Оценить роль социального страхования в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 20:12, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой: оценить роль социального страхования в РФ.

Задачи: Подробно рассмотреть систему социального страхования, сравнить с зарубежными странами, оценить развитость социального страхования.

Работа содержит 1 файл

курсовик.docx

— 43.02 Кб (Скачать)

     От  уплаты  страховых  взносов  в   Фонд   освобождаются   общественные организации  инвалидов,  находящиеся  в   собственности   этих   организаций; предприятия, созданные  для  осуществления  их уставных целей.

     Страховые взносы начисляются на все виды оплаты  труда,  независимо  от источников финансирования и без уменьшения на сумму налогов.

     Для  исчисления  страховых  взносов  оплата труда, начисленная в иностранной валюте, пересчитывается в  рубли  по  курсу Центрального банка Российской Федерации,  действующему  на  день  начисления страховых взносов.

     Страхователи  уплачивают страховые взносы и другие платежи (штрафы, частичная оплата  за  путевки)  в  Фонд один раз в месяц в срок,  установленный  для выплаты заработной  платы за истекший месяц.

     Граждане,  использующие  труд  наемных  работников,  как  работодатели, уплачивают страховые взносы в сроки, установленные для расчетов  в  трудовом договоре.

     Уплата  страховых взносов страхователями - организациями  осуществляется путем безналичных расчетов - перечислением  соответствующих  сумм  со  своих расчетных или текущих счетов на транзитные счета по социальному  страхованию исполнительных органов Фонда.

       Страхователи  -  граждане  перечисляют   страховые  взносы   как   путем

безналичных расчетов, так  и  путем  внесения  наличных  денег  в  банк  или

почтовым  переводом  их  на  транзитные  счета  по  социальному  страхованию

исполнительных  органов Фонда.

     В случае ликвидации страхователя  не  погашенная  им  задолженность  по платежам в бюджет Фонда, возмещается ликвидационной комиссией  в  порядке  и очередности, установленными Гражданским кодексом Российской Федерации.

     Задолженность по платежам в бюджет  Фонда,  не  погашенная  гражданами, взыскивается с них в судебном порядке.

     Счета по социальному страхованию

     Средства  государственного социального страхования  хранятся на текущих и транзитных счетах Фонда и его исполнительных органов, открываемых в учреждениях  Центрального банка Российской Федерации, а при их отсутствии - в кредитных  организациях, уполномоченных Правительственной  комиссией по вопросам финансовой и  денежно-кредитной политики на осуществление  операций со средствами Фонда.

     Для хранения и учета средств социального  страхования Фонду, его отделениям открываются текущие счета, филиалам отделений Фонда открываются  транзитные и текущие счета. Средства, поступившие на транзитные счета  филиалов отделений Фонда ежемесячно до 15 числа каждого месяца полностью  перечисляются филиалами платежными поручениями на текущие счета  отделений Фонда. Средства, поступившие  на текущие счета отделений Фонда, перечисляются Фонду ежемесячно в размере норматива, утвержденного  Постановлением Фонда, с дальнейшей корректировкой суммы по годовому финансовому  отчету. Другие операции по расходованию средств с транзитных счетов филиалами не производятся.

     Операции  по текущим счетам производятся как  в порядке безналичных расчетов, так и путем получения наличных денег по чекам. Операции по денежным чекам производятся исполнительными  органами Фонда в банках с соблюдением  кассовой дисциплины.

     Порядок расходования средств  социального страхования

     Средства  государственного социального страхования  расходуются исключительно на цели, установленные федеральными законами, Положением о Фонде, в соответствии с бюджетом Фонда, бюджетами и сметами исполнительных органов Фонда, утвержденными в установленном порядке.

     Средства  государственного социального страхования  направляются на:

  • выплату пособий: по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;
  • оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом;
  • частичное содержание санаторных и оздоровительных лагерей для детей, находящихся на балансе страхователей.

       Указанные расходы осуществляются  через бухгалтерию страхователя.

     Расходы на административные, хозяйственные  и иные цели, связанные с деятельностью  Фонда, осуществляются по смете в  пределах ассигнований, предусмотренных  соответствующими бюджетами.

     Страхователь  не вправе приостанавливать выплату  пособий по государственному социальному  страхованию.

     Если  сумма фактических расходов по социальному  страхованию превышает сумму  начисленных страховых взносов, недостающая сумма возмещается  в десятидневный срок по получении  от страхователя расчетной ведомости  за отчетный квартал, путем перечисления денежных средств с текущего счета исполнительного органа Фонда на расчетный или текущий счет страхователя.

     Учет  и отчетность по средствам  Фонда социального  страхования Российской Федерации

     Страхователи  обязаны вести учет:

  • - сумм начисленных страховых взносов в бюджет Фонда;
  • - сумм произведенных платежей в счет начисленных страховых взносов;
  • расчетов по средствам социального страхования с исполнительным органом Фонда, в котором они зарегистрированы.
 

     Учет  средств социального страхования  страхователи ведут на балансовом счете "Расчеты по социальному страхованию  и обеспечению".

