Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 23:29, курсовая работа
Страхование является стратегически важной отраслью экономики, обеспечивая подавляющую часть инвестиций в ее развитие и освобождая государственные бюджеты от расходов на возмещение убытков от непредвиденных событий.
При этом особая роль страхования проявляется в решении социальных проблем общества. Социальные гарантии населению страховщики способны предоставлять наряду с государством, а порой и опережая государство.
Обязательное страхование владельцев транспортных средств в Республике Беларусь было введено 1 июля 1999 г. Декретом Президента № 8 от 19 февраля 1999 г.
Введение...................................................................................................................3
1. Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств в Республике Беларусь ........................................................5
1.1 Хронология развития обязательного страхования автогражданской ответственности.......................................................................................................5
1.2 Основные категории обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в Республике Беларусь ......8
1.3 Особенности обязательного страхования гражданской ответственности в Республике Беларусь ...............10
2. Действующая практика страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств на примере ЗАСО «Промтрансинвест»...............................................................................................14
2.1.Анализ деятельности ЗАСО «Промтрансинвест».......................................14
2.2. Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств в страховой компании «Промтрансинвест»................17
2.3. Рекомендации по развитию и совершенствованию обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств....................................................................................................................22
Заключение.............................................................................................................25
Список литературы................................................................................................27
Действующая практика обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в РБ .
Введение......................
1. Обязательное страхование
гражданской ответственности владельцев
транспортных средств в Республике Беларусь
..............................
1.1 Хронология развития обязательного
страхования автогражданской ответственности...............
1.2 Основные категории обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в Республике Беларусь ......8
1.3 Особенности обязательного
страхования гражданской ответственности
в Республике Беларусь ..............................
2. Действующая практика страхования
гражданской ответственности владельцев
транспортных средств на примере ЗАСО
«Промтрансинвест».............
2.1.Анализ деятельности ЗАСО
«Промтрансинвест».............
2.2. Обязательное страхование
гражданской ответственности владельцев
транспортных средств в страховой компании
«Промтрансинвест».............
2.3. Рекомендации по развитию
и совершенствованию обязательного страхования
гражданской ответственности владельцев
транспортных средств.......................
Заключение....................
Список литературы.............
ВВЕДЕНИЕ
Страхование является стратегически важной отраслью экономики, обеспечивая подавляющую часть инвестиций в ее развитие и освобождая государственные бюджеты от расходов на возмещение убытков от непредвиденных событий.
При этом особая роль страхования проявляется в решении социальных проблем общества. Социальные гарантии населению страховщики способны предоставлять наряду с государством, а порой и опережая государство.
Обязательное
страхование владельцев транспортных
средств в Республике Беларусь было
введено 1 июля 1999 г. Декретом Президента
№ 8 от 19 февраля 1999 г. Согласно этому
документу предусматривается
В случае возникновения
дорожно-транспортного
Наконец, страховые выплаты по договорам страхования уменьшают расходную часть государственного бюджета на социальные программы, а денежные средства, аккумулируемые страховыми компаниями, могут стать источником значительных долгосрочных инвестиций в экономику государства.
Целью курсовой работы является разностороннее рассмотрение современного состояния системы страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, определение роли и значения страхования в жизни общества и в экономике страны, определение перспектив развития страхования. В практической части будет приведен анализ деятельности страховой компании «Промтрансинвест» и ее участие в страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
Тема курсовой работы является актуальной и современной, так как наличие системы социальной защиты населения характерно практически для всех стран и необходимость в ней для конкретного гражданина обусловлена наступлением обстоятельств, исключающих возможность создания его трудом условий, обеспечивающих ему основные жизненные потребности.
Объектом исследования является содержание страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Предмет исследования – практические вопросы совершенствования страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в Республике Беларусь.
При выполнении работы использовались методы как общенаучные, так и специальные методы исследования: анализ, синтез, сравнение, а также экономико-статистический.
1. ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В РБ
1.1 ХРОНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ АВТОГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Страхование ответственности - молодая отрасль страхования, которой чуть более 100 лет. Развитие страхования ответственности идет вместе с техническим прогрессом и подкрепляется различными законами и нормативными актами, так как затрагивает практически все сферы жизни.
Суть страхования ответственности состоит в том, что страховщик принимает на себя обязательство возместить ущерб, причиненный страхователем третьему лицу или группе лиц. Эта отрасль имеет большое значение, как для страхователя, так и для пострадавшего. Если страхователь причинил кому-либо ущерб, то его оплачивает страховая компания, а не сам страхователь. Иногда нанесенный ущерб может составлять значительную сумму и в случае отсутствия надлежащего страхования привести к ухудшению материального положения человека. Страхование гражданской ответственности улучшает шансы потерпевшего, так как при наличии страхования у лица, нанесшего ущерб, потерпевший получит достаточно быстро возмещение со стороны страховой компании.
