Фонд социального страхования

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 11:53, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования данной работы: сформировать общую картину развития социального страхования в Российской Федерации.

Для достижения цели формируются следующие задачи:

изучить исторические аспекты, послужившие основой для появления и развития системы социального страхования в России;
выявить сущность и роль социального страхования и обеспечения;
обосновать цели и принципы социального страхования в России;
определить источники финансирования социального страхования;
рассмотреть финансовые основы функционирования;
проанализировать концепцию совершенствования системы социального страхования в РФ

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 1

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА 3

1.1. Сущность социального страхования и обеспечения 3

1.2. История развития системы социального страхования в России ………..…7

ГЛАВА 2. ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ…..……...……………..10

2.1. Цели и принципы социального страхования в России 10

2.2. Фонд социального страхования РФ в системе государственных внебюджетных фондов 16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32

Работа содержит 1 файл

ФСС курсовая.doc

— 179.00 Кб (Скачать)

     В демократическом обществе индивид  вступает в трудовые отношения, в  которых его индивидуальная ответственность (по поводу защиты от социальных рисков) должна подкрепляться не только правовыми  нормами закона, но и взаимной ответственностью государства и работодателя.

     Другими словами, институт социального страхования  может эффективно функционировать  только в случае, когда все субъекты правоотношений социально ответственны за исполнение установленных обязанностей.

     В российском социуме государственная  власть еще не сформировала механизмов, основанных на реципрокном поведении. Так, слишком часто и без должной  методологической и правовой проработки государство меняет законодательство в сфере социального обеспечения: вводит и отменяет страховой взнос работников (в размере 1% заработной платы) в Пенсионный фонд России; вводит и отменяет страхование по безработице; использует не по назначению финансовые ресурсы Фонда социального страхования, Пенсионного фонда России, не обеспечивает в полной мере реализацию накопленных пенсионных прав, заработанных по ранее действовавшим пенсионным законам.

     Ответственность государства за надлежащую организацию  социальной защиты населения зафиксирована  в Конституции Российской Федерации и международных документах. Прежде всего, государство выступает как гарант прав человека и обеспечивает общее руководство системой социального страхования.

     Кроме того, государство принимает меры по достижению достаточного уровня равенства  в распределении произведенного национального продукта через такие механизмы, как перераспределение налоговых сборов и социальное обеспечение.

     Системы социального страхования являются одним из самых сильных выражений  социальной солидарности на государственном  уровне. В этой связи создание и поддержание хорошо развитой системы социального страхования, рассматривается как одно из основных средств развития социальной сплоченности общества.

     Следует подчеркнуть следующий момент: последствия  при наступлении социальных рисков неблагоприятно воздействуют не только на рабочих, но и на предпринимателей, на общество и государство, так как приводят к сбоям в производственном процессе, порождают лишения, нужду, бедность и отчужденность. Объективный, массовый и повседневный характер социальных рисков, уязвимость при их наступлении всех субъектов трудовых отношений, предопределяет их высокую актуальность и вызывает заинтересованность в солидарных действиях по созданию соответствующих механизмов и институтов по защите от социальных рисков. В этой связи ключевым вопросом постиндустриальных обществ все больше становится социальная ответственность всех участников экономической деятельности по вопросу организации национальных систем социальной защиты.

2.2. Фонд социального страхования РФ в системе государственных внебюджетных фондов

     Для социальной защиты людей во всех государствах создаются общественные фонды потребления за счет бюджетных источников, средств предприятий и населения.

     Общественные  фонды потребления используются для финансирования учреждений просвещения и здравоохранения, содержания нетрудоспособных и престарелых граждан, оказания материальной помощи отдельным группам населения (одиноким матерям и многодетным семьям, семьям, потерявшим кормильца, безработным и др.). Объем средств, выделяемых на социальную защиту граждан, зависит от уровня экономического развития страны, состояния сферы материального производства. Источником формирования фондов, из которых финансируются мероприятия по социальной защите населения, служит национальный доход, созданный трудоспособными гражданами и прошедший затем перераспределение через бюджеты и внебюджетные фонды. Мобилизуемые в бюджеты и внебюджетные фонды денежные средства позволяют государству осуществлять социальную политику.

     Внебюджетные  фонды - это совокупность денежных распределительных и перераспределительных отношений, в результате которых формируются фонды финансовых ресурсов, не входящих в бюджет и имеющих, как правило, целевое назначение.

     Внебюджетные  фонды выполняют распределительную  и контрольную функции.

     Распределительная функция выражается в перераспределении  через внебюджетные фонды части  национального дохода в пользу либо социальных слоев населения, либо отдельных отраслей экономики в целях обеспечения их развития.

     Контрольная функция проявляется в информировании общества о возникших отклонениях  в производственном либо социальном процессах.  
Внебюджетные фонды, как и бюджет, способствуют государственному регулированию рыночной экономики, содействуют более справедливому распределению национального дохода между социальными слоями населения.  
В зависимости от источников формирования, назначения и масштабов использования внебюджетные фонды подразделяются на централизованные и децентрализованные.

     Централизованные (государственные) внебюджетные фонды  имеют общегосударственное значение и используются для решения общегосударственных  задач. В их состав входят:

    • Пенсионный фонд РФ;
    • Фонд социального страхования РФ;
    • Фонд обязательного медицинского страхования.

     К централизованным также относятся  Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, Федеральный фонд социальной поддержки населения и др.

