Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 22:06, курсовая работа
Страховой маркетинг как самостоятельное течение возник в экономически развитых странах относительно недавно - в начале семидесятых годов. У нас в России это явление мало распространено до сего времени.Актуальность данной темы заключается в том, что применение маркетинга и разработка маркетинговых стратегий в страховом бизнесе способствует повышению прибыльности страховых компаний и сохранению их устойчивости на рынке страховых услуг.Цели курсовой работы ˗˗ рассмотреть значение маркетинга для деятельности страховых организаций и перспективы применения страхового маркетинга в России.
Введение
Глава 1. Значение маркетинга в страховой деятельности
1.1. Необходимость маркетинга в страховании
1.2. Основные цели и задачи отдела маркетинга страховой компании
Глава 2. Стратегии маркетинга в страховом бизнесе
2.1. Виды стратегий страховой компании
2.2. Разработка маркетинговой стратегии
Глава 3. Проблемы и перспективы применения маркетинга российскими страховыми компаниями
3.1. Факторы, препятствующие развитию страхового маркетинга
3.2. Перспективы развития страхового маркетинга в России
Заключение
Список использованных источников
Первый этап анализа конкуренции на страховом рынке — оценка степени его подверженности процессам конкуренции на базе анализа основных факторов, обусловливающих интенсивность конкуренции. К таким факторам относятся:
Численность конкурирующих страховых
компаний и их сравнительная емкость
в наибольшей мере определяют уровень
конкуренции. При прочих равных условиях
интенсивность конкуренции
На втором этапе анализа уровня конкуренции выделяются основные страховые компании-конкуренты и рассматривается их роль в совокупной реализации страховых услуг. Данные по этой категории конкурентов сводят в единую таблицу по определенной форме.
Принято различать ценовую и
неценовую конкуренцию
Неценовая конкуренция выдвигает на первый план дополнительные сервисные услуги страховщиков своим клиентам (преимущественное право приобретения акций страховой компании, содействие в приобретении недвижимости, бесплатные консультации юридического характера и т.д.). Сильнейшим орудием неценовой конкуренции всегда была реклама, сегодня же роль ее возросла многократно. С помощью рекламы страховые компании индустриально развитых стран стремятся создать престижный имидж своей фирмы в глазах страхователей. Клиентам рассказывают о новых видах услуг, предлагаемых страховой компанией, о планах дальнейшего развития и участия страховой компании в общественной жизни данного региона. У клиентов выясняют их мнение об имидже страховой компании, отношение к ассортименту и качеству предлагаемых страховых услуг. Этим же целям служат и периодически проводимые конференции, в которых участвуют ведущие менеджеры.
К незаконным методам неценовой конкуренции относятся шпионаж, ноу-хау, переманивание специалистов, владеющих профессиональными секретами организации страхового дела, подлог страховых свидетельств.
Любые страховые услуги проходят проверку
на степень удовлетворения общественных
потребностей, которые выражаются в
коллективных, групповых и индивидуальных
страховых интересах. Эта проверка
осуществляется на страховом рынке,
где каждый страхователь приобретает
именно тот страховой полис, который
наиболее полно удовлетворяет его
страховые интересы. В этой связи
конкурентоспособность
Таким образом, отдел маркетинга страховой компании занимается исследованием рынка. Исследование рынка - это компас страховой компании. Вообще основой маркетингового подхода к страховой деятельности является ориентация на удовлетворение потребностей клиента. А их можно понять, только исследовав рынок. Средства исследования рынков представляют собой инструменты получения ответов на конкретные вопросы об их состоянии. Поэтому для проведения маркетингового исследования необходимо сформулировать эти вопросы, а также определить те средства, которые могут быть использованы для достижения поставленной цели. Именно с помощью службы маркетинга обеспечивается координация деятельности всех структурных подразделений страховой компании, превращение их в единую структуру.
Глава 2. Стратегии маркетинга в страховом бизнесе
2.1. Виды стратегий страховой компании
В современных условиях перед страховыми компаниями встают важнейшие вопросы для их дальнейшего выживания и развития, к основным из которых относятся проблемы, показанные на рисунке 2.1.
