Правовая основа деятельности государственных внебюджетных фондов

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 00:59, курсовая работа

Описание работы

Государственный бюджет всегда являлся важным инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы. Функционирование государственного бюджета происходит посредством экономических форм – доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта. Доходы и расходы бюджета – это объективно обусловленные категории, каждая из которых имеет специфичное общественное значение; доходы служат финансовой базой деятельности государства, расходы – удовлетворению общегосударственных потребностей.

Содержание

Введение
Глава 1. Общая характеристика и правовой статус государственных внебюджетных фондов
1.1 Понятие и классификация государственных внебюджетных фондов
1.2 Общие принципы и правовой статус государственных внебюджетных фондов
Глава 2. Правовая основа деятельности государственных внебюджетных фондов
2.1 Пенсионный фонд
2.2 Фонд социального страхования
2.3 Фонд обязательного медицинского страхования
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

реферат по социальному страхованию.docx

— 73.31 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение 

Глава 1. Общая  характеристика и правовой статус государственных  внебюджетных фондов

1.1 Понятие и  классификация государственных  внебюджетных фондов

1.2 Общие принципы  и правовой статус государственных  внебюджетных фондов 

Глава 2. Правовая основа деятельности государственных  внебюджетных фондов

2.1 Пенсионный  фонд

2.2 Фонд социального  страхования

2.3 Фонд обязательного  медицинского страхования 

Заключение 

Список используемой литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Государственный бюджет всегда являлся важным инструментом воздействия на развитие экономики  и социальной сферы. Функционирование государственного бюджета происходит посредством экономических форм – доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения  стоимости общественного продукта. Доходы и расходы бюджета –  это объективно обусловленные категории, каждая из которых имеет специфичное  общественное значение; доходы служат финансовой базой деятельности государства, расходы – удовлетворению общегосударственных  потребностей. Именно с помощью бюджета  государство имеет возможность  сосредоточивать финансовые ресурсы  на решающих участках социального и  экономического развития, с помощью  бюджета происходит перераспределение  национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Ни одно из звеньев финансов не осуществляет такого многовидового  и многоуровневого перераспределения  средств, как бюджет. Вместе с тем, отображая экономические процессы, протекающие в структурных звеньях  экономики, бюджет дает четкую картину  того, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы  от разных субъектов хозяйствования, показывает, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства  объему его потребностей.

     Переход к рыночной экономике сопровождался  формированием принципиально новой  финансовой системы, важным звеном которой  являлись и являются в настоящее  время внебюджетные фонды государства - совокупность финансовых ресурсов, находящихся  в распоряжении федеральных, региональных органов власти или местных органов  самоуправления и имеющих целевое  назначение.

     Первоначально внебюджетные фонды появились в  виде специальных фондов или особых счетов задолго до возникновения  бюджета. Государственная власть с  расширением своей деятельности нуждалась во все новых расходах, требовавших средств для своего покрытия. Эти средства концентрировались  в особых фондах, предназначенных  для специальных целей. Такие  фонды носили, как правило, временный  характер. С выполнением государством намеченных мероприятий фонды заканчивали  свое существование. В связи с  этим количество фондов постоянно менялось.

     С укреплением централизованного  государства начинался период унификации специальных фондов. На основе объединения  различных фондов был создан государственный  бюджет. В современных условиях наряду с бюджетом вновь повышается значение внебюджетных фондов.

     Внебюджетные  фонды в финансовой системе России созданы в соответствии с Законом  РСФСР "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР" (от 10 октября 1991 г.). Главная причина  их создания - необходимость выделения  чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источниками дохода.

     Анализ  направлений и результатов деятельности внебюджетных фондов является актуальной задачей. Ее значение в настоящее  время существенно в связи  с постоянным дефицитом бюджета  страны и необходимостью целенаправленного  решения социальных проблем, финансируемых  за счет этих фондов. 
 
 

  

  
 

Глава 1. Общая характеристика и правовой статус государственных  внебюджетных фондов

1.1 Понятие и классификация  государственных  внебюджетных фондов 

     Внебюджетные  фонды создаются федеральным  и региональными органами государственной  власти и органами местного самоуправления для аккумуляции в них денежных средств, поступающих как в обязательном порядке, так и на добровольной основе. Расходование средств этих фондов осуществляется по строго целевому назначению – на государственное социальное страхование, дополнительное финансирование затрат на укрепление материально-технической  базы и социальное обеспечение фискальных и правоохранительных органов, на развитие социальной и производственной инфраструктуры территории и др. Государственные  и местные внебюджетные фонды  являются составной частью подсистемы государственных и муниципальных  финансов.

     Внебюджетные  фонды – это своеобразная форма  аккумуляции перераспределения  денежных средств, используемых, во-первых, для финансирования конкретных социальных потребностей общегосударственного значения и, во-вторых, для дополнительного  финансирования территориальных нужд, осуществляемого органами исполнительной власти субъекта РФ и органами самоуправления. Внебюджетные фонды создаются по решению Федерального Собрания России на федеральном уровне, по решению  законодательных органов власти субъектов РФ – на региональном уровне и по решению органов местного самоуправления – на муниципальном  уровне. Порядок формирования внебюджетных фондов и контроль за использованием средств в них на местном уровнях  регулируется Законом РФ «Об основах  бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления» (от 15 апреля 1993 г.)

