Особенности рыночных отношений в страховании РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 14:25, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является комплексное изучение состояния российского рынка страхования и выявление перспектив его развития.
Для достижения поставленной цели, в работе ставятся следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекты развития страхования: историческое развитие страхования, его экономическую сущность, а так же взаимосвязь рыночных отношений и страхования;
проанализировать развитие рынка страхования в России и сделать выводы;
определить проблемы российского страхового рынка;
выявить перспективы развития рынка страхования России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СТРАХОВАНИЯ……………………………………………………………….……5
1.1 История возникновения страхования в России…………..……………...……5
1.2 Классификация, формы и функции страхования……………………………..9
1.3 Взаимосвязь рыночных отношений и страхования…………….……………18
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ РЫНКА СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ……..24
2.1. Анализ развития рынка страхования в России………………………………24
2.2. Проблемы и перспективы развития страхового рынка в России…………...34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..………………………………43

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 366.00 Кб (Скачать)

     В настоящие время  Россия занимает скромное место на мировом рынке  страховых услуг – всего 0,2% мирового объема страховых премий. На конец 2006 г. доля застрахованных рисков в России составляет лишь 10-15% против 90-95% в промышленно развитых странах. Эксперты выделяют ряд основных причин, которые сдерживают развитие страхования – отсутствие у россиян доверия к страховым компаниям, нехватка опыта в использование страховых услуг, низкий уровень жизни большинства населения и малое количество платежеспособных предприятий.

     Соотношение страховой премии (за исключением  премии по ОМС (обязательное медицинское  страхование)) и ВВП продолжает снижаться,  в 2007 г. оно составило 1,45%, уменьшившись на 4% по сравнению с 2006 г., а доля страховой премии по страхованию иному, чем страхование жезни, напротив увеличивается (в 2006 г. – на 2% до 2,21%, в 2007 г. – на 2% до 2,25%). [5]

     В 2007 г. продолжился рост плотности  страхования – страховой премии на душу населения, который все эти годы обусловлен увеличением размера совокупной страховой премии, так как численность населения России остается практически на одном уровне. «Подушевая плотность страхования» составила 5,4 тыс. руб., увеличившись на 25,6% по сравнению с 2006 г.

     Цифры, приведенные без учета страхования  жизни и ОМС, следует считать  более приближенными к реальности, так как данные виды страхования  в основном используются в качестве различных «налогосберегающих схем»  и имеют лишь отдаленное отношение к рынку реального страхования.

     До  сих пор, по признанию самих страховщиков, их деятельность в значительной мере строилась на схемах так называемого  зарплатного страхования, позволявших  предприятиям-страхователям экономить  на налогах. По оценкам специалистов, «зарплатное» страхование составляет 70—80% всего объема договоров личного страхования. Несмотря на то, что страхование традиционно и во всех странах используется как инструмент налогового планирования, преобладание этой функции в нем нельзя считать нормальным явлением. Страхование должно служить целям финансирования реальных рисков, и в этом своем качестве оно становится все более востребованным. [12 с.49]

     В целом отмечается тенденция сворачивания «зарплатного» страхования. На этот факт повлияло введение главы 25 Налогового кодекса РФ. Лидеры страхового рынка заявляют о принципиальном отказе от использования подобных схем. В страховании жизни возникает устойчивый спрос на накопительные виды страхования. [12, c. 50]

     Следует отметить, что даже при сравнении официальных данных по доле страхования в ВВП России и аналогичных показателей иных стран, наша страна пока не может войти в группу развитых стран. [15, с.18]

     В развитых странах Европы страховая  премия на душу населения составляет 2,3-6,5 тыс. долл. США: (в Великобритании – 6,5 тыс. долл., Ирландии и Швейцарии – 5,5 тыс. долл., Франции – 4 тыс. долл.). В Японии страховая премия на душу населения в 2006 г. составила 3,6 тыс. долл., в Канаде – 2,7 тыс. долл., в США – 3,9 тыс. долл. [8, c. 6]

     Уровень плотности страхования в России в 2006 г. (162,4 долл. США) сопоставим с такими странами , как Бразилия – 161, Латвия – 157 и Литва – 154. [8, c. 6]

       За последние два года концентрация  страховых организаций по объему  собранной страховой премии возрастает. Неизменным лидером остается «Ингосстрах», на долю которого в 2005-2006 гг. приходится 5% от общего объема премий. В 2005 г. 20% собранных премий приходилось на пять страховых организаций – «Ингосстрах», «РЕСО-Гарантия», «МАКС-М», «СОГАЗ», «РОСНО-МС», в 2006 г. этот список покидает «РОСНО-МС». Всего лишь 102 страховые организации (12% от общего количества страховщиков на рынке) собирают 80% страховых премий.

