Экономическая сущность страхования в туризме

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 06:33, реферат

Описание работы

Соответственно, туристические компании заключают со страховыми договоры разных видов, поэтому любой путешественник должен хорошо знать положения полиса и помнить, какие ситуации в него включаются. Это не только поможет определиться с источником помощи в случае непредвиденных обстоятельств, но и позволит разобраться, как происходит выплата страховки.
В этом заключается актуальность данной работы.
Целью работы является изучение экономической сущности страхования в туризме.

Содержание

Введение……………………………………………………….…………….3
1. Общая характеристика и структура туризма……………….………..…4
2. Экономическая сущность и категории страхования………………..….8
3. Особенности страхования туристов и туристских организаций ...…..13
Заключение…………………………………………….………………..….22
Список использованных источников……………………………….….…24

Работа содержит 1 файл

Экономическая сущность страхования в туризме (реферат).doc

— 100.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ “ФИНАНСОВЫЕ МЕТОДЫ СТРАХОВАНИЯ”

НА ТЕМУ: «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ СТРАХОВАНИЯ В ТУРИЗМЕ» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение……………………………………………………….…………….3

1. Общая характеристика  и структура туризма……………….………..…4

2. Экономическая сущность и категории страхования………………..….8

3. Особенности  страхования туристов и туристских  организаций ...…..13

Заключение…………………………………………….………………..….22

Список использованных источников……………………………….….…24 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение

 

      Во  всех цивилизованных странах на страже защиты прав потребителей туристических  услуг и субъектов туристической  деятельности стоят законодательно закрепленные страховые (страхование  гражданской ответственности субъектов  туристической деятельности) и гарантийные механизмы (гарантийные фонды).

      В Великобритании существует Ассоциация туристических агентств, которая  в случае необходимости из своего гарантийного фонда выплачивает  потребителю компенсацию, если агент  неплатежеспособен.

      В Австрии туристическая компания обязана гарантировать, что путешественнику будут возвращены все уплаченные денежные средства (задаток, аванс и др.) если туристические услуги не были полностью или частично оказаны вследствие несостоятельности (банкротства) организатора, а также все необходимые затраты по возвращению туриста.

      Сегодня страхование в туризме является одной из неотъемлемых частей туристического бизнеса. Без страховки путешественника  даже не выпустят за рубеж, да и при  возможном несчастном случае ответственность  часто несет турфирма.

      Соответственно, туристические компании заключают  со страховыми договоры разных видов, поэтому любой путешественник должен хорошо знать положения полиса и  помнить, какие ситуации в него включаются. Это не только поможет определиться с источником помощи в случае непредвиденных обстоятельств, но и позволит разобраться, как происходит выплата страховки.

      В этом заключается актуальность данной работы.

      Целью работы является изучение экономической  сущности страхования в туризме. 

    1. Общая  характеристика и структура туризма

 

      Существенное  воздействие туризма на экономику  России предопределяет необходимость  детального изучения его специфики. Этот межотраслевой комплекс имеет  ряд особенностей.

      1. Многофункциональность. Туризм выполняет  одновременно экономические, социальные, политические и другие функции. Как экономическая категория туризм оказывает существенное влияние на экономику страны и подвергается обратному воздействию. Его социальная функция проявляется в реализации одного из прав Конституции РФ — права на отдых. Политическая функция туризма заключается в том, чтобы способствовать установлению дружеских контактов с другими странами.

      2. Специфика технологий производства  и реализации туристских продуктов  и услуг. Деятельность в сфере  туризма является особым видом торгово-посреднической операции, в рамках которой туроператор как субъект предпринимательской деятельности формирует в единый пакет услуги (размещение, питание и др.), большинство из которых для него покупные. Реализацией услуг, сформированных туроператором, в большинстве случаев занимается тураreнт.

      3. Туристский продукт как результат  специфической деятельности. Согласно  российскому законодательству туристский  продукт — комплекс услуг по  перевозке и размещению, оказываемых  за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта. Особенность турпродукта заключается в его неосязаемости для потребителя, это продукт «скоропортящийся», его нельзя накапливать и хранить, он должен быть реализован непосредственно после создания.

      4. Специфика «невидимого» экспорта. Туризму свойственна эта специфика,  так как это важный сегмент  внешней торговли, в котором проводятся  экспортно-импортные операции с  услугами. В отличие от других отраслей хозяйства, продукция которых транспортируется к потребителю, туризм вызывает миграции людей к местам сосредоточения рекреационных (предназначенных для отдыха, восстановления сил) ресурсов, потребление которых происходит в определенном месте.

      5. Мультипликативность. Существенная  особенность туризма — его  огромное влияние на развитие  других отраслей хозяйства РФ: транспорта, торговли, связи, бытового  обслуживания, сельского хозяйства  и т.д1.

      6. Рисковый вид деятельности. Деятельность в сфере туризма зависит от экономической, политической и социальной стабильности в стране, наличия развитых структуры и инфраструктуры туризма, высокоаттрактивных (привлекательных) и доступных туристских ресурсов, сезонности и многих других факторов, определяющих высокий уровень рисков и сложность прогнозирования результатов деятельности в туристской отрасли.

