Общая характеристика страхового рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 15:10, курсовая работа

Описание работы

Страхование как система защиты имущественных интересов граждан, организаций и государства является необходимым элементом современного общества. Оно предоставляет гарантии восстановления нарушенных имущественных интересов в случае природных и техногенных катастроф, иных непредвиденных явлений. Страхование позволяет не только возмещать понесенные убытки, но и является одним из наиболее стабильных источников финансовых ресурсов для инвестиций. Все это определяет стратегическую позицию страхования в странах с развитой рыночной экономикой. В современной России важной задачей является становление цивилизованного страхового рынка.

Содержание

Введение
1.Общая характеристика страхового рынка РФ
1.1 Страховой рынок в качестве составной части финансового рынка
1.2 Понятие и функции страхового рынка
1.3 Структура страхового рынка
1.4 Государственное регулирование страховой деятельности
2. Анализ страхового рынка в современных условиях
2.1 Отрасли страхования и их характеристика
2.2 Динамика страхового рынка в 2008 году
3. Основные направления развития страхового рынка в РФ
3.1 Перспективы развития страхового рынка РФ
3.2 Основные пути совершенствования инфраструктуры страхового рынка как главного направления его модернизации
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Общая характеристика страхового рынка.docx

— 59.94 Кб (Скачать)

Так как главным  источником существования и развития страхового бизнеса являются страхователи, бизнес и государство должны быть заинтересованы в реализации интересов  потребителей страховых услуг, как  основы жизнеспособности будущего страхования  России. 

3.2 Основные пути  совершенствования инфраструктуры  страхового рынка как главного  направления его модернизации 

1. Развитие страховой  посреднической деятельности.

Первоочередное  значение для реализации новой концепции  развития отечественного страхования  имеет развитие страховой посреднической деятельности.

В рамках модели страхового рынка, в которой главное  место отводится страхованию  в его добровольной форме, страховые  посредники призваны играть ведущую  роль. Механизмом развития такого рынка  должна стать конкуренция за новые  группы потребителей, которые должны вовлекаться в страховые отношения  на основе учета их интересов. Основой  функционирования такого рынка является сочетание интересов потребителей и поставщиков страховых услуг. Локомотивом же этой развивающей  рынок конкуренции и главным  средством обеспечения сочетания  интересов потребителей и поставщиков  страховых услуг как базы его  устойчивого роста и должна стать  деятельность страховых посредников.

Реализации этой цели и должна быть подчинена деятельность страховых посредников на рынке  преимущественно «добровольного»  типа. Этому должны соответствовать  формы регулирования и стимулирования их деятельности.

Незащищенность  результатов деятельности страховых  посредников во взаимоотношениях со страховыми компаниями

На современном  этапе развития отечественного страхового рынка довольно распространенной является практика, когда страховые компании пытаются присвоить результаты деятельности страховых посредников, существующие в форме созданной (создаваемой) ими клиентской базы. При этом страховщик использует готовые результаты проделанной  страховым посредником работы, заключающиеся  в выявлении наиболее актуальных страховых потребностей страхователя и их формализации в основных условиях программы страхования.

Другой разновидностью подобной практики является присвоение уже действующего страхового портфеля, когда при возобновлении договоров  страхования страховая компания вступает в непосредственное взаимодействие со страхователем, отказывая посреднику в выплате причитающегося ему  вознаграждения или пытаясь снизить  его до заведомо неприемлемого для  посредника уровня.

Такая ситуация серьёзно препятствует полноценному развитию страховых посредников и рынка  в целом. Во-первых, у потребителей страховых услуг снижается заинтересованность в использовании услуг страховых  посредников. Во-вторых, когда страховой посредник не получает адекватной компенсации произведенных затрат, нарушается процесс его воспроизводства как субъекта предпринимательской деятельности.

Неэффективный режим налогообложения операций страховых посредников

Отличительной особенностью современной практики взаимоотношений государства и  страховых посредников является фактически полное отсутствие внимания государства к вопросам стимулирования страховых агентов и брокеров. Особенно ясно это проявляется в  неэффективности налогообложения  страховой посреднической деятельности.

Существующий  режим налогообложения операций страховых посредников является одной из главных причин, вызывающих дефицит финансовых ресурсов у страховых  посредников и обусловливающих  недостаточную устойчивость страховой  посреднической деятельности.

