Оценить роль социального страхования в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 20:12, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой: оценить роль социального страхования в РФ.

Задачи: Подробно рассмотреть систему социального страхования, сравнить с зарубежными странами, оценить развитость социального страхования.

Работа содержит 1 файл

курсовик.docx

— 43.02 Кб (Скачать)

     Система государственного страхования в  стране дополняется частными системами  страхования, имеющими две формы — коллективную по месту работы и индивидуальную.

     Частные пенсионные фонды складываются из взносов предпринимателей. Отличие частной пенсии от государственной состоит в том, что она выплачивается рабочим и служащим после 10 лет непрерывного стажа в одной фирме, а государственная — независимо от места работы.

     В США можно отметить как общие  с другими странами, так и особенные  приемы и формы социальной работы с различными категориями населения. 
 
 
 
 
 

     Глава 2. КОРРУПИОННАЯ РОССИЙСКАЯ СИСТЕМА КАК ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ.

     Социальное  страхование является формой социальной защиты экономически активного населения  от различных рисков, связанных с  потерей работы, трудоспособности и  доходов, на основе коллективной солидарности возмещения ущерба. Особенностью социального  страхования является его финансирование из специальных внебюджетных фондов, формируемых из целевых взносов  работодателей и работников при  поддержке государства.

     Понятие социального страхования охватывает различные формы (государственного, или обязательного, и добровольно-общественного) страхования населения от различного рода социальных рисков, связанных  с потерей работы, трудоспособности и доходов.

     Особенность социальных рисков состоит в крупномасштабности их возникновения и высокой значимости последствий для личности и общества в целом (например, безработица ведет  к росту заболеваемости, преступности, распаду семей и т.д.). По характеру  выплат в системе социального  страхования выделяются страхование  пенсий, пособий, социальных услуг и  льготных благ.

     Организация социального страхования в рыночной экономике базируется на следующих  основных принципах: сочетание обязательности и добровольности социального страхования; социальное партнерство государства, работодателей и наемных работников; компенсация потери личных доходов  и трудоспособности; формирование и  использование целевых внебюджетных фондов; сочетание государственного регулирования и рыночного саморегулирования страховой деятельности; взаимодействие основных субъектов социального страхования - страхователей, страховщиков и застрахованных граждан; баланс экономической эффективности и социальной справедливости; общественная солидарность и индивидуальная ответственность в страховании граждан; профилактика и реабилитация социальных рисков.

     С развитием общества место и роль социального страхования значительно  возрастают, что обусловлено увеличением  охвата населения обязательным социальным страхованием, переходом страны от государственного социального обеспечения  к современной системе социальной защиты населения, развитием демократии и усилением социальной защиты важнейших  прав человека, расширением программ социального страхования, ростом уровня выплачиваемых пенсий, пособий и  стандартов качества оказываемых социальных услуг, повышением их стоимости и  ростом реальных доходов населения.

     Недостатки, препятствующие институционализации  социального страхования:

     • наличие высокой и все расширяющейся сферы теневого рынка труда и доходов – нерегистрируемые формы занятости, неофициальные и не учитываемые выплаты заработной платы, что в итоге снижает уровень социальных гарантий для занятых в этой сфере работников и существенно сужает (до 25-30%) экономические возможности для финансирования государственных внебюджетных социальных фондов;

     • сохранение архаичных положений социального законодательства, консервирующих не страховые механизмы приобретения прав на пенсионное и другие виды социального страхования, что порождает нездоровые стимулы уклонения работниками работодателями от законодательно установленных процедур оформления трудовых отношений и уплаты в полном объеме налогов и страховых взносов;

     • наличие крайне высокой и неоправданной дифференциации в системе заработной платы и доходов населения в различных секторах экономики и регионах страны, которая при этом не увязана с системой страховых отчислений и всей системой социальной защиты, является тормозом развития системы социального страхования;

     • сохранение устарелых механизмов исчисления размеров пенсий и пособий на основе минимальной заработной платы, размеры которой лишают какой-либо смысловой нагрузки всю процедуру увязки уровня социальной защиты с объемом социальных выплат;

     • отсутствие концептуально выверенной системы управления социальным страхованием в форме демократических механизмов участия во всех важнейших процедурах принятия решений основных социальных субъектов – полномочных представителей работников и работодателей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Социальное  страхование является формой социальной защиты экономически активного населения  от различных рисков, связанных с  потерей работы, трудоспособности и  доходов, на основе коллективной солидарности возмещения ущерба.

