Контрольное задание по «Основы социального страхования»

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 23:12, контрольная работа

Описание работы

Однако среди цивилистов до сих пор нет единого мнения относительно того, что представляет собой этот договор и каковы его основные признаки. До сих пор продолжаются споры о том, что считать договором страхования и каковы основания его возникновения, применения и прекращения в свете общей концепции правового регулирования гражданских отношений. Некоторые специалисты вообще считают договор страхования обычной сделкой, мало чем отличающейся от иных гражданско-правовых договоров.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ3
I СТРАХОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ: ПОНЯТИЕ, ОРГАНИЗАЦИЯ, ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ5
1.1. Понятие и объективная необходимость страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, его правовое обеспечение5
1.2. Социальные риски и их виды как условия возникновения и существования страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств8
1.3 Субъекты страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их социальные правоотношения10
II АНАЛИЗ И ОЦЕНКА СТРАХОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ. РАЗВИТИЕ СТРАХОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ.15
2.1. Анализ и оценка эффективности обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств14
2.2. Соотношение Добровольного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств и обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств17
2.3. Оценка тенденций развития страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств20
III ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РЕШЕНИЮ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СТРАХОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ24
3.1. Проблемы определения объекта Страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств24
3.2. Разработка предложений по совершенствованию установления тарифов на Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств.26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ33

Работа содержит 1 файл

«Основы социального страхования».docx

— 63.58 Кб (Скачать)

       — страхование средства транспорта;

       — страхование ответственности владельцев транспортных средств;

       — страхование от несчастных случаев  владельцев и пассажиров транспортного  средства.

       Наиболее  распространенными видами автотранспортного  страхования являются страхование  транспортного средства, защищающее интересы владельца, связанные с  самим транспортным средством, и страхование гражданской ответственности автовладельца, защищающее интересы пользователя, связанные с возможным предъявлением претензий со стороны потерпевших. Страхование гражданской ответственности автовладельцев(или пользователей транспортного средства) проводится в обязательной форме в большинстве стран мира, создавая источникивыплат потерпевшем, которые не зависят от финансового положения причинителей вреда и осуществляются страховыми компаниями. Одновременно,устанавливая обязательность такого страхования, государство снижает степень влияния социальных рисков, обеспечивая гарантии материальной компенсации, связанной с жизнью и здоровьем потерпевших,в том числе и во внесудебном порядке.

       В условиях страхового рынка Российской Федерации все виды рисков, связанных с эксплуатацией транспортного средства, могут быть застрахованы по договорам страхования в добровольной форме. Россия оставалась одной из немногихевропейских стран, в которой страхование гражданской ответственностиавтовладельцев проводилась в добровольной форме.

       Основными принципами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, согласно Закону об ОСАГО, являются:

       1) гарантия возмещения вреда, причиненного  жизни, здоровью или

       имуществу потерпевших, в пределах, установленных  Федеральным законом;

       2) всеобщность и обязательность  страхования владельцев ТС;

       3) недопустимость использования на  территории РФ транспортных

       средств, владельцы которых не исполнили установленную Федеральным законом обязанность по страхованию своей гражданской ответственности;

       4) экономическая заинтересованность  владельцев ТС в повышении

       безопасности  дорожного движения. 
 
 
 

       1.3 Субъекты Страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств,  их социальные правоотношения 

       Субъектами  обязательного страхования являются страхователь и страховщик. При этом участниками страхового правоотношения выступают застрахованное лицо и  выгодоприобретатель, которые применительно  к договору страхования выступают  в качестве третьих лиц. Несмотря на распространенность таких терминов, как "страхователь", "страховщик", "застрахованное лицо" и "выгодоприобретатель", в научной литературе нет единого  мнения по определению этих понятий.

       Согласно  ст. 1 Закона об обязательном страховании  страхователь - лицо, заключившее со страховщиком договор обязательного  страхования. В качестве страхователей  в обязательном страховании выступают  владельцы транспортных средств.

       В соответствии со ст. 5 Закона РФ "Об организации  страхового дела в Российской Федерации" страхователями признаются юридические  лица и дееспособные физические лица, заключившие со страховщиками договоры страхования либо являющиеся страхователями в силу закона. Например, В.С. Белых, И.В. Кривошеев под страхователем  понимают лицо, которое в силу договора или закона обязано уплатить страховщику  страховую премию, а при наступлении  предусмотренного страхового случая вправе требовать от страховщика страховой  выплаты себе либо выгодоприобретателю, если страхование производилось  в пользу третьего лица. Авторы выделяют три группы страхователей: 1) юридические  лица; 2) дееспособные физические лица; 3) страхователи в силу закона3. Например, А.И. Худяков выделяет следующие признаки, присущие страхователю:

       - страхователь - это лицо, которое  заинтересовано в страховании,  имеет интерес к страхованию  (при обязательном страховании  этот интерес определяется требованиями  закона);

       - страхователь является лицом,  которое страхует определенный  имущественный интерес, свой или  третьего лица, в качестве объекта  страхования;

       - страхователь всегда является  субъектом страхового правоотношения;

       - страхователь в страховом обязательстве  при наступлении страхового случая  выступает в роли кредитора,  то есть имеет право требовать  от страховщика исполнения его  обязанности по страховой выплате  себе или третьему лицу - выгодоприобретателю4.

       Следовательно, под страхователем понимается гражданин  или юридическое лицо, заключившее  договор страхования определенного  имущественного интереса со страховой  организацией (страховщиком) и имеющее  право при наступлении страхового случая требовать от страховщика  выплаты страхового возмещения.