Согласно действующему налоговому законодательству, страховые  премии освобождены от обложения  НДС в соответствии с подпунктом 7 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса  РФ. В то же время вознаграждение, получаемое страховыми посредниками, является объектом налога на добавленную  стоимость. Это противоречит теории страхования и зарубежному опыту  налогообложения операций на страховом  рынке и лишает отечественных  страховых посредников 18 % их доходов.

Кроме того, существующий порядок исчисления и уплаты страховыми посредниками налога на прибыль (метод  начисления), который реализуется  «независимо от фактического поступления  денежных средств» (статья 271 Налогового Кодекса РФ), также серьезно ухудшает финансовое положение и, особенно, финансовую устойчивость тех из них, которые  не работают по «упрощенной» схеме  налогообложения. Таким образом, порядок  налогообложения негативным образом  влияет на наиболее перспективных с  точки зрения развития бизнеса страховых  посредников.

В условиях низкой и нестабильной платежеспособности потребителей деятельность страховых  посредников по развитию рынка характеризуется  крайней неравномерностью поступления  доходов. В целом следует отметить, что неравномерность получения  доходов - это важная особенность  данного вида бизнеса в принципе. Поэтому международная практика делового оборота предусматривает  предоставление страховщиками страховым  посредникам так называемых premium payment warranties (отсрочек по уплате страховых премий), которые могут доходить до 180 дней. В настоящее время в нашей стране на общую неравномерность получения доходов страховыми посредниками, вытекающими из самого содержания этой деятельности, дополнительно накладываются особенности, обусловленные проблемами с платежеспособностью потребителей.

В этой ситуации страховые посредники, уплатив налоги авансом, нередко оказываются лишенными  необходимых средств для своего развития вследствие последующего неисполнения или необязательного исполнения потребителями своих финансовых обязательств, которое, в свою очередь, зачастую является следствием общей макроэкономической неопределённости. Такое положение является прямым следствием применения к страховым посредникам порядка исчисления и уплаты налога на прибыль, который не учитывает реальные рыночные условия их деятельности. Существующий порядок уплаты налога на прибыль оказывает серьезное сдерживающее влияние на бизнес страховых посредников, подрывая возможности его планомерного развития и заинтересованность страховых посредников в увеличении его объемов.

Совершенствование механизма регулирования и пути стимулирования деятельности страховых  посредников

Правовое регулирование  и договорное обеспечение посреднической деятельности должны соответствовать  потребностям решения страховыми посредниками актуальных задач развития реального  страхования в нашей стране и  тем бизнес-процессам, с помощью  которых эти решения могут  быть достигнуты. Анализ современных  рыночных отношений показал, что  рынку необходимы и страховые  посредники, которые являются представителями  только страховщиков, и независимые  страховые посредники, которые обладают возможностью представлять в страховых  сделках и страхователей, и страховщиков:

1. «Связанный»  страховой посредник (агент) - страховой  посредник, обеспечивающий организацию  страховой защиты интересов потребителей  страховых услуг, представляя  одного или нескольких страховщиков, которые несут полную ответственность  за его действия.

2. Независимый  страховой посредник (брокер), действующий  в интересах страховщиков и/или  других лиц, осуществляя разработку  программ защиты от рисков, подбор  потребителей и поставщиков страховых  услуг, заключение, исполнение, расторжение  и возобновление соответствующих  договоров между ними.

В соответствии с европейским опытом независимые  посредники обычно подлежат обязательной регистрации, и их деятельность контролируется государством или уполномоченными  им структурами. К связанным посредникам  в странах ЕС обычно применяется  упрощённый порядок регистрации. Он реализуется, например, в форме уведомления, направляемого страховой компанией-принципалом  в государственный надзорный  орган или иную уполномоченную структуру  о том, что связанный страховой  посредник отвечает всем предъявляемым  к нему требованиям и что данная страховая компания несёт полную ответственность за действия связанного страхового посредника от её имени.

Учитывая, что  страховая компания-принципал по российскому законодательству несёт  перед клиентом всю полноту ответственности  за действия своего связанного посредника, представляется, что каких-либо особых требований к регистрации связанных  посредников в современных российских условиях можно не предъявлять.

