Организационная структура предприятия и оценка ее эффективности

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 19:01, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является определение эффективности организационной структуры предприятия.
Указанная цель определила необходимость решения следующего комплекса взаимосвязанных задач:
дать определение организационной структуры и охарактеризовать виды оргструктур;
рассмотреть принципы построения организационной структуры;
исследовать факторы, влияющие на выбор и формирование организационных структур;
рассмотреть области применения различных организационных структур;
определить показатели эффективности организационных структур управления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Понятие и теории организационной структуры……………………. 5
1.2. Виды организационных структур…………………………………… 7
ГЛАВА 2. ЭФФЕКТИВНАЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА
2.1. Принципы построения организационной структуры…………….. 18
2.2 Определение эффективной организационной структуры…………. . 21
2.3 Оценка эффективности организационной структуры……………..... 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………... 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………….. 32

Работа содержит 1 файл

коровенкова курсовая !!.doc

— 194.50 Кб (Скачать)

     Группа  показателей, характеризующих содержание и организацию процесса управления, в том числе непосредственные результаты и затраты управленческого  труда В качестве затрат на управление учитываются текущие расходы на содержание аппарата управления, эксплуатацию технических средств, содержание зданий и помещений, подготовку и переподготовку кадров управления, а также единовременные расходы на исследовательские и проектные работы в области создания и совершенствования систем управления, на приобретение вычислительной техники и других технических средств, используемых в управлении, затраты на строительство.[9]

     При оценке эффективности процесса управления используются показатели, которые могут оцениваться как количественно, так и качественно Эти показатели приобретают нормативный характер и могут использоваться в качестве критерия эффективности и ограничений, когда организационная структура изменяется в направлении улучшения одного или группы показателей эффективности без изменения (ухудшения) остальных К нормативным характеристикам аппарата управления могут быть отнесены следующие производительность, экономичность, адаптивность, гибкость, оперативность, надежность.

     Производительность аппарата управления может определяться, в частности, как количество произведенной организацией конечной Продукции или объемы выработанной в процессе управления информации, приходящиеся на одного работника, занятого в аппарате управления

     Под экономичностью аппарата управления понимаются относительные затраты на его функционирование, соизмеряемые с объемами или результатами производственной деятельности. Для оценки экономичности могут использоваться такие показатели, как удельный вес затрат на содержание аппарата управления в стоимости реализованной продукции, удельный вес управленческих работников в численности промышленно-производственного персонала, стоимость выполнения единицы объема отдельных видов работ.[1]

     Адаптивность  системы управления определяется ее способностью эффективно выполнять заданные функции в определенном диапазоне изменяющихся условий. Чем относительно шире этот диапазон, тем более адаптивной считается система.

     Гибкость  характеризует свойство органов  аппарата управления - изменять в соответствии с возникающими задачами свои роли в процессе принятия решений и налаживать новые связи, не нарушая присущей данной структуре упорядоченности отношений. В принципе гибкость структуры управления может оцениваться по многообразию форм взаимодействия управленческих органов, по номенклатуре решаемых подразделениями задач, по уровню централизации ответственности и другим признакам.

     Оперативность принятия управленческих решений характеризует  своевременность выявления управленческих проблем и такую скорость их решения, которая обеспечивает максимальное достижение поставленных целей при сохранении устойчивости налаженных производственных и обеспечивающих процессов.

     Надежность  аппарата управления в целом характеризуется  его безотказным (соответствующим  поставленным целям) функционированием. Если считать качество определения целей и постановки проблем достаточным, то надежность аппарата управления может относительно полно характеризоваться его исполнительностью, то есть способностью обеспечивать выполнение заданий в рамках установленных сроков и выделенных ресурсов. Для оценки исполнительности аппарата управления и его подсистем могут использоваться такие показатели, как уровень выполнения плановых заданий и соблюдение утвержденных нормативов, отсутствие отклонений при исполнении указаний, нарушений административно-правового и технологического регламента и т.п.

     Третья  группа показателей, характеризующих  рациональность организационной структуры  и ее технико-организационный уровень, которые могут использоваться в качестве нормативных при анализе эффективности проектируемых вариантов организационных структур. К ним относятся звенность системы управления, уровень централизации функций управления, принятые нормы управляемости, сбалансированность распределения прав и ответственности, уровень специализации и функциональной замкнутости подсистем и т.п.

     Для оценки эффективности управления важное значение имеет определение соответствия системы управления и ее организационной  структуры объекту управления. Это  находит выражение в сбалансированности состава функций и целей управления, содержательной полноте и целостности процессов управления, соответствии численности и состава работников объему и сложности работ, полноте обеспечения производственно-технологических процессов требуемой информацией, обеспеченности процессов управления технологическими средствами с учетом их номенклатуры, мощностей и быстродействия. Важными требованиями, которые должны быть реализованы при формировании системы показателей для оценки эффективности организационной структуры, являются обеспечение структурно-иерархического соответствия показателей системе целей организации, способность адекватного отражения динамичности управляемых процессов, сбалансированность и непротиворечивость показателей. При оценке эффективности отдельных мероприятий по совершенствованию системы управления и ее организационной структуры допускается использование не связанных в единую систему частных показателей. Основное требование к их выбору — максимальное соответствие каждого показателя целевой ориентации проводимого мероприятия и полнота отражения достигаемого эффекта. 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Под структурой управления предприятием понимается состав и соподчиненность его  управленческих звеньев, выполняющих  определенные функции управления производством.

     На  структуру управления влияет значительное число факторов, к важнейшим из которых относятся: отраслевая принадлежность предприятия, масштаб и номенклатура производства, особенности применяемых технологических процессов, уровень специализации, кооперирования и комбинирования предприятия. От степени рациональности структуры управления в значительной степени зависит уровень технико-экономических показателей производства. Правильно построенная структура управления предприятием создает предпосылки высокой оперативности управления, согласованной работы всех структурных его подразделений.

     Существуют  следующие типы структуры управления: линейная (иерархическая), функциональная, дивизиональная, адаптивная.

     Однако  ни одна из перечисленных структур управления в чистом виде не применяется, за исключением линейной, и то лишь на малом предприятии. На подавляющем большинстве предприятий используется смешанный тип управления. В одних случаях – это простое сочетание перечисленных четырех форм, когда в нижнем звене – на уровне бригады – применяется линейная, в среднем – на уровне цеха – функциональная, а на уровне предприятия –линейно-функциональная и частично матричная форма. Чаще, однако, встречается синтез различных форм, когда они действуют солидарно на всех уровнях хозяйственной иерархии.

      Основной  вопрос, который задают многие руководители, это какая из организационных  структур лучше. Какая из них имеет  больше достоинств и меньше недостатков. Но организационная структура, как  таковая, сама по себе не имеет ни достоинств, ни недостатков, но она имеет свои показатели, определяющие область ее применения. Поэтому невозможно просто выбрать лучшую организационную структуру из имеющихся.

      Достоинства и недостатки могут рассматриваться  только относительно конкретного предприятия с различными структурами управления.

      Пять основных показателей организационной структуры:

    • управляемость - способность быстро и четко реагировать на прямые директивы сверху;
    • адаптивность - адекватная и своевременная реакция предприятия на изменение внешних условий – способность корректировать тактику и стратегию при изменении внешних и внутренних условий;
    • специализация - разделение труда по выполняемым функциям - операциям. Чем она выше, тем ниже себестоимость продукции, но снижается качество;
    • кооперация - выполнение максимального круга работ по выпускаемому продукту в одном структурном подразделении. Это повышает качество и потребительские свойства продукции, но повышает ее себестоимость;
    • затраты на управление;

      При этом невозможно одновременно, например, увеличивать и управляемость, и адаптивность, повышать и специализацию, и кооперацию. Некоторый компромисс между показателями может быть найден в матричных структурах.

      Таким образом, наиболее эффективная организационная структура определяется, во многом, динамичностью рынка, на котором работает предприятие, и сегментом потребителей, на которых оно работает.

      Так, для бюджетного сектора важна  низкая себестоимость, которая может  быть обеспечена за счет разделения труда  по выполняемым при создании продукта функциям - линейная организационная структура с формированием подразделений по выполняемым функциям. Но такая структура не может дать максимального качества продукции - каждое подразделение отвечает только за свою функцию, но не за качество продукта в целом, такая структура довольно медленно реагирует на колебания рынка - при смене продукта надо перестраивать работу всех независимых друг от друга структурных подразделений.

      Высокое же качество требует замыкание всего  комплекса работ внутри одного структурного подразделения - формирование структурных подразделений по выпускаемым продуктам, что обеспечивает ответственность структурного подразделения за свой продукт, предельно высокое качество. Но за это приходится платить более высокую цену.

      Матричная организационная структура по показателю цена/качество занимает промежуточное значение.

       На динамичном рынке лучше  работают адаптивные организационные структуры.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                        Список использованной литературы

         1. Арсенова Е.В., Балыков Я.Д., Корнеева И.В. Экономика организации (предприятия). - М.: Эксмо, 2006. - 618 с.

      2.Виханский О.С., Наумов A.M. Менеджмент: Учебник. М.: Гардарики, 2008.

      3.Герчикова  И.Н. Менеджмент: Учебник. М.: Банки  и биржи; ЮНИТИ, 2009

      4.Горшков  В.Г., Грибова Ю.Н. Производственный менеджмент: Учеб.пособие. Барнаул: АлтГТУ, 2010.

      5.Горшкова  Л.А., Горбунова М.В. Основы управления  организацией: Практикум. М.: КНОРУС, 2007.

      6.Гэлповэй  Л. Операционный менеджмент, принципы  и практика. СПб.: Питер, 2008

          7. Грибов В.Д., Грузинов В.П. Экономика предприятия. - 8-е издание. - М.: Финансы и статистика, 2009.

      8. .Грибов В. Д., Грузинов В. П., Кузьменко В. А. Экономика организации (предприятия). – М.: КноРус, 2009. - 416 с.

      9.Джурабаев К. Т., Гришин А. Т., Джурабаева Г.К. Производственный менеджмент: Учеб.пособие. М.: КНОРУС, 2008.

      10.Друкер П.Ф. Задачи менеджмента в XXI веке М.: Вильяме, 2002.

      11.Егорова Т.А. Организация производства на предприятиях: Учеб.пособие. СПб.: Питер, 2004.

      12.Ермаков В.В. Менеджмент организации. М.: МПСИ, 2005.

      13.Иванов И.Н. Менеджмент корпорации: Учебник. М.: ИНФРАМ, 2008.

           14.Календарева С.Г. «Организация производства на промышленном предприятии». Т.: 2010. -144с.

      15.Сафронов Н.А. Экономика предприятия - М.Экономика, 2010.

      16.Экономика предприятия (фирмы): учебник /Под ред.проф. О.И. Волкова и доц. О.В. Девяткина.- М.: 2009.

      17.Экономика фирмы Учебник: / Под.общ.ред. проф. Н.П. Иващенко.- М.: 2008.

         18. Экономика фирмы: Учебник / Под.общ.ред. проф. Н.П. Иващенко.- М.: 2006. 


Информация о работе Организационная структура предприятия и оценка ее эффективности