Зарубежный и российский опыт регулирования инновационной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 13:12, контрольная работа

Описание работы

Для России сейчас особую значимость приобрело творческое использование опыта развитых стран по реализации мер государственной поддержки инновационных процессов в экономике, что в итоге позволит сформироваться отечественную систему стимулирования инновационной деятельности.
Сегодня в большей степени государство способно приостановить разрушение накопленного научно-технического потенциала в России, обеспечить необходимыми объемами инвестиций, с помощью государственных долгосрочных и краткосрочных программ.

Содержание

Введение.
I. Регулирование инновационной деятельности в России.
1. 1. Виды и способы регулирования.
1.2. Государственное регулирование инновационной деятельности.
1.3. Механизм государственной поддержки и инновационной деятельности.
II. Зарубежный опыт регулирования инновационной деятельности.
2.1. Особенности государственного регулирования инновационной деятельности в Японии на современном этапе.
2.2. Регулирование инновационной деятельности в США и Евросоюзе.
Заключение.
Источники информации.

Работа содержит 1 файл

ин мен.docx

— 78.91 Кб (Скачать)

 

     К концу 90-х годов прошедшего столетия стали отчетливо проявляться  процессы глобализации научных исследований, что влечет за собой изменение  сложившихся национальных инновационных систем и международных научно-технических объединений. В этой связи представляется допустимым предположение о возможности возникновения определенных проблем в области взаимодействия между самими государственными органами разных стран в рамках новых надгосударственных структур. Однако, несмотря на это, процесс технологической и научной интеграции будет неизбежно углубляться и, в конечном счете, станет глобальным.

     Процессы  интернационализации инновационных  систем предполагают активную политику введения международных стандартов, в том числе и в сфере  НИОКР.

     Следует отметить, что уже в настоящее  время в результате объективных  процессов в Японии, а также в большинстве других стран определились главные направления будущего технологического уклада, а именно: информационные и телекоммуникационные технологии, биотехнологии, новые материалы и новые источники энергии, поиски путей защиты окружающей среды, освоение космического пространства. Именно эти направления наиболее весомы в оценках их многостороннего эффекта и глубины воздействия на все сферы человеческой деятельности. Все перечисленные направления уже вышли за пределы фундаментальных теоретических открытий и формируют мировые технологические рынки. 

2.2. Регулирование инновационной деятельности в США и Евросоюзе.

     Органами  государственного регулирования инновационной  деятельности в США являются:

  • Американский научный фонд (курирует фундаментальные исследования);
  • Американский научный совет (курирует промышленность и университеты);
  • НАСА;
  • Национальное бюро стандартов;
  • Министерство обороны;
  • Национальный центр промышленных исследований;
  • Национальная академия наук;
  • Национальная техническая академия;
  • Американская ассоциация содействия развитию науки.

     Последние четыре структуры имеют смешанное финансирование, остальные — из федерального бюджета. Источники финансирования: около 50% — частные фирмы и организации, 46% — федеральное правительство (на основе конкурсов), остальное — университеты, колледжи, неправительственные организации.

     В США государство стимулирует  создание венчурных фондов и исследовательских  центров. По представлению Национального  научного фонда США наиболее эффективны исследовательские центры и венчурные  фонды, которые могут первые 5 лет полностью или частично финансироваться из федерального бюджета. Самые эффективные и наукоемкие исследования государство финансирует полностью из-за их сложности, высоких издержек, риска, сильной международной конкуренции.

     В США существует практика бесплатной выдачи лицензий на коммерческое использование  изобретений, запатентованных в  ходе бюджетных исследований и являющихся собственностью федерального правительства.

     Существенный  элемент прямой поддержки инновационных процессов — формирование государственной инновационной инфраструктуры. Государство может создавать сети центров распространения нововведений и консультационных центров, оказывающих деловые услуги инноваторам. Государство способствует формированию рынка инноваций, и само выступает его агентом.

     Государственные органы призваны осуществлять мониторинг и прогнозирование инновационных  процессов в стране и за рубежом, а часто и поиск наиболее эффективных  передовых технологий для широкого внедрения. Особое место занимает государственная  экспертиза инновационных проектов, поскольку отдельным организациям, осуществляющим нововведения, трудно оценить все их возможные эффекты  в общеэкономическом масштабе.

     Особенностью  государственной инновационной  политики США является также низкая «ведомственная» концентрация решений  по выработке и реализации инновационных  проектов.

     В США большое внимание уделяется  прогнозированию, стандартизации, оптимизации  управленческого решения, государственной  экспертизе инновационных проектов, ведению государственной статистики инноваций, отработан механизм развития внутренней и международной конкуренции.

     Великобритания, Германия и Франция входят в Европейский  союз и занимают соответственно третье (2,3% ВВП), четвертое (2,4% ВВП) и пятое (2,2%) места в мире по абсолютной величине затрат на НИОКР. При этом доля федерального бюджета в финансировании составляет от 35 до 45%.

     Европейский союз большое внимание уделяет активизации  инновационной деятельности. К основным направлениям инновационной политики Европейского союза относятся:

  • выработка единого антимонопольного законодательства;
  • использование системы ускоренной амортизации оборудования;
  • льготное налогообложение малого наукоемкого бизнеса;
  • поощрение малого наукоемкого бизнеса;
  • прямое финансирование организаций для поощрения инноваций в области новейшей технологии;
  • стимулирование сотрудничества университетской науки и организаций, производящих наукоемкую продукцию.

     Основой инновационной политики Европейского союза является «План развития международной  инфраструктуры инноваций и передачи технологий», принятый в 1985 г. Главная цель данного документа — ускорение и упрощение процессов воплощения результатов научных исследований в готовых продуктах на национальном и наднациональном уровнях, а также содействие распространению инноваций.

     Фактически, начиная с 1995 г., Европейский союз приступил к формированию Европейской инновационной системы. Отслеживая мировые тенденции развития, в 2000г. в Лиссабоне Европейский союз ставит новые цели — стать к 2010 г. наиболее конкурентоспособной и динамично развивающей экономикой мира, основанной на знаниях. Источником конкурентоспособности и роста, по решению Европейского союза, должны стать инновации. Были определены и ресурсы: к 2010г. Европейский союз должен перейти от 1,9% наукоемкости ВВП к 3%, две трети которой призван обеспечить предпринимательский сектор. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

     В разных странах по-разному государство  регулирует инновационную деятельность в дополнение к рыночному регулированию, инициирует конкурентную борьбу между товаропроизводителями. Однако конкурентная борьба товаропроизводителей чаще всего привязана к краткосрочному финансовому эффекту. Рыночное саморегулирование неспособно обеспечить выполнение перспективных исследований и разработок, связанных с высокой степень риска и неопределенностью, большими издержками. Также огромное влияние оказывает социальные и экономические проблемы.

     В Японии наиболее сильно проявляется  централизация в области инновационного регулирования. Государственное регулирование  инновационными процессами в Японии также характеризуется формированием  интегрированной инновационной  политики, высокими импортными таможенными  тарифами, предоставлением налоговых  и кредитных льгот в финансировании НИОКР, протекционистской политикой  в продвижении новой наукоемкой продукции.

     В США государство стимулирует создание венчурных фондов и исследовательских центров. Самые эффективные и наукоемкие исследования государство финансирует полностью из-за их сложности, высоких издержек, риска, сильