Правовая основа деятельности государственных внебюджетных фондов

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 00:59, курсовая работа

Описание работы

Государственный бюджет всегда являлся важным инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы. Функционирование государственного бюджета происходит посредством экономических форм – доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта. Доходы и расходы бюджета – это объективно обусловленные категории, каждая из которых имеет специфичное общественное значение; доходы служат финансовой базой деятельности государства, расходы – удовлетворению общегосударственных потребностей.

Содержание

Введение
Глава 1. Общая характеристика и правовой статус государственных внебюджетных фондов
1.1 Понятие и классификация государственных внебюджетных фондов
1.2 Общие принципы и правовой статус государственных внебюджетных фондов
Глава 2. Правовая основа деятельности государственных внебюджетных фондов
2.1 Пенсионный фонд
2.2 Фонд социального страхования
2.3 Фонд обязательного медицинского страхования
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

реферат по социальному страхованию.docx

— 73.31 Кб (Скачать)

     - гос. регулирование системы страхования;

     - гос. гарантии соблюдения прав  застрахованных лиц, т.е. выполнения  страховщиком своих обязательств, независимо от его финансового  положения;

     - внебюджетные фонды являются  общедоступными и охватывают  всех граждан, независимо от  пола, национальности и мест проживания;

     - единый механизм формирования  фондов из относительно надежной  облагаемой базы фонда оплаты  труда, что создает возможность  самоиндексации доходов фонда;

     - отчисления в фонды осуществляют  работодатели от всех сумм  оплаты труда, выплаченных работникам, тем самым работодатели страхуют  своих работников;

     - все фонды по экономической  природе являются страховыми, т.е.  все внесенные суммы являются  возвратными. При ненаступлении  страхового случая для конкретного  гражданина, взносы перераспределяются  государством в пользу нуждающихся.

     Правовой  статус, порядок создания, деятельности и ликвидации государственных внебюджетных фондов определяются федеральным законом  в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.

     Средства  государственных внебюджетных фондов находятся в федеральной собственности.

     Средства  государственных внебюджетных фондов не входят в состав бюджетов всех уровней  бюджетной системы Российской Федерации  и изъятию не подлежат.

     Следует сказать о внебюджетном валютном фонде, создаваемом субъектом РФ и используемом в целях социального  и производственного развития региона  на финансирование текущих расходов и капитальных вложений. Самым  значительным по объёму аккумулируемых средств является валютный фонд правительства  г. Москвы, расходуемый в основном на финансирование строительства особых объектов.

     Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов составляются органами управления указанных фондов и представляются органами исполнительной власти на рассмотрение законодательных (представительных) органов  в составе документов и материалов, представляемых одновременно с проектами  соответствующих бюджетов на очередной  финансовый год.

     Бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации рассматриваются  и утверждаются Федеральным Собранием  в форме федеральных законов  одновременно с принятием федерального закона о федеральном бюджете  на очередной финансовый год.

     Расходование  средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно  на цели, определенные законодательством  Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных  фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. 

Глава 2. Правовая основа деятельности государственных  внебюджетных фондов

2.1 Пенсионный фонд 

     Пенсионный  фонд России (ПФР) является самостоятельным  финансово-кредитным учреждением, подотчетным  Правительству РФ и осуществляющим свою деятельность в соответствии с  законодательством Российской Федерации. Основным документом, регламентирующим его деятельность, является Положение  о Пенсионном фонде России.

     Страховые взносы в Пенсионный Фонд РФ не являются налоговыми платежам, поэтому размер взносов, плательщики, порядок оплаты, льготы и штрафные санкции устанавливаются  специальным (неналоговым) законодательством. Поэтому, в частности, к взносам  в Пенсионный Фонд РФ не могут применяться  нормы закона РФ “Об основах налоговой  системы в РФ” и иных законодательных  актов о налогах. 

 Пенсионный  фонд обеспечивает выполнение  следующих основных функций в  пенсионной системе:

     сбор  и аккумуляция страховых взносов  от плательщиков в соответствии со страховыми тарифами, принятыми в  законодательном порядке;

     финансирование  выплаты пенсий. 

 В большинстве  регионов РФ назначение и выплата  пенсий проводятся учреждениями  социальной защиты населения,  которые получают средства от  Пенсионного фонда и доводят  их до пенсионеров. Выплата  пенсий осуществляется путем  их доставки в форме наличности  или путем перевода на счета  пенсионеров в банках. 

     ПФР и его денежные средства находятся  в государственной собственности  Российской Федерации. Денежные средства ПФР не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат. Средства ПФР формируются за счет:

     страховых взносов работодателей;

     страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе  фермеров и адвокатов;

     страховых взносов иных категорий работающих граждан;

     ассигнований  из республиканского бюджета Российской Федерации на выплату государственных  пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному  обеспечению гражданам, их семьям социальных пенсий, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, на индексацию указанных  пенсий и пособий, а также на предоставление льгот в части пенсий, пособий  и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, на расходы  по доставке и пересылке пенсий и  пособий;

     средств, возмещаемых ПФР Государственным  фондом занятости населения Российской Федерации в связи с назначением  досрочных пенсий безработным;

     средств, взыскиваемых с работодателей и  граждан в результате предъявления регрессных требований;

     добровольных  взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических  лиц, а также доходов от капитализации  средств ПФР и других поступлений.

