Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 07:30, курсовая работа
В процессе работы были рассмотрены налоги как основной источник формирования доходной части бюджета, проведен сравнительный анализ налоговых поступлений в бюджеты разных уровней, рассмотрены формирование налоговых источников местных бюджетов. В результате исследования были сформулированы проблемы в области бюджетно-налоговой политики и предложения направленные на их устранение.
Введение
Основные понятия и история развития обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО)
Основные понятия ОСАГО
История развития ОСАГО в Российской Федерации и в мире
Правовые аспекты ОСАГО в Российской Федерации
Анализ рынка ОСАГО 2005-2010 гг.
2.1 Анализ динамики ОСАГО в РФ 2005-2010 гг.
2.2 Анализ структуры ОСАГО в РФ 2005-2010 гг.
3 Проблемы и перспективы развития ОСАГО в РФ
3.1 Влияние финансового кризиса на рынок ОСАГО
3.2 Проблемы развития ОСАГО в РФ
3.3 Перспективы развития ОСАГО в РФ
Заключение
Библиографический список
Приложение
В условиях страхового рынка
РФ все виды рисков, связанных с
эксплуатацией транспортного
Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» вступил в силу 1 июля 2003 г.5.
Согласно Закону № 40-ФЗ от 25 апреля 2002 года об ОСАГО «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», введенному в действие с 1 июля 2003 г., эксплуатация транспортного средства без полиса обязательного автострахования не допускается. Отсутствие автогражданки влечет за собой штраф. Без автогражданки нельзя зарегистрировать и снять с учета машину, а также пройти техосмотр.
Факторы, исходя из которых, рассчитывается стоимость страхового полиса ОСАГО:
1 Тип транспортного средства,
цель использования,
Например, для легкового автомобиля физического лица тариф – 1980 рублей, для легкового юридического 2375, для легковушки, используемой в качестве такси – 2965 рублей.
2 Место прописки собственника ТС.
3 Ограниченная страховка (имеются вписанные водители) или неограниченная (за руль может садиться любой водитель, имеющий доверенность).
4 Если страховка ограниченная, будут иметь значение возраст и стаж всех вписанных водителей.
5 Мощность двигателя легкового автомобиля или разрешенная максимальная масса грузового, или количество мест в автобусе.
6 Период использования ТС в течение года (3, 4, 5 месяцев и т.д.).
7 Количество предыдущих
лет страхования. Были при
Договор ОСАГО заключается сроком на один год и автоматически продлевается, если застрахованный не представит в страховую компанию письменное заявление об отказе от продления за два месяца до стечения срока действия автогражданки.
При просрочке выплаты страховых взносов по продленному договору ОСАГО более чем на 30 дней, действие договора прекращается.
По договору страхования ответственности владельцев средств автотранспорта страховщики принимают на себя обязанность возместить в пределах оговоренных лимитов ответственности ущерб, нанесенный страхователем (застрахованным лицом) при эксплуатации автотранспортных средств третьим лицам, при условии, что такой ущерб должен быть компенсирован страхователем (застрахованным лицом) в соответствии с законодательством. Страхователями в данном виде могут выступать как юридические, так и физические лица. Застрахована может быть как ответственность самого страхователя, так и других лиц, являющихся владельцами указанных в договоре транспортных средств.
Объектом страхования являются имущественные интересы владельца автотранспортного средства, связанные с его обязанностью в порядке, установленном гражданским законодательством, возместить ущерб, причиненный им третьим лицам при эксплуатации автотранспортных средств. При этом действие договора распространяется, как правило, исключительно на указанные в нем средства транспорта.
В договоре страхования могут быть оговорены: круг лиц, имеющих право на вождение застрахованным средством транспорта; территория, за ДТП в пределах которой страховщик несет ответственность, и другие ограничения. Условия страхования могут предусматривать обязательства страховщика возместить ущерб, причиненный третьим лицам, по вине пассажиров застрахованного средства транспорта или иных лиц, пользующихся им.
Важное место в условиях страхования занимает перечень случаев, за последствия которых страховщик не несет обязательств по страховым выплатам. При этом при проведении страхования в обязательной форме он, как правило, уже, чем при заключении договоров добровольного страхования.
