К недостаткам действующей
системы ОМС на территории Белгородской
области можно отнести:
- Низкий тариф ЕСН в части средств на обязательное медицинское страхование работающего населения, поскольку величина этих отчислений не увязана со стоимостью «страхового года» работающего населения.
- Недостаточное финансирование системы ОМС на страхование неработающего населения, которое имеет три основные причины:
- отсутствие законодательной
основы по размеру страхового
взноса на неработающее население;
- неисполнение закона
о медицинском страховании в
части страховых взносов на
неработающее население;
- непогашение сформировавшейся
значительной финансовой задолженности
по страховым взносам на неработающее
население.
- Дефицит финансового покрытия территориальной программы ОМС. Данная причина связана с отсутствием сбалансированности финансовых возможностей системы ОМС и объемов медицинской помощи, включенных в Базовую (а, соответственно и в территориальную) программу обязательного медицинского страхования, ежегодно утверждаемую Правительством РФ.
- Многоканальность финансирования медицинских организаций. Многоканальность финансирования (ОМС, бюджет, платные медицинские услуги и т.д.) существенно снижает возможности контроля за использованием средств в лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ) и создает предпосылки для сговора. В такой ситуации личный интерес «медицинского руководителя» начинает превалировать над интересами отрасли, а коммерческие интересы страховщика, работающего в ОМС – над социальной значимостью «бесплатного» здравоохранения.
- Многовариантность и отсутствие унификации способов оплаты медицинской помощи на сегодня, оказываемой как в стационарных, так в амбулаторно-поликлинических учреждениях системы здравоохранения.
- Низкие тарифы оплаты медицинских услуг. Структура тарифов в системе ОМС формируется исходя из планируемого объема и выделяемого финансирования, а не расчетной стоимости лечения законченного случая.
- Отсутствие динамики в структуре расходов по основным видам медицинской помощи с сохранением наиболее затратных видов ее оказания.
- Отсутствие позитивных перемен в системе оплаты труда медицинских работников.
- Отсутствие законодательного решения ряда проблем деятельности системы ОМС на территории Белгородской области:
- определение и законодательное
закрепление направлений модернизации
системы ОМС на современном
этапе;
- пересмотр законодательства
в области тарифов отчислений
в социальные фонды в сторону
увеличения тарифа на ОМС;
-правовое обеспечение
деятельности по защите прав
застрахованных.
- Отсутствие надлежащего государственного регулирования по основным направлениям деятельности страховой медицинской организации (СМО).
- Основные причины назревшей необходимости регулирования деятельности страховщика в системе ОМС следующие:
- выбор страховщика осуществляется
работодателями и органами местной
власти, а не самими застрахованными;
- в силу экономической
привлекательности и отсутствия
законодательного запрета на
совмещения деятельности по обязательному
(ОМС) и добровольному (ДМС)
медицинскому страхованию одним
субъектом, все крупнейшие страховщики
осуществляют эти виды страхования
одновременно. В результате возникает
конфликт интересов между решением
социальных задач и получением
максимальной прибыли. Следствием
сращивания ОМС и ДМС в одной
организации является дискредитация
всего института независимого
страхового контроля качества
медицинской помощи в системе
ОМС.
- реализации эффективной
модели ОМС препятствует тот
факт, что сам гражданин – получатель
медицинских услуг и выгодоприобретатель
по договору ОМС, лишен возможности
влиять на экономическое положение
СМО посредством её прямого
выбора из ряда других.
Таким образом, можно сделать
следующие выводы:
- Территориальный фонд осуществляет управление средствами обязательного медицинского страхования на территории Белгородской области, предназначенными для обеспечения гарантий бесплатного оказания застрахованным лицам медицинской помощи в рамках программ обязательного медицинского страхования и в целях обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования на территории Белгородской области, а также решения иных задач, установленных Федеральным законом от 29 ноября 2010 года № 326 – ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».
- Задачи, функции и вся деятельность ТФОМС Белгородской области направлена на пополнение фондов Территориального фонда; на выравнивание условий деятельности медицинских учреждений, осуществляющих программу обязательного медицинского страхования; на экономическое стимулирование эффективно и качественно работающих медицинских учреждений.
