Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 15:52, реферат
Повышение качества и доступности медицинской помощи - это одна из важнейших целей государственной политики в области охраны здоровья граждан Российской Федерации, что подтверждено в "Концепции охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 г.", одобренной распоряжением Правительства от 31.08.2000г.
Введение 3
Глава №1. Качество медицинской помощи 5
1.1 Современное понятие доступности и качества медицинской помощи 7
1.2. Политика качества в здравоохранении 8
1.3 Контроль качества медицинской помощи 13
1.4 Виды нарушений при оказании медицинской и лекарственной помощи 14
1.5 Финансовая необеспеченность государственных гарантий бесплатной медицинской помощи 15
Глава №2. Комплекс мер, направленных на повышение доступности и качества медицинской помощи 17
2.1 Развитие системы медицинского страхования 18
2.2 Расширение системы дополнительного лекарственного обеспечения и страхование лекарственной помощи 20
2.3 Повышение доступности программ добровольного медицинского страхования 22
2.4 Охрана здоровья матери и ребенка как фундаментальная основа здоровья нации 22
Заключение 26
Список использованной литературы 27
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное
государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального
образования
Уральская
государственная
Реферат
по дисциплине «Страховая деятельность» на тему:
«Доступность
и качество медицинской помощи населению»
Выполнила:
студентка I гр.
Токарева
Д. О.
Руководитель:
Васильцова
Л.И.
Екатеринбург
2011
Оглавление
Повышение качества и доступности медицинской помощи - это одна из важнейших целей государственной политики в области охраны здоровья граждан Российской Федерации, что подтверждено в "Концепции охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 г.", одобренной распоряжением Правительства от 31.08.2000г.
Граждане
РФ, привыкшие за последние 10-15 лет
к снижению качества товаров и
услуг, достаточно болезненно воспринимают
низкое качество медицинской помощи,
получаемой ими в лечебных учреждениях.
Политики и организаторы здравоохранения
заняты разработкой различных реформ,
цель которых - усилить гарантии социальной
защищенности населения в сфере здравоохранения
и обеспечить повышение уровня и качества
медицинских услуг. В настоящее время
завершается период формирования в РФ
системы ОМС. Уже решена значительная
часть организационных задач, созданы
предпосылки для правового и финансового
взаимодействия субъектов ОМС, но запаздывает
формирование необходимой системы контроля
за качеством медицинской помощи (КМП)
застрахованным гражданам.
Если учесть, что в стране отсутствует
опыт вневедомственного контроля за КМП,
то можно утверждать: создание новой социальной
подсистемы требует развития имеющихся
знаний о КМП, а также подготовки специалистов
по оценке представления гарантий качества
в соответствии с договорными обязательствами.
Определение качества медицинской помощи,
как объекта оценки, необходимо для выбора
цели, стратегии, постановки адекватных
им задач и обоснования критериев их реализации.
Федеральный и территориальные фонды
ОМС должны способствовать созданию и
развитию системы независимой экспертизы
КМП для обеспечения его гарантий застрахованным
гражданам.
На основании ст.41 Конституции РФ каждый
имеет право на охрану здоровья и медицинскую
помощь. Медицинская помощь в государственных
и муниципальных учреждениях здравоохранения
оказывается гражданам бесплатно за счет
средств соответствующего бюджета, страховых
взносов, других поступлений. Граждане
РФ в соответствии с законом РФ "О медицинском
страховании граждан в Российской Федерации"
имеют право на получение медицинских
услуг, соответствующих по объему и качеству
условиям договора медицинского страхования,
который содержит перечень медицинских
услуг, входящих в территориальную программу
а также на предъявление иска учреждениям
здравоохранения и частнопрактикующим
врачам, работающим в системе обязательного
медицинского страхования, в том числе
и на материальное возмещение ущерба в
случае причинения вреда здоровью вследствие
ненадлежащего качества оказания медицинской
и лекарственной помощи, а также условий
предоставления медицинской и лекарственной
помощи независимо от того, предусмотрено
это в договоре медицинского страхования
или нет.
