Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 17:00, дипломная работа
Главная цель дипломной работы – изучить понятие конкуренции на страховом рынке и оценить конкурентоспособность страховой компании, определить главные направления развития и особенности российского рынка страховых услуг как важной сферы хозяйственной деятельности и институциального фактора экономического роста, а также социально-экологической устойчивости Российской Федерации.
В развитие этой цели можно выделить следующий круг задач:
- раскрыть сущность, факторы структуры рынка и страховых услуг;
- дать определение понятию конкурентоспособности, классифицировать факторы конкурентоспособности страховых компаний;
- рассмотреть методологию проведения анализа конкурентоспособности;
- проанализировать конкурентоспособность страховой компании «РЕСО-Гарантия» за 2008-2010 гг. на основе показателей концентрации рынка;
- исследовать причины неразвитости российского рынка страховых услуг;
- провести требующиеся международные сопоставления, для адаптации имеющегося зарубежного опыта в отечественной практике.
Введение 2
Глава 1. Конкуренция и конкурентоспособность страховой компании: теоретические аспекты 6
1.1.Основы конкурентоспособности 6
1.2.Рост развития конкурентоспособности 12
1.3.Усиление конкуренции на страховом рынке России 20
Глава 2. Конкуренция и конкурентоспособность страховых компаний на примере ОСАО «РЕСО-гарантия» 33
2.1 Организационно- экономическая характеристика компании 33
2.2 Анализ деятельности компании и ее конкурентоспособность 34
Таблица 2.2.1 Прибыль и убытки страховой компании «РЕСО-гарантия» 35
2.3 Конкурентоспособность страховых компаний в России 40
Список литературы: 45
Приложение 49
- страховщик должен иметь в каждом субъекте Российской Федерации своего представителя, уполномоченного на рассмотрение требований потерпевших о страховых выплатах и на осуществление страховых выплат;
-
страховщики должны быть
-
под представителем
Таким
образом, требование Закона о наличии
у каждого страховщика
Отсутствие у страховщика уполномоченных представителей во всех субъектах РФ является нарушением страхового законодательства и, как следствие, основанием для приостановления и отзыва лицензии страховщика.
В силу пункта 1 статьи 26 Закона, профессиональным объединением страховщиков (РСА) устанавливаются правила, обязательные для профессионального объединения и его членов и содержащие требования в отношении порядка и условий рассмотрения членами РСА требований потерпевших о страховых выплатах по договорам обязательного страхования, заключенным другими членами РСА, порядка и условий осуществления указанных страховых выплат.
Предлагается перейти от практики заключения страховщиками договоров о выполнении функций представителя к принятию «Соглашения о выполнении функций представителя», в соответствии с которым каждый страховщик представляет любого другого страховщика на территории любого субъекта РФ.
Существующая система представительства на основании заключения основной массой страховщиков договоров о выполнении функций представительства с ограниченным числом «федеральных» страховщиков привела к монополизации управления деятельностью РСА, при которой крупнейшие компании получили преимущества перед остальными в конкурентной борьбе.
Зависимость от необходимости наличия договора вынуждает всех страховщиков, работающих в одном или нескольких регионах:
1) отдавать свои голоса при формировании Президиума РСА (пропорционально долям годовой премии) компании, с которой заключен основной договор на покрытие всех регионов РФ.
Если в состав первого Президиума РСА в 2003 года входили представители нескольких компаний из разных регионов (Калининградская, Кемеровская, Ростовская, Челябинская области) то, начиная с 2004 года, когда заработал принцип «право на одно место в Президиуме предоставляется компании, консолидирующей 5% сбора премии по рынку», а также были заключены договоры представительства, в руководящих органах РСА (Президиуме и Правлении) представлены только крупнейшие страховщики. Так в Правление входят 7 компаний, собравших в 2010 году 64.5% премии на рынке, а в Президиуме - те же 7 компаний и еще 3 компании с общей долей премии – 69%. Например, ВСК – крупнейший оператор по услугам взаимного представительства, имея по итогам 2009 года свою долю рынка менее 4% , представлена в Президиуме РСА в 2010 году 3 членами, что соответствует доле рынка в 15%. При этом региональные компании, под угрозой расторжения договора с крупной компанией, не имеют возможности консолидировать свои доли и получить в Президиуме хотя бы одно место.
В
результате, в течение 7 лет при
ежегодных выборах состава
2) соглашаться на невыгодные (и необоснованные) экономические условия договоров представительства
Например, из опрошенных «Опорой России» компаний, входящих в число лидеров рынка в своих регионах цены на услуги взаимного представительства по компаниям, закрывающим основную массу из 80 регионов РФ, составляли за один случай (у ВСК – 4.5 тыс. руб., РОСНО – от 2.5 до 3 тыс. руб., Альфа-Страхование – 3. тыс. руб.), в то время как у остальных партнеров по взаимному представительству, в среднем, 1.5 тыс. руб.
3)
работать в ситуации, при которой
само право страховщика на
осуществление страховой
То, что угроза расторжения
Объективная возможность создания эффективно работающего Соглашения
1 На рынке уже более двух лет действует система Прямого возмещения убытков (ПВУ), в рамках которой каждый страховщик действует от имени другого страховщика (статья 14.1 Закона) при рассмотрении требований потерпевших о страховых выплатах. Система ПВУ действует не на основании договоров, а на основании Соглашения о ПВУ, которое обязательно к подписанию всеми членами РСА, а исключение из Соглашения о ПВУ влечет исключение из членов РСА и отзыв лицензии на ОСАГО.
Таким образом, аналогичный механизм опробован и доказал свою работоспособность
2 Объем операций в системе «взаимного представительства» уже сейчас в 25 раз меньше, чем объем операций по ПВУ, и с развитием ПВУ будет сокращаться, следовательно, управление данной системой будет намного проще.
Полученные в ответах на запрос «Опоры России» данные от 16 региональных компаний, показывают, что число урегулированных случаев по договорам представительства в 2010 году в среднем составило только 0.8% от общего числа урегулированных убытков по ОСАГО, в то время как по данным, РСА, доля убытков, урегулированных по ПВУ, достигла в 2010 году - 25%. При этом , начиная с момента введения урегулирования по ПВУ, т.е. с 2009 года, доля убытков, урегулированных по взаимному представительству, уменьшилась в 2 раза. Таким образом, тенденция на сокращение числа случаев урегулирования по взаимному представительству очевидна. Все больше случаев урегулируется по ПВУ, а с введением принципа одноканального ПВУ механизм «взаимного представительства» будет работать еще реже.
Предлагаются следующие основные принципы реализации соглашения:
- обязательность подписания Соглашения всеми членами РСА
- обязанность компаний
- обязанность всех компаний,
представленных в регионе,
- фиксированная цена оказания услуги (устанавливаемая на очередной год Общим собранием членов РСА)
- единообразный «жесткий»
механизм взаиморасчетов для
недопущения создания
При этом можно применить испытанный механизм клиринга (например, на базе АПК ИРЦ ОСАГО, применяемого при расчетах по ПВУ) в т.ч. использование депозитов по ПВУ
-
серьезные санкции за
- прочие права и обязанности
страховщиков и представителей
не меняются по сравнению с
действующими ППД «Порядок
и условия взаимодействия
При переходе к безальтернативному ПВУ, события, в которых участвует не более двух транспортных средств, гражданская ответственность которых застрахована по договору ОСАГО, и в результате которых причинен вред только имуществу, будут урегулироваться только страховщиками потерпевших.
В то же время, сохранится и система традиционного урегулирования убытков по ОСАГО для событий, не подпадающих под критерии ПВУ (например, для обращений в связи с причинением вреда жизни или здоровью потерпевших, причинением вреда имуществу иному, чем транспортное средство, причинением вреда в ДТП с участием более двух транспортных средств и т.п.).
Таким
образом, Соглашение о выполнении функций
представителя в субъектах РФ
в случае принятия изменений в
Закон, устанавливающих
Перечень нормативно-правовых актов и документов, требующих принятия или изменения:
1.
Предложенная концепция не
2.
Потребуется разработка ППД «
3.
Потребуется изменение всех
Структура новых Правил профессиональной деятельности РСА «Соглашение о выполнении функций представителя в субъектах РФ» может быть аналогичной «Соглашению о ПВУ»
Страховая компания «РЕСО-Гарантия», была создана в 1991 году как часть страховой группы «РЕСО» (группа «РЕСО» объединяет около 20 компаний в области страхования, делопроизводства, лизинга, медицины). Филиальная сеть «РЕСО-Гарантия» состоит из 800 офисов и пунктов по всей территории Российской Федерации. В компании работает более 19 тысяч агентов, которые обслуживают 8,5 млн. организаций и физических лиц.
«РЕСО» имеет лицензию на 102 вида страховых услуг, среди которых медицинское страхование, страхование от несчастных случаев, страхование имущества частных лиц и организаций, автострахование (ОСАГО, КАСКО и ДГО), ипотечное страхование и страхование туристов.
Информация о работе Конкуренция и конкурентоспособность в страховой компании