Морское страхование

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 13:08, контрольная работа

Описание работы

Морское страхование является комплексным страхованием. Оно включает в себя большой круг специфических рисков, возникающих при эксплуатации средств водного транспорта. Эти риски можно разделить на три основные группы:
- страхование каско судов (страхование морских транспортных и вспомогательных средств их корпусов, машин и оборудования);
- страхование карго (страхование грузов, перевозимых морским и иными видами транспорта);

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..
Глава 1. История развития морского страхования…………..…………………
Глава 2. Теоретические основы страхования и перестрахования судов…..….
2.1.Классификация и основные технические характеристики судов…...
2.2. Объекты и субъекты страхования …………………………………… 2.3.Страховая сумма и страховое обеспечение………………………….. 2.4. Объем страховой ответственности……………………………………
2.4.1.Оговорки Института Лондонских страховщиков………………...
2.4.2.Условия, предлагаемые российским страховым рынком ……….
2.5. Страховая премия………………………………………………………
2.6. Сроки страхования……………………………………………………..
2.7. Заключение договора страхования…………………………………...
2.8. Взаимоотношения сторон при наступлении страхового случая ….
2.9. Особенности перестрахование судов ………………………………..
Глава 3. Рынок страхования морских судов………………………………………
3.1. Мировой рынок страхования морских судов…………………………
3.2.Современный российский рынок морского страхования…………….
Заключение ……………………………………………………………………….
Список использованной литературы……………………………………………………
Задача №1 Страхование имущества граждан.………………………………….
Задача №2 Страхование пассажиров выезжающих за рубеж (личное страхование)……………………………………………………………………….
Задача №3 Страхование имущества юридических лиц .……………………….

Работа содержит 1 файл

Страхование1.doc

— 414.50 Кб (Скачать)

Широко распространено страхование судов на случай повышенных расходов. Оно проводится с целью уменьшения общей стоимости страхования: 80 процентов стоимости судна страхуются на полных условиях, а 20 процентов - на условиях, практически предоставляющих страховое покрытие только в случае полной гибели, конечно, по более низким ставкам.

Если судно заложено в банке, обычно проводится страхование интересов кредитора. По этому дополнительному виду страхования в договоре оговаривается весьма экзотический риск, связанный с тем, что владелец заложенного судна может вовремя не заплатить страховую премию или иным образом нарушит условия договора страхования каско судов, в результате страховщик откажет в возмещении его убытков, а материально пострадает кредитор. Страхование интересов кредитора снимает этот риск.

Целый набор специальных условий страхования предусматривает возможность страхования судна на рейс, на период ремонта или строительства (страхование строительных рисков, чаще применимое не к одному судну, а ко всей верфи), а также упомянутого выше страхования рыболовецких судов, портовых рисков, яхт.

Оговорка ИЛС 285, которую используют при страховании на рейс. предусматривает тот же объем страхового покрытия, что и оговорка ИЛС 280, хотя и имеет свою специфику, связанную с краткосрочным характером риска. Особое внимание уделяется определению момента начала страховой защиты, а также соблюдению согласованного маршрута и "ледовой оговорки". В противном  случае  страхователь  обязан  немедленно  информировать страховщика обо всех изменениях.

При страховании судов применяется так называемая "ледовая оговорка" ИЛС 26. Поскольку страховое покрытие при страховании каско судов может предоставляться в отношении не только корпуса, но и машинного оборудования судна, ИЛС предусматривает соответствующую оговорку ИЛС 298 "Machinery Demage Additiional Deductible Clause", согласно которой помимо обычной франшизы по каско полису устанавливается и дополнительная франшиза    при    повреждении    машинного    оборудования,    вала. электрооборудования, конденсаторов или других механизмов судна.

Условия страхования каско судов во время навигации судов или маневрирования в акваториях портов регулируются специальными оговорками ИЛС соответственно "ITC Port Risks/Cl.311" и "ITC Port Risks Including Limited NavigationyCl.312" от 20.07.87 г.

При   страховании   каско   рыболовецких   судов   страховщики руководствуются условиями оговорки ИЛС 346 "Institute Fishing Vessel Clauses" от 20.07.87 г. Особенностью данных условий является возможность получения страхового возмещения (кроме стандартных рисков):

а) по рискам при столкновении автоматически в размере 4/4 ответственности;

б) по "P&I" рискам, традиционно страхуемым в клубах взаимного страхования.

В остальном условия ИЛС 346 практически соответствуют стандартным условиям оговорки ИЛС 280.

Страхование судов в постройке (новостроек) осуществляется в соответствии с условиями оговорки ИЛС 351 "Institute Clauses for Builder's Riks" от 01.06.88 г. и другими национальными соглашениями, например в ФРГ -Bauendwerttarif, в Англии - Joint Construction Risks Agreement.

