Третий
этап развития страхования в царской
России характеризуется зарождением
национального страхового рынка. Отмена
крепостного права, замена натурального
хозяйства денежным, развитие капиталистических
отношений (рост промышленности, строительство
железных дорог) создавали предпосылки
для формирования национального
страхового рынка. Для этого этапа
характерно возникновение новых
акционерных обществ без монопольных
привилегий (Петербургское и Московское
– 1858 г., "Русское" – 1867 г., "Коммерческое"
– 1870 г., "Варшавское" – 1870 г., "Северное"
– 1871 г., "Якорь" – 1872 г.). Конкуренция,
борьба за кошелек страхователя породила
множество страховых компаний и
вместе с тем создала условия
для их объединения, прежде всего
с целью затруднить проникновение
конкурентов как действующих, так
и нарождавшихся на собственный
рынок и обеспечить единые правила
страхования. В 1874 г. съезд представителей
акционерных страховых обществ
установил общий тариф премий,
обязательный для всех заключивших
конвенцию, принятую этим съездом. Тарифное
соглашение вошло в силу в 1875 г. и
получило название Страхового синдиката
– первого монополистического объединения
в России. Следует отметить, что
монополистические тенденции в
российском страховом деле проявились
раньше, чем в промышленности и
банковской сфере. Для придания устойчивости
страховым операциям в этот же
период организуются общества взаимного
страхования. Таким образом, во второй
половине XIX в. национальный страховой
рынок был представлен акционерными и
взаимными страховыми компаниями. В 1875
г. страховое дело оживляется в связи с
резким увеличением страховых премий.
За 1876 – 1885 гг. было создано 32 общества
взаимного страхования. В 80-е – 90-е годы
проходят съезды представителей обществ
взаимного страхования . Наиболее важным
предметом обсуждения всех съездов был
вопрос организации перестрахования и
объединения обществ взаимного страхования.
Созданный в 1909 г. Всероссийский союз обществ
взаимного страхования объединил 83 страховых
общества на основе договора, обязывающего
страховые компании оказывать взаимопомощь
при пожарных убытках, превышающих годичный
сбор премий. В это же время был принят
Устав "Российского Союза Обществ взаимного
от огня страхования". К 1917 г. Союз объединял
124 общества взаимного страхования.
С
принятием этого устава начинается
четвертый этап развития страхования
в России. Характерной особенностью
его является возникновение новых
видов взаимного страхования
– в среде землевладельцев
и фабрикантов. Союз страховщиков, кроме
страхования недвижимости и движимости,
ввел еще и коллективное страхование
от несчастных случаев лиц, служащих
и работающих на фабриках и заводах.
Такие формы взаимного страхования
стали носить отраслевой характер:
мануфактурной промышленности (Московская
губерния), горных и горнозаводских
предприятий Юга России, Киевское
Общество взаимного страхования
свеклосахарных и рафинадных заводов,
Минское Землевладельческое общество
взаимного страхования. Проведение
земских реформ во второй половине
XIX в. сопровождалось организацией земского
страхования в России, которое стало проводится
как в обязательной, так и в добровольной
форме. В 1867 г. страховым делом уже занимались
земства 9 губерний, в 1876 г. – 34 губернии.
Непосредственное руководство страхованием
осуществляли губернские земские управы.
Действовавшее законодательство предусматривало,
что обязательному страхованию подлежат
все сельские постройки, как частные, так
и общественные, находящиеся "в черте
крестьянской оседлости". Обязательное
и добровольное страхование строений
осуществлялось в пределах особых норм,
но не свыше 75% стоимости строения. Развитие
национального страхового рынка в России
во второй половине XIX в. потребовало введения
мер государственного регулирования страховых
правоотношений и создания системы страхового
надзора. В 1894 г. в России был установлен
государственный страховой надзор за
деятельностью страховых компаний. Функции
органа государственного страхового надзора
выполняло Министерство внутренних дел.
Одновременно устанавливалась публичная
отчетность страховых компаний.
