Основные аспекты обязательного медицинского страхования в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 16:56, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение деятельности Фонда обязательного медицинского страхования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить сущность обязательного медицинского страхования;
2. Изучить задачи и функции фонда обязательного медицинского страхования;
3. Рассмотреть основные направления деятельности фонда медицинского страхования в ближайшие годы.

Содержание

Введение 3
Глава I. Основные аспекты обязательного медицинского страхования в Российской Федерации 5
§1. Сущность и основные элементы обязательного медицинского страхования 5
§2. Основные проблемы функционирования современной системы обязательного медицинского страхования 8
§3. Перспективы развития фондов обязательного медицинского страхования в Российской Федерации 12
Глава II. Фонд обязательного медицинского страхования 20
§2. Задачи и функции Фонда обязательного медицинского страхования 20
§3. Основные направления деятельности фонда в 2011-2013 годах 24
Заключение 28
Список использованной литературы 30

Работа содержит 1 файл

курсовая (2).docx

— 45.74 Кб (Скачать)

Столь же важно развитие общественных организаций, способных  участвовать в определении приоритетных направлений развития местного здравоохранения, защите прав пациентов, информировании граждан. Эти и многие другие функции  могут выполнять различные общества, в том числе, организации, объединяющие больных с определенными заболеваниями (например, общества больных астмой, диабетом; общества больных, ожидающих  плановую операцию). За рубежом такие  организации уже давно существуют.

 

 

Глава II. Фонд обязательного медицинского страхования

§2. Задачи и функции  Фонда обязательного медицинского страхования

Основными задачами фонда ОМС являются:

- финансовое обеспечение установленных  законодательством Российской Федерации  прав граждан на медицинскую  помощь за счет средств обязательного  медицинского страхования в целях,  предусмотренных Законом Российской  Федерации №326-ФЗ от 29 ноября 2010 года "Об обязательном медицинском  страховании в Российской Федерации";

· обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования и создание условий  для выравнивания объема и качества медицинской помощи, предоставляемой  гражданам на всей территории Российской Федерации в рамках базовой программы  обязательного медицинского страхования;

· аккумулирование финансовых средств  фонда ОМС для обеспечения  финансовой стабильности системы обязательного  медицинского страхования.

В целях выполнения основных задач фонд ОМС:

· осуществляет выравнивание финансовых условий деятельности территориальных  фондов обязательного медицинского страхования;

· разрабатывает и в установленном  порядке вносит предложения о  размере взносов на обязательное медицинское страхование;

· осуществляет в соответствии с  установленным порядком аккумулирование  финансовых средств фонда ОМС;

· выделяет в установленном порядке  средства территориальным фондам обязательного  медицинского страхования, в том  числе на безвозвратной и возвратной основе, для выполнения территориальных программ обязательного медицинского страхования;

· осуществляет совместно с территориальными фондами ОМС и органами Государственной  налоговой службы Российской Федерации  контроль за своевременным и полным перечислением страховых взносов (отчислений) в фонды обязательного  медицинского страхования;

· осуществляет совместно с территориальными фондами ОМС контроль за рациональным использованием финансовых средств  в системе обязательного медицинского страхования, в том числе путем  проведения соответствующих ревизий  и целевых проверок;

· осуществляет в пределах своей  компетенции организационно-методическую деятельность по обеспечению функционирования системы обязательного медицинского страхования;

· вносит в установленном порядке  предложения по совершенствованию  законодательных и иных нормативных  правовых актов по вопросам обязательного  медицинского страхования;

· участвует в разработке базовой  программы обязательного медицинского страхования граждан;

· осуществляет сбор и анализ информации, в том числе о финансовых средствах  системы обязательного медицинского страхования, и представляет соответствующие  материалы в Правительство Российской Федерации;

· организует в порядке, установленном  Правительством Российской Федерации, подготовку специалистов для системы  обязательного медицинского страхования;

· изучает и обобщает практику применения нормативных правовых актов по вопросам обязательного медицинского страхования;

· обеспечивает в порядке, установленном  Правительством Российской Федерации, организацию научно-исследовательских  работ в области обязательного  медицинского страхования;

· участвует в порядке, установленном  Правительством Российской Федерации, в международном сотрудничестве по вопросам обязательного медицинского страхования;

· ежегодно в установленном порядке  представляет в Правительство Российской Федерации проекты федеральных  законов об утверждении бюджета  Федерального фонда обязательного  медицинского страхования на соответствующий  год и о его исполнении.

