Обязательное страхование автогражданской ответственности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 07:30, курсовая работа

Описание работы

В процессе работы были рассмотрены налоги как основной источник формирования доходной части бюджета, проведен сравнительный анализ налоговых поступлений в бюджеты разных уровней, рассмотрены формирование налоговых источников местных бюджетов. В результате исследования были сформулированы проблемы в области бюджетно-налоговой политики и предложения направленные на их устранение.

Содержание

Введение
Основные понятия и история развития обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО)
Основные понятия ОСАГО
История развития ОСАГО в Российской Федерации и в мире
Правовые аспекты ОСАГО в Российской Федерации
Анализ рынка ОСАГО 2005-2010 гг.
2.1 Анализ динамики ОСАГО в РФ 2005-2010 гг.
2.2 Анализ структуры ОСАГО в РФ 2005-2010 гг.
3 Проблемы и перспективы развития ОСАГО в РФ
3.1 Влияние финансового кризиса на рынок ОСАГО
3.2 Проблемы развития ОСАГО в РФ
3.3 Перспективы развития ОСАГО в РФ
Заключение
Библиографический список
Приложение

Работа содержит 1 файл

Страхование.docx

— 183.10 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки РФ

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

АМУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

(ГОУ ВПО «АмГУ»)

 

 

 

Факультет  экономический

Кафедра Финансы

Специальность 080105 - «Финансы и кредит»

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

на тему:

по дисциплине: «Страхование»

 

 

 

 

 

Исполнитель

студентка группы 870

 

 

____________________________                            (подпись, дата)

 

Е.С.Стародубова 

Руководитель

доцент

 

 

____________________________ (подпись,  дата)

 

Ю.А.Ковшун

Нормоконтроль

доцент

 

 

____________________________ (подпись,  дата)

 

Ю.А.Ковшун


 

 

 

 

               

Благовещенск 2011

 

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

АМУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

(ГОУ ВПО «АмГУ»)

 

Экономический факультет 

Кафедра «Финансы»

 

ЗАДАНИЕ

 

К курсовой работе студента группы 870

Стародубовой Елизаветы  Сергеевны

1 Тема курсовой работы:

2 Срок сдачи студентом законченной работы:

3 Содержание курсовой  работы (перечень подлежащих разработке  вопросов):

4 Перечень материалов  приложения:

5 Дата выдачи задания:

 

Руководитель курсовой работы (проекта)_______________________________

                                                                                                                   (ФИО, должность)

__________________________________________________________________

Задание принял к исполнению (дата):__________________________________

                                                                                                                                              (подпись студента)

 

РЕФЕРАТ

 

Курсовая работа содержит 30 страниц, 6 таблицы, 5 рисунка и 15 источников.

В процессе работы были рассмотрены  налоги как основной источник формирования доходной части бюджета, проведен сравнительный  анализ налоговых поступлений в  бюджеты разных уровней, рассмотрены  формирование налоговых источников местных бюджетов.

В результате исследования были сформулированы проблемы в области  бюджетно-налоговой политики и предложения  направленные на их устранение.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

  1. Основные понятия и история развития обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО)
    1. Основные понятия ОСАГО
    2. История развития ОСАГО в Российской Федерации и в мире
    3. Правовые аспекты ОСАГО в Российской Федерации
  2. Анализ рынка ОСАГО 2005-2010 гг.

2.1 Анализ динамики ОСАГО в РФ 2005-2010 гг.

2.2 Анализ структуры ОСАГО в РФ 2005-2010 гг.

3 Проблемы и перспективы развития  ОСАГО в РФ

3.1 Влияние финансового  кризиса на рынок ОСАГО

3.2 Проблемы развития  ОСАГО в РФ

3.3 Перспективы  развития ОСАГО в РФ

Заключение

Библиографический список

Приложение

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

 

1 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ АВТОГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ (ОСАГО)

1.1 Основные понятия ОСАГО

Обязательное страхование  автогражданской ответственности - это страхование на случай причинения вреда чужому имуществу, жизни и  здоровью пассажиров и пешеходов. ОСАГО — это общепризнанный во всем мире способ решения проблем, возникающих в результате дорожно-транспортного происшествия.

Обязательное страхование  дает потерпевшему гарантии, что ущерб  его имуществу, а также жизни  и здоровью, причиненный на дороге, будет возмещен.