Такая «конфигурация» форм осуществления страховой посреднической деятельности соответствует и актуальным задачам развития массовых видов  страхования (в том числе в  обязательной форме), и задачам реализации индивидуального подхода к удовлетворению потребностей страхователей, преодоления  кризиса доверия на отечественном  страховом рынке.

В самой же системе  договоров, обеспечивающих страховую  защиту, должна реализовываться ведущая  роль страхового посредника по оптимальному сочетанию интересов потребителей и поставщиков страховых услуг.

В настоящее  время, с точки зрения содержания стоящих перед отечественным  страхованием задач, российский страховой  рынок представляет собой более  сложное явление, чем рынки развитых европейских стран. В российских условиях наиболее целесообразной представляется политика поэтапного введения норм регулирования, в принципе соответствующих требованиям  Директивы ЕС по страховым посредникам. Порядок допуска страховых посредников  для работы на рынке может совершенствоваться на основе специальной программы  формирования и развития современных  форм посреднической деятельности, которая  должна быть частью новой концепции  развития отечественного страхования.

В процессе поэтапного совершенствования правовых основ  регулирования страховой посреднической деятельности в нашей стране представляется целесообразным, прежде всего, устранить  существующий в Законе «Об организации страхового дела» запрет на выполнение страховыми брокерами функций страховых агентов при сохранении существующей классификации страховых посредников (страховые агенты и страховые брокеры). В дальнейшем российская законодательная и нормативно-правовая база должна быть приведена в соответствие с современными стандартами регулирования страховой посреднической деятельности, содержащимися в Директиве ЕС о страховой посреднической деятельности от 9 декабря 2002 года, с учетом особенностей отечественного страхового рынка. Это предполагает выделение двух типов страховых посредников («связанных» и независимых).

В целях защиты интересов страховых посредников  следует признать положение о  праве собственности страховых  посредников на создаваемую ими  клиентскую базу существенным условием договора, заключаемого страховщиками  со страховыми посредниками, и внести соответствующие изменения в  законодательство.

Кроме того, для  защиты интересов клиентов страховых  посреднических организаций представляется целесообразным реализовать меры по страхованию ответственности страховых  посредников, введению дифференцированных требований к размерам их уставных капиталов и - в долгосрочной перспективе - по введению практики открытия и функционирования отдельных банковских счетов для  средств, принадлежащих клиентам страховых  посредников.

Для стимулирования деятельности страховых посредников, расширения и повышения устойчивости её воспроизводственной базы необходимо принять ряд законодательных  мер по совершенствованию налогообложения. В частности, следует исключить  деятельность страховых посредников  по представлению интересов страхователей  и/или страховщиков из сферы применения (обложения) налога на добавленную стоимость (НДС), предоставить страховым посредникам  возможность для целей налогообложения  исчислять доходы, исходя из фактического поступления денежных средств.

В целом, совершенствование  страхового и налогового законодательства в указанном выше направлении  будет способствовать активизации  главных производительных сил отечественного страхового рынка и станет важным фактором развития реального страхования  в нашей стране.

2. Необходимость  совершенствования деятельности  страховых актуариев

На современном  этапе развития отечественного страхования  должны быть точно определены место  и роль страховых актуариев в  деле укрепления доверия на страховом  рынке и расширения клиентской базы страховых организаций. Современному рынку нужны не только независимые, «ответственные», актуарии, способные  дать объективную оценку финансовой устойчивости поставщиков страховых  услуг. Сегодня остро проявляется  и необходимость постоянного  мониторинга, анализа и пересмотра пределов страхуемости рисков. Это, в свою очередь, формирует рыночную потребность и в «активных» актуариях, способных дать адекватный ответ на запросы рынка в условиях нарастания необходимости обеспечения индивидуального подхода в процессе взаимодействия между страховщиками и потребителями страховых услуг.

Первоочередными мерами по развитию деятельности страховых  актуариев являются:

- формирование  правового статуса и создание  механизма государственного регулирования  профессии;

- разработка  общепризнанных квалификационных  требований, стандартов обучения, учебных  планов и программ, а также  программ повышения квалификации  страховых актуариев, включение  профессии «актуарий» в общероссийский классификатор;

Информация о работе Общая характеристика страхового рынка