Конкуренция и конкурентоспособность в страховой компании

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 17:00, дипломная работа

Описание работы

Главная цель дипломной работы – изучить понятие конкуренции на страховом рынке и оценить конкурентоспособность страховой компании, определить главные направления развития и особенности российского рынка страховых услуг как важной сферы хозяйственной деятельности и институциального фактора экономического роста, а также социально-экологической устойчивости Российской Федерации.
В развитие этой цели можно выделить следующий круг задач:
- раскрыть сущность, факторы структуры рынка и страховых услуг;
- дать определение понятию конкурентоспособности, классифицировать факторы конкурентоспособности страховых компаний;
- рассмотреть методологию проведения анализа конкурентоспособности;
- проанализировать конкурентоспособность страховой компании «РЕСО-Гарантия» за 2008-2010 гг. на основе показателей концентрации рынка;
- исследовать причины неразвитости российского рынка страховых услуг;
- провести требующиеся международные сопоставления, для адаптации имеющегося зарубежного опыта в отечественной практике.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Конкуренция и конкурентоспособность страховой компании: теоретические аспекты 6
1.1.Основы конкурентоспособности 6
1.2.Рост развития конкурентоспособности 12
1.3.Усиление конкуренции на страховом рынке России 20
Глава 2. Конкуренция и конкурентоспособность страховых компаний на примере ОСАО «РЕСО-гарантия» 33
2.1 Организационно- экономическая характеристика компании 33
2.2 Анализ деятельности компании и ее конкурентоспособность 34
Таблица 2.2.1 Прибыль и убытки страховой компании «РЕСО-гарантия» 35
2.3 Конкурентоспособность страховых компаний в России 40
Список литературы: 45
Приложение 49

Работа содержит 1 файл

копия.doc

— 317.00 Кб (Скачать)

     дипломная работа на тему

     «КОНКУРЕНЦИЯ  И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ СТРАХОВОЙ  КОМПАНИИ» 
 

 

       Введение

     Конкуренция — неотъемлемая составная часть  развитого страхового рынка.

     Реальная  рыночная экономика немыслима без  конкуренции. В этой связи возникает  настоятельная необходимость в  изучении конкуренции, ее уровня и интенсивности, в знании сил и рыночных возможностей наиболее сильных конкурентов, перспектив конкуренции на выбранных страховых рынках.

     Наличие конкурентов заставляет каждого  страховщика быть предельно внимательным к запросам своих клиентов.

     Конкуренция — антипод монополии. Вместе с  тем монопольное положение страховщика  в экономической среде может  вызвать ряд многообразных и  взаимосвязанных негативных явлений. Не имеющий серьезных конкурентов  страховщик стремится реализовать  свои экономические интересы, а не зависимых от него страхователей. Он диктует им свои условия при заключении договоров страхования, может завысить тарифную ставку и т.д. Базирующаяся на использовании закона стоимости и конкуренции рыночная экономика по своей природе должна отторгать монополизм.

     В нашей стране уделяется большое  внимание пресечению монополистической  деятельности и недобросовестной конкуренции  на страховом рынке. Предупреждение, ограничение и пресечение монополистической  деятельности и недобросовестной конкуренции на страховом рынке обеспечивается Государственным комитетом Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации. Эти вопросы также относятся к ведению Департамента страхового надзора Министерства финансов РФ.

     Нынешнее  состояние страхования не соответствует  в полной мере запросам хозяйствующих  субъектов, и будущее его в  таком виде бесперспективно.

     Для реализации возможностей страховой отрасли нужна активная государственная поддержка и, чем быстрее государство осознает роль страхования как стратегического сектора экономики, тем скорее в России будет осуществлен переход к социальноориентировочному рыночному росту.

     В отечественной экономической литературе организация страхового дела и технология страхования изучались С.А.Ефимовым, В.А.Суховым, В.В.Шаховым, А.К.Шиховым, Историческое развитие и теория страхования нашли свое отражение в трудах К.Г.Воблого, Б.Г.Данского, К.Маркса, В.И.Ленина, В.К.Райхера, М.И.Рейтмана, М.И.Туган-Барановского. Исследования ряда важных вопросов государственного регулирования рынка страховых услуг было бы невозможным без углубленного ознакомления с работами зарубежных исследователей таких, как: Дж.М.Кейнс, П.Самуэльсон, М.Фридмен, С.Фишер, Р.Дорнбуш, Р.Шмалензи, Д.Норта. а также современных российских исследователей государственного регулирования.

     Вместе  с тем, многие аспекты рынка страховых  услуг и его государственного регулирования в теоретическом  и методологическом плане исследованы недостаточно. Многообразие различных аспектов страхования, актуальность поиска новых подходов к решению проблемы эффективности государственного регулирования рынка страховых услуг обуславливает важность проведения дальнейших научных исследований в этом направлении.