     Средства  большинства централизованных внебюджетных фондов служат финансовой гарантией конституционных прав граждан России на социальную защиту в случае старости, болезни, неблагоприятного социального и экономического положения некоторых групп населения.

       Децентрализованные внебюджетные фонды формируются для решения территориальных, отраслевых, межотраслевых и других задач. К ним относятся внебюджетные фонды, создаваемые:

    • по решению региональных и муниципальных органов власти для решения региональных и местных задач;
    • для решения отраслевых задач (фонды научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, Фонд конверсии и др.).

     Фонд  социального страхования  Российской Федерации (ФСС  РФ) — один из государственных внебюджетных фондов, созданный для обеспечения обязательного социального страхования граждан России. Создан 1 января 1991 г. совместным постановлением Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов РСФСР № 600/9-3 от 25 декабря 1990 г. 

                                                        Общие положения

     Фонд  социального страхования Российской Федерации (далее именуется - Фонд) управляет  средствами государственного социального  страхования Российской Федерации.

     Фонд  осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, Постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также настоящим Положением.

     Фонд  является специализированным финансово-кредитным  учреждением при Правительстве  Российской Федерации.

     Денежные  средства и иное имущество, находящееся  в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной  собственностью.

     Денежные  средства Фонда не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.

     Бюджет  Фонда и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом, а бюджеты региональных и центральных  отраслевых отделений Фонда и  отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда утверждаются председателем Фонда.

     В Фонд социального страхования Российской Федерации входят следующие исполнительные органы:

    • региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования на территории субъектов Российской Федерации;
    • центральные отраслевые отделения, управляющие средствами государственного социального страхования в отдельных отраслях хозяйства;
    • филиалы отделений, создаваемые региональными и центральными отраслевыми отделениями Фонда по согласованию с председателем Фонда.

     Руководство деятельностью Фонда осуществляется его председателем.

     Для обеспечения деятельности Фонда  создается центральный аппарат Фонда, а в региональных и центральных отраслевых отделениях и филиалах - аппараты органов Фонда.

     При Фонде образуется правление, а при  региональных и центральных отраслевых отделениях - координационные советы, являющиеся коллегиальными совещательными органами.

     Фонд, его региональные и центральные  отраслевые отделения являются юридическими лицами, имеют гербовую печать со своим  наименованием, текущие валютные и  иные счета в банках.

     Местонахождение Фонда - г. Москва.

     Задачи Фонда

     Основными задачами Фонда являются:

    • обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;
    • участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;
    • осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда;
    • разработка совместно с Министерством труда и социального развития Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование;
    • организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования;
    • сотрудничество с аналогичными фондами (службами) других государств и международными организациями по вопросам социального страхования.

     Средства Фонда

     Средства  Фонда образуются за счет:

    • страховых взносов работодателей (администрации предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности);
    • страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством;
    • страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд;
    • доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады. Помещение этих средств Фонда в банковские вклады производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете Фонда на соответствующий период;
    • добровольных взносов граждан и юридических лиц; поступления иных финансовых средств, не запрещенных законодательством;
    • ассигнований из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях;
    • прочих поступлений (возмещаемых страхователем расходов, не принятых к зачету в счет страховых взносов, и не принятых расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; недоимок по обязательным платежам, сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством; уплаченных в установленном порядке сумм за путевки, приобретенные страхователем за счет средств Фонда; средств, возмещаемых Фонду в результате исполнения регрессных требований к страхователям, и других).

     Средства  Фонда направляются на:

    • выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, при усыновлении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг;
    • оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет; оплату путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации и в санаторно-курортные учреждения в государствах - участниках СНГ, аналогичных которым нет в Российской Федерации, а также на лечебное (диетическое) питание;
    • частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев, имеющих лицензии на право занятия этим видом деятельности (оплата расходов на питание, лечение и медикаменты, заработную плату работников, культурно-массовое обслуживание);
    • частичную оплату путевок в детские загородные оздоровительные лагеря, находящиеся на территории Российской Федерации, для детей работающих граждан;
    • частичное содержание детско-юношеских спортивных школ (оплата расходов на оплату труда тренерско-преподавательского состава и аренду помещений, необходимых для учебно-тренировочного процесса);
    • оплату проезда к месту лечения и обратно;
    • создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости Фонда на всех уровнях. Порядок формирования резерва и предоставления из него средств (на возвратной основе или безвозмездно) определяется инструкцией о порядке начисления, уплаты, расходования и учета средств государственного социального страхования (далее именуется - инструкция), утвержденной Фондом совместно с Министерством труда и социального развития Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Государственной налоговой службой Российской Федерации и с участием Центрального банка Российской Федерации;
    • обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления Фонда;
    • финансирование деятельности подразделений органов исполнительной власти, обеспечивающих государственную защиту трудовых прав работников, охрану труда (включая подразделения надзора и контроля за охраной труда) в случаях, установленных законодательством;
    • проведение научно-исследовательской работы по вопросам социального страхования и охраны труда;
    • осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами Фонда, включая разъяснительную работу среди населения, поощрение внештатных работников Фонда, активно участвующих в реализации мероприятий по социальному страхованию;
    • участие в финансировании программ международного сотрудничества по вопросам социального страхования.

Информация о работе Фонд социального страхования