Государственное регулирование обязательного медицинского страхования

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 13:07, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью определения роли и форм государственного участия в регулировании и развитии социальной сферы, и в частности системы охраны здоровья населения.
Хроническое недофинансирование общественного здравоохранения явилось очевидным индикатором неспособности государства наладить нормальный порядок экономических взаимоотношений между отраслью, обществом и государством. Все больше стал нарастать разрыв между потребностью населения в получении бесплатной медицинской помощи и возможностью государства ее удовлетворить.
Внедрение системы обязательного медицинского страхования (ОМС) в самый пик кризисного периода проводимых в России реформ позволило предотвратить обвальное падение объемов финансирования медицинских учреждений, сохранить на должном уровне медицинское обслуживание населения. Введенная система ОМС в известной степени определила и начало структурных преобразований в здравоохранении. В первую очередь это проявилось в реструктуризации и сокращении конечного фонда стационаров, в реанимации традиционных отечественных постулатов профилактики, в приоритетном развитии первичной медико-социальной помощи.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ 2.docx

— 103.95 Кб (Скачать)

Внедрение интегрированной системы управления отраслевой отчетностью и обменом данными позволит формировать, передавать, хранить, искать, представлять и использовать отчетные данные в электронном виде с возможностью распечатки отчетных форм. Организация системы электронного обмена данными между участниками системы обязательного медицинского страхования и здравоохранения  по защищенным каналам передачи данных. Внедрение этой системы повысит оперативность обмена информацией, ее достоверность, сократит трудоемкость подготовки отчетных форм и статистической информации на всех уровнях Единой информационной системы.

Непременным условием  функционирования  Единой информационной системы обязательного медицинского страхования Белгородской области является наличие развитой системы телекоммуникаций на основе выделенных и/или коммутируемых каналов  связи.

Телекоммуникационная сеть  должна обеспечивать:

  • «функциональный минимум» - обмен информацией (документами, файлами) между субъектами Единой информационной системы с помощью электронной почты. Этот вид связи является минимально необходимым для оперативного информационного обмена между  участниками Единой информационной системы обязательного медицинского страхования и здравоохранения  Белгородской области;
  • доступ к отраслевым информационно-справочным системам Федерального фонда обязательного медицинского страхования и Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, информационным порталам, сайтам Департамента здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области и Белгородского территориального фонда обязательного медицинского страхования, порталам и сайтам других государственных органов, нормативно-правовой и справочной информации.

Коммутируемые линии связи должны обеспечивать возможность постоянного информационного взаимодействия между участниками системы обязательного медицинского страхования и органами управления здравоохранением, а также доступ к отраслевой информационно-справочной системе.

Концепция предусматривает обеспечение условий системной интеграции локальных вычислительных сетей и корпоративных информационных систем участников Единой информационной системы обязательного медицинского страхования и  здравоохранения в Единое информационное пространство Белгородской области. Такая интеграция позволит кардинально повысить эффективность региональной системы управления и уровень информационного сервиса, создать основу для реализации крупномасштабных проектов29.

Учитывая накопленный опыт, имеющийся кадровый потенциал присутствие СМО в системе ОМС должно быть не только законодательно закреплено, но и обеспечено необходимым перечнем прав и обязанностей, направленных на стимулирование конкуренции серди медицинских организаций, повышение качества предоставляемой медицинской помощи, расширение мотивации к индивидуальному подходу в работе с застрахованными гражданами.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

  1. Сохранение и дальнейшее развитие системы обязательного медицинского страхования в Белгородской области требует укрепления и наращивания финансового потенциала Фондов обязательного медицинского страхования.
  2. Учитывая, что основными источниками реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования являются единый социальный налог (для предприятий и организаций) и страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения, перечисляемые Правительством Белгородской области, вышеназванный дефицит средств обязательного медицинского страхования возможно сократить: а) путем выделения дополнительных средств из средств бюджета Белгородской области; б) путем повышения тарифа единого социального налога; в) в случае сохранения тарифа единого социального налога путем увеличения фонда оплаты труда.
  3. Подводя итог, можно выделить следующие направления совершенствования государственного регулирования обязательного медицинского страхования – создать новую и совершенствовать имеющуюся нормативную базу; реализовать  систему разделения финансовых рисков между ТФОМС и СМО; обеспечить сбалансированность финансовых обязательств СМО в системе ОМС и другие.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В данном курсовом проекте сделана попытка комплексного анализа государственного регулирования системы обязательного медицинского страхования, как на федеральном уровне, так и на региональном – на примере Белгородской области.