     Главная цель дипломной работы – изучить  понятие конкуренции на страховом  рынке и оценить конкурентоспособность страховой компании, определить главные направления развития и особенности российского рынка страховых услуг как важной сферы хозяйственной деятельности и институциального фактора экономического роста, а также социально-экологической устойчивости Российской Федерации.

     В развитие этой цели можно выделить следующий круг задач:

     - раскрыть сущность, факторы структуры рынка и страховых услуг;

     - дать определение понятию конкурентоспособности,  классифицировать факторы конкурентоспособности  страховых компаний;

     - рассмотреть методологию проведения  анализа конкурентоспособности;

     - проанализировать конкурентоспособность   страховой компании «РЕСО-Гарантия» за 2008-2010 гг. на основе показателей концентрации рынка;

     - исследовать причины неразвитости  российского рынка страховых  услуг;

     - провести требующиеся международные  сопоставления, для адаптации  имеющегося зарубежного опыта в отечественной практике;

     - определить перспективы развития  страхования в России, исходя  из оценки исторического опыта  и параметров будущего экономического  роста во взаимодействии с  процессами, развивающимися в сфере  хозяйственных рисков и рисков, порождаемых факторами, противодействующими укреплению экономической и национальной безопасности России, а также устойчивости ее экономики.

     В соответствии с поставленной целью, объектом исследования является финансово-хозяйственная  деятельность «Ресо-гарантия»  по оказанию страховых услуг на российском рынке и механизм его государственного регулирования.

     Предметом исследования является совокупность общественных отношений, складывающихся между субъектами рынка страховых услуг в условиях трансформируемой российской экономики.

     Дипломная работа состоит из введения, основной части и заключения. Во введении обосновывается актуальность темы, определяются цель, объект и предмет исследования. Основная часть посвящена раскрытию  поставленной проблемы. В заключении сформулированы основные результаты дипломной работы.

 

       Глава 1. Конкуренция  и конкурентоспособность  страховой компании: теоретические аспекты

1.1.Основы  конкурентоспособности

      

     Конкуренция – (от лат. Concurrence – сталкиваться) – борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей. На мировом рынке постоянно существует острая конкуренция товаропроизводителей.

     В экономической литературе можно  выделить ряд подходов и типологий  к конкуренции. В зависимости  от классификационного признака различают  следующие виды конкуренции[5,c.117]:

     По  состоянию рынка  выделяют: совершенная (свободная), несовершенная, регулирующая. Совершенная (свободная) конкуренция основана на частной собственности и хозяйственной обособленности. Она предполагает, что на рынке имеется множество независимых фирм, самостоятельно решающих, что создавать и в каких количествах, а также:

     1. Объём производства отдельной  фирмы является незначительным  и не оказывает влияния на  цену реализуемого этой фирмой  товара;

     2. Реализуемые каждым производителем  товары являются однородными;

     3. Покупатели хорошо информированы  о ценах, и если кто-то повысит  цену на свою продукцию, то  потеряет покупателей;

     4. Продавцы действуют независимо  друг от друга;

     5. Доступ на рынок никем и  ничем не ограничен.

     Последнее условие предполагает возможность каждому гражданину стать свободным предпринимателем и применить свой труд и материальные средства в интересующей его отрасли хозяйства. Покупатели же должны быть свободны от всякой дискриминации и иметь возможность купить товары и услуги на любом рынке. Соблюдение же всех условий обеспечивает свободную связь между производителями и потребителями. Совершенная конкуренция является также условием формирования рыночного механизма, образования цен и самонастройки экономической системы через достижение равновесного состояния, когда эгоистические побуждения отдельных индивидов к получению собственной экономической выгоды обращаются на благо всего общества. Нетрудно видеть, что ни один реальный рынок не удовлетворяет всем перечисленным условиям. Поэтому схема совершенной конкуренции имеет, в основном, теоретическое значение. Однако, она является ключом к  пониманию более реальных рыночных структур. И в этом ее ценность.

     Несовершенная конкуренция существовала всегда, но особенно обострилась в конце XIX – начале XX в. в связи с образованием монополий. В этот период происходит концентрация капитала, возникают акционерные общества, усиливается контроль за природными, материальными и финансовыми ресурсами. Термин «монополия» в буквальном смысле означает единственного продавца товара, но в современных условиях он используется для обозначения различных видов рыночных ситуаций, характерных для несовершенной конкуренции [3,c.89]. Монополия предполагает исключительное право производства, промысла, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определённой группе лиц или государству. Это означает, что по своей природе монополия – прямая противоположность совершенной конкуренции. Монополизация экономики явилась закономерным следствием большого скачка в концентрации промышленного производства под воздействием научно – технического прогресса. Профессор П. Самуэльсон подчёркивает это обстоятельство: «Экономике крупного производства, возможно, присущи определённые факторы, ведущие к монополистическому содержанию организации бизнеса. Это особенно наглядно проявляется в быстро меняющейся области технологического развития. Ясно, что конкуренция не смогла бы долго просуществовать и быть эффективной в сфере бесчисленного множества производителей»[7,c.102]

     Регулирующая конкуренция. Для того, чтобы устоять в конкурентной борьбе, предприниматель должен предлагать изделия, которые предпочитает потребитель (суверенитет потребителя). Отсюда и факторы производства под влиянием цены направляются в те отрасли , где в них существует наибольшая потребность.

