Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 18:32, контрольная работа
Известно, что понятие имущественного интереса страхователя или застрахованного лица является ключевым для возникновения отношений по страхованию, поскольку именно имущественные интересы, имеющие различный предмет, в соответствии со ст. 4 Закона РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации" есть объект страхования.
Таким образом, отсутствие страхового интереса у страхователя следует считать основанием для признания договора страхования недействительным как не соответствующего требованиям закона (ст. 4 Закона "Об организации страхового дела..."), в том числе и в договорах страхования жизни.
Иногда страховой интерес рассматривается как эквивалент действительной стоимости имущества, принимаемого на страхование. Так, в ст. 369 Гражданского Кодекса РСФСР от 31 октября 1922 г., находим (при установлении последствий неправильного определения размера страховой суммы в договоре страхования) следующую гипотезу: "если при имущественном страховании страховая сумма окажется выше страхового интереса...". Однако в статье 371 "дополнительное страхование соответственной части застрахованного уже интереса" разрешалось только с согласия первого страховщика, такое определение заставляет рассматривать страховой интерес скорее как имущество, имеющее некоторую стоимостную оценку.
Более общее представление о соотношении понятия имущества и имущественного интереса со страховым интересом можно найти в ст. 373, которая устанавливает, что "договор страхования может быть заключен всяким лицом, заинтересованным в целости имущества, как то: собственником, лицом, имеющим на это имущество вещное право или право нанимателя или по договору ответственным за ухудшение или гибель имущества. При заключении договора страхователь должен точно указать характер своего интереса и интереса выгодоприобретателя". Мы видим, что указанная норма устанавливает не только возможность заключения договора страхования исключительно лицом, заинтересованным в сохранности имущества, но и требует доказательства юридических оснований такого интереса при заключении договора страхования. При этом к существенным условиям договора страхования законодатель относил (ст. 380 ГК РСФСР 1922 г.) и указание застрахованного интереса (застрахованного имущества или лица).
Необходимо отметить, что действующее российское законодательство (ст. 942 ГК РФ 1995 г.) о страховании устанавливает, что в числе существенных условий в договоре имущественного страхования представлено определенное имущество или иной имущественный интерес, являющийся объектом страхования, а в договоре личного страхования это требование ограничивается указанием застрахованного лица. Понятно, что такое определение существенно отличается от того, как определен объект страхования в Законе Российской Федерации "Об организации страхового дела...", а также от того, каким определением пользовалось российское законодательство в начале века, ибо отсутствует главное - юридическая связь между объектом страхования и субъектом договора страхования (имущественным интересом, предполагающим наличие имущества и интереса в нем лица - страхователя, заключающего договор страхования), а следовательно, и юридическая мотивация возникновения страхового интереса лица в связи с объектом страхования - интереса, связанного с сохранностью имущества или жизнью застрахованного лица и т.д.
Таким образом, мы можем констатировать следующую разницу между подходами к трактовке предмета договора страхования Гражданского кодекса Российской Федерации (1995 г.) и Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела".
Закон устанавливает в качестве объекта договора страхования имущественные интересы лица, при этом такие интересы могут быть связаны с различными юридическими фактами: владение имуществом, причинение вреда его здоровью, возникновение обязанностей по возмещению вреда, причиненного третьим лицам, и тому подобное. Однако для заключения договора страхования не требуется доказательства интереса страхователя в страховании таких имущественных интересов. В результате мы имеем коллизию, при которой страхователь может заключить договор о страховании имущественных интересов, в отношении которых у страхователя не существует страхового интереса. Например, заключение договоров страхования жизни в пользу участников телевизионных игр и иных рекламных кампаний и тому подобное.
ГК РФ в
качестве объекта страхования
Однако следует отметить, что продолжительность дискуссий на тему о предмете или объекте страхования заставляет оценить данный вопрос, с одной стороны, как неоднозначный и спорный, а с другой - как имеющий конкретные и разные при каждом подходе юридические последствия. Понятно, что содержание имущественного интереса значительно шире, чем просто понятие имущества. Например, в результате пожара на промышленном предприятии сгорела часть конвейера. Прямой ущерб имуществу определяется стоимостью ремонта или замены поврежденного участка производства. Однако в результате остановки производства реальный убыток может существенно превысить сумму прямого ущерба на величину упущенной выгоды, штрафов со стороны кредиторов за непоставленную продукцию и тому подобного. Это доказывает, что имущественный интерес и имущество не синонимы и между стоимостью имущества и размером имущественного интереса нельзя ставить знак равенства.
"Глубокой
ошибкой, прямо мешавшей
Список
литературы:
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВЦИК от 31.10.1922
"О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА Р.С.Ф.С.Р."
(вместе с "ГРАЖДАНСКИМ КОДЕКСОМ Р.С.Ф.С.Р.")
ЗАКОН РФ от 27.11.1992 N 4015-1
"ОБ ОРГАНИЗАЦИИ СТРАХОВОГО ДЕЛА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
"ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ
от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 21.10.1994)
"СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 29.12.1995 N 223-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 08.12.1995)
"ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ
от 26.01.1996 N 14-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 22.12.1995)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 24.07.1998 N 125-ФЗ
"ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ
СОЦИАЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ ОТ
ПРОИЗВОДСТВЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ"
(принят ГД ФС РФ 02.07.1998)
Финансы, N 11, 2000