Кроме стандартных исключений, предусмотренных оговоркой ИЛС 280:

военные и забастовочные риски, преднамеренные противоправные действия третьих лиц и ущерб, нанесенный вследствие применения ядерного оружия и/или воздействия радиации или радиоактивного заражения и т. п., -страховщики каско судов, как правило, не возмещают убытки, возникшие в результате:

умысла или грубой небрежности со стороны страхователя его представителей (капитан и члены экипажа к таковым не относятся) - см. раздел № 7 оговорки ИЛС 280;

известной страхователю или его представителям немореходности судна до его выхода в рейс;

износа, коррозии судна, его частей, машин, оборудования и т.д.;

эксплуатации судна в районах или условиях, не предусмотренных его ледовым классом;

ликвидации остатков застрахованного судна, причинения вреда окружающей среде, здоровью людей и имуществу третьих лиц (может быть застраховано в клубе взаимного страхования);

потери фрахта, если не оговорено иное; действий официальных властей в отношении судна, за исключением убытков, указанных в разделе № 7 оговорки ИЛС 280; а также косвенные убытки страхователя.

Несмотря на то что военные риски относятся к группе стандартных исключений, страхователь, как уже говорилось, может по согласованию со страховщиком застраховать за дополнительную премию свое судна или флот судов от гибели или повреждения вследствие каких-либо военных действий или событий.

Условия страхования военных рисков отражены в Сборнике оговорок ИЛС: в оговорке ИЛС 281 "Institute War and Strikes Clauses - Hulls Time" от  01.10.83 г., объединяющей военные и забастовочные риски, и оговорке ИЛС 300, исключающей по сравнению с оговоркой ИЛС 281 риски конфискации и/или экспроприации.

В частности, согласно оговорке ИЛС 281 интересы страхователя могут быть застрахованы от следующих рисков:

война, гражданская война, революция, восстание, мятеж, бунт либо возникшие при этом гражданские волнения или какие-либо враждебные действия со стороны либо в отношении воюющих государств;

попытка или конкретные действия в форме захвата, ареста, незаконного удержания имущества, а также возникшие при этом последствия;

бесхозные мины; торпеды, бомбы или другое бесхозное военное оружие;

терроризм или действия какого-либо лица, совершенные злонамеренно или по политическим мотивам; конфискация или экспроприация.

В рамках данных условий страхуются и другие риски, предусмотренные стандартными условиями оговорки ИЛС 280 (например, 4/4 ответственности при столкновениях), за исключением п.п. 1, 2, 3. 4, 6, 12, 21.1.8, 22, 23, 24, 25 и 26, если не предусмотрено иное.

Среди исключений, предусмотренных оговоркой ИЛС 281, можно выделить.

4.1) гибель, повреждения, ответственность или расходы, возникшие вследствие:

4.1.1) детонации или взрыва ядерного оружия;

4.1.2) начала войны (объявленной или нет) между какими-либо из следующих держав: Великобритания, США, Франция, Россия, Белоруссия, Казахстан;

4.1.3) реквизиции или преэмпции (право правительства воюющей стороны на покупку по коммерческой стоимости имущества или груза, принадлежащего гражданам другого нейтрального государства, во избежание попадания такого имущества или груза в руки противника);

4.1.4) захвата, ареста, удержания, конфискации или экспроприации со стороны или по распоряжению правительства или местных властей страны, которой принадлежит или в которой зарегистрировано судно;

4.1.5) ареста, удержания, конфискации или . экспроприации в соответствии с карантинными требованиями или в связи с нарушениями таможенных или торговых правил;

4.1.6) убытков, связанных с судебным процессом, а также невозможностью предоставить гарантию или оплатить штраф либо выполнить другие финансовые обязательства;

4.1.7) пиратства;

4.2) гибель, повреждения, ответственность или расходы, застрахованные по условиям оговорки ИЛС 280 (включая 4/4 ответственности при столкновении) или возмещаемые по п. 12 (франшиза)  данной оговорки;

4.3) любая претензия, возмещаемая по какому-либо другому полису или которая будет оплачиваться по такому другому полису вместо настоящего полиса;

4.4) любые расходы, связанные с задержкой в эксплуатации или навигации, кроме расходов, обусловленных английским законом и практикой в соответствии с Йорк-Антверпенскими правилами 1994 г.

При страховании военных рисков на условиях оговора ИЛС 281 следует иметь в виду, что исключения, указанные п.п. 4.1.1 и 4.1.2, являются основанием для автоматического расторжения договора страхования военных рисков. К этим основаниям оговорка ИЛС 281 относит случай реквизиции судна другим лицом на законных условиях.

В отличие от стандартного срока (3 месяца) подачи письменного уведомления (нотиса) о расторжении договора страхования каско судна по военным рискам предусмотрен 7-дневный (иногда 14-дневный) нотис о расторжении. Однако подача такого уведомления не исключает возможность восстановления страхования в период действия нотиса, если обе стороны согласовали новую ставку премии, условия и районы плавания.