По ОСАГО страхуется ответственность
владельца транспортного
а) вред жизни или здоровью потерпевшего был причинен вследствие умысла указанного лица, за исключением действий, совершенных в состоянии крайней необходимости или необходимой обороны;
б) вред был причинен указанным
лицом при управлении транспортным
средством в состоянии
в) указанное лицо не имело право управлять транспортным средством, при использовании которого им был причинен вред;
г) указанное лицо скрылось с места дорожно-транспортного происшествия;
д) указанное лицо не включено
в число водителей, допущенных к
управлению этим транспортным средством,
если в договоре обязательного страхования
предусмотрено использование
е) страховой случай наступил при использовании указанным лицом транспортного средства в период, не предусмотренный договором обязательного страхования, если в договоре обязательного страхования предусмотрено использование транспортного средства в определенный период.
Т.е. в перечисленных случаях
страховая компания сперва выплачивает
компенсацию потерпевшим, а потом
предъявляет виновнику
Таким образом, страховщик берет на себя обязательства возместить в пределах лимита ответственности ущерб, который страхователь в силу закона обязан компенсировать потерпевшим третьим лицам за вред причиненной их жизни, здоровью или имуществу6.
В сумму страхового возмещения
российскими страховщиками
- заработок, которого лишится потерпевший в следствии потери трудоспособности или уменьшения ее в результате причиненного увечья или иного повреждения здоровья;
- дополнительные расходы,
необходимые для
- доля заработка, которая
приходилась на лиц,
- расходы на погребение;
- ущерб, причиненный имуществу.
Пересчет страховой премии в случае досрочного прекращения или изменения условий договора страхования выполняется по следующей формуле
Пд =(П1-П0)*(N-M)/N,
Где Пд- размер дополнительной страховой премии, подлежащей оплате страхователя;
П0 – первоначальная уплаченная премия по договору страхования ( с учетом корректирующий коэффициентов);
П1- страховая премия по договору с измененными условиями (с учетом корректирующих коэффициентов);
М-число месяцев истекших со дня начала действия договора страхования до момента перерасчета взноса ( при этом не полный меся принимается за полный)
N срок страхования в месяцах.
Итак, ОСАГО — это обязательное
страхование автогражданской
Автострахование – самый крупный сектор российского открытого рынка страхования. В 2010 г. автострахование обеспечило около 65% всех страховых сборов на открытом рынке – порядка $2,9 млрд. из $4,5 млрд. Для сравнения, в странах Центральной и Восточной Европы доля автострахования в общих страховых сборах не превышает 45-50%, Западной Европы и США – 10-20%.
Последние 3-4 года автострахование обеспечивает порядка 80% всего прироста страховых премий в России. Из общего прироста реальных страховых сборов по сравнению с 2010 г. – $2,8 млрд. – на долю автострахования пришлось порядка $2,3 млрд.
Это наиболее быстрорастущий вид страхования. С начала 2010 г. по 2011 г. его сборы выросли почти в 5 раз – с $0,6 млрд. до $2,9 млрд., что соответствует среднегодовому темпу прироста 123%. За этот же период реальные сборы по страхованию имущества в среднем росли на 21% в год, по страхованию жизни – на 48%, по прочим видам страхования – на 18%. Ключевую роль в быстром росте автострахования сыграло введение ОСАГО в 2003 г. Однако и без учета сборов по „автогражданке“ добровольное автострахование росло на 45-50% в год (рисунок 1).
Рисунок 1 - Темпы роста основных видов страхования в 2010-2011 гг.
В ближайшие 5-6 лет рост рынка автострахования продолжится, хотя и более медленными темпами. Среднегодовой рост рынка может составить как минимум 17%, а общие сборы по автострахованию на конец этого периода могут достичь порядка $7,6 млрд.
При этом основной движущей силой, обеспечивающей рост сборов по автострахованию до 2012 г., будет развитие добровольного автострахования. ОСАГО уже практически достигло «точки насыщения», т.к. на конец 2010 г., по различным оценкам, было застраховано порядка 80-90% автомобилей (и практически 100% автомобилей стоимостью свыше $10 тыс.).
В отличие от ОСАГО в
отношении добровольного
Рисунок 2 - Динамика российского рынка
автострахования в 2005-2011 гг.