Рассмотрим основные термины, касающиеся ФЗ «Об ОСАГО».

Транспортное средство - устройство, предназначенное для  перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.

Водитель - лицо, управляющее  транспортным средством. При обучении управлению транспортным средством водителем считается обучающее лицо.

Потерпевший - лицо, жизни, здоровью или имуществу которого был причинен вред при использовании транспортного средства иным лицом, в том числе пешеход, водитель транспортного средства, которым причинен вред, и пассажир транспортного средства - участник дорожно-транспортного происшествия.

Договор обязательного страхования  гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - договор обязательного страхования) - договор страхования, по которому страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить потерпевшим причиненный вследствие этого события вред их жизни, здоровью или имуществу (осуществить страховую выплату) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы)1.

Основная задача страхования – защита интересов страхователя при наступлении неблагоприятных событий. Страхование ответственности – это тоже защита интересов страхователя, но выраженная в возмещении вреда пострадавшему от действий самого страхователя. Для оплаты ущерба потерпевшему страхователь должен был бы потратить определенную сумму собственных денежных средств, однако при наличии договора страхования ответственности, страховая компания оплатит эту сумму вместо него.

   1 июля 2003 года вступил  в силу Закон "Об обязательном  страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", который обязывает водителей страховать свою ответственность при использовании автомобиля. С вступлением в силу Закона об ОСАГО у пешеходов появилась гарантия получения компенсации при нанесении ущерба жизни и здоровью в случаях ДТП.

Наличие полиса добровольного  страхования автогражданской ответственности не освобождает владельца транспортного средства от необходимости приобрести полис обязательного страхования.

Основными принципами обязательного  страхования являются:

1 гарантия возмещения  вреда, причиненного жизни, здоровью  или имуществу потерпевших, в  пределах, установленных настоящим  Федеральным законом;

2 всеобщность и обязательность  страхования гражданской ответственности владельцами транспортных средств;

3 недопустимость использования  на территории Российской Федерации  транспортных средств, владельцы  которых не исполнили установленную  настоящим Федеральным законом  обязанность по страхованию своей  гражданской ответственности;

4 экономическая заинтересованность  владельцев транспортных средств  в повышении безопасности дорожного  движения.

Закон об ОСАГО позволяет  России вступить в европейскую систему  «Зеленая карта» (российские полисы ОСАГО  будут действовать за границей). А это – развитие автотуризма2.

Зеленая карта — это  международная разновидность ОСАГО. Она, как и ОСАГО, является обязательной, но только не в России, а за рубежом. Можно приобрести зеленую карту на целый год или только на две недели, полную (действует на все страны соглашения «Зеленая карта») или частичную. «Зеленая карта» является полисом обязательного страхования автогражданской ответственности владельцев транспортных средств, принятым в десятках стран мира. Без этого полиса запрещено передвижение по территории большинства европейских государств на собственном автомобиле. Страховые случаи по «Зеленой Карте» предусматривают возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью и имуществу третьих лиц.

Стоимость полиса зависит  от страны пребывания, типа транспортного  средства и срока поездки (обычно минимальный срок страхования —  две недели). К примеру, стоимость «Зеленой карты» для двухнедельной поездки на легковом автомобиле в страны Скандинавии обойдется в среднем в 15-20 евро. Лимит ответственности по «Зеленой Карте» составляет миллионы евро, а в некоторых странах вообще не ограничен конкретной суммой3.

    1. История развития ОСАГО в Российской Федерации

Страхование ответственности  владельцев автотранспорта в мировой  практике обладает интересной историей. Примечательно то, что является доподлинно известным, - кто именно был первопроходцем. Им оказался Трумэн Мартин, и произошло  это 1 февраля 1898 года в Соединенных  Штатах. Американец застраховал свой автомобиль в компании Travelers Insurance Company, заплатив за полис порядка $12. При этом страховка покрывала риски на сумму $500.

Автомобилей в те далекие  времена было крайне мало, зато лошадей  на дорогах слишком много. Вот  от риска столкновения с экипажем и защищала страховка предприимчивого  американца.