      7. Наличие специфической инфраструктуры. Туризм имеет специфическую инфраструктуру  — комплекс сооружений, инженерных  и коммуникационных сетей, дорог, а также предприятий, обеспечивающих беспрепятственный доступ туристов к туристским ресурсам.

      8. Индикатор благосостояния населения.  Эта особенность выражается в  том, что туризм бурно развивается  при платежеспособном спросе.

      9. Гуманитарная миссия. Туризм обеспечивает отдых и оздоровление населения, формируя общественную мораль и добрый порядок (последние категории содержатся в зарубежных нормативных правовых актах по туризму), является средством открытого доступа к человеческим ценностям, культурному наследию, духовному оздоровлению, средством коммуникаций, взаимопонимания между людьми, средством развития интеллекта и международных отношении.

      10. Вовлечение в деятельность специфических  ресурсов. Основной компонент функционирования  туристской отрасли — туристские ресурсы, поэтому данная сфера крайне заинтересована в их сохранности и. как ни одна другая, в регулировании их использования.

      Туризм  как специфический межотраслевой  комплекс состоит из следующих основных отраслей: туроперейтинга, гостиничного хозяйства, транспорта, питания, досуга, страхования и визового обслуживания туристов.

      Туроперейтинг — совокупность туроператоров (производителей туристских продуктов) и турагентов.

      Организация размещения туристов — гостиницы  и иные средства размещения, действующие в пределах туристского рынка, создающие и реализующие услуги размещения, а также предоставляющие дополнительных услуги и товары.

      Транспортное  обеспечение туризма — действующие  в пределах туристского рынка  транспортные компании (авиакомпании, автотранспортные, железнодорожные, судоходные компании), обеспечивающие перевозку туристов.

      Организация питания туристов — функционирующие  в пределах туристского рынка  рестораны и иные предприятия  общественного питания (кафе, бары, столовые и др.), обеспечивающие питание туристов по различным схемам.

      Организация досуга туристов — совокупность анимационных организаций (музеев, театров, клубов, кинотеатров, парков и др.), действующих  в пределах туристского рынка.

      Страхование туристов — совокупность страховых компаний, действующих в пределах туристского рынка и обеспечивающих туристов полисами путешественников.

      Визовое обслуживание туристов — совокупность консульств иностранных государств в РФ и консульств РФ за рубежом.

      Структуру туризма характеризует удельный вес каждого из представленных элементов (табл. 1).

      Таблица 1

      Структура туризма 

Субъекты  отрасли Федеральные округа Итого
Северо-Западный Центральный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальне-восточный
Туроператоры 1225 2059 398 405 182 352 402 5023
Поставщики  туристских услуг
Транспортные  организации (на примере авиакомпаний) 36 149 41 49 32 52 40 399
Предприятия размещения (на примере гостиниц) 1408 1163 1169 912 389 532 344 5917
Организации досуга (на примере музеев) 230 529 244 460 221 346 168 2198
Страховщики 65 500 31 74 56 87 29 842
Консульства 35 129 4 3 5 5 8 189
Турагенты 1750 6211 1014 1565 720 971 602 12833
 

      Сегодня максимальный удельный вес в туризме  занимает туроперейтинг, далее следуют  гостиничное, анимационное, страховое, транспортное хозяйство и визовое обслуживание туристов2. 
 
 

    2. Экономическая  сущность и категории страхования

 

      Страхование возникло и развивалось, имея своим  основным назначением страховую  защиту имущественных интересов  людей от стихийных бедствий и  негативных случайностей (рисков).

      Общественное  развитие человечества сочетает в себе два противоречивых начала. С одной  стороны, действуют диалектические (неантагонистические) противоречия между  человеком и природой (стихийными бедствиями, природными явлениями), с другой – противоречия, возникающие внутри общества в процессе производства материальных благ. Иначе говоря, в человеческом обществе объективно (независимо от нашего желания) существуют условия для наступления событий и непредвиденных обстоятельств, имеющих негативные последствия, которые принято называть страховым случаем. Зачастую эти случаи наносят обществу и отдельным гражданам значительный имущественный ущерб (убыток).

      Противоречия  между человеком и природоразрушительными силами, а также между людьми в процессе общественного производства и предпринимательства порождают необходимость предупреждения и преодоления последствий стихийных и других бедствий. Возникает необходимость безусловного возмещения материальных потерь в процессе общественного производства или предпринимательской деятельности.

      Есть  проблема, которая остается актуальной для людей в течение всей жизни, - это страхование от рисков. Современный  человек постоянно страдает от большого количества потенциальных рисков для  его жизни, здоровья, бизнеса.  Выходя на улицу, мы  должны учитывать бесконечные потоки машин; включая электроприборы, должны помнить о том, что в неисправном виде они потенциально опасны для жизни; с годами человек теряет способность полноценно работать и зарабатывать себе на жизнь и тому подобное.  Планируя открыть свое дело и стать бизнесменом, должны помнить о горькой статистике: 9 из 10 начатых дел заканчиваются банкротством.

      Если  в течение жизни люди только беспокоиться по поводу тех рисков, которые ожидают  их, они не будут иметь больше времени ни на что другое. И поэтому, чтобы прекратить чрезмерное волнение и начать полноценную жизнь, люди много веков назад придумать систему страхования от рисков.

Информация о работе Экономическая сущность страхования в туризме