Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 15:10, курсовая работа
Страхование как система защиты имущественных интересов граждан, организаций и государства является необходимым элементом современного общества. Оно предоставляет гарантии восстановления нарушенных имущественных интересов в случае природных и техногенных катастроф, иных непредвиденных явлений. Страхование позволяет не только возмещать понесенные убытки, но и является одним из наиболее стабильных источников финансовых ресурсов для инвестиций. Все это определяет стратегическую позицию страхования в странах с развитой рыночной экономикой. В современной России важной задачей является становление цивилизованного страхового рынка.
Введение
1.Общая характеристика страхового рынка РФ
1.1 Страховой рынок в качестве составной части финансового рынка
1.2 Понятие и функции страхового рынка
1.3 Структура страхового рынка
1.4 Государственное регулирование страховой деятельности
2. Анализ страхового рынка в современных условиях
2.1 Отрасли страхования и их характеристика
2.2 Динамика страхового рынка в 2008 году
3. Основные направления развития страхового рынка в РФ
3.1 Перспективы развития страхового рынка РФ
3.2 Основные пути совершенствования инфраструктуры страхового рынка как главного направления его модернизации
Заключение
Список литературы
Так как главным
источником существования и развития
страхового бизнеса являются страхователи,
бизнес и государство должны быть
заинтересованы в реализации интересов
потребителей страховых услуг, как
основы жизнеспособности будущего страхования
России.
3.2 Основные пути
совершенствования
1. Развитие страховой посреднической деятельности.
Первоочередное значение для реализации новой концепции развития отечественного страхования имеет развитие страховой посреднической деятельности.
В рамках модели
страхового рынка, в которой главное
место отводится страхованию
в его добровольной форме, страховые
посредники призваны играть ведущую
роль. Механизмом развития такого рынка
должна стать конкуренция за новые
группы потребителей, которые должны
вовлекаться в страховые
Реализации этой
цели и должна быть подчинена деятельность
страховых посредников на рынке
преимущественно «
Незащищенность результатов деятельности страховых посредников во взаимоотношениях со страховыми компаниями
На современном этапе развития отечественного страхового рынка довольно распространенной является практика, когда страховые компании пытаются присвоить результаты деятельности страховых посредников, существующие в форме созданной (создаваемой) ими клиентской базы. При этом страховщик использует готовые результаты проделанной страховым посредником работы, заключающиеся в выявлении наиболее актуальных страховых потребностей страхователя и их формализации в основных условиях программы страхования.
Другой разновидностью
подобной практики является присвоение
уже действующего страхового портфеля,
когда при возобновлении
Такая ситуация
серьёзно препятствует полноценному развитию
страховых посредников и рынка
в целом. Во-первых, у потребителей
страховых услуг снижается
Неэффективный режим налогообложения операций страховых посредников
Отличительной
особенностью современной практики
взаимоотношений государства и
страховых посредников является
фактически полное отсутствие внимания
государства к вопросам стимулирования
страховых агентов и брокеров.
Особенно ясно это проявляется в
неэффективности
Существующий режим налогообложения операций страховых посредников является одной из главных причин, вызывающих дефицит финансовых ресурсов у страховых посредников и обусловливающих недостаточную устойчивость страховой посреднической деятельности.
Согласно действующему
налоговому законодательству, страховые
премии освобождены от обложения
НДС в соответствии с подпунктом
7 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса
РФ. В то же время вознаграждение,
получаемое страховыми посредниками,
является объектом налога на добавленную
стоимость. Это противоречит теории
страхования и зарубежному
Кроме того, существующий порядок исчисления и уплаты страховыми посредниками налога на прибыль (метод начисления), который реализуется «независимо от фактического поступления денежных средств» (статья 271 Налогового Кодекса РФ), также серьезно ухудшает финансовое положение и, особенно, финансовую устойчивость тех из них, которые не работают по «упрощенной» схеме налогообложения. Таким образом, порядок налогообложения негативным образом влияет на наиболее перспективных с точки зрения развития бизнеса страховых посредников.