Когда в начале 20-х годов  Фордовская автомобилестроительная индустрия  заработала на полную мощь, транспорта на дорогах стало куда больше. Стало  возникать больше аварийных ситуаций, появилась реальная угроза ущерба собственности  автовладельцев. Именно тогда назрела  необходимость в обязательном автостраховании, - наряду с уже существующим добровольным. Массачусетс оказался первым американским штатом, который в 1925 году внедрил  аналог сегодняшнего ОСАГО для всех видов автомобилей. За ним потянулись и другие штаты.

Европа недолго оставалась в стороне от американских нововведений, и в середине прошлого века почти  все страны Старого света узаконили  «автогражданку» на своих территориях. Кстати, знакомая нам международная  «зеленая карта» родом из этого периода, когда было принято решение о  взаимном признание страховок разных стран.

До России идея «автогражданки»  шла почти сто лет, хотя в самом начале наша страна не отставала от западных первопроходцев. В России разговоры о введении страхования автомобилей велись еще в 1924 году, но дальше них дело так и не пошло.

Заметным событием в истории  развития страхования в СССР стало  постановление Совета Министров  «О мерах по дальнейшему развитию государственного страхования и  повышению качества работы страховых  органов», принятое в 1984 году. В соответствии с этим документом в СССР появилось  страхование «авто-комби», объектами  которого являются сами транспортные средства, багаж и пассажиры4.

При этом страхование ответственности  автовладельцев в нашей стране появилось  лишь в 1991 году, притом на добровольной основе, а закон об обязательном страховании владельцев транспортных средств был принят в 2002 году и  вводился поэтапно.

Программа начала действовать  с 1 июля 2003 года, при этом в течение  полугода за отсутствие полиса «автогражданки»  не предусматривалось штрафных санкций. В настоящее время за заведомое  отсутствие полиса предусмотрен штраф  от 500 до 800 рублей и запрет на эксплуатацию автомобиля.

Согласно закону об ОСАГО, с 1 июля 2003 года для прохождения  государственного технического осмотра  или постановки транспортного средства на учет в органах ГИБДД необходимо было предъявить полис ОСАГО. А с 1 января 2004 года эксплуатация транспортного  средства при отсутствии полиса и  вовсе была запрещена.

По полису ОСАГО водитель транспортного средства страхует свою гражданскую ответственность перед  третьими лицами. Другими словами, если по его вине произошло ДТП, в результате которого пострадал автомобиль второго  участника, нанесен ущерб любому недвижимому имуществу (например, витрине  магазина или дорожному ограждению) либо жизни и здоровью других участников движения, страховая компания возмещает  потерпевшей стороне затраты  на восстановление поврежденного имущества, а также лечение пострадавшего.

На сегодняшний день размер страховой суммы, утвержденный Правительством РФ, составляет 400 тысяч рублей. Указанная  сумма делится на 2 части: возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью и возмещение вреда, причиненного имуществу. Если в результате ДТП пострадало двое и более человек, на возмещение вреда, причиненного их жизни или  здоровью, будет выплачено максимум 240 тысяч рублей, а если потерпевший  один — 160 тысяч рублей. Аналогичным  образом меняется сумма возмещения вреда, причиненного имуществу: при  повреждении имущества двоих и более потерпевших будет выплачено максимум 160 тысяч рублей, а при причинении вреда имуществу одного потерпевшего — не более 120 тысяч.

При желании автовладелец может увеличить сумму возмещения ущерба, воспользовавшись услугой дополнительного  автострахования (ДСАГО).

Что же касается самого виновника  ДТП, ущерб, нанесенный его автомобилю, жизни и здоровью, ОСАГО не возмещает. Это возможно только при добровольном страховании автомобиля (АВТОКАСКО). Это добровольное страхование транспортного средства от угона, хищения и ущерба.

Страхование гражданской  ответственности автовладельцев (или  пользователей транспортного средства) проводится в обязательной форме  в большинстве стран мира, создавая источники выплат потерпевшем, которые  не зависят от финансового положения  причинителей вреда и осуществляются страховыми компаниями. Одновременно, устанавливая обязательность такого страхования, государство снижает степень  влияния социальных рисков, обеспечивая  гарантии материальной компенсации, связанной  с жизнью и здоровьем потерпевших, в том числе и во внесудебном  порядке.

Информация о работе Обязательное страхование автогражданской ответственности