Механизм страхования внешнеэкономической деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 22:05, контрольная работа

Описание работы

Страхование во внешнеэкономической деятельности связано с обслуживанием специфических страховых интересов экспортеров и импортеров товаров и услуг. Все нарастающее в последние годы количество международных торговых сделок, к их числу относятся и сделки между сторонами из стран СНГ, привело к усложнению форм договоров.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1. Сущность страхования внешнеэкономической деятельности………4
2. Основные виды и сферы международного страхования……………5
3. Страхование внешнеэкономической деятельности в России………14
4. Из зарубежной практики страхования внешнеторговых рисков…….
Заключение ……………………………………………………………….16
Список литературы…………………

Работа содержит 1 файл

к.р страховае право 2.docx

— 46.15 Кб (Скачать)

Федеральное  агентство по образованию

    Государственное образовательное  учреждение

    Высшего профессионального образования

    Уральский государственный  экономический университет 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Кафедра права 
 

    Контрольная работа № 1

    По  дисциплине: «Страховое право»

    Вариант 15 

    На  тему: «Механизм страхования внешнеэкономической деятельности»

                                                                                   
 
 

                                                                                   Студентки 3 курса г

                                                                                  

                                                                                    Преподаватель:  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Екатеринбург  – 2011

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………3  

1. Сущность  страхования внешнеэкономической  деятельности………4                                                                               

2. Основные виды и сферы международного страхования……………5

3. Страхование внешнеэкономической деятельности в России………14

4. Из зарубежной практики страхования внешнеторговых рисков…….

Заключение  ……………………………………………………………….16

Список  литературы……………………………………………………….18  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       ВВЕДЕНИЕ

       Страхование во внешнеэкономической деятельности связано с обслуживанием специфических  страховых интересов экспортеров  и импортеров товаров и услуг. Все нарастающее в последние  годы количество международных торговых сделок, к их числу относятся и  сделки между сторонами из стран  СНГ, привело к усложнению форм договоров.  
Цивилизованное ведение бизнеса, тем более при договорной форме отношений и отсутствии монополии государственной собственности, просто немыслимо без страхования. Исключить же полностью риски, даже при самой совершенной форме договорных отношений, невозможно. Им можно только противодействовать различными способами. К числу этих способов по праву относится страхование - механизм, с помощью которого риск переводится  на  страховщика.  
         Страховой рынок подразумевает не только конкуренцию, но и взаимодействие страховых организаций в выработке согласованных условий страхования, проведение организационных и технических мероприятий по предупреждению ущерба, в первую очередь в транспортном страховании, где наиболее зримо проявляется основополагающий тезис «страхование - бизнес без границ».          Динамическое развитие экономики невозможно без активной внешнеэкономической деятельности государства. От того, насколько успешно государство и его субъекты хозяйствования будут осуществлять свою внешнеэкономическую деятельность, будет зависеть их дальнейшее эффективное развитие, расширение рынков сбыта, получение новых технологий и прибыли, обмен опытом, интеграция в международную систему производства.
 
 

       1.СУЩНОСТЬ СТРАХОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

       Страхование коммерческих и политических рисков внешнеторговых операций в развитых странах является неотъемлемой частью внешнеэкономической деятельности и гибким инструментом государственного регулирования. В России за все годы экономических реформ этот вид страхования не был полноценно освоен ни страховыми организациями как сегмент рынка, ни государством как инструмент поддержки внешнеэкономической деятельности. В СССР в условиях государственной монополии внешней торговли необходимость организации системы поддержки внешнеторговой деятельности и прежде всего экспорта отсутствовала, а все затраты, связанные с осуществлением экспорта, покрывались за счет бюджета. Экспорт косвенно и напрямую субсидировался и осуществлялся через уполномоченные государственные внешнеэкономические объединения.

       С начала 1990-х гг., в период создания рыночной системы и либерализации внешнеэкономической деятельности, потребовались новые подходы к регулированию и стимулированию внешнеэкономической сферы. Этого требовали и реструктуризация экономики, и ослабевающие позиции России в мировой торговле.

       Распоряжением Совмина - Правительства РФ от 19.03.93 г. № 448-р была образована Межведомственная комиссия по стимулированию промышленного  экспорта, которая впоследствии выполнила  функции Организационного комитета по учреждению Российского экспортно-импортного банка, который и был учрежден постановлением Совмина - Правительства РФ от 07.07.93 г. № 633. В качестве основных функций Росэксимбанка были установлены:

       • предоставление и привлечение кредитов от имени и по поручению Правительства РФ;

       • финансирование и гарантирование экспортно-импортных  операций и страхование рисков, связанных с этими операциями.

       В дальнейшем функция страхования  была возложена на вновь созданную  дочернюю организацию Росэксимбанка - Росэксимгарант, однако из-за недостатка собственных средств Росэксимгарант к практическому страхованию не приступал.

