Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 15:10, курсовая работа
Страхование как система защиты имущественных интересов граждан, организаций и государства является необходимым элементом современного общества. Оно предоставляет гарантии восстановления нарушенных имущественных интересов в случае природных и техногенных катастроф, иных непредвиденных явлений. Страхование позволяет не только возмещать понесенные убытки, но и является одним из наиболее стабильных источников финансовых ресурсов для инвестиций. Все это определяет стратегическую позицию страхования в странах с развитой рыночной экономикой. В современной России важной задачей является становление цивилизованного страхового рынка.
Введение
1.Общая характеристика страхового рынка РФ
1.1 Страховой рынок в качестве составной части финансового рынка
1.2 Понятие и функции страхового рынка
1.3 Структура страхового рынка
1.4 Государственное регулирование страховой деятельности
2. Анализ страхового рынка в современных условиях
2.1 Отрасли страхования и их характеристика
2.2 Динамика страхового рынка в 2008 году
3. Основные направления развития страхового рынка в РФ
3.1 Перспективы развития страхового рынка РФ
3.2 Основные пути совершенствования инфраструктуры страхового рынка как главного направления его модернизации
Заключение
Список литературы
1.3 Структура
страхового рынка
Страховой рынок представляет собой сложную развивающуюся интегрированную систему, к звеньям которой относятся страховые организации, страхователи, страховые продукты, страховые посредники, профессиональные оценщики страховых рисков и убытков, объединения страховщиков, объединения страхователей и система его государственного регулирования.
Страховые организации — институциональная основа страхового рынка.
Страховая организация
или страховая компания — это
конкретная форма организации страхового
фонда страховщика. Страховая компания
осуществляет заключение договоров
страхования и их обслуживание. Страховая
организация — экономически обособленное
звено страхового рынка, что выражается
в полной обособленности ее ресурсов
и самостоятельности в
Страховые организации
структурируются по принадлежности,
характеру выполняемых
Правительственные
страховые организации
Правительственные
страховые организации
— одновременно и страховщик, и страхователь. При этом документом, удостоверяющим право на владение капитала общества взаимного страхования, его дохода и страховую защиту, является полис.
По характеру
выполняемых страховых операций
различают специализированные и
универсальные страховые
Специализированные страховые компании проводят отдельные виды страхования, например страхование жизни, огневое страхование, ядерное страхование и др.
К специализированным страховщикам относятся и перестраховочные компании, которые принимают от страховщиков за определенную плату часть застрахованного риска. Цель перестрахования — создание сбалансированного портфеля договоров страхования, обеспечение финансовой устойчивости и рентабельности страховых операций. Универсальные страховые организации предлагают большой перечень страховых услуг.
По зоне обслуживания различают местные, региональные, национальные и международные (транснациональные) страховые организации.
Спрос на страховые
продукты предъявляет страхователь.
Это — юридическое или
Товаром страхового
рынка является страховой продукт.
Страховой продукт —
Продвижение страховых
продуктов на страховом рынке
и их реализацию преимущественно
осуществляют страховые посредники:
страховые агенты и страховые
брокеры. Страховые агенты — физические
или юридические лица, действующие
от имени страховщика и по его
поручению в соответствии с предоставленными
полномочиями. Страховыми брокерами
могут быть независимые юридические
или физические лица, имеющие лицензию
на проведение посреднических операций
по страхованию от своего имени на
основании поручений
Функционирование
страхового рынка предполагает наличие
профессиональных оценщиков рисков
и убытков, в качестве которых
выступают сюрвейеры и
В качестве сюрвейера
выступают также
Аджастеры — это уполномоченные физические или юридические лица страховщика, занимающиеся установлением причин, характера и размера убытков. По результатам проведенной работы аджастер составляет страховой акт (аварийный сертификат).
Для защиты своих
интересов, разработки законодательных
актов, подготовки стандартных правил
страхования, сбора и публикации
страховой статистики и других совместных
целей страховые организации
создают объединения (
Между тем страховые
компании объединяются для проведения
некоторых страховых операций в
страховой пул. Такое объединение
страховщиков позволяет увеличить
финансовые возможности для принятия
на страхование крупных рисков. Заключение
договора страхования со страховым
пулом для страхователя означает,
что на стороне страховщика находятся
все участники пула. Однако при
наступлении страхового случая страхователь
вынужден урегулировать претензии
с каждым из страховщиков в отдельности.
Такая форма организации
Защищают свои
интересы и страхователи, создавая
объединения страхователей. Такие
объединения выражают интересы пострадавших
страхователей от недобросовестных
страховых организаций, оказывают
потерпевшим юридическую
Важным звеном
страхового рынка выступает система
государственного регулирования, необходимость
которого связана в первую очередь
с защитой прав и интересов
страхователей, предотвращением их
финансовых потерь вследствие неплатежеспособности
страховой организации.
1.4 Государственное
регулирование страховой
Как ни в какой другой отрасли предпринимательской деятельности в страховой деятельности велика роль государственного воздействия.
Государство само
осуществляет страхование и ведет
государственный надзор в области
страхования. Такое внимание к этому
виду предпринимательства связано
с социальной значимостью функции
страхования, ибо страховой случай
означает для страхователя катастрофу,
что в свою очередь приводит к
страховому случаю в экономике страны,
к разрыву в цепочке
Несчастье одного
страхователя является социально значимым
для всего народного хозяйства.
Страхование позволяет
Государственное воздействие на страховую деятельность осуществляется через представляемую отчетность о деятельности страховых организаций, проверку их деятельности и нормативное регулирование страховой деятельности.
Государственный надзор за страховой деятельностью по содержанию разграничивают на предварительный и текущий. К предварительному надзору относится проверка соответствия страховых организаций установленным требованиям и выдача лицензий на право осуществления определенных видов страховой деятельности, а также регистрация объединений страховщиков и внесение в реестр страховых брокеров. К текущему надзору относится проверка соблюдения требований законодательства профессиональными участниками страховой деятельности: обзор и анализ отчетности, приостановление и отзыв лицензий, исключение страховых брокеров из реестра и т.п.
Правовую основу страховой деятельности составляют законодательные и подзаконные акты по страхованию:
1. Конституция
Российской Федерации - правовой
документ, имеющий наивысшую юридическую
силу (принята всенародным
2. Правовые документы,
имеющие высшую юридическую
• Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ), часть вторая, гл. 48 «Страхование» (принят Государственной Думой 22 декабря 1995 г., введен в действие 1 марта 1996 г. (Приложение 1);
• Федеральный
закон «Об организации
• Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ (Приложение 3);
• Федеральный закон «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (от 28 июня 1991 г. № 1500-1, с изменениями и дополнениями от 2 апреля 1993 г. № 474I-I);
• Федеральный закон «О защите прав потребителей» (от 7 февраля 1992 г. № 2300-I);
• Указы Президента Российской Федерации.
3. Законодательные и нормативные правовые акты, постановления Правительства и положения:
• «О Федеральном органе исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью» (Департамент страхового надзора министерства финансов - Указ Президента РФ от 14.08.96 № 1177);
• Нормативные методические материалы, издаваемые Федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью;
1) условия лицензирования
страховой деятельности на
2) методика расчета
нормативного размера
3) правила размещения
страховщиками страховых
4) постановление
Правительства РФ от 16 мая 1994 г.
№ 491 «Об особенностях определения
налогооблагаемой базы для