- Проведенное исследование выявляет недостатки в системе функционирования ОМС, которая непосредственным образом отражается на сфере здравоохранения Белгородской области в целом. Основными проблемами в сфере ОМС являются финансовые (острейшая нехватка денежных средств в связи с отсутствием ощутимого экономического роста в стране и сохраняющимся остаточным принципом финансирования здравоохраненческой отрасли) и организационные (структурный полиморфизм территориальной системы ОМС, затрудняющий управление обязательным медицинским страхованием, не позволяющий оптимизировать и унифицировать механизм функционирования системы ОМС на территории Белгородской области).
РАЗДЕЛ III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО
МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ В БЕЛГОРОДСКОЙ
ОБЛАСТИ
Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования26.
Перспективы развития ОМС планируется
реализовать по нескольким основным направлениям:
- Нормативно закрепить приоритет права выбора страховщика по ОМС за застрахованным гражданином.
- Придать деятельности по ОМС исключительный характер, т.е. запретить ее совмещение с иными видами страхования, сохранив некоммерческий статус. При этом необходимо так же предупредить аффилированность лиц, занимающихся ОМС и ДМС.
- Отменить повышенные требования к уставному капиталу, составу и структуре активов СМО, занимающихся исключительно ОМС, облегчив вхождение на рынок ОМС независимым субъектам страховой деятельности и создав условия для разукрупнения СМО, занимающих доминирующее положение на рынке ОМС.
- Создать условия для заинтересованного участия СМО в защите прав застрахованных и эффективном использовании ресурсов лечебно-профилактических учреждений путем создания конкурентной среды между СМО за застрахованных.
- Обеспечить реальное участие СМО в планировании и организации медицинской помощи населению с целью эффективного использования материальных и кадровых ресурсов медицинских организаций, а, следовательно – существенного повышения эффективности системы ОМС.
- Реализовать систему разделения финансовых рисков между ТФОМС и СМО.
- Обеспечить сбалансированность финансовых обязательств СМО в системе ОМС. Без этого система ОМС будет обречена на дальнейшую профанацию страхового принципа. Без такой сбалансированности невозможно сделать СМО реальным носителем финансовых рисков. Он так и останется индифферентным транслятором государственных средств от территориального фонда ОМС в медицинское учреждение.
- Правила работы страховщиков и оплаты ими работы медицинских организаций должны стимулировать и тех, и других к более эффективному использованию ресурсов. Лучший способ для этого – развитие конкурентной модели страхования – то есть создать конкуренцию между СМО и между медицинскими организациями везде, где такая конкуренция осмысленна. Но для того, чтобы этого добиться, потребуется много усилий. Прежде всего, от государства. В мировой практике пока доминирует модель «одного покупателя», в роли которого выступает либо государственный, либо частный страховщик. Эта модель проще, но и потенциал роста эффективности в такой модели меньше.
- Проблема качества оказания медицинской помощи не должна быть сведена к проверкам СМО и наказаниям лечебно-профилактических учреждений – это дорого и непродуктивно. Решающую роль в обеспечении качества должны играть сами врачи – через различные формы самоорганизации и корпоративного контроля. Профессиональные врачебные организации должны взять на себя распространение современных медицинских технологий, создание современных систем обеспечения качества, обеспечение этических норм поведения врачей27.
С точки зрения пациента
все эти изменения важны только
тогда, когда они реально улучшают
его положение в системе ОМС:
не нужно платить за то, что финансирует
государство, можно положиться на страховщика
в решении любых проблем, возникающих
с медиками, страховщик предоставит
нужную информацию и обеспечит высокое
качество медицинской помощи. С точки
зрения общества административные затраты
на ОМС станут окупаться, если эта
система будет вносить существенный
вклад в повышение эффективности
функционирования здравоохранения.
Особенно важно привлечь
население к различным формам
общественного контроля за деятельностью
медицинских учреждений. С этой целью
необходимо начать создание общественных
советов в медицинских организациях.