Рост рынка автострахования напрямую зависит от объемов автокредитования – до финансового кризиса по кредитам покупалось около половины всех автомобилей. В настоящий момент банки значительно ужесточили условия выдачи кредитов на покупку машины, значительно повысили их стоимость. Кроме того, в результате финансового кризиса впервые за несколько лет упали реальные доходы населения. Как следствие существенно сократился спрос на покупку автомобилей, а вместе с ним и рынок автострахования.
Рисунок 3 - Динамика взносов по страхованию ОСАГО
В 2010г. страховыми компаниями было собрано 85,74 млрд. руб. страховых премий (взносов) по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, что превысило аналогичный показатель за 2010 г. на 6,91%. Доля собранных премий по договорам ОСАГО 50 крупнейшими страховыми компаниями по объемам страховых премий (взносов) составила 90,13% от общего объема премий по договорам ОСАГО (77,27 млрд. руб.).
Лидерами по объемам собранных страховых премий (взносов) по договорам ОСАГО, согласно исследованиям Федеральной службы страхового надзора, (таблица 2) выступили компании системы «РОСГОССТРАХ» (суммарно 25,27 млрд. руб., 132,89% к показателю за 2008г.), «РЕСО-ГАРАНТИЯ» (7,59 млрд. руб., 11,89%), «МСК» (6,31 млрд. руб., 123,89%), «ИНГОССТРАХ» (5,88 млрд. руб., 116,13%).
Таблица 2 - Крупнейших страховщиков ОСАГО по объему собранной страховой премии РФ за 2010 год
Краткое наименование |
Премии по ОСАГО, 2010г., тыс. руб. |
Доля на рынке, % |
Премии по ОСАГО, 2009г., тыс. руб. |
Доля на рынке, % |
Темп роста, % |
РФ |
85 736 320,00 |
100,00 |
80 193 667,00 |
100,00 |
106,91 |
РОСГОССТРАХ |
25 270 984,00 |
29,48 |
20 787 365,00 |
25,92 |
132,89 |
ИНГОССТРАХ |
5 884 977,00 |
6,86 |
5 067 388,00 |
6,32 |
116,13 |
РОСНО |
2 993 432,00 |
3,49 |
3 168 593,00 |
3,95 |
94,47 |
УРАЛСИБ |
2 735 065,00 |
3,19 |
2 458 126,00 |
3,07 |
111,27 |
ВОЕННО-СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ |
2 672 188,00 |
3,12 |
2 456 994,00 |
3,06 |
108,76 |
АЛЬФАСТРАХОВАНИЕ |
2 303 510,00 |
2,69 |
1 790 895,00 |
2,23 |
128,62 |
ЦЮРИХ. РИТЕЙЛ (бывш. НАСТА-ЦЕНТР) |
1 912 167,00 |
2,23 |
2 018 456,00 |
2,52 |
94,73 |
СОГЛАСИЕ |
1 477 309,00 |
1,72 |
1 253 902,00 |
1,56 |
117,82 |
МАКС |
1 427 087,00 |
1,66 |
1 347 046,00 |
1,68 |
105,94 |
ЮГОРИЯ |
1 250 970,00 |
1,46 |
1 077 394,00 |
1,34 |
116,11 |
ГРУППА РЕНЕССАНС СТРАХОВАНИЕ |
1 139 398,00 |
1,33 |
1 168 812,00 |
1,46 |
97,48 |
ИННОГАРАНТ |
1 085 967,00 |
1,27 |
283 015,00 |
0,35 |
383,71 |
РОССИЯ |
936 119,00 |
1,09 |
1 155 988,00 |
1,44 |
80,98 |
ГУТА-СТРАХОВАНИЕ |
922 505,00 |
1,08 |
687 093,00 |
0,86 |
134,26 |
СОГАЗ |
920 609,00 |
1,07 |
932 837,00 |
1,16 |
98,69 |
АСКО |
492 433,00 |
0,57 |
372 592,00 |
0,46 |
132,16 |
ЮЖУРАЛ-АСКО |
394 582,00 |
0,46 |
299 480,00 |
0,37 |
131,76 |
Информация о работе Обязательное страхование автогражданской ответственности