     Среди прочих тенденций следует отметить, что в 2006 г. суммарный объем общемировых  премий вырос по сравнению с 2005 г. на 5% в реальном измерении, тогда как за прошедший год прирост составил всего 2,9%. Наибольший рост наблюдался на рынке страхования жизни 7,7%. На рынке страхования иного, чем страхование жизни, всего – 1,5%. В 2006 г. суммарные мировые премии составили 3723 млрд. долл. США, и 59% из них приходится на страхование жизни. [9, c. 10]

     Доля  страховых премий в ВВП (показатель уровня проникновения страхования) всего мира равен 7,52%, а показатель плотности страхования (собранная премия на душу населения) установился на уровне 518,5 долл. США. Первая тройка лидеров Мирового рынка страхования по объему собранных премий представлена следующими странами: США с долей 33,36% (1 142 млрд. долл.), Япония 13,91% (476 млрд. долю), Великобритания 8,76% (300 млрд. долл.). Российский рынок страхования занимал 25-е место в мире с долей 0,51% (17,51 млрд. долл.). Однако по доле страховой премии в  ВВП Россия находилась на 57-м месте, по плотности страхования на 52-м месте. [8, c. 7]

     Количественный рост и структурные изменения, происходившие на российском страховом рынке в течении 2006-2007 гг., привели к тому, что Россия стала привлекательным рынком для иностранных игроков. Глобальные страховые компании рассматривают российский рынок как очень перспективное направление для инвестиций: ожидаемые прибыли значительно превышают страховые риски России. 2006 год стал первым годом развития страхования в современной России, когда реальную значимость приобрел фактор неценовой конкуренции. По большинству видов страхования тарифная конкуренция крайне затруднена, так как дальнейшие снижение тарифов без существенной угрозы финансовому состоянию страховщика уже невозможно.

     При номинальном росте страхового роста  России пока еще необратим процесс  его стагнации  в реальном выражении, т.е. с учетом ежегодно действующей на взносы инфляции. К сожалению, в 2005 г. при установившейся инфляции на уровне 10,9%, 4-процентного номинального роста премий оказалось недостаточно для того, чтобы превысить фактор ежегодного обесценивания денежных средств. В итоге, в 2005 г. темпы прироста премий, скорректированные на уровне инфляции, оказались на отметке – 6,4%, подтвердив динамику ежегодного падения данного показателя. Однако ситуация изменилась в 2006 г., когда наметился рост в реальном выражении на 9,4%, обусловленный увеличением сумм обязательного медицинского страхования. ( рис. 1)

      

     Можно отметить, что показатель проникновения  страхования на протяжении последних  лет снижался одновременно со сворачиванием  «схемного» бизнеса, достигнув в 2006 г. 2,19%. Только результаты 2003 г. продемонстрировали рост рассматриваемого показателя до 3,28%. Дело в том, что в 2003 г. произошло изменение законодательных требований, когда страховые организации должны были перейти с кассового метода на метод начисления при ведении бухгалтерского учета. Поэтому показатели страховых взносов  на исследуемом рынке в 2003 г. в сравнении с 2002 г. не отражают реального положения дел.

       Взносы на душу населения, наоборот, продемонстрируют ежегодный рост, но только в номинальном выражении. По результатам 2006 г. на душу населения приходится 4 276,1 руб. страховой премии, что является достаточно малым показателем в сравнении с развитыми странами. Однако показатель 2006 г. опережает данные 2005 г. на 25%, что свидетельствует о реальном росте страховых взносов на душу населения.(рис. 3) [18]

     

     По  итогам первого полугодия 2008 г. российские страховые компании собрали 293 млрд руб. взносов по прямому страхованию (без ОМС), что на 44 млрд. руб., или  на 17,6% больше, чем аналогичный период предыдущего года. Прирост взносов в 2008 г. замедлился – в первом полугодии 2007 г. он был на 3,1% выше. Крупнейшими сегментами российского страхового рынка по-прежнему остаются автокаско (объем взносов, собранных по этому виду страхования в первом полугодии 2008 г., составил 76,4 млрд. руб.), ДМС (53,0 млрд. руб.), ОСАГО (39,1 млрд. руб.) и страхование имущества юридических лиц от огневых и иных рисков (31,3 млрд. руб.) [8, c. 8]

     По  итогам 2009 года был составлен рейтинг  страховых компаний, который базируется на данных маркетинговых исследований агентства ТОП-ЭКСПЕРТ, включая критерий – объем страховых премий за исследуемый период (январь-июнь 2009). В тройку лидеров входят: Ингосстрах с объемом премии 23 млрд. рублей; СОГАЗ – 22,5; РЕСО – 15,2 млрд. По большей части на первых местах стоят компании, которые активно работают в сегменте рынка розничных страховых продуктов, основными клиентами которых являются физические лица. Но исключение составляет группа СОГАЗ, специализирующаяся исключительно на страховании крупных клиентов нефтегазовой и энергетической отраслей. [20]

     

     Несмотря  на значительное количество страховых  компаний, уровень конкуренции на страховом рынке нельзя признать высоким. Фактические показатели свидетельствуют  о высоком уровне монополизации этого рынка, который к тому же возрастает. По данным Министерства по антимонопольной политике РФ, страхование является самой монополизированной отраслью российской экономики. На долю 10 крупных страховых компаний приходится 58% рынка по добровольным видам страхования; 50 крупнейших страховщиков собирают более 80% всего объема страховых премий. [12, с. 50]

     Основной  тенденцией на страховом рынке России с учетом ОМС – Обязательного  Медицинского Страхования являлось неуклонное увеличение объемов премий со среднегодовым темпом прироста 13,5%. Однако с началом экономическим кризисом, отрицательный эффект от которого проявился именно в 1 квартале 2009 года, наметилось значительное сокращение темпов роста рынка.

     Опираясь  на результаты маркетинговых исследований и мнения экспертов страхового рынка, агентство ТОП-ЭКСПЕРТ сообщает следующее: По итогам 1 квартала 2009 года страхование жизни оказалось наименее затронуто кризисом и показало наибольший прирост среди всех видов страхования (остальные виды, кроме добровольного страхования ответственности и ОМС, продемонстрировали отрицательную динамику). При этом снижается доля кэптивных страховщиков за счет сокращения сотрудников организаций-страхователей, а также краткосрочного страхования жизни заемщиков за счет сжатия кредитования. Долгосрочное страхование жизни пока демонстрирует рост сборов премии. Положительную динамику имели и объемы страховых выплат во всех видах страхования.

     За  прошедшие пять лет сохранилась  тенденция по сокращению числа участников страхового рынка России. Государственный реестр на 01.04.09 содержит сведения о 769 страховых компаниях, за первый квартал отозвано 17 лицензий, из них четыре страховщика занимались ОСАГО, - их премии в данном виде составили 1,5 млрд. рублей. Ввиду высокой убыточности сегмента ОСАГО можно ожидать ухода компаний, ориентированных на развитие данного вида, особенно со значительной долей бизнеса в регионах. Также с рынка будут уходить региональные страховщики, имеющие проблемы с ликвидностью активов, высокой убыточностью и особенно, уровня расходов. Также возможен уход ряда компаний из первой сотни страховщиков, поскольку активно собирая страховые премии, страховщики дабы подержать платежеспособность компании, зачастую предлагают ставки, существенно ниже рыночных и ставок прошлого 2008 года, что вероятно является демпингом. В результате в кризисный период количество игроков неизбежно существенно сократится, - так предполагают эксперты компании Ингосстрах .

     Согласно  данным ФССН (Федеральной службы страхового надзора), российские страховщики за первый квартал 2009 года увеличили сбор премий, включая ОМС, по сравнению с аналогичным периодом 2008 года на 6,0% до 243,2 млрд. рублей, выплаты выросли на 28,8% до 163,9 млрд. рублей.

     

     На  основании информации ФССН агентство ТОП-ЭКСПЕРТ представляет диаграмму соотношения сбора страховых премий и выплат по наиболее востребованным в России страховым продуктам во втором квартале 2009 (оценивается совокупный страховой российский рынок) [20]

     

     Самые большие выплаты пригодятся на сегмент страхования транспортных средств, здесь выплаты составили примерно 85%, по ОСАГО выплаты составили почти 60%, наиболее доходными сегментами для страховщиков являются сегменты: страхование имущества юридических лиц без учета транспортных средств - процент выплат 16,5 и страхование от несчастных случаев и болезней – выплаты 17,8% от страховых премий. [20]

     Одновременно  тормозят развитие страхования в  современной России медленные темпы  роста рынка перестрахования, который  выступает в роли инструмента оптимизации страховых рисков. По оценкам аналитиков, реальный рынок перестрахования растет на 10-15% в год. Его особенностью является то, что основные потоки перестрахования аккумулируются у универсальных перестраховщиков. Существенно влияют на развитие перестрахования следующие проблемы:

  • низкая капитализация российских перестраховщиков в сравнении с универсальными компаниями, которые превосходят по финансовым возможностям;
  • перестрахование – это транснациональный вид бизнеса, но нашим компаниям пока для выхода на серьезные западные рынки мешает отсутствие серьезных международных рейтингов. Переход на международные стандарты финансовой отчетности является неотъемлемой частью выступления российских страховых компаний в глобальный мировой страховой рынок;
  • низкий уровень государственной поддержки рынка перестрахования.

     Развитее  страхового рынка, способного удовлетворить  все потребности растущей и усложняющейся  экономики России, возможно только при выполнении двух ключевых принципов, заложенных в концепции:

  • страхование активов по их реальной стоимости;
  • установление единой экономической стоимости жизни для возмещения вреда жизни и здоровью по всем видам страхования.

Информация о работе Особенности рыночных отношений в страховании РФ