Фонд социального страхования

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 11:53, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования данной работы: сформировать общую картину развития социального страхования в Российской Федерации.

Для достижения цели формируются следующие задачи:

изучить исторические аспекты, послужившие основой для появления и развития системы социального страхования в России;
выявить сущность и роль социального страхования и обеспечения;
обосновать цели и принципы социального страхования в России;
определить источники финансирования социального страхования;
рассмотреть финансовые основы функционирования;
проанализировать концепцию совершенствования системы социального страхования в РФ

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 1

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА 3

1.1. Сущность социального страхования и обеспечения 3

1.2. История развития системы социального страхования в России ………..…7

ГЛАВА 2. ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ…..……...……………..10

2.1. Цели и принципы социального страхования в России 10

2.2. Фонд социального страхования РФ в системе государственных внебюджетных фондов 16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32

Работа содержит 1 файл

ФСС курсовая.doc

— 179.00 Кб (Скачать)

1.2. История развития системы социального страхования в России

     2 июня 1903 года с высочайшего соизволения императора Николая II в Российской империи были введены «Правила о вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно членов их семейств в предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности». Этот день считается официальной датой рождения государственного социального страхования в России.

     Первое  послереволюционное положение о  социальном обеспечении трудящихся было принято в 1918 году. Оно гарантировало  обеспечение всех наемных работников независимо от характера труда пособиями при временной утрате заработка в связи с болезнью, беременностью и родами, увечьем. С 1922 года выплата пособий была передана непосредственно предприятиям в счет страховых взносов.

     В 1929 году государственное социальное страхование обрело единый бюджет. А с 1931 года за счет соцстраховских средств начато финансирование санаторно-курортного лечения и отдыха в специализированных учреждениях (санатории, пансионаты, дома отдыха), а также финансирование детских оздоровительных лагерей. В лексиконе профсоюзных деятелей появляется понятие «профилактики заболеваемости». Начато строительство советской санаторно-курортной «фабрики здоровья».  С 1933 года социальное страхование перешло под управление советских профсоюзов.

     С 1 января 1991 года на основании Постановления  Совета Министров РСФСР и Федерации  независимых профсоюзов от 25 декабря 1990 года 600/9-3 «О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся РСФСР» был образован внебюджетный Фонд социального страхования Российской Федерации. С 1993 года Фонд становится финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации.

     Управление  системой обязательного социального  страхования осуществляется Правительством Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации (пункт 1 статьи 13 федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999 г. 165-ФЗ).

     Ныне  Фонд представляет собой специализированную структуру, обеспечивающую функционирование всей многоуровневой системы государственного социального страхования. Фонд финансирует выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка и ежемесячного пособия до достижения ребенком возраста полутора лет, а также пособия на погребение умерших.

     Кроме того, Фонд финансирует санаторно-курортное  обслуживание работающих и членов их семей, детскую летнюю оздоровительную  кампанию.

     В 2000 году Фонд социального страхования начал выплаты по возмещению вреда пострадавшим на производстве в рамках обеспечения нового вида страхования, введенного Федеральным законом РФ от 24 июля 1998 года 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

     С 1 января 2005 года на Фонд возложена задача по реализации федерального закона от 22.08.2004 122-ФЗ в части обеспечения  граждан получателей социальных услуг путевками на санаторно-курортное лечение, а также их бесплатного проезда к месту лечения и обратно за счет средств федерального бюджета.

     В этом же году в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации  от 12.12. 2004 года 771 "Об утверждении Правил обеспечения в 2005 году инвалидов техническими средствами реабилитации, отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями за счет средств федерального бюджета"  на Фонд также возложена задача по обеспечению инвалидов, отдельных категорий граждан из числа ветеранов техническими средствами реабилитации, протезами (кроме зубных) и протезно-ортопедическими изделиями за счет средств федерального бюджета.

     Отделения Фонда созданы на территориях всех субъектов Российской Федерации.

     Фонд  организует исполнение бюджета государственного социального страхования, утверждаемого  ежегодно федеральным законом, контролирует использование средств социального  страхования. В необходимых случаях  Фонд перераспределяет средства социального страхования между регионами и отраслями, поддерживая финансовую устойчивость системы. Кроме того, Фондом разрабатываются и реализуются государственные программы по совершенствованию социального страхования, охраны здоровья работников.

ГЛАВА 2. ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

2.1. Цели и принципы социального страхования в России

     Цели  функционирования системы социального  страхования заключаются в обеспечении  надежной и качественной социальной защиты работающих граждан с помощью их триединого набора:

    • создания экономических и правовых условия для наемных и самозанятых работников для “зарабатывания” страховых прав, достаточных по объему для получения пенсий и пособий, сопоставимых с заработком;
    • создания правовых, организационных и управленческих механизмов учета страховых взносов и гарантированных способов их возврата для застрахованных, позволяющих обеспечивать оперативную и полную выплату пособий, пенсий, оказание качественной медицинской помощи, проведение медицинской, профессиональной и социальной реабилитации застрахованных;
    • создания открытой информационной системы, позволяющей всем плательщикам взносов и получателям пособий и услуг знать свои права и обязанности, способы проверки накапливаемых страховых прав, а также формирования публичных и государственных механизмов контроля за эффективностью управления финансовыми ресурсами.