Стратегическим направлением деятельности ФОМС является обеспечение исполнения на территории Российской Федерации  Закона Российской Федерации №326-ФЗ от 29 ноября 2010 года "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", а также развитие и  совершенствование нормативно-методической базы ОМС.

Расходование средств ФОМС осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством, регламентирующим его деятельность, в соответствии с бюджетом, утвержденным федеральным  законом.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании  в Российской Федерации" медицинское  страхование является формой социальной защиты интересов населения в  охране здоровья. Цель медицинского страхования - гарантировать гражданам при  возникновении страхового случая получение  медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия.

Система обязательного медицинского страхования направлена на реализацию прав граждан Российской Федерации  на получение бесплатной медицинской  и лекарственной помощи в государственных  и муниципальных медицинских  учреждениях в объеме, соответствующем  Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации  бесплатной медицинской помощи.

Основными вопросам организации системы  обязательного медицинского страхования, призванными обеспечить выполнение Закона о медицинском страховании  граждан Российской Федерации, являются:

· организация взаимодействия между  субъектами обязательного медицинского страхования, в том числе организация  взаимодействия со страховыми медицинскими организациями, медицинскими учреждениями, страхователями;

· координация деятельности территориальных  фондов обязательного медицинского страхования;

· разработка нормативной правовой документации по вопросам организации  ОМС, в том числе Программы  государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации  бесплатной медицинской помощи;

- защита прав и законных интересов  граждан в системе ОМС, в  том числе контроль за объемами  и качеством оказания медицинской  помощи в медицинских учреждениях,  работающих в системе ОМС.

 

§3. Основные направления деятельности фонда в 2011-2013 годах

Доходы бюджета Фонда на 2011 год  определены в сумме 336,0 млрд. рублей, на плановый период 2012 и 2013 годов доходы составят соответственно: 369,2 и 403,5 млрд. рублей.

Расходы бюджета Фонда на 2011 год  определены в сумме 336,0 млрд. рублей, на плановый период 2012 и 2013 годов расходы  составят соответственно: 369,2 и 403,5 млрд. рублей.

Доходы бюджета рассчитаны исходя из тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размере 3,1 процентных пункта, при расчете  доходов учитывались пониженные ставки для отдельных категорий  плательщиков и трансферты федерального бюджета.

Компенсация выпадающих доходов бюджета  Фонда в связи с установлением  пониженных тарифов предусмотрена  за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на 2011 год в  сумме 16,3 млрд. руб., на 2012 год в сумме 18,4 млрд. руб. и на 2013 года в сумме 18,8 млрд.рублей.

Суммы учтенных в бюджете Фонда  межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета, соответствует  объемам, предусмотренным в Федеральном  законе "О федеральном бюджете  на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" для передачи Фонду. Межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые бюджету Фонда, включают средства на дополнительную диспансеризацию работающих граждан и диспансеризацию детей-сирот  и детей, находящихся в трудной  жизненной ситуации. В 2011 и 2012 годах  на дополнительную диспансеризацию  работающих граждан предусматриваются  бюджетные ассигнования в сумме  по 4 000,0 млн. руб. ежегодно, на диспансеризацию детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на 2011 год в сумме 890,7 млн. руб., на 2012 год в сумме 900,0 млн.рублей.

Законом предусмотрены средства на реализацию региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации в 2011 и 2012 годах в сумме 460,0 млрд. рублей.

Указанные средства предусматривается  направить на:

-укрепление материально-технической  базы государственных и муниципальных  учреждений здравоохранения, в  том числе обеспечение завершения  строительства ранее начатых  объектов, текущий и капитальный  ремонт государственных и муниципальных  учреждений здравоохранения, приобретение  медицинского оборудования;

-внедрение современных информационных  систем в здравоохранение в  целях перехода на полисы обязательного  медицинского страхования единого  образца, в том числе обеспеченных  федеральным электронным приложением  универсальной электронной карты,  внедрение телемедицинских систем, систем электронного документооборота  и ведение медицинских карт  пациентов в электронном виде;

-внедрение стандартов медицинской  помощи, повышение доступности амбулаторной  медицинской помощи, в том числе  предоставляемой врачами-специалистами.