       Федеральным законом «О государственном регулировании  внешнеторговой деятельности» от 13.10.95 г. № 157-ФЗ были заложены основы государственной политики в сфере поддержки внешнеторговой деятельности:

       •участие  исполнительной власти в мероприятиях по содействию развития внешнеторговой деятельности, включая финансирование системы гарантий и страхование экспортных кредитов;

       • участие государства в системе  страхования экспортных кредитов:

       •страхование  на добровольной основе от коммерческих рисков во внешнеторговой деятельности по договорам страхования с российскими или иностранными страховщиками.

       При реализации принятых нормативно-правовых актов возник ряд трудностей из-за нехватки бюджетного финансирования.

       Поскольку государство так и не смогло обеспечить страховую поддержку внешнеторговой деятельности в целом, наиболее привлекательными секторами рынка страхования внешнеторговых операций стали заниматься коммерческие страховые организации.

       Лидером в сфере коммерческого страхования  внешнеторговых операций является ОСАО «Ингосстрах».

       «Ингосстрах»  предоставляет услуги по страхованию  экспортных кредитов в России в сотрудничестве с ведущими мировыми страховыми компаниями, специализирующимися в области кредитных и политических рисков, таких, как «СКОР», «Юнистрат Ассь-юранс», «Сент Пол», синдикаты «Ллойда» и др.

       Коммерческие  риски, принимаемые «Ингосстрах» на страхование экспортных кредитов, включают:

       • несостоятельность и банкротство;

       • длительную просрочку либо отказ  от платежа;

       • невозврат аванса при непоставке вследствие несостоятельности (банкротства);

       • длительную просрочку возврата аванса при непоставке оплаченных товаров.

       Из  политических рисков на страхование  «Ингосстрах» принимается следующие:

       • действия государственных органов  страны - покупателя или обстоятельства, влекущие неисполнение обязательств покупателем;

       • военные действия, гражданские волнения и беспорядки;

       • неконвертируемость валюты страны-покупателя;

       • неправомерный отзыв гарантии по контракту, невозобновление или отзыв лицензии у покупателя;

       • эмбарго, невозможность или задержки в валютных расчетах, мораторий на платежи;

       • лишение права собственности (конфискация, национализация, экспроприация) и др.

       Основными особенностями страхового полиса является:

       • страховое покрытие составляет 80-95% в зависимости от вида риска;

       •дополнительное обеспечение при организации  послеотгрузочного финансирования;

       •пропорциональное возмещение расходов при взыскании  долгов.

       В последние годы на российском страховом  рынке появились и другие страховщики, предлагающие страхование в сфере  внешнеторговой деятельности, в том числе страховые компании «Итерма», «Альфа-страхование», «АИГ» и др.

       Страховая компания «Итерма» предлагает страхование  рисков, связанных с использованием экспортного кредита, а именно:

       • невозврат (непогашение) экспортного  кредита вследствие полного неполучения валютной выручки за поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги, результаты интеллектуальной деятельности) из-за неисполнения зарубежным партнером-импортером своих обязательств по оплате стоимости фактически полученных товаров (выполненных работ, оказанных услуг, результатов интеллектуальной деятельности);

       •неполный (частичный) возврат (непогашение) экспортного  кредита и процентов за пользование  кредитом вследствие: недополучения валютной выручки из-за изменения качества и/или количества поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг, результатов интеллектуальной деятельности); недополучения валютной выручки по причине изменения биржевых котировок и справочных цен (во время выполнения контракта); недополучения валютной выручки по причине простоя судна (демереджа).

       Договор страхования может быть заключен по совокупности названных рисков или  любой их комбинации.

       Естественно, что коммерческие страховые организации  интересуют наиболее привлекательные виды рисков в сфере страхования внешнеторговой деятельности. За гранью этих интересов остаются «сложные» долгосрочные и политические риски, риски, вероятность наступления которых высока, а размер ущерба катастрофичен, т.е. заведомо неприбыльные.

       Логично, что страхование перечисленных  выше рисков - обязанность государства, вид косвенного государственного субсидирования и поддержки экспортеров. Следует также отметить характерную структуру страховых услуг в сфере внешней торговли «За рубежом под поддержкой внешнеторговой деятельности понимается в первую очередь поддержка экспорта. Российские же страховщики ориентируются на нужды и приоритеты российского рынка, вследствие чего первым широкое распространение получило страхование авансовых платежей для российских импортеров, предложенное в 2002 г. «Ингосстрах».

       В зарубежных странах изучаемый сектор страхования возник в конце XIX - начале XX в., а после Первой мировой войны появились и специальные страховые компании. Мировой экономический кризис 1929 - 1932 гг. выявил неэффективность частного страхования, и в условиях необходимости стимулирования экспорта при увеличении рисков экономической и политической нестабильности широкое распространение получило государственное страхование экспортных кредитов.