В
1885 г. был снят запрет на деятельность
в России иностранных страховых
обществ и в Петербурге открылось
центральное агентство страхового
общества "Нью-Йорк" (США). В 1889 г. была
разрешена МВД деятельность страховых
обществ "Урбен" (Франция) и "Эквитебл"
(США). Все эти общества специализировались
только на заключении договоров личного
страхования с населением. Все
это обеспечивало интеграцию российского
национального страхового рынка
в систему мирохозяйственных
связей. Доля иностранного капитала в
страховом деле в 1890 г. составляла 24,4%.
Иностранные страховые общества
подчинялись общей системе государственного
надзора со стороны МВД. Для открытия
страховых операций в России они
были обязаны предварительно внести
в государственное казначейство
денежный залог 500 тыс. руб. золотом
и резервировать на счетах государственного
банка 30% поступления страховых платежей.
К конце XIX в. в царской России сложилась
система страхования в российских и иностранных
акционерных страховых обществах, городских
взаимных и земских страховых обществах.
Помимо этого, существовало государственное
страхование (пенсионные кассы) для горнорабочих
(с 1861 г.), железнодорожников (с 1888 г.) и сельских
хозяйств в неземских губерниях (с 1967 г.).
с 1905 г. договоры страхования жизни с вкладчиками
стали заключать государственные сберегательные
кассы.
2.Страховое
дело в советской России
В
1913 г. во всех страховых учреждениях
России было застраховано имущество
на сумму 21 млрд. руб., в том числе
на долю акционерных страховых обществ
приходилось 65% этой суммы, земств – 15,
взаимных городских обществ – 8%.
Российские акционерные страховые
общества собрали в 1913 г. 129 млн. руб.
страховых платежей, иностранные
акционерные – 12, городские взаимные
– около 14 млн. руб. Доля операций губернского
страхования составляла около 15,5 млн.
руб. Всего в 1913 г. было собрано по
всем видам страхования 204,9 млн. руб.
страховых платежей.
Финансовые
ресурсы страховых обществ стали
важным источником крупных инвестиций,
преимущественно в государственные
займы и акции торгово-промышленных
компаний и коммерческих банков. Особую
значимость эти ресурсы имели
в обслуживании государственного внутреннего
и внешнего долга. Начавшаяся в 1914 г.
Первая мировая война и последовавшие
за ней крупнейшие экономические
и политические потрясения в российском
обществе привели к глубочайшему
финансово-экономическому и политическому
кризису. Падение покупательной
способности рубля, начавшееся в
годы Первой мировой войны, обесценивало
страховые суммы заключенных
договоров, страховые платежи. В
результате инфляции к началу 1915 г.
официальный курс рубля снизился
до 80 коп., а к концу 1916 г. – до 60
коп. к марту 1917 г. – до 27 коп. Купюры
бумажных денег выпускались без
номеров. Функции денег стали
выполнять денежные суррогаты. Финансовая
сфера России находилась в полном
хаосе. К октябрю 1917 г. денежная масса
почти удвоилась, а цены поднялись
на 224%, покупательная способность
рубля в это время не достигала
10 довоенных копеек. На фоне усиливающегося
недовольства в обществе на политическую
сцену вышла партия большевиков,
которая в качестве одного из требований
своей экономической программы
пролетарской революции выдвинула
идею национализации банков и страхового
дела. Установление Советской власти
в 1917 г. позволило большевикам претворить
эти идеи в жизнь. Национализация страхового
дела осуществлялась на фоне других крупных
мероприятий финансовой политики Советской
власти – национализации банков, промышленности,
транспорта, связи, установления государственной
монополии на внешнюю торговлю, аннулирования
царских государственных займов.
Практическая
сторона национализации страхового
дела в Советской России отчетливо
выделила два основных этапа: 1) установление
государственного контроля над всеми
видами страхования; 2) объявление страхования
во всех видах и формах государственной
страховой монополией.
В
Москве, Петрограде и некоторых других
городах страховые общества включились
в общую кампанию саботажа новой
власти. Предпринимались попытки
переправить капиталы за границу. Учитывая
создавшуюся экономическую и
политическую ситуацию в стране, В.И.
Ленин подписал 23 марта 1918 г. Декрет
Совета Народных Комиссаров "Об установлении
государственного контроля над всеми
видами страхования, кроме социального".