     Внебюджетные  фонды имеют строго целевое назначение и управляются автономно. По признаку целевой направленности расходования средств их можно объединить в  три группы. Первая включает внебюджетные фонды социального страхования, имеющие общегосударственное значение. Вторая группа охватывает внебюджетные фонды межотраслевого и отраслевого  назначения. В третью входят различные  внебюджетные фонды территориального назначения. (19, с. 88) 

     Государственные внебюджетные фонды первой группы.

Конституция РФ гарантирует каждому гражданину социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей  и в иных случаях, устанавливаемых  законом (ст.29). Каждый имеет право: на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст.41,п. 1), на защиту от безработицы (ст.37 п.3). Финансовой основной реализации конституционных  гарантий и прав российских граждан  являются государственные внебюджетные фонды социального страхования. Основные принципы их функционирования:

      - всеобщность – охватывает всех  граждан, независимо от пола, национальности, вероисповедания, места проживания;

     - необлагаемость налогом;

     - общедоступность, многообразие видов  социального обеспечения;

гласность, демократический  характер. (17, с. 45)

       В первую группу входит также  Республиканский фонд социальной  поддержки населения, созданный  Указом Президента РФ от 26.12.91. В отличие от предыдущих четырёх  фондов, формируемых в основном  за счёт обязательных страховых  взносов работодателей и работников, доходы этого фонда складываются  за счёт добровольных и иных  поступлений.

     Доходы  внебюджетных фондов социального страхования  формируются за счёт постоянного  источника – обязательных страховых  взносов работодателей, а в Пенсионный фонд – ещё и взносов работников. Тарифы устанавливаются Федеральным  собранием РФ и отличаются большей  стабильностью по сравнению с  налогами. Сроки уплаты страховых  взносов, как правило, один раз в  месяц.

     Плательщики обязаны зарегистрироваться в территориальном  органе каждого фонда. Вновь созданные  предприятия регистрируются в качестве плательщиков в 30-дневный срок со дня  учреждения. Не являются плательщиками  страховых взносов: воинские формирования РФ – по денежному довольствию  военнослужащих, лиц рядового и начальствующего  состава органов внутренних дел  и Федеральной службы налоговой  полиции; общественные организации  инвалидов и находящиеся в  их собственности предприятия, созданные  для осуществления уставных целей  учредителей.

     Каждый  из государственных внебюджетных фондов является самостоятельным финансово-кредитным  учреждением. Средства расходуются  на уставную деятельность, обусловленную  социальным назначением фонда. Кроме  того, как финансово-кредитное учреждение внебюджетный фонд может выступать  на финансовом рынке в качестве инвестора, приобретая государственные ценные бумаги с целью получения дохода и увеличения финансовых ресурсов.

     Внебюджетные  фонды межотраслевого и отраслевого  назначения создаются на федеральном  уровне для финансирования затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские  работы (НИОКР), стабилизацию и развитие хозяйственной отрасли, социальное и материально-техническое обеспечение  отдельных ведомств.

     Территориальные внебюджетные фонды отличаются названиями, определяющими их целевую направленность, но суть их одна: 1) аккумулировать некоторые  неналоговые доходы на специальных  счетах, открываемых органом исполнительной власти субъекта РФ или органами местного самоуправления в банковских учреждениях; 2) расходовать средства по своему усмотрению в соответствии с положением о  данном фонде.

       Наиболее распространены территориальные  фонды социальной поддержки населения,  функционирующие под руководством  соответствующих органов исполнительной  власти и органов социальной  защиты населения, а также фонды  развития жилищного строительства.

     Решение об образовании фонда принимают  законодательные органы власти субъектов  РФ, органы местного самоуправления. В  Положении о фонде определяется порядок формирования и расходования фонда, механизм контроля за целевым  использованием средств. (16, с. 69)

       Государственными внебюджетными  фондами Российской Федерации  являются: Пенсионный фонд Российской  Федерации; Фонд социального страхования  Российской Федерации; Федеральный  фонд обязательного медицинского  страхования. 
 

1.2 Общие принципы  и правовой статус  государственных  внебюджетных фондов 

     Политика  внебюджетных фондов не может быть абсолютно независимой к налогово-бюджетным (фискальным) мероприятиям. Колебания  федерального бюджета от его дефицита до образования излишков и обратно  на долгосрочных временных интервалах влияют на объем производства, занятость  населения, уровень доходов, а, следовательно, на наполняемость внебюджетных фондов. В свою очередь денежные средства фондов выполняют сглаживающую и  стабилизирующую роль при резких колебаниях в доходной части государственного бюджета, основанной на налоговых сборах.

     Поскольку плательщиками взносов во внебюджетные фонды являются юридические и  физические (предприниматели) лица, т.е. потребители социальных гарантий, то вопросы уплаты и распределения  денежных средств фондов касаются всех граждан России, и поэтому проявляется  их заинтересованность в оптимальном  функционировании системы внебюджетных фондов. 

     Вне федерального бюджета образуются государственные  фонды денежных средств, управляемые  органами государственной власти Российской Федерации и предназначенные  для реализации конституционных  прав граждан на:

     - социальное обеспечение по возрасту;

     - социальное обеспечение по болезни,  инвалидности, в случае потери  кормильца, рождения и воспитания  детей и в других случаях,  предусмотренных законодательством  Российской Федерации о социальном  обеспечении;

     - социальное обеспечение в случае  безработицы;

     - охрану здоровья и получение  бесплатной медицинской помощи. 

  Каждый фонд имеет особенности при формировании и использовании средств, но есть общие черты для всех фондов:

Информация о работе Правовая основа деятельности государственных внебюджетных фондов