     Действующая в России система социального  страхования сохраняет черты, в  большей степени характерные  для социальной помощи, чем страхования. При достаточно высокой страховой  нагрузке на работодателей (почти 40% от фонда оплаты труда) уровень большинства  социальных выплат явно недостаточен и не увязан с объемом страховых  средств. Правовое поле данного института  социальной защиты только формируется. Отсутствует реальное разделение системы  социального страхования и социальной помощи. Термины принципы и инструментарий организации финансовых институтов и систем социальных гарантий, эквивалентность  страховых взносов и выплат увязка уровней социальных рисков и страховых  тарифов – эти и другие классические элементы, и механизмы данных систем – все еще представляются отвлеченными категориями, а не жизненно важными  регуляторами социальной защиты населения.

     Это во многом объясняет массовую незаинтересованность трудозанятого населения в своевременной  уплате в полном объеме страховых  взносов (работниками и  работодателями) в государственные внебюджетные социальные фонды.

     Приходится  констатировать серьезное отставание в создании экономических условий  и институциональной базы для  формирования новых механизмов социальной защиты, в форме сбалансированных между собой экономических отношений  и института социального страхования. Так, существующее правовое положение (статус) внебюджетных социальных фондов зауживает их роль и функции, сводит их, в основном, к финансовым учреждениям («сборщиков взносов» и «распределителей средств»). Мировой опыт свидетельствует, что основные виды социального страхования (пенсионного, от несчастных случаев  на производстве и т.д.), финансовых задач по компенсации утраты заработков (в связи с временной и постоянной утратой трудоспособности или места  работы), выполняют целый ряд других функций: оздоровление трудящихся и  членов их семей, организацию лечения, проведение крупномасштабных национальных программ по реабилитации инвалидов (медицинской, профессиональной и социальной).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     СПИСОК  ЛИТЕРАТУРУ 

     1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993.

     2. Указ президента Российской Федерации «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» от 27.09.2000 г. №1709 – ФЗ. Собрание законодательства Российской Федерации. 2000.№40. Ст.3936

     3. Федеральный закон « Об основах обязательного социального страхования» от 16.07.2001 г. №157 – ФЗ. Собрание законодательства Российской Федерации. 2001.№29. Ст.3686

     4. Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2003 г. №167 – ФЗ. Собрание законодательства Российской Федерации. 2003.№51. Ст.4832

     5. Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2005 г. №166 – ФЗ. Собрание законодательства Российской Федерации. 2005.№51. Ст.4831

     6. Азарова Е. Г., Виноградова 3. Д., Полупанов М. И. Концепция развития законодательства о социальном обеспечении. Концепция развития российского законодательства. М. 2005

     7. Бабич А., Егоров Е. и др. Социальное страхование в России и за рубежом. - М.: РАГС,2004.-68с..

     8. Волгин Н.А., Ракитинский Б.В. Экономика труда и социальные отношения. - М.: РАГС, 2007.-13с.

     9. Забелин Л. В. Теоретические основы социального страхования. М. 2007.

     10. Ильюхина Т.М. Виды пособий по обязательному социальному страхованию.// Вестник государственного социального страхования. Социальный мир.- 2006. - № 7

     11. Корочкина И.Е. Социальный налог и социальное страхование.// Вестник социального государственного страхования. Социальный мир. – 2008. - №3.

     12. Мачульская Е. Е. Практикум по праву социального обеспечения. М. 2008

Информация о работе Оценить роль социального страхования в РФ