Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 13:12, контрольная работа
Для России сейчас особую значимость приобрело творческое использование опыта развитых стран по реализации мер государственной поддержки инновационных процессов в экономике, что в итоге позволит сформироваться отечественную систему стимулирования инновационной деятельности.
Сегодня в большей степени государство способно приостановить разрушение накопленного научно-технического потенциала в России, обеспечить необходимыми объемами инвестиций, с помощью государственных долгосрочных и краткосрочных программ.
Введение.
I. Регулирование инновационной деятельности в России.
1. 1. Виды и способы регулирования.
1.2. Государственное регулирование инновационной деятельности.
1.3. Механизм государственной поддержки и инновационной деятельности.
II. Зарубежный опыт регулирования инновационной деятельности.
2.1. Особенности государственного регулирования инновационной деятельности в Японии на современном этапе.
2.2. Регулирование инновационной деятельности в США и Евросоюзе.
Заключение.
Источники информации.
К концу 90-х годов прошедшего столетия стали отчетливо проявляться процессы глобализации научных исследований, что влечет за собой изменение сложившихся национальных инновационных систем и международных научно-технических объединений. В этой связи представляется допустимым предположение о возможности возникновения определенных проблем в области взаимодействия между самими государственными органами разных стран в рамках новых надгосударственных структур. Однако, несмотря на это, процесс технологической и научной интеграции будет неизбежно углубляться и, в конечном счете, станет глобальным.
Процессы
интернационализации
Следует
отметить, что уже в настоящее
время в результате объективных
процессов в Японии, а также
в большинстве других стран определились
главные направления будущего технологического
уклада, а именно: информационные и телекоммуникационные
технологии, биотехнологии, новые материалы
и новые источники энергии, поиски путей
защиты окружающей среды, освоение космического
пространства. Именно эти направления
наиболее весомы в оценках их многостороннего
эффекта и глубины воздействия на все
сферы человеческой деятельности. Все
перечисленные направления уже вышли
за пределы фундаментальных теоретических
открытий и формируют мировые технологические
рынки.
2.2. Регулирование инновационной деятельности в США и Евросоюзе.
Органами государственного регулирования инновационной деятельности в США являются:
Последние четыре структуры имеют смешанное финансирование, остальные — из федерального бюджета. Источники финансирования: около 50% — частные фирмы и организации, 46% — федеральное правительство (на основе конкурсов), остальное — университеты, колледжи, неправительственные организации.
В США государство стимулирует создание венчурных фондов и исследовательских центров. По представлению Национального научного фонда США наиболее эффективны исследовательские центры и венчурные фонды, которые могут первые 5 лет полностью или частично финансироваться из федерального бюджета. Самые эффективные и наукоемкие исследования государство финансирует полностью из-за их сложности, высоких издержек, риска, сильной международной конкуренции.
В США существует практика бесплатной выдачи лицензий на коммерческое использование изобретений, запатентованных в ходе бюджетных исследований и являющихся собственностью федерального правительства.
Существенный элемент прямой поддержки инновационных процессов — формирование государственной инновационной инфраструктуры. Государство может создавать сети центров распространения нововведений и консультационных центров, оказывающих деловые услуги инноваторам. Государство способствует формированию рынка инноваций, и само выступает его агентом.
Государственные
органы призваны осуществлять мониторинг
и прогнозирование
Особенностью государственной инновационной политики США является также низкая «ведомственная» концентрация решений по выработке и реализации инновационных проектов.
В
США большое внимание уделяется
прогнозированию, стандартизации, оптимизации
управленческого решения, государственной
экспертизе инновационных проектов,
ведению государственной
Великобритания, Германия и Франция входят в Европейский союз и занимают соответственно третье (2,3% ВВП), четвертое (2,4% ВВП) и пятое (2,2%) места в мире по абсолютной величине затрат на НИОКР. При этом доля федерального бюджета в финансировании составляет от 35 до 45%.
Европейский союз большое внимание уделяет активизации инновационной деятельности. К основным направлениям инновационной политики Европейского союза относятся:
Основой инновационной политики Европейского союза является «План развития международной инфраструктуры инноваций и передачи технологий», принятый в 1985 г. Главная цель данного документа — ускорение и упрощение процессов воплощения результатов научных исследований в готовых продуктах на национальном и наднациональном уровнях, а также содействие распространению инноваций.
Фактически,
начиная с 1995 г., Европейский союз приступил
к формированию Европейской инновационной
системы. Отслеживая мировые тенденции
развития, в 2000г. в Лиссабоне Европейский
союз ставит новые цели — стать к 2010 г.
наиболее конкурентоспособной и динамично
развивающей экономикой мира, основанной
на знаниях. Источником конкурентоспособности
и роста, по решению Европейского союза,
должны стать инновации. Были определены
и ресурсы: к 2010г. Европейский союз должен
перейти от 1,9% наукоемкости ВВП к 3%, две
трети которой призван обеспечить предпринимательский
сектор.
Заключение.
В
разных странах по-разному
В
Японии наиболее сильно проявляется
централизация в области
В США государство стимулирует создание венчурных фондов и исследовательских центров. Самые эффективные и наукоемкие исследования государство финансирует полностью из-за их сложности, высоких издержек, риска, сильной международной конкуренции. Существует практика бесплатной выдачи лицензий на коммерческое использование изобретений, запатентованных в ходе бюджетных исследований и являющихся собственностью федерального правительства.
В России перспективы развития законодательного регулирования и стимулирования инновационной деятельности видятся в следующем. В области частноправового регулирования - это обновление законодательства об интеллектуальной собственности с целью технико-юридической обработки нормативного материала, оттачивания основных юридических конструкций патентного права, ликвидации излишних административно-процессуальных барьеров.
Государственная
политика должна быть направлена на устранение
административно-командных
Источники информации.
1.. Гунин В.Н. «Управление инновациями», Москва, Инфра-М, 1999.
2. Нехорошева Л.Н., Богдан Н.И. Инновационные системы современной экономики. — Мн.: БГЭУ, 2003.
3. Шелюбская Н.И. Косвенные методы государственного стимулирования инноваций: опыт Западной Европы // Проблемы теории и практики управления.— 2001. — № 3. — С. 75–80.
4. Журнал «Япония сегодня» №24, 2000
5.
Журнал «Недвижимость и
6. Закон Российской Федерации от 07.05.97 "Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в Российской Федерации" (проект)
7.
www.sci-innov.ru (Федеральный портал по научной
и инновационной деятельности)
Информация о работе Зарубежный и российский опыт регулирования инновационной деятельности