       Итак, субъектами страхования гражданской  ответственности владельцев транспортных средств являются:

       Страховщики — страховые организации, имеющие  соответствующую лицензию, представителей (агентов по выплатам) во всех субъектах  федерации, являющиеся членами профессионального  объединения страховщиков. На май 2008 года таких страховщиков в России 173, все они являются страховыми компаниями.

       Страхователи  — физические и юридические лица, в чьей собственности, хозяйственном  ведении или оперативном управлении находятся подлежащие страхованию  транспортные средства. Так как контроль над наличием страхового полиса и  его действительности предусмотрен на многих стадиях использования  автотранспорта, то охват страхового поля здесь приближается к 100 %. Исключения могут составлять лица, не успевшие перезаключить договор страхования  и нарушители, подделывающие страховые  полисы.

       Выгодоприобретатели — третьи лица, которым был причинён ущерб в автомобильной аварии.

       Страховые посредники — агенты и брокеры.

       Профессиональное  объединение страховщиков — Российский Союз Автостраховщиков (РСА), аккумулирующее средства резервов гарантий и текущих  компенсационных выплат и осуществляющее компенсационные выплаты. Государственное  регулирование ОСАГО осуществляет Правительство России и Министерство финансов Российской Федерации, надзорно-контрольные функции — ФССН. РСА выступает как саморегулируемая организация страховщиков ОСАГО. 

       1.4. Социальная защита граждан посредством обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств 

       Институт  социальной защиты характеризуется  совокупностью охватываемых им видов  социальной защиты и используемых организационно-правовых форм.

       К видам социальной защиты относятся:

       • медицинская помощь и обеспечение  по временной нетрудоспособности (например, на случай болезни или несчастного  случая на производстве);

       • социальная помощь в случае потери кормильца, по старости и инвалидности;

       • социальная поддержка материнства  и семьи вообще;

       • социальная защита безработных. 

       К организационно-правовым формам социальной защиты можно отнести:

       • социальное страхование;

       • социальная помощь;

       • государственное обеспечение;

       • обязательные накопления;

       • частные формы социальной поддержки. 

       Социальное  страхование широко используется в  абсолютном большинстве стран с  рыночной экономикой в отношении  многих видов социальной защиты. В  его основе лежит понятие социальных рисков и требование их обязательного  и добровольного страхования.

       Приведенные организационно-правовые формы являются классическими. В нашей стране принято  говорить о социальном обеспечении, считая ведущими организационно-правовыми  формами социального обеспечения  социальное страхование и национальную систему социального обеспечения, финансируемую в основном за счет налогов. Подобное положение закреплено в ст. 39 Конституции РФ.

       Таким образом, социальная защита – это  комплексная система социально-экономических  отношений, предназначенная для  оказания разносторонней помощи нетрудоспособным или ограниченно трудоспособным лицам, а также семьям, доходы трудоспособных членов которых не обеспечивают общественно  необходимого уровня жизни семьи. Эффективная  социальная защита предполагает проведение политики, адекватно реагирующей  на социальные изменения, способной  улавливать рост социального недовольства и социальной напряженности, предупреждать  возможные конфликты и радикальные  формы протеста.

       Одной из форм социальной защиты граждан  является обязательное страхование  владельцев транспортных средств.

       Государство взяло на себя функцию регулирования  правоотношений по ОСАГО. В Законе об ОСАГО детально расписана вся  процедура взаимодействия субъектов  правоотношений по ОСАГО: начиная с  заключения Договора страхования и заканчивая страховой выплатой пострадавшей стороне.

       Благодаря такому строгому и детальному регулированию  граждане Российской Федерации получили защиту от последствий ДТП. Полностью избежать дорожно-транспортных происшествий,к сожалению не возможно, но, благодаря тому, что заключение Договора страхования ответственности владельцев транспортных средств обязательно, граждане смогли минимизировать свои потери  от дорожно-транспортных происшествий.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       II АНАЛИЗ И ОЦЕНКА СТРАХОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ.  РАЗВИТИЕ СТРАХОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ. 
 

       2.1. Анализ и оценка  эффективности обязательного страхования  гражданской ответственности владельцев транспортных средств 

       За  9 лет действия в Российской Федерации Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» удалось сформировать достаточно эффективный механизм защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного в результате дорожно-транспортных происшествий.

         Однако,в настоящее время большинство выплат по обязательному страхованию приходится на возмещение вреда имуществу третьих лиц. Вместе с тем ежегодно на дорогах России в результате дорожно-транспортных происшествий погибают более 34 тыс. и получают травмы более 274 тыс. человек, при этом за страховой выплатой по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью, в год обращаются всего около 15 тыс. пострадавших, а совокупная выплата по данным страховым случаям составляет менее 2% от всех годовых выплат по ОСАГО (в иностранныхгосударствах этот показатель составляет 30–50%.). 

       Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств является социально ориентированным видом страхования, в связи с чем в дальнейшем существенная роль при проведении операций по ОСАГО должна отводиться механизму перестрахования, поэтому в ближайшее время может возникнуть необходимость разработки унифицированных правил осуществления перестрахования ОСАГО, позволяющих в полной мере защищать как интересы прямого страховщика, так и потерпевшего. 

               Общие убытки страховщиков, связанные  с осуществлением выплат по  обязательному страхованию, напрямую  зависят от уровня аварийности  на дорогах страны. Проведение  мероприятий по увеличению безопасности  дорожного движения не только  позволит снизить число пострадавших и погибших в дорожно-транспортных происшествиях, но и значительно повысить привлекательность обязательного страхования для страховых организаций. 

Информация о работе Контрольное задание по «Основы социального страхования»