работе Правовая основа деятельности государственных внебюджетных фондов