Финансовое обеспечение указанных  расходов будет осуществляться за счет средств, полученных в связи с  увеличением тарифа страховых взносов  на обязательное медицинское страхование  на 2 процентных пункта и составит в 2011 году 215,9 млрд.руб., в 2012 году 244,1 млрд.рублей.

Закон предусматривает направление  в 2011 - 2013 годах за счет средств Фонда (соответственно 18, 19 и 23 млрд. рублей) в  бюджет Фонда социального страхования  Российской Федерации на оплату государственным  и муниципальным учреждениям, а  также иным организациям, в которых  в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещен государственный или муниципальный заказ, услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде, а также диспансерного наблюдения ребенка в течение первого года жизни. Кроме того, указанные средства направляются на организацию услуг по изготовлению и доставке в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации бланков родовых сертификатов.

На обеспечение целевых мероприятий  Фонда, включая административные расходы  на содержание Фонда, предусматривается  направить средства в 2011 году в сумме 975 млн. рублей, в 2012 году - 645,1 млн. рублей, 2013 году - 679,7 млн. рублей.

Особое внимание нужно уделить вступающему в силу с 1 января 2011 года новому закону "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации". Закон комплексный, поэтому принято решение о поэтапном введении его норм с 2011-го по 2015 год. Разграничение полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципалитетов в области обязательного медицинского страхования. 2011 год - льготный год. Субъекты Российской Федерации вправе сами принять решение - с 2011 года по-новому осуществлять это разграничение или с 1 января 2012 года. В соответствии с новым законодательством базовая программа обязательного медицинского страхования будет финансироваться за счёт субвенций из Федерального фонда обязательного медицинского страхования. 2011 год является переходным, все средства сохраняются в регионах Российской Федерации и программа финансируется, как финансировалась в 2010 году.

С 2012 года устанавливается пока неполный размер субвенций, поскольку Федеральный  фонд ОМС не переходим на полный тариф и еще реализуем программу  модернизации. С 2013 года и далее Федеральный  фонд ОМС выходим на полноценный расчет субвенций на реализацию базовой программы, переход на оплату медицинской помощи по полному тарифу пойдет с 2013 года. В течение 2011 и 2012 годов субъекты вправе самостоятельно принимать решение: сохранять им финансирование через систему ОМС по сегодняшним 5 статьям или постепенно включать учреждения в финансирование по полному тарифу.

Страховые взносы на ОМС неработающего  населения по закону в 2011 году устанавливаются  на уровне 2010 года. В первом полугодии 2011 года должен быть принят федеральный закон, который поэтапно установит единый на территории Российской Федерации тариф на неработающее население.

Выбор страховой медицинской организации  и выбор медицинской организации  начинается уже с 2011 года. В 2011 году граждане РФ воспользуются, скорее всего, теми страховыми и медицинскими организациями, в которых они были и в 2010 году..

 

Заключение

На основе всего вышеизложенного  можно сказать, что охрана здоровья является приоритетным направлением государственной  политики на современном этапе. Несмотря на проводимые реформы, государство  поддерживает развитие медицинских  учреждений.

В современных рыночных условиях существует проблема, связанная с несвоевременным  поступлением доходов в бюджет фонда, однако дефицит покрывается за счет субсидий из федерального бюджета.

Приоритетными направлениями деятельности ФОМС в перспективе являются:

-укрепление материально-технической  базы государственных и муниципальных  учреждений здравоохранения, в  том числе обеспечение завершения  строительства ранее начатых  объектов, текущий и капитальный  ремонт государственных и муниципальных  учреждений здравоохранения, приобретение  медицинского оборудования;

-внедрение современных информационных  систем в здравоохранение в  целях перехода на полисы обязательного  медицинского страхования единого  образца, в том числе обеспеченных  федеральным электронным приложением  универсальной электронной карты,  внедрение телемедицинских систем, систем электронного документооборота  и ведение медицинских карт  пациентов в электронном виде;

-внедрение стандартов медицинской  помощи, повышение доступности амбулаторной  медицинской помощи, в том числе  предоставляемой врачами-специалистами.

Информация о работе Основные аспекты обязательного медицинского страхования в Российской Федерации