Введение государственного контроля рассматривалось
правительственным кабинетом в
качестве временной, переходной меры на
пути к последующей национализации,
вызванной объективно сложившимися
обстоятельствами. Был организован
Совет по делам страхования, назначавшийся
Совнаркомом. Аппаратом Совета стал
Комиссариат по делам страхования
во главе с комиссаром. По рекомендации
В.И. Ленина на пост комиссара по делам
страхования был выдвинут государственный
и политический деятель партии большевиков
М.П. Елизаров, до революции какое-то
время работавший генеральным страховым
агентом и знавший основы страхового
дела.
На
первом этапе социалистических преобразований
страхового дела по-прежнему сохранялась
коммерческая основа старых организационных
форм страхования, ставившая, по мнению
властей, во главу угла извлечение прибыли.
Общее направление экономической
политики этого времени характеризовалось
"красногвардейской атакой на капитал".
Поэтому с введением государственного
контроля над страхованием доходы от страховых
операций подвергались прогрессивному
налогообложению на общегосударственные
нужды. Их плательщиками выступали центральные
правления страховых обществ. Комиссариат
выполнял порученные контрольные функции,
проверял балансы, другую бухгалтерскую
отчетность, следил за полнотой и своевременностью
уплаты налогов. Одновременно в центре
и на местах, там, где была установлена
Советская власть, осуществлялась организационная
перестройка страхового дела. Земское
и взаимное страхование переходило в ведение
страховых органов исполнительных комитетов
местных Советов и Совнархозов и преобразовывалось
в советско-народное. Упразднялась акционерная
форма страхования. Личное страхование
граждан концентрировалось в сберегательных
кассах Народного банка РСФСР. К началу
1918 г. в Республике Советов насчитывалось
до 1500 земских страховых агентств, которые
были включены в структуры советско-народного
страхования. Гражданская война и иностранная
военная интервенция потребовали принятия
чрезвычайных мер во всех областях хозяйственной
жизни. Они ускорили национализацию страхового
дела. 28 ноября 1918 г. Совнарком принял Декрет
"Об организации страхового дела в Российской
Республике". Согласно этому декрету
страхование во всех видах и формах объявлялось
государственной монополией и достоянием
Республики. Все частные страховые компании
и общества были ликвидированы, сохранялось
только взаимное страхование товарно-материальных
ценностей кооперативных организаций.
Однако этим декретом не была создана
государственная страховая организация.
При Всероссийском Совете Народного Хозяйства
был организован пожарно-страховой отдел,
которому поручалось проводить имущественное
страхование. Долгосрочное страхование
жизни передавалось в ведение сберегательных
касс, а договоры, заключенные на сумму
свыше 10000 руб., аннулировались без каких-либо
возвратов страхователям накопившихся
резервов взносов. "Реорганизацию"
по декрету от 28 ноября 1918 г. с большой
натяжкой можно считать национализацией
страхового дела, фактически это был его
разгром. До середины 1919 г. проходила кампания
по ликвидации акционерных и других страховых
обществ и организаций, определению и
инвентаризации их активов и пассивов,
затем последовали дальнейшие реорганизации.
Долгосрочное страхование жизни было
передано в ведение Народного банка РСФСР,
а имущественное страхование – Наркомата
земледелия. В условиях гражданской войны,
разрухи и почти полного обесценения денежных
знаков страхование, предусматривающее
выплаты страхового возмещения и страховых
сумм в денежной форме, теряло свое значение.
Декретами от 18 ноября 1919 г. и 18 декабря
1920 г. было отменено имущественное страхование.
Это был первый разгром страхового дела
в стране.
3.Становление и
развитие государственного имущественного
страхования
Гражданская
война 1918 – 1920 гг. и иностранная военная
интервенция коренным образом изменили
экономическую и политическую ситуацию
в стране. Молодая Республика Советов
оказалась в кольце фронтов и
экономической блокады, превратилась
в осажденный военный лагерь.
Жесткая
централизация руководства хозяйством
и нормированного распределения
продуктов, связанная с переходом
к политике военного коммунизма, натурализация
экономических отношений (продразверстка,
натуральная заработная плата, бесплатное
снабжение), устранение основ хозрасчета
привели к тому, что финансовая
политика исчерпывалась вопросами
распределения денежных знаков, совершенно
второстепенное значение которых определялось
крайне узкими пределами рыночного
оборота. Деньги почти полностью
утратили свое значение как форма
накоплений и сбережений, как средство
обращения и платежного средства.