Понятие
качества товара или услуги в сфере производства
и рыночной экономики тесно связано с
их потребительскими свойствами. Они должны
быть нужными и полезными с точки зрения
потребителя. Международная организация
по стандартизации, а затем и Госстандарт
бывшего Союза, определяют качество, как
такую совокупность свойств продукции,
которая придает ей способность удовлетворять
конкретные потребности людей.
При оценке качества товаров и услуг раздельно
рассматриваются две характеристики качества:
качество исполнения и качество соответствия.
Качество исполнения - характеристика,
отражающая степень, в которой товар или
предоставляемые организацией (группой
лиц, объединенных одной целью) услуги
фактически удовлетворяют потребности
клиентов. Качество соответствия - характеристика,
отражающая степень, в которой продукция
или услуги, предоставляемые организацией,
соответствует внутренним спецификациям
товара и услуги.
Особенностью категории “качество” в
приложении к медицинской помощи является
то, что исполнение обследования и лечения
больного в полном соответствии с видом
патологии и спецификацией (категорией)
медицинского учреждения не всегда полностью
удовлетворяет пациента в связи с отсутствием
у последнего объективного представления
о возможностях коррекции реального патологического
состояния средствами современной медицины.
С учетом этой особенности понятия надлежащего
и ненадлежащего качества медицинской
помощи могут быть сформулированы следующим
образом.
Надлежащее качество медицинской помощи
- это соответствие оказанной медицинской
помощи современным представлением о
ее необходимом уровне и объеме при данном
виде патологии с учетом индивидуальных
особенностей больного и возможностей
конкретного медицинского учреждения.
Ненадлежащее качество медицинской помощи
- это несоответствие оказанной медицинской
помощи общепринятым современным представлением
о ее необходимых уровне и объеме при данном
виде патологии с учетом индивидуальных
особенностей больного и возможностей
конкретного медицинского учреждения.
Проблема оценки качества медицинских
услуг по мере развития медицинских технологий
и изменения характера заболеваний все
время усложняется. Раньше, когда преобладали
острые заболевания, критерии оценки были
проще: выздоровел-умер. Сегодня превалируют
хронические болезни, при которых эффект
лечения крайне разнообразный, а, следовательно,
оценка качества медицинской услуги стала
делом значительно более сложным. Кроме
того, медицинская помощь - это услуга
далеко не всегда со знаком плюс. Например,
в результате лечения больного спасли
от смерти, но у него остался частичный
паралич или другое инвалидизирующее
последствие болезни. При этом оценка
качества помощи будет зависеть от предпочтений
потребителей. Таким образом, определение
понятия качества медицинской помощи
и ее оценка в современных условиях требуют
новых подходов и критериев.
1.1 Современное понятие доступности и качества медицинской помощи
Заявление
о доступности медицинской
Доступность медицинской помощи - это свободный доступ к службам здравоохранения вне зависимости от географических, экономических, социальных, культурных, организационных или языковых барьеров.
Доступность медицинской помощи обусловлена:
· сбалансированностью возможностей государства и медицинскими ресурсами страны:
· наличием и уровнем квалификации медицинских кадров;
· адекватным финансирование отрасли;
· доступным транспортом;
· возможностью свободного выбора специалиста и учреждения;
· уровнем общественного образования в области профилактики;
· распределением медицинских технологий на территориях;
· качеством медицинской помощи.
К характеристикам качества медицинской помощи относятся профессиональная компетентность, доступность, результативность, межличностные взаимоотношения, эффективность, непрерывность, безопасность и удобство. Однако данные характеристики в большинстве своем не зависят от системы здравоохранения и не подлежат квалиметрии, т.е. разработке количественных показателей, характеризующих их состояние.
1.2. Политика качества в здравоохранении
Качество медицинской помощи является основной целевой функцией и, в тоже время, критерием деятельности системы здравоохранения от низшего его звена - лечебно-профилактического учреждения (ЛПУ), до верхнего - Министерства здравоохранения.
Качество медицинской помощи обеспечивается всеми составляющими элементами системы здравоохранения: материально-техническим обеспечением, кадровыми, научными, организационными, финансовыми, интеллектуальными, информационными ресурсами. Результат деятельности системы здравоохранения определяется ее построением, функционированием, порядком взаимодействия всех элементов. Из этого следует, что в основе улучшения качества лежит изменение самой системы.
