Оценить роль социального страхования в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 20:12, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой: оценить роль социального страхования в РФ.

Задачи: Подробно рассмотреть систему социального страхования, сравнить с зарубежными странами, оценить развитость социального страхования.

Работа содержит 1 файл

курсовик.docx

— 43.02 Кб (Скачать)

 

                                                    ВВЕДЕНИЕ 

     Современная рыночная экономика создает адекватную систему социальной защиты населения, важнейшим звеном которой является социальное страхование.

     Становление новой модели социальной защиты должно обеспечивать преемственность в  социальной политике и соблюдение принципов  общественной солидарности и социальной справедливости.

     К задачам социального страхования  относятся: формирование денежных фондов, из которых покрываются затраты, связанные с содержанием нетрудоспособных или лиц, не участвующих в трудовом процессе; сокращение разрыва в уровне материального обеспечения неработающих и работающих членов общества.

     Учитывая  особую важность социального страхования, его влияние на общественные процессы, государство во многих странах создает  системы обязательного государственного социального страхования, дающие возможность  значительной концентрации ресурсов в  единых фондах и тем самым обеспечение  надежной социальной защиты населения страны.

     В России обязательное государственное  социальное страхование представлено тремя внебюджетными фондами:

  • пенсионным;
  • обязательного медицинского страхования;
  • социального страхования.

     В формировании и использовании этих фондов есть свои особенности. Задуманные как страховые, они не всегда соответствуют  принципам формирования и использования  страховых фондов. В их деятельности очевидны черты бюджетного подхода: обязательность и нормативность  отчислений, плановое расходование средств, отсутствие персонификации накоплений и др. По экономической сущности эти фонды не являются страховыми, по форме они относятся к внебюджетным фондам.

     Актуальность  данной темы, определяется тем, что  в условиях рыночной экономики главным  институтом защиты человека является социальное страхование. В период социально - экономических реформ, когда сложившиеся  отношения между социальными  объектами изменяются кардинальным образом, общество оказалось не готовым  к осмыслению задач в области  социального страхования в условиях развития экономики. И в этой связи  принципиально важным является изучение теоретических основ социального страхования, а так же концептуальных подходов к законодательной базе.

     Цель  курсовой: оценить роль социального  страхования в РФ.

     Задачи: Подробно рассмотреть систему социального  страхования, сравнить с зарубежными  странами, оценить развитость социального  страхования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ КАК СИСТЕМНОГО ЭЛЕМЕНТА ФИНАНСОВОГО МЕХАНИЗМА.     

        

     1.1. Сущность социального  страхования.

     Социальное  страхование представлено в РФ Фондом социального страхования и обеспечения. Деятельность Фонда регламентируется Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. N 101 "О Фонде социального  страхования Российской Федерации".

     Общие положения о Фонде

     Фонд  социального страхования Российской Федерации (далее именуется - Фонд) управляет  средствами государственного социального  страхования Российской Федерации.

     Фонд  осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, указами  Президента Российской Федерации, постановлениями  и распоряжениями Правительства  Российской Федерации, а также Положением "О Фонде социального страхования  Российской Федерации".

     Фонд  является специализированным финансово-кредитным  учреждением при Правительстве  Российской Федерации. Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда являются федеральной собственностью.

     В Фонд социального страхования Российской Федерации входят следующие исполнительные органы:

  • региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования на территории субъектов Российской Федерации; центральные отраслевые отделения, управляющие средствами государственного социального страхования в отдельных отраслях хозяйства;
  • филиалы отделений, создаваемые региональными и центральными отраслевыми отделениями Фонда по согласованию с председателем Фонда.

     Для обеспечения деятельности Фонда  создается центральный аппарат  Фонда, а в региональных и центральных  отраслевых отделениях и филиалах - аппараты органов Фонда.

     При Фонде образуется правление, а при  региональных и центральных отраслевых отделениях - координационные советы, являющиеся коллегиальными совещательными органами.

     Местонахождение Фонда - г. Москва.

     Основными задачами Фонда являются:

  • обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, на погребение, а также другие цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством;
  • участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;
  • осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда;
  • разработка совместно с Министерством труда Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование;
  • организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования;
  • сотрудничество с аналогичными фондами (службами) других государств и международными организациями по вопросам социального страхования.