     По  способам соперничества  выделяют: ценовую и неценовую. Ценовая конкуренция происходит, как правило, путём искусственного сбивания цен на данную продукцию. При этом широко используется ценовая дискриминация, которая имеет место тогда, когда данный продукт продаётся по разным ценам и эти ценовые различия не оправданы различиями в издержках. Ценовая дискриминация возможна при трёх условиях:

     1. Продавец должен быть монополистом или обладать некоторой степенью монопольной власти;

     2.  Продавец должен быть способен  выделять покупателей в группы, которые имеют разную покупательскую способность;

     3.  Первоначальный покупатель не  может перепродавать товар или услугу.

     Ценовая дискриминация наиболее часто применяется  в сфере услуг (врачей, адвокатов, гостиниц и т.д.), при оказании услуг по транспортировке продукции; при реализации товара, который не поддаётся перераспределению с одного рынка на другой (транспортировка скоропортящихся продуктов с одного рынка на другой). Неценовая конкуренция проводится, главным образом, посредством совершенствования качества продукции и условий её продажи, «сервизации» сбыта. Повышение качества может осуществляться по двум основным направлениям: первое – совершенствование технических характеристик товаров; второе – улучшение приспособляемости товара к нуждам потребителей. Неценовая конкуренция посредством улучшения качества продукции получила название конкуренции по продукту. Этот вид конкуренции основывается на стремлении захватить часть отраслевого рынка путём выпуска новых товаров, которые либо принципиально отличаются от своих предшественников, либо представляют модернизированный вариант старой модели. Конкуренция, основанная на повышении качества, имеет противоречивый характер. С одной стороны, повышение качества служит способом скрытого снижения цен и расширения сбыта; с другой – качество – это субъективная оценка, которая открывает возможность фальсификации качества путём рекламы и красивой упаковки.

     Неценовая конкуренция путём сбыта продукции  получила название конкуренции по условиям продаж. Этот вид конкуренции основывается на улучшении сервиса обслуживания покупателя. Сюда входит воздействие на потребителя через рекламу, совершенствование торговли, установление льгот по обслуживанию покупателей после приобретения товара, т.е. в процессе его эксплуатации.

     Сильнейшим  орудием неценовой конкуренции  всегда была реклама, сегодня ее роль возросла многократно. С помощью  рекламы фирмы не только    доносят до покупателей информацию о потребительных свойствах своих товаров, но и формируют доверие к своей товарной, ценовой, сбытовой политике, стремясь создать образ фирмы, как «хорошего гражданина» той страны, на рынке которой предприниматель выступает во внешней торговле.

     К незаконным методам неценовой конкуренции относятся промышленный шпионаж, переманивание специалистов, владеющих производственными секретами, выпуск товаров, внешне ничем не отличающихся от изделий-подлинников, но существенно худших по качеству, а поэтому обычно на 50% более дешевых, закупка образцов с целью их копирования.

     Главным фактором ценовой и неценовой  конкуренции является конкурентоспособность  товаров и услуг, поскольку на конкурентоспособность, главным образом  влияют такие факторы, как качество товаров и услуг и их цена. Ее мы рассмотрим в следующем параграфе данной работы.

     Конечная  цель всякой фирмы — победа в  конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий фирмы. Достигается она или нет  — зависит от конкурентоспособности  товаров и услуг фирмы, т. е. от того, насколько они лучше по сравнению с аналогами — продукцией и услугами других фирм. В чем же сущность этой категории рыночной экономики и почему она при всех стараниях любой фирмы не может быть жестко гарантирована?

     Обычно  под конкурентоспособностью товара понимают некую относительную интегральную характеристику, отражающую его отличия от товара-конкурента и, соответственно, определяющую его привлекательность в глазах потребителя [10,c.216]. Но вся проблема заключается в правильном определении содержания этой характеристики. Все заблуждения начинаются именно здесь.

     Чтобы полнее понять существо проблемы, вычленим несколько важных следствий этого положения.

     1. Конкурентоспособность включает  три основные составляющие. Одна  из них жестко связана с изделием как таковым и в значительной мере сводится к качеству. Другая связана как с экономикой создания сбыта и сервиса товара, так и с экономическими возможностями и ограничениями потребителя. Наконец, третья отражает все то, что может быть приятно или неприятно потребителю как покупателю, как человеку, как члену той или иной социальной группы и т. д.

Информация о работе Конкуренция и конкурентоспособность в страховой компании