Рисунок 2.1. Вопросы
стратегии для различных
Эти вопросы являются стратегическими в силу того обстоятельства, что правильный ответ на них позволяет страховой компании вести бизнес в долгосрочной перспективе. Те компании, которые серьезно задумываются над поиском эффективного решения указанных выше вопросов, находят его и реализуют в жизнь, принято относить к стратегическим.
При этом следует отметить, что разные компании на разных этапах своего развития имеют разные стратегии. В настоящее время наиболее часто применяются корпоративная и функциональная стратегии страховых компаний.
Корпоративная стратегия определяет рынки оперирования компании, а функциональная стратегия предусматривает действия в различных сферах деятельности, что показано на рисунке 2.2.
Рисунок 2.2. Типы и виды стратегий страховых компаний
Корпоративная стратегия страховой компании определяет те рынки, на которых собирается действовать компания. Если страховая компания будет оперировать на корпоративном и розничном рынках, продавая многие виды страхования, то можно говорить о стратегии диверсификации. Стратегия диверсификации может реализовываться либо в универсальной страховой компании, либо в страховой группе. Примером таких страховых групп являются «Альфа-страхование», «Ингосстрах», «УралСиб».
Если же компания специализируется
на каком-либо конкретном виде страхования,
сегменте или регионе, то мы можем
говорить о стратегии специализации,
которая реализуется через
С точки зрения открытости страховая компания может иметь рыночную, кэптивную или смешанную корпоративную стратегию.
Примером реализации рыночных стратегий являются «Россия», «РОСНО», «Ресо-гарантия» и многие другие. Кэптивные компании, как правило, обслуживают страховые интересы своих акционеров. Сегодня они уже не играют доминирующей роли на рынке и по своим размерам не являются большими. К смешанным страховым компаниям относятся те, которые связаны со страхованием рисков своих акционеров и в то же время работают на открытом рынке.
Выбор той или иной корпоративной стратегии страховой компании зависит от многих факторов, основными из которых являются:
- наличие ресурсов у компании;
- история развития компании;
- состояние рынка и перспективы его развития;
- стратегические цели и задачи компании.
Помимо корпоративной
стратегии компания определяет
свои стратегические цели и
пути их достижения в основных
функциональных сферах
Ключевой функциональной
стратегией для любой
1. Кому продавать?
2. Что продавать?
3. Как продавать?
4. Где продавать?
5. По какой цене продавать?
Маркетинговая стратегия страховой компании определяет целевые клиентские сегменты компании, продукты для них, каналы и технологии продаж, а также ценовую политику. Поэтому «глобальная маркетинговая стратегия» включает в себя «частные маркетинговые стратегии», что показано на рисунке 2.3.
Рисунок 2.3. Маркетинговая стратегия компаний
Таким образом, выбор той или иной стратегии в решающей степени зависит от миссии и видения компании, наличия финансовых, человеческих, технологических и административных ресурсов, а также умения менеджмента компании фокусировать эти ресурсы на достижение долгосрочных целей организации.
2.2. Разработка маркетинговой стратегии
Маркетинговая стратегия страховой компании является воплощением и
концентрацией всех его маркетинговых
усилий. Маркетинговая стратегия
страховщика воплощается и
Однако для грамотной
и эффективной реализации маркетинговой
стратегии все ее инструменты
должны рассматриваться во взаимной
увязке, а также с учетом взаимного
влияния. Критерием оптимальности
маркетинговой стратегии
На сегодня забота о
качестве страхового продукта выходит
на первый план. Высокое качество страховой
услуги позволяет страховщику перейти
от активного поиска новых клиентов
как основы поддержания собственной
рентабельности к опоре на постоянную
клиентуру. Для того, чтобы обеспечить
нужный уровень качества, компаниям
необходимо создавать службы работы
с потребителями, основным назначением
которых является анализ клиентских
рекламаций. В связи с этим важнейшей
задачей страховщика является отбор
наиболее востребованных рисков, дополнительных
услуг, имеющих наивысшую
Сегментация страховых сетей
— это процесс, который проходит
в страховых компаниях