       В целом система финансирования, страхования  и предоставления гарантий сложилась в начале 70-х гг. XX в. и на сегодняшний день представляют собой развитую многоуровневую систему государственной поддержки и содействия национальному экспорту, за вековую историю своего существования доказавшая свою эффективность.

       Государственное страхование распространяется на наиболее рискованные операции, что в максимальной степени освобождает частных  предпринимателей от рисков. Рынок  кредитного страхования отличается высокой степенью монополизации. На государственные агентства США, ФРГ и Японии приходится 80% общего объема страхования внешнеэкономических рисков. 

       2.ОСНОВНЫЕ  ВИДЫ И СФЕРЫ  МЕЖДУНАРОДНОГО СТРАХОВАНИЯ

       При осуществлении внешнеэкономической  деятельности могут использоваться многие виды страхования. Хотя для страхования  внешнеэкономической деятельности не требуется получения специальной  лицензии, однако страхование внешнеэкономических  операций имеет свои особенности. Они  обусловлены тем, что при проведении внешнеэкономических операций экспортер и импортер подвергаются коммерческим рискам, возникающим вследствие: изменения цены товара после заключения контракта; отказа импортера от приема товара; злоупотреблений или ухудшения валютных средств, выплат по поддельным банкнотам, чекам и т.п.; неплатежеспособности покупателя или заказчика; неустойчивости валютных курсов, инфляции (дефляции). К специфическим особенностям внешнеэкономической деятельности можно отнести и необходимость учитывать законодательство различных стран, международные правовые нормы регулирования и ряд других факторов.

       Авиационное страхование − страхование воздушных судов, перевозимых ими грузов, гражданской ответственности авиаперевозчика по отношению к пассажирам и экипажу, а также службам наземного обеспечения полетов (аэропортов); страхование потери прибыли авиаперевозчика из-за невозможности эксплуатировать воздушное судно вследствие аварии, страхование авиационных специалистов от потери лицензии, страхование космической техники и др. Объектом авиационного страхования может быть любой имущественный интерес, связанный с эксплуатацией воздушных судов. Могут быть застрахованы специальное оборудование, запчасти и т.д., установленные или перевозимые на борту в целях обеспечения безопасности полетов. При установлении ставок премии по авиационному страхованию применяется принцип индивидуального подхода к оценке риска. При страховании воздушных судов, совершающих регулярные рейсы с целью перевозки пассажиров, багажа и грузов, основными критериями тарифной ставки служат данные по составу (количеству и моделям) самолетов, их действительная стоимость (на момент заключения договора), число пассажирских (грузовых) мест в каждом самолете, квалификация летно-подъемного состава, годовые показатели пассажиро - километров, самолето - километров и тонно-километров, количественное и стоимостное выражение гибели самолетов за последние годы. Оценку риска авиационного страхования преимущественно производят сюрвейеры (инспекторы или агенты страховщика, осуществляющие осмотр имущества, принимаемого на страхование). При этом используются показатели безопасности полетов, принятые ИКАО (Международной организацией гражданской авиации). Одновременно сопоставляются фактические данные, с установленными нормами летной годности. Оценивается вероятность возникновения критической ситуации в полете, приходящейся на 1 час полета. Страхование воздушных судов гражданской авиации предусматривает возмещение ущерба в результате гибели или повреждения воздушного судна вследствие любой причины во время полета (летное происшествие), патрулирования, нахождения на земле или на воде. Возмещению также подлежат все необходимые и целесообразные расходы страхователя по спасению, охране и транспортировке застрахованного имущества до ближайшего места ремонта. Договор заключается на основании письменного заявления страховщику (содержащего все известные страхователю существенные обстоятельства, имеющие отношение к объекту страхования) и произведенной оценки риска. Ответственность за страхование воздушных судов от гибели и повреждения лимитируется их стоимостью и, как правило, не распространяется на убытки, вызванные военными действиями, ядерным взрывом или его последствиями, мятежом, забастовками, конфискацией или арестом имущества, саботажем или захватом воздушного судна. Специфика авиационного страхования определяется потребностью комбинированного страхового покрытия рисков гибели и повреждения средств авиационной техники, ответственности перед пассажирами и ответственности перед третьими лицами, т.е. рисков, которые могут вызвать катастрофические убытки и соответственно необходимость концентрации финансовых ресурсов для выплаты страхового возмещения убытков катастрофического характера.  В нашей стране авиационное страхование осуществляет Ингосстрах, Авиокос и другие организации. В целях координации деятельности по авиационному страхованию создан Международный союз авиационного страхования.

Информация о работе Механизм страхования внешнеэкономической деятельности