     Важнейшим условием формирования национальной системы  социального страхования в России является разработка четко выверенной системы базовых ориентиров его построения, то есть принципов социального страхования, в круг которых специалисты Международного Бюро Труда (МБТ), отечественные и зарубежные ученые включают ряд основополагающих социальных, экономических, правовых установлений, позволяющих обеспечивать работникам и членам их семей уровень социальной защиты, сопоставимый с уровнем дохода в их трудовой период, позволяющий при этом сохранить социальный статус.

     Опыт  Международной Организации Труда (МОТ) и специалистов МБТ в определении  принципов социального страхования во многом использован в Федеральном законе Российской Федерации от 16.07.1999 года № 165-ФЗ “Об основах обязательного социального страхования”. В статье 4 данного Закона в качестве основных принципов социального страхования определены:

    • устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и средств обязательного социального страхования;
    • всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;
    • государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;
    • государственное регулирование системы обязательного социального страхования;
    • паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;
    • обязательность уплаты страхователями страховых взносов и/или налогов;
    • ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;
    • обеспечение надзора и общественного контроля;
    • автономность финансовой системы обязательного социального страхования.

     Следует, однако, отметить, что при всей методологической правильности данных принципов, их многочисленность затемняет смысловые отличия  данного института от других институтов социальной защиты. Поэтому помимо вышеуказанных принципов следует определить их системообразующее ядро, к которому, по нашему мнению, можно отнести следующие четыре принципа:

    • личной ответственности;
    • солидарной взаимопомощи;
    • оптимальной поддержки (субсидиарности);
    • взаимной ответственности (реципрокности) за исполнение нормативных обязательств.

     Принцип личной ответственности. Данный принцип проистекает из базовых ценностей естественного и позитивного права: свободное развитие личности подразумевает личную ответственность человека перед собой, семьей и обществом. Считается, что человек наделен свободой, которая тесно сопряжена с ответственностью. Самостоятельное формирование и обустройство своей жизни неразрывно связано с личной предусмотрительностью и ответственностью за правильные решения и совершенные поступки.

     По  мнению западногерманских ученых, для  рыночной экономики принцип личной ответственности является основным принципом построения и развития национальных систем социального страхования, который воплощен в финансовом механизме  компенсации последствий социального риска усилиями самих работников.

     Для этого сами работники должны делать взносы, т.е. выступать одновременно и страховщиками и застрахованными. Аргументируется это тем, что  выплачиваемые пособия должны быть правом, а не помощью, а взносы самих  застрахованных – служить средством для поддержания достоинства получателя пособия.

     Участие работников в уплате страховых взносов  имеет чрезвычайно важное психологическое  воздействие на формирование мотивационных  установок работников. Делая регулярные страховые взносы, они приобретают чувство сопричастности и ответственности за формирование лично-коллективной системы социальной защиты, которой для них выступает социальное страхование, а страховые взносы – формой резервирования части заработной платы на строго определенные по закону виды страховых выплат.

     Принцип солидарной взаимопомощи работодателей и  работников. Индивидуальная ответственность за социальные риски не всегда может гарантировать страховую защиту. В жизни бывают ситуации, которые не зависят от отдельного человека, например, опасность техногенных катастроф или профессиональных рисков. Природа этих рисков обусловливается сложным комплексом технических, экономических и социальных причин.

     Кроме того, страховое событие может  наступить для застрахованного  на ранних этапах его трудовой деятельности, когда он еще не накопил достаточных страховых прав, а значительная величина утраты трудоспособности и продолжительные временные периоды предстоящих выплат приводят к уязвимому положению застрахованного.

     В этой связи требуется применение принципа солидарной взаимопомощи при организации социального страхования. Его смысл состоит во взаимной помощи: “сегодня я материально помогаю другим, ожидая при этом, что в случае, если наступит страховой случай со мной, то и мне будет оказана материальная помощь”.

     Принцип субсидиарности. Его суть состоит в том, что индивид и общественные структуры передают свои функции вышестоящим структурам и государству в исключительных случаях. Только там, где индивид, семья, трудовой коллектив и т.д. не в состоянии должным образом выполнять обязанности, в их пользу должны выполнять соответствующие функции вышестоящие общественные и государственные структуры.

     Организационные, правовые и экономические механизмы  построения субсидиарных отношений  базируются на децентрализации властных полномочий и распределении компетенции, финансов, функций и ответственности между отдельными субъектами. Вмешательство государства возможно только в той мере и в тех сферах, в которых профессиональные группы или другие общественные структуры не могут полноценно выполнять свои обязанности. Отсюда - основная целевая функция государственной власти состоит в координации деятельности общественной жизни, а его надзорная функция выступает в роли дополняющей.

     В системе социального страхования принцип субсидиарности реализуется в самоуправляемых товариществах взаимного страхования, в которых ключевую роль играют представители работников и работодателей, а также в автономии финансовых ресурсов по отношению к госбюджету; в многообразии страховых его видов: пенсионного, медицинского, по безработице, от несчастных случаев на производстве. Привлечение основных социальных субъектов (работодателей и работников) к реальному (не на словах) управлению страховыми учреждениями способствует значительному ослаблению общественных конфликтов в этой весьма хрупкой сфере социальных отношений.

     Принцип взаимной ответственности (реципрокности) по исполнению законом  установленных обязанностей субъектами страховых  отношений проистекает из публичного правового характера института обязательного социального страхования.

Информация о работе Фонд социального страхования