Поддержание и улучшение результата деятельности системы здравоохранения в процессе реформирования осуществляют управляющие структуры и механизмы.
В настоящее время на федеральном уровне созданы отдельные структуры по управлению качеством медицинской помощи: Экспертный Совет по рассмотрению проектов нормативных документов по стандартизации в здравоохранении Министерства здравоохранения; Лаборатория проблем стандартизации при Московской медицинской академии им И.М. Сеченова; Методический Центр по обеспечению качеством медицинской помощи при ЦНИИ ОИЗ МЗ РФ; Центр Доказательной Медицины при Московской медицинской академии им И.М. Сеченова. На территориальном уровне для ЛПУ, по Приказу Минздрава России о внедрении стандартизации, должны быть созданы определенные структуры по управлению качеством медицинской помощи.
Вопросы улучшения качества медицинской помощи в России являются одними из наиболее актуальных и дискуссионных из-за отсутствия единого подхода к управлению качеством. Возникла необходимость в разработке единой концепции качества медицинской помощи. Заслуживает внимания методология управления качеством, успешно используемая в других странах, адаптированная и апробированная на отдельных российских территориях.
На основе этой методологии в течение трех лет в России в рамках приоритетного направления "Доступность качественной медицинской помощи" Комитета по здравоохранению российско-американской Межправительственной комиссии по экономическому и технологическому сотрудничеству на базах Тверской и Тульской областей проводились работы по улучшению качества медицинской помощи. Координатором данного проекта со стороны России был федеральный научно-методический Центр по управлению качеством ЦНИИОИЗ МЗ РФ.
Целью проекта было адаптирование и развитие методологии управления качеством медицинской помощи для России. В результате работы в рамках выбранных клинических проблем и служб здравоохранения были проведены изменения в системе оказания медицинской помощи. Разработаны индикаторы, для мониторинга изменений системы, процессов оказания медицинской помощи и ее качественных показателей.
Так,
изменение системы
Реализация проекта по улучшению качества медицинской помощи больным артериальной гипертензией (АГ) в областях также успешно отразилась на результатах. Улучшение системы оказания медицинской помощи врачом общей практики больным артериальной гипертензией позволило не только изменить организацию и тактику медицинской помощи, но и развить профилактическую деятельность, разработать и внедрить скрининговые и оздоровительные программы. В результате число впервые выявленных больных с артериальной гипертензией возросло, при этом 24% составили больные с первой стадией заболевания, что является одним из наиболее показательных индикаторов улучшения качества медицинской помощи. Наряду с этим было отмечено снижение числа гипертонических кризов у больных АГ, находящихся под наблюдением врача общей практики на 87%, а также числа госпитализаций. Каждый десятый больной (10%) изменил образ жизни, отказавшись от вредных привычек (курения, избыточного потребления соли), снизил вес и т.д., что является надежным критерием деятельности профилактических программ.
Успех проекта по улучшению качества медицинской помощи был обеспечен, на наш взгляд, усовершенствованной и адаптированной для условий России методологией управления качеством медицинской помощи, успешно применяемой и в других странах.
Основой методологии управления качеством медицинской помощи являются четыре принципа:
Удовлетворение потребностей и ожиданий внешнего потребителя (пациента) и внутреннего (медицинского работника) - необходимо выяснить, что нужно потребителю, чего он хочет и чего ожидает от медицинской помощи. Именно ожидания и удовлетворенность потребителя заставляют изменить всю систему оказания медицинской помощи и построить ее в соответствии с этими ожиданиями, что позволяет правильно оценить направление в поиске улучшения качества медицинской помощи.
Системный подход. Работу системы здравоохранения можно представить как совокупность подсистем и происходящих в них процессов. Поэтому для получения лучших результатов медицинской помощи необходимо провести анализ системы, определить приоритетные проблемы и найти возможные решения по ее изменению.
Работа
в рабочих группах (командах) позволяет
объединить представителей различных
сторон медицинской помощи: пациентов
и представителей всех процессов
ее оказания, фармацевтических фирм и
должностных лиц
Информация о работе Доступность и качество медицинской помощи населению