Обязательное медицинское  страхование – это государственная система социальной защиты интересов граждан в охране здоровья, целью которой является обеспечение гражданам при возникновении ситуации, требующей медицинской помощи, ее получение за счет финансовых средств, аккумулированных в фондах (территориальных и федеральном) обязательного медицинского страхования.

Система регулирования ОМС  в Российской Федерации включает в себя федеральный уровень – Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и региональный уровень – Территориальные фонды обязательного медицинского страхования (Территориальный Фонд обязательного медицинского страхования Белгородской области).

Государственное управление в области обязательного медицинского страхования Российской Федерации осуществляют Министерство здравоохранения и социального развития РФ и находящийся в его ведении Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

К основным нормативно-правовым актам в области обязательного медицинского страхования Российской Федерации следует отнести: Конституцию РФ, Закон РФ «Об организации страхового дела в РФ», Федеральный закон РФ от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», указы президента РФ; постановления Правительства РФ; нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти; нормативные правовые акты государственных органов власти субъектов Российской Федерации.

Государственным органом исполнительной власти Белгородской области, осуществляющим управление в сфере обязательного медицинского страхования и обеспечивающим проведение единой государственной политики в сфере является Департамент здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области, а также входящий в его структуру Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Белгородской области.

Основными проблемами развития системы обязательного медицинского страхования Белгородской области являются:

  • Низкий тариф ЕСН в части средств на ОМС работающего населения, поскольку величина этих отчислений не увязана со стоимостью «страхового года» работающего населения.
  • Недостаточное финансирование системы ОМС на страхование неработающего населения.
  • Дефицит финансового покрытия территориальной программы ОМС.
  • Отсутствие надлежащего государственного регулирования по основным направлениям деятельности страховой медицинской организации.

Для решения основных проблем развития системы ОМС в Белгородской области, и в целях повышения качества государственного регулирования системы ОМС области необходимо:

  • Нормативно закрепить приоритет права выбора страховщика по ОМС за застрахованных гражданином.
  • Обеспечить реальное участие СМО в планировании и организации медицинской помощи населению с целью эффективного использования материальных и кадровых ресурсов медицинских организаций.
  • Реализовать систему разделения финансовых рисков между ТФМОМС и СМО.
  • Обеспечить сбалансированность финансовых обязательств СМО в системе ОМС.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации [Текст] : Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. № 326 – ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2010. – № 49. – Ст. 6422.
  2. Об организации страхового дела в Российской Федерации [Текст]: закон от 30 ноября 2011 г. № 362 – ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2011. – № 49 (часть I). – Ст. 7040.
  3. Архипов, А.П. О проблемах медицинского страхования [Текст] / А.П. Архипов // Финансы. – 2011. – № 6. – С. 48 – 54.
  4. Архипов, А.П. О совершенствовании системы обязательного медицинского страхования [Текст] / А.П. Архипов // Финансы. – 2009. – № 9. – С. 41 – 46.
  5. Герасименко, Н.Ф. Обязательное медицинское страхование: что нужно знать медицинскому работнику? [Текст] / Н.Ф. Герасименко, И.Ю. Григорьева, О.Ю. Александрова. – М. : МЦФЭР, 2007. – 272 с.
  6. Глушенкова, М. Реформа с неутешительным диагнозом [Текст] / М. Глушенкова // Коммерсантъ – Деньги. – 2012. – № 3. – С. 45 – 47.
  7. Департамент здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области [Электронный ресурс] : [сайт] – Режим доступа : http://www.belzdrav.ru.
  8. Дрошнев, В.В. Развитие обязательного медицинского страхования в России: история и современность [Текст] / В.В. Дрошнев // Страховое дело. – 2007. – № 2. – С. 57 – 64.
  9. Емельянова, Т. Здравствуй, новым ОМС [Текст] / Т. Емельянова // Финансы. – 2011. – № 1. – С. 46 – 49.
  10. Идем к модернизации (в том числе к здоровой конкуренции на рынке медицинского страхования) [Электронный ресурс] : [сайт] – Режим доступа : http://www.rosmedstrah.ru.
  11. Климова, М.А. О реформе системы обязательного медицинского страхования [Текст] / М.А. Климова // Налоговый вестник. – 2011. – № 2. – С. 16 – 20.
  12. Кушлин, В.И. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование [Текст] В.И. Кушлин. – М. : Наука, 2008. – 324 с.
  13. Окунев, О.Б. Система обязательного медицинского страхования в свете глобального экономического кризиса: риски финансовой необеспеченности [Текст] / О.Б. Окунев // Страховое дело. – 2009. – № 8. – С. 5 – 11.
  14. Пиддэ, А.Л. Проблемы медицинского страхования в современной России [Текст] / А.Л. Пиддэ // Уровень жизни населения регионов России. – 2010. – № 2. – С. 45 – 54.
  15. Поляков, И.В. Модель бюджетно-страховой медицины как приоритетное направление развития медицинского страхования [Текст] / И.В. Поляков // Медицинское страхование. – 2008. –  № 8. – С. 9 – 10.
  16. Русецкая, Э. Совершенствование медицинского страхования как центрального звена безопасности жизнедеятельности граждан [Текст] / Э. Русецкая // Хозяйство и право. – 2010. – № 5. – С. 19 – 32.
  17. Стародубов, В.И. Актуальные вопросы организации здравоохранения и обязательного медицинского страхования в современных социально-экономических условиях [Текст] / В.И. Стародубов, А.М. Таранов, В.Ю. Семенов // Менеджер здравоохранения. – 2007. – № 9. – С. 15 – 23.
  18. Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Белгородской области [Электронный ресурс] : [сайт] – Режим доступа : http://www.belfoms.ru.
  19. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования [Электронный ресурс] : [сайт] – Режим доступа : http://ora.ffoms.ru.
  20. Шихов, А.К. Страховое право [Текст] / А.К. Шихов. – М. : Юристъ, 2009. – 264 с.
  21. Юрина, М. Модернизация ОМС: «медстрахи» работодателя [Текст] / М. Юрина // Финансы и закон. – 2011. - № 1-2. – С. 84 – 86.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 См. : Шихов А.К. Страховое право. М., 2009.