     С введением в государственную  систему пенсионного обеспечения  так называемых социальных пенсий и  провозглашением права на создание негосударственных пенсионных систем возникли предпосылки для развития трехуровневой пенсионной системы. (4, с. 2) 

  В настоящее время в Российской Федерации предоставляются трудовые и социальные пенсии. Сфера распространения социальных пенсий ограничивается и достаточно длительное время будет ограничиваться социально-экономическим развитием общества в прошлом, которое характеризовалось полной занятостью трудоспособного населения и правом практически каждого нетрудоспособного гражданина на трудовую пенсию за свой (или кормильца) стаж работы.

     В настоящее время происходит переход  к трёхуровневой системе пенсионного  обеспечения: (3, с. 4)

1) базовая часть  формируется за счёт 14 % от фонда  оплаты труда. Эта сумма поступает  в федеральный бюджет, а затем  в Пенсионный фонд РФ и используется  для выплаты социальной пенсии  и базовой части трудовой пенсии. В случае недостатка поступлений  федеральный бюджет компенсирует  образующийся дефицит;

2) страховая  часть пенсии (11—14 % от фонда оплаты  труда) поступает сразу в Пенсионный  фонд РФ. Она используется для  выплаты условно-накопительной части  трудовой пенсии, размер которой  зависит от стажа работы, платежей  пенсионера в Пенсионный фонд  РФ, средней величины заработной  платы по стране;

3) накопительная  часть пенсии (2-6 % от фонда оплаты  труда) поступает на специальный  индивидуальный счёт работника.  Будущий размер выплат зависит  от взносов работника и дохода  от инвестирования накопительной  части пенсии.

     Кроме того, работник (или работодатель) могут  добровольно делать взносы в негосударственные  пенсионные фонды, чтобы впоследствии получать от них пенсию.

     Общее руководство Пенсионным фондом осуществляется Правлением, оперативное управление – исполнительной дирекцией. Органами оперативного управления в субъектах  федерации являются отделения РФ, а в городах и районах –  уполномоченные отделения.

     В большинстве субъектов РФ назначение и выплата пенсий производятся органами социальной защиты населения, которые  средства ПФ доводят до пенсионеров  через отделения федеральной  почтовой связи или путём перевода на счетах пенсионеров, открытых в основном в филиалах Сбербанка РФ. В семи субъектах РФ в порядке эксперимента организована единая пенсионная служба, где и назначение и выплата  пенсий проводятся отделениями Пенсионного  фонда.

     Аккумуляция и перераспределение средств  ПФ проходит по следующему маршруту: страховые  взносы собираются на счетах отделений, откуда и осуществляется финансирование расходов в регионе. На федеральном  уровне Правление ПФ и его исполнительная дирекция прогнозирует и устанавливает  объёмы перераспределение средств  между регионами для сбалансированности доходов и расходов с учётом обеспечения  неснижаемого остатка на счетах и  оптимизации сумм в пути. 
 

2.2 Фонд социального  страхования 

     ФСС является специализированным финансово-кредитным  учреждением и его деятельность непосредственно связана с ведением лицевых счетов предприятий и  организаций - страхователей, осуществлением расчетов с ними при формировании доходной и расходной частей Фонда.

     Работа  Фонда в настоящее время существенно  осложняется глубоким экономическим  кризисом, поразившим практически все  сферы и отрасли экономики, в  немалой степени это касается предприятий производителей сельскохозяйственной продукции. Сегодняшняя экономическая  ситуация характеризуется дефицитом  бюджетов, огромной внутренней и внешней  задолженностью страны, а также неплатежами  ставшими уже системой. В результате в связи с резким увеличением  количества организаций - страхователей (из-за дробления крупных предприятий  на акционерные общества и появления  частного предпринимательства) а также  по причине падения платежно-расчетной  дисциплины предприятий учет расчетов со страхователями становится очень  сложным и трудоемким.

     Фонд  социального страхования Российской Федерации является специализированным финансово-кредитным учреждением  при Правительстве Российской Федерации, управляющим средствами государственного социального страхования Российской Федерации.

Фонд осуществляет свою деятельность в соответствии с  Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, постановлениями  и распоряжениями Правительства  Российской Федерации, а также Положением о Фонде социального страхования  Российской Федерации.

     В Фонд социального страхования Российской Федерации имеет региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования на территории субъектов Российской Федерации, центральные  отраслевые отделения, управляющие  средствами государственного социального  страхования в отдельных отраслях хозяйства, филиалы отделений, создаваемые  региональными и центральными отраслевыми  отделениями Фонда по согласованию с председателем Фонда.

     ФСС создан в целях обеспечения государственных  гарантий в системе социального  страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием  средств социального страхования  Указом Президента РФ от 26 июля 1992 г. № 722 и является самостоятельным финансово-кредитным  учреждением. Управление Фондом социального  страхования РФ осуществляется Правительством РФ. Руководство деятельностью Фонда  осуществляется его председателем.

     Положение о ФСС утверждено постановлением Правительства РФ от 12 февраля 2002 г. № 106. Этот документ регламентирует организацию  и функционирование фонда. (9, с. 2) 

Средства ФСС  образуются за счет:

     страховых взносов предприятий, учреждений, иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности;

     страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных  уплачивать взносы на социальное страхование  в соответствии с законодательством;

     страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих  право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд;

     доходов от инвестирования части временно свободных  средств Фонда;

Информация о работе Правовая основа деятельности государственных внебюджетных фондов