     Страхователи  ежеквартально составляют в двух экземплярах "Расчетную ведомость  по средствам фонда государственного социального страхования", утверждаемую Фондом, и не позднее 15 числа следующего за отчетным кварталом месяца представляют в исполнительный орган Фонда, в котором они зарегистрированы.

     Органы  Фонда ведут бухгалтерский учет на основе плана счетов, утвержденного  Фондом и согласованного с Министерством финансов Российской Федерации.

     По  истечении установленных сроков уплаты страховых взносов и других платежей невнесенная сумма считается  недоимкой и взыскивается в начислением  пени.

     Пеня  начисляется за каждый день просрочки  уплаты страховых взносов. Начисление пени производится, начиная со следующего дня после истечения срока уплаты взносов и по день уплаты включительно. Днем уплаты страховых взносов и других платежей считается день списания банком суммы платежа со счета страхователя. Если срок уплаты страховых взносов совпадает с выходным (праздничным) днем, пеня начисляется, начиная со второго рабочего дня после выходного (праздничного) дня. Пеня начисляется на полные рубли суммы просроченного платежа. Пеня на пеню не начисляется.

     К страхователям, нарушающим установленный  порядок начисления, перечисления средств  государственного социального страхования применяются финансовые санкции в виде взыскания:

  • - 10 процентов, причитающихся к уплате сумм страховых взносов в Фонд за их отказ от регистрации в качестве страхователя;
  • - 10 процентов, причитающихся в отчетном квартале к уплате сумм страховых взносов в Фонд за непредставление в установленные сроки расчетной ведомости.

     Исполнительные  органы Фонда направляют материалы, подтверждающие факты нарушения, в  зависимости от обстоятельств дела в органы Прокуратуры Российской Федерации, в суд, которому предоставлено  право принимать решение об установлении ответственности организаций и должностных лиц.

     1.2. Социальное страхование  как неотъемлемый  компонент финансового  механизма.

     Финансовый  механизм социального страхования  представляет собой совокупность форм, методов и инструментов формирования и использования средств специализированных страховых фондов на установленные  государством или разрешенные законом  цели социальной защиты населения.

     Ключевым  элементом финансового механизма  социального страхования является совокупность страховщиков  как  центрального звена механизма. Базовыми страховщиками в системе российского  социального страхования являются фонды социального страхования: Фонд социального страхования РФ , Пенсионный Фонд, федеральный и Территориальный фонды обязательного медицинского страхования РФ.

       Особенностью  финансового воздействия  социального страхования является  то, что в отличие от социального  обеспечения средства федерального  бюджета используются лишь в  случае возникновения необходимости  в поддержании финансовой устойчивости  фондов социального страхования.  Сам факт оказания государственной  материальной помощи фондам свидетельствует  об экономически непроработанном  или нереализованном финансовом  механизме социального страхования.

     1.3. Международный опыт формирования социального страхования при управлении государственными финансами.

     В России стоит проблема выбора пути, по которому должно развиваться социальное страхование. В связи с этим полезным является международный опыт в этой области.

     В настоящее время системы социальной защиты действуют более чем в 170 странах мира. Наиболее распространенными видами социального страхования являются: пенсионное, медицинское, страхование от безработицы, от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

     Одна  из самых продвинутых систем социального страхования с более чем столетней историей, — в Германии. Она включает пять видов страхования: пенсионное; медицинское; от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по безработице.

     Пенсионное  страхование состоит из трех уровней: 1) обязательное государственное пенсионное страхование; 2) обеспечение в старости от предприятий; 3) частная система пенсионного обеспечения.

     Главным является первый уровень; второй, и  третий существенно дополняют его, хотя и не являются обязательными.

     Обязательная  пенсионная система Германии, как  и наша, является распределительной  – текущие пенсионные расходы  финансируются за счет страховых  взносов работающих. В ней выплачиваются пенсии: по возрасту, в связи с утратой трудоспособности, в случае смерти кормильца.

     В Германии большое значение придается пенсионному обеспечению от предприятий (в нашей системе такого обеспечения практически нет). Основные предпосылки его развития – крепкое экономическое положение и, налоговые льготы для предприятий, страхующих своих работников.

     В Германии существует также система частного медицинского страхования (ЧМС) для граждан, которые в силу своей деятельности или высоких доходов не подлежат обязательному медицинскому страхованию.

     Страхование по безработице в Германии осуществляется за счет страховых взносов наемных работников, уплачиваемых равными долями из общеустановленного размера. 

     Сравнивая системы социального страхования России и других стран, в частности Германии, можно найти в них некоторое сходство. Однако при более внимательном рассмотрении видно, что наша система сильно отличается от зарубежных, причем, увы, не в лучшую сторону.

       Отличительной чертой системы  социальной защиты населения  в США является децентрализация.  Это проявляется в наличии  разных социальных программ на разных уровнях: федеральном, штата, местном. Преимущества данной системы в том, что она позволяет полностью реализовывать социальные потребности людей практически в каждом регионе страны.

     В США Законом о социальном страховании были установлены два вида страхования — пенсии по старости и пособия по безработице. Кроме общей федеральной программы, на уровне штатов существуют программы страхования на случай производственного травматизма. Компенсация достигает до 2/3 заработной платы.

Информация о работе Оценить роль социального страхования в РФ