2 См. : Кушлин В.И. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование. М., 2008.

3 См. : Дрошнев В.В. Развитие обязательного медицинского страхования в России: история и современность // Страховое дело. 2007. № 2. С. 57 – 64.

4 См. : Пиддэ А.Л. Проблемы медицинского страхования в современной России // Уровень жизни населения регионов России. 2010. № 2. С. 45 – 54.

5 См. : Русецкая Э. Совершенствование медицинского страхования как центрального звена безопасности жизнедеятельности граждан // Хозяйство и право. 2010. № 5. С. 19 – 32.

6 См. : Поляков И.В. Модель бюджетно-страховой медицины как приоритетное направление развития медицинского страхования // Медицинское страхование. 2008. № 8. С. 9 – 10.

7 См. : Стародубов В.И., Таранов А.М., Семенов В.Ю. Актуальные вопросы организации здравоохранения и обязательного медицинского страхования в современных социально-экономических условиях // Менеджер здравоохранения. 2007. № 9. С. 15 – 23.

8 См. : Герасименко Н.Ф., Григорьева И.Ю., Александрова О.Ю. Обязательное медицинское страхование: что нужно знать медицинскому работнику? М., 2007.

9 Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации : федер. закон от 29 ноября 2010 г. № 326 – ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2010. – № 49. – Ст. 6422.

10 Об организации страхового дела в Российской Федерации : закон с изменениями на 30 ноября 2011 г. URL : http://docs.kodeks.ru (дата обращения: 22. 03. 2012).

11 Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации : федер. закон от 29 ноября 2010 г. № 326 – ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2010. – № 49. – Ст. 6422.

12 Архипов А.П. О проблемах медицинского страхования // Финансы. 2011. № 6. С. 41.

13 Окунев О.Б. Система обязательного медицинского страхования в свете глобального экономического кризиса: риски финансовой необеспеченности // Страховое дело. 2009. № 8. С. 5.

14 Окунев О.Б. Система обязательного медицинского страхования в свете глобального экономического кризиса: риски финансовой необеспеченности // Страховое дело. 2009. № 8. С. 5.

15 Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации : федер. закон от 29 ноября 2010 г. № 326 – ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2010. – № 49. – Ст. 6422.

16 Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. URL : http://ora.ffoms.ru

17 Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. URL : http://ora.ffoms.ru

Информация о работе Государственное регулирование обязательного медицинского страхования