     Средства  Фонда образуются за счет: страховых взносов работодателей;

     страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных  уплачивать взносы на социальное страхование  в соответствии с законодательством; добровольных взносов граждан и юридических лиц; ассигнований из республиканского бюджета Российской Федерации на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий.

     Средства  Фонда направляются на выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, на погребение; создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости Фонда на всех уровнях; проведение научно-исследовательской работы по вопросам социального страхования и охраны труда; участие в финансировании программ международного сотрудничества по вопросам социального страхования.

     Управление  Фондом

     Председатель  Фонда и его заместители назначаются  Правительством Российской Федерации. Председатель Фонда имеет четырех  заместителей, в том числе одного первого.

     Председатель  Фонда:

     Председатель  Фонда руководит деятельностью Фонда и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на него задач; вносит проект бюджета Фонда на утверждение в Правительство Российской Федерации; утверждает совместно с Министерством здравоохранения и медицинской промышленности инструкцию о порядке выдачи застрахованным листков нетрудоспособности; открывает (закрывает) счета Фонда и его исполнительных органов в банках; обеспечивает контроль за использованием средств государственного социального страхования; рассматривает итоги исполнения бюджета Фонда и принимает меры по улучшению этой работы, утверждает годовые отчеты о деятельности региональных и центральных отраслевых отделений Фонда; рассматривает разногласия по вопросам формирования бюджета Фонда, штатов и смет между органами Фонда; определяет направления международного сотрудничества в пределах компетенции Фонда; осуществляет иные действия в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации и инструкцией.

     Правление Фонда является коллегиальным органом. Заседания правления проводятся по мере необходимости.

     В состав правления Фонда входит 29 человек.

     Правление Фонда рассматривает вопросы, входящие в его компетенцию, в том числе о задачах Фонда; о формировании и использовании резервных средств; проект бюджета Фонда и его исполнение;

     Региональные  отделения Фонда образуются в  субъектах Российской Федерации, а  центральные отраслевые отделения  Фонда - в отдельных отраслях

     Контроль  финансово-хозяйственной деятельности региональных и центральных отраслевых отделений Фонда осуществляется путем проведения периодических  ревизий и проверок контрольно-ревизионной  службой Фонда, которая осуществляет свою деятельность на основании положения, одобренного правлением Фонда и  утвержденного председателем Фонда.

     Проверка  финансово-хозяйственной деятельности центрального аппарата Фонда осуществляется не реже одного раза в год специализированной аудиторской организацией, имеющей  соответствующую лицензию.

     Обязательной  регистрации в качестве страхователей  подлежат находящиеся на территории Российской Федерации работодатели, крестьянские (фермерские) хозяйства и обособленные подразделения организаций, которые производят начисления заработной платы, имеют отдельный баланс и счета в учреждениях банка.

     Категории граждан, использующие в своей деятельности труд наемных работников, подлежат обязательной регистрации в качестве страхователей, как работодатели.

     Организации обязаны зарегистрироваться в качестве страхователя в течение 30 дней с  момента государственной регистрации, граждане, использующие труд наемных  работников - в течение 30 дней с момента  заключения трудового договора (контракта).

     Организации регистрируются в качестве страхователя в исполнительном органе по месту  государственной регистрации, граждане - по месту жительства.

     Организации и граждане могут быть зарегистрированы в качестве страхователя только в  одном исполнительном органе Фонда.

     Факт  регистрации подтверждается выдачей  соответствующим исполнительным органом  Фонда извещения о регистрации  установленного образца.

     Страхователь  обязан сообщить в исполнительный орган  Фонда об изменении наименования, места нахождения, иных изменениях учредительных документов организации  в течение 30 дней с момента их государственной регистрации.

     В случае ликвидации (в том числе  в связи с банкротством) организации, ликвидационная комиссия обязана незамедлительно  письменно уведомить исполнительный орган Фонда о принятом решении  и о снятии страхователя с учета. Исполнительный орган Фонда принимает  решение о снятии страхователя с  учета после внесения органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических  лиц, записи о ликвидации в единый государственный реестр юридических  лиц.

     В случае ликвидации исполнительного  органа Фонда в месячный срок со дня принятия такого решения страхователю направляется уведомление с указанием органа, которому будут переданы его регистрационные документы.

     Порядок и сроки уплаты страховых взносов

     Страховые взносы начисляются по тарифу, размер которого устанавливается федеральным законом.

Информация о работе Оценить роль социального страхования в РФ