Они призваны обеспечить максимальную
гласность в отношении показателей
деятельности учреждений (в том числе
и выбор некоторых показателей),
исключить чрезмерную их коммерциализацию,
привить прозрачные формы распределения
поступлений от платных форм обслуживания.
Необходимо также повысить
роль застрахованного в системе
ОМС. Он должен реально выбирать страховщика
и обеспечивать обратную связь в
этой системе – по результатам
своего лечения давать «сигналы»
страховщикам, какие медицинские
организации и какие врачи
пользуются его доверием. Только так
можно поддержать наиболее эффективные
звенья оказания медицинской помощи.
Требуется разработать и
внедрить в системе ОМС единое
программное обеспечение, которое
бы позволило связать все уровни
при обработке документов, касающихся
выполненных объемов медицинской
помощи: медицинское учреждение, страховую
медицинскую организацию, ТФ ОМС. Это
обеспечит более точный контроль
за выполнением объемов медицинской
помощи по государственным (муниципальным)
заказам, что в свою очередь приведет к
более рациональному использованию средств
в системе ОМС28.
Основные положения стратегии дальнейшего развития, внедрения и сопровождения прикладного программного обеспечения в системе обязательного медицинского страхования Белгородской области можно сформулировать следующим образом:
- сосредоточение основных усилий на разработке специального прикладного программного обеспечения – проблемно-ориентированных прикладных программных комплексов, предназначенных для решения специфических функциональных задач обязательного медицинского страхования Белгородской области;
- использование готовых сертифицированных программных средств, обеспеченных технической поддержкой промышленного уровня, осуществление настройки и адаптации их к конкретным условиям применения в системе обязательного медицинского страхования и интеграция в Единую информационную систему обязательного медицинского страхования Белгородской области;
- адаптация, внедрение и сопровождение типовых унифицированных программных комплексов ведения персонифицированного учета медицинской помощи, оказанной гражданам лечебно-профилактическими учреждениями в рамках Территориальной программы государственных гарантий.
Важнейшей задачей Белгородского территориального фонда обязательного медицинского страхования является организация разработки и конкурсного отбора типовых функциональных компонентов информационной системы, их апробация на «пилотных» проектах для последующего централизованного оснащения унифицированными программными комплексами лечебно-профилактических учреждений для решения задач учета и оплаты медицинской помощи и формирования отчетности по обязательному медицинскому страхованию, статистической отчетности лечебно-профилактических учреждений и представления оперативной аналитической информации для органов управления здравоохранением.
Рационализация расходования средств обязательного медицинского страхования путем создания единой для всех субъектов информационного взаимодействия системы застрахованных граждан с использованием:
- единого полиса обязательного медицинского страхования на территории Белгородской области;
- единого персонального идентификационного страхового номера застрахованного;
- регистров прикрепленного населения медицинских учреждений.
Ведение сводного Регистра застрахованных должно осуществляться по единым правилам и технологии.
Так же необходимо создание Единой информационной системы ОМС. Система предназначена для мониторинга, планирования работы лечебно-профилактических учреждений Белгородской области, для расчета Территориальной программы государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи, анализа расходования финансовых средств, направленных на оказание бесплатной медицинской помощи населению в рамках этой программы.
С помощью системы предполагается решение следующих задач:
- Расчет Территориальной программы государственных гарантий бесплатной медицинской помощи, в том числе территориальной программы ОМС.
- Оценка качества медицинской помощи, оказанной населению, в том числе застрахованному по обязательному медицинскому страхованию.
- Мониторинг состояния здоровья населения Белгородской области.
- Мониторинг и контроль оказания медицинских услуг населению.
- Информационная поддержка взаиморасчетов лечебно-профилактических учреждений за медицинскую помощь, оказанную в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования.
Единая информационная система, объединяющая обязательное медицинское страхование, органы управления здравоохранением, лечебно-профилактические учреждения и страховые медицинские организации, позволит реализовать мероприятия по охране и улучшению качества здоровья населения Белгородской области.