В классической форме страхование судов в постройке обеспечивает защиту от возможной гибели или повреждения сооружении или конструкции судна в период его строительства. Объем покрытия может быть распространен и на оборудование, монтируемое на судне или встраиваемое в его конструкцию.

Условия страхования судов в постройке главным образом применимы именно для процесса строительства морских транспортных средств, но, хотя это сразу и не очевидно, вполне подходят и для таких инженерных работ, как возведение дамб, акведуков, коллекторных сооружений, тоннелей, виадуков, мостов, башен, резервуаров и т.д.

Основным инструктивным документом, используемым в мировой практике при страховании судов в постройке, является Оговорка № 351 Института Лондонских страховщиков - "Institute Clauses for Builder's Risks -1/6/88".

Преамбула Оговорки № 351 имеет две секции (1 и 2). В свою очередь Секция 1 подразделяется на подсекции "А" и "Б". Подсекция "А" обуславливает страхование каско строящегося судна и монтируемого на нем машинного оборудования, находящихся на судоверфи или иной площадке подрядчика в пределах территории порта или места строительства, где расположена судоверфь данного подрядчика.

Страховщик несет ответственность по любым видам работ подрядчика и применяемому им оборудованию с момента:

      1) начала страхования по Секции 1 при условии наличия предписания конкретного агрегата или установки к данному застрахованному судну;

2) поставки такого оборудования подрядчику при условии, что такая поставка произведена после начала действия страхования по Секции 1;

3) выдачи подрядчиком соответствующего предписания после начала действия страхования по Секции 1.

Подсекция "Б" предусматривает те же условия страхования только в отношении исключительно машин и оборудования, монтируемых на судне, но уже субподрядчиком или субподрядчиками.

К особенностям данной подсекции следует отнести возможность застраховать машины или оборудование:

И во время их поставки подрядчику при условии, что перевозка такого оборудования осуществляется в пределах территории порта или места строительства, где расположена судоверфь подрядчика;

И если это оборудование находится на судоверфи, или иной согласованной площадке подрядчика на территории порта или месте строительства, где расположена судоверфь подрядчика, или перемещается в пределах данных территорий.

Секция 2 регулирует условия страхования в отношении машин и оборудования с момента их поставки подрядчику. Ответственность страховщика начинается с момента такой поставки.

Основная часть Оговорки № 351 Института Лондонских страховщиков обуславливает как стандартные статьи Института Лондонских страховщиков в отношении страхования каско судов (например Оговорка 280), так и особые страховые условия, относящиеся исключительно к строительству судов.

2.4.2. Условия, предлагаемые российским страховым рынком.

 

В бывшем СССР страхование судов до последнего времени имело крайне ограниченное применение. Большая часть условий базировалась на Правилах страхования судов САО "Ингосстрах", которые в свою очередь учитывали опыт страхования каско судов на ведущих страховых рынках мира. В основном страховались суда во время их ремонта на заграничных верфях, отдельные буксировки и перегоны судов, залог судов и тому подобные случаи. Объяснялось это отсутствием заинтересованности советских судовладельцев в страховании государственной собственности. Сейчас, в пору появления частных судоходных компаний, отношение к морскому страхованию, в частности к страхованию судов, изменилось коренным образом.

Основополагающие требования для российских страховщиков каско судов содержатся в Кодексе торгового мореплавания Союза ССР в главе XII "Договор морского страхования".

Условия страхования судов, утвержденные АО "Страховое общество "ЛУКОЙЛ" содержат наиболее типичный перечень рисков, сложившихся на российском страховом рынке. Согласно этим условиям договор страхования каско судов обычно заключается на одном из следующих условий:

"С ответственностью за полную гибель и повреждение судна" - перечень условий приблизительно соответствует условиям оговорки Института Лондонских страховщиков 280. По этим условиям возмещению подлежат:

а) убытки от повреждений или фактической либо конструктивной полной гибели судна вследствие огня, молнии, бури, вихря и других стихийных бедствий, крушения, посадки судна на мель, столкновения судов между собой или со всякими неподвижными или плавучими предметами, включая лед, или вследствие того, что судно опрокинется или затонет, а также вследствие несчастных случаев при погрузке, укладке и выгрузке груза или при приеме топлива, взрыва на борту судна или вне его, взрыва котлов, поломки валов, скрытого дефекта корпуса, машин и котлов, небрежности или ошибки капитана, механика или других членов команды или лоцмана;

б) убытки от повреждения судна вследствие мер, принятых для спасения или тушения пожара;

в) убытки от пропажи судна без вести;

г) убытки, взносы и расходы по общей аварии;

д) убытки, которые судовладелец обязан возместить владельцу другого судна вследствие столкновения судов;

Информация о работе Морское страхование