В
этих условиях в декабре 1920 г. государственное
имущественное страхование в
денежной форме потеряло всякую экономическую
целесообразность и было отменено. Вместо
него оказывалась бесплатная государственная
помощь (натурой или в исключительных
случаях деньгами) пострадавшим от стихийных
бедствий трудовым хозяйствам при условии,
что их деятельность отвечает интересам
рабоче-крестьянского государства. Вновь
государственное имущественное страхование
в денежной форме было восстановлено уже
после окончания Гражданской войны. 6 октября
1921 г. Советом Народных Комиссаров был
принят Декрет "О государственном имущественном
страховании", который положил фактическое
начало дальнейшему развитию государственного
имущественного страхования в нашей стране.
Декрет предусматривал прежде всего государственное
добровольное имущественное страхование.
В
период построения фундамента социалистической
экономики (1926 – 1932 гг.) государственное
имущественное страхование развивалось
высокими темпами. Основным видом было
обязательное страхование имущества.
Одновременно в дополнение к обязательному
развивалось добровольное страхование
строений, животных, сельскохозяйственных
культур, а также добровольное страхование
домашнего имущества.
С
целью повышения экономического
значения государственного страхования
с 1934 г. было увеличено число объектов
обязательного страхования, повышено
страховое обеспечение, расширена
ответственность. Восстанавливалось
добровольное страхование имущества
граждан, которое было отменено временно
в 1931 г.
Крупным
этапом в развитии государственного
имущественного страхования стало
принятие Верховным Советом СССР
Закона "Об обязательном окладном страховании"
от 4 апреля 1940 г., который на многие
годы определил принципы обязательного
имущественного страхования.
Повышался
уровень обеспечения по страхованию
сельскохозяйственных культур и
животных в колхозах и совхозах,
сельскохозяйственных животных в личном
подсобном хозяйстве. Одновременно
было произведено снижение тарифов.
В объем страховой ответственности
включались пожар, взрыв, молния, удар
молнии, наводнение, землетрясение, буря,
ураган, ливень и другие неблагоприятные
события, от которых могли существенно
пострадать строения. В годы Великой Отечественной
войны средства государственного страхования
направлялись в первую очередь на нужды
фронта и тыла.
За
1941 – 1944 гг. Госстрах СССР передал в
государственный бюджет в порядке
приобретения облигаций госзаймов
и в порядке отчислений от прибыли
свыше 5,8 млрд. руб. Однако это не исключало
использования ресурсов страхового
фонда для возмещения ущерба от стихийных
бедствий. В 1942 г. был повышен размер
страхового обеспечения по обязательному
страхованию сельхозкультур и животных.
Вместе с тем временная оккупация
фашистскими захватчиками значительной
части территории страны в первые
годы к сокращению операций страхового
дела. По мере освобождения районов
государственное имущественное
страхование восстанавливалось
вновь. Изменение государственных
границ СССР после Второй мировой
войны, образование Калининградской
области РСФСР, Закарпатской области
УССР, изменение правового статуса
южной части острова Сахалин
сопровождались организацией государственного
страхования в этих новых районах.
В
послевоенные годы государственное
имущественное страхование развивалось
по пути всемерного расширения объема
страховой ответственности и
совершенствования действовавших
видов. В 1946 г. были осуществлены меры,
направленные на повышение роли государственного
страхования в восстановлении животноводства,
на стимулирование сохранности поголовья
скота, выявления причин его падежа.
4.Становление
и развитие государственного личного
страхования
Организация
личного страхования после провозглашения
Советской власти в 1917 г. шла по пути
концентрации договоров страхования
жизни в государственных (народных)
сберегательных кассах. Декретом СНК от
10 апреля 1919 г. сберегательные кассы были
объединены с учреждениями Народного
Банка РСФСР. В Центральном управлении
этого банка был организован отдел страхования
жизни, на который возлагалось руководство
страховыми операциями бывших сберегательных
касс и ликвидацией операций страхования
жизни частных страховых обществ.