В условиях низкой и нестабильной платежеспособности потребителей деятельность страховых посредников по развитию рынка характеризуется крайней неравномерностью поступления доходов. В целом следует отметить, что неравномерность получения доходов - это важная особенность данного вида бизнеса в принципе. Поэтому международная практика делового оборота предусматривает предоставление страховщиками страховым посредникам так называемых premium payment warranties (отсрочек по уплате страховых премий), которые могут доходить до 180 дней. В настоящее время в нашей стране на общую неравномерность получения доходов страховыми посредниками, вытекающими из самого содержания этой деятельности, дополнительно накладываются особенности, обусловленные проблемами с платежеспособностью потребителей.
В этой ситуации страховые посредники, уплатив налоги авансом, нередко оказываются лишенными необходимых средств для своего развития вследствие последующего неисполнения или необязательного исполнения потребителями своих финансовых обязательств, которое, в свою очередь, зачастую является следствием общей макроэкономической неопределённости. Такое положение является прямым следствием применения к страховым посредникам порядка исчисления и уплаты налога на прибыль, который не учитывает реальные рыночные условия их деятельности. Существующий порядок уплаты налога на прибыль оказывает серьезное сдерживающее влияние на бизнес страховых посредников, подрывая возможности его планомерного развития и заинтересованность страховых посредников в увеличении его объемов.
Совершенствование механизма регулирования и пути стимулирования деятельности страховых посредников
Правовое регулирование и договорное обеспечение посреднической деятельности должны соответствовать потребностям решения страховыми посредниками актуальных задач развития реального страхования в нашей стране и тем бизнес-процессам, с помощью которых эти решения могут быть достигнуты. Анализ современных рыночных отношений показал, что рынку необходимы и страховые посредники, которые являются представителями только страховщиков, и независимые страховые посредники, которые обладают возможностью представлять в страховых сделках и страхователей, и страховщиков:
1. «Связанный»
страховой посредник (агент) - страховой
посредник, обеспечивающий
2. Независимый
страховой посредник (брокер), действующий
в интересах страховщиков и/
В соответствии
с европейским опытом независимые
посредники обычно подлежат обязательной
регистрации, и их деятельность контролируется
государством или уполномоченными
им структурами. К связанным посредникам
в странах ЕС обычно применяется
упрощённый порядок регистрации. Он
реализуется, например, в форме уведомления,
направляемого страховой
Учитывая, что
страховая компания-принципал
Такая «конфигурация»
форм осуществления страховой
В самой же системе
договоров, обеспечивающих страховую
защиту, должна реализовываться ведущая
роль страхового посредника по оптимальному
сочетанию интересов
В настоящее
время, с точки зрения содержания
стоящих перед отечественным
страхованием задач, российский страховой
рынок представляет собой более
сложное явление, чем рынки развитых
европейских стран. В российских
условиях наиболее целесообразной представляется
политика поэтапного введения норм регулирования,
в принципе соответствующих требованиям
Директивы ЕС по страховым посредникам.
Порядок допуска страховых
В процессе поэтапного
совершенствования правовых основ
регулирования страховой
В целях защиты
интересов страховых
Кроме того, для
защиты интересов клиентов страховых
посреднических организаций представляется
целесообразным реализовать меры по
страхованию ответственности
Для стимулирования
деятельности страховых посредников,
расширения и повышения устойчивости
её воспроизводственной базы необходимо
принять ряд законодательных
мер по совершенствованию
В целом, совершенствование страхового и налогового законодательства в указанном выше направлении будет способствовать активизации главных производительных сил отечественного страхового рынка и станет важным фактором развития реального страхования в нашей стране.
2. Необходимость
совершенствования
На современном этапе развития отечественного страхования должны быть точно определены место и роль страховых актуариев в деле укрепления доверия на страховом рынке и расширения клиентской базы страховых организаций. Современному рынку нужны не только независимые, «ответственные», актуарии, способные дать объективную оценку финансовой устойчивости поставщиков страховых услуг. Сегодня остро проявляется и необходимость постоянного мониторинга, анализа и пересмотра пределов страхуемости рисков. Это, в свою очередь, формирует рыночную потребность и в «активных» актуариях, способных дать адекватный ответ на запросы рынка в условиях нарастания необходимости обеспечения индивидуального подхода в процессе взаимодействия между страховщиками и потребителями страховых услуг.
Первоочередными мерами по развитию деятельности страховых актуариев являются:
- формирование
правового статуса и создание
механизма государственного
- разработка
общепризнанных