Импульсом для развития страхования ответственности в качестве самостоятельной отрасли послужило быстрое промышленное развитие. Фабричный способ производства неминуемо влек за собой увеличение рисков при использовании средств производства, а развитие средств транспорта увеличивало не только их скорость, но и риски, связанные с ними (первый несчастный случай с человеческими жертвами произошел в 1897 г. в Лондоне, когда автомобиль, двигавшийся со скоростью 7 км/час, сбил пешехода). В 1871 г. в Германии был принят закон рейха об ответственности, где была частично введена ответственность за причинение вреда на предприятиях железной дороги [5, с. 58].
Серьезно о страховании автомобилей или, как их тогда было принято именовать, моторных экипажей в Российской империи заговорили в 1910 году, когда в стране и за границей начало активно разрастаться автомобильное движение. В это время автомобили стали рассматриваться в качестве не только эффективных средств передвижения, но и причин частых пожаров, повреждений и увечий, хотя тогда институт источников повышенной опасности в гражданском праве еще не сформировался.
Поэтому и в Европе, и в России был остро поставлен вопрос о страховании имущественной ответственности владельцев транспортных средств.
Начиная с 1913 г.
в России стало формироваться
гражданское законодательство о
страховании автогражданской
Указанные правила устанавливали, что по договору страхования убытков владельцев моторных экипажей страховое общество обязывалось возместить страхователю убытки, которые возникли для него вследствие несчастных случаев, происшедших при движении или на стоянках включенных в страхование моторных экипажей:
1) убытки, вытекающие
из возникшей у страхователя
по закону имущественной
а) за смерть и телесные повреждения, причиненные третьим лицам;
б) за порчу и уничтожение имущества (включая животных), принадлежащего третьим лицам;
2) убытки от повреждений и поломки самих моторных экипажей вследствие несчастного случая;
3) убытки от пожара, взрыва или короткого замыкания электрического тока на моторном экипаже.
Страхование распространялось также на несчастные случаи, происшедшие с моторным экипажем во время перевозки его в пределах Европейского материка и Азиатской России. Из этого следует важный вывод - первоначально страхование гражданской ответственности рассматривалось как часть страхования общих автотранспортных рисков.
Договор носил возмездный характер, так как лицо или учреждение, заключившее со страховым обществом договор страхования (страхователь), обязано было уплатить страховщику страховую премию единовременно за все время страхования или уплачивать страховые взносы в установленные соглашением сторон сделки сроки.
Страховой договор заключался на основании письменного объявления, подаваемого страхователем на бланке установленной страховым обществом формы.
Страховщик имел право потребовать от страхователя при подаче объявления уплаты задатка в размере не свыше причитающейся по страхованию первого взноса страховой премии. В случае заключения договора страхования внесенный задаток засчитывался в счет уплачиваемой страхователем премии. Страховая компания выдавала страхователю специальную квитанцию о получении от него задатка. При этом уплата задатка не давала страхователю права на возмещение убытков по несчастным случаям, которые произошли до начала ответственности страхового общества.
В каждом полисе должны были быть обозначены: наименование страховщика; наименование или имя, отчество и фамилия лица, заключившего договор страхования; подробный перечень защищенных договором страхования моторных экипажей; род страхуемых убытков и др. Страховой договор считался заключенным с момента принятия страхователем полиса.
Если после выдачи страхователю полиса вносились изменения или дополнения в условия договора, то они осуществлялись либо посредством надписи на самом полисе, которую делает правление, либо в особом к нему дополнении, выдаваемом страхователю. Надписи на полисах и дополнения к договорам страхования, сделанные не правлением страхового общества, а иными сотрудниками, страховщика не обязывали.
23 марта 1918 г.
был подписан Декрет Совета
Народных Комиссаров «Об
Таким образом,
в советское время в нашей
стране страхования гражданской
ответственности практически не
существовало: проводилось лишь добровольное
страхование гражданской
В постперестроечный период государственное страхование было отменено. Фактически страховой рынок в нашей стране начал создаваться заново. Постановление «О мерах по демонополизации народного хозяйства» от 16 августа 1990 г. определило, что на страховом рынке могут действовать конкурирующие между собой государственные, акционерные, взаимные и кооперативные общества, которые могут проводить разнообразные виды страхования.
1.2 ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В РБ
Страхователь -
это владелец транспортного средства,
заключивший договор
Транспортные
средства, гражданская ответственность
владельцев которых подлежит обязательному
страхованию - это грузовые, легковые
и грузопассажирские
Владельцы транспортных средств - это юридические и физические лица, являющиеся в соответствии с законодательством собственниками или иными законными владельцами транспортных средств (в силу права хозяйственного ведения, оперативного управления, на основании договора аренды, доверенности на управление транспортным средством либо по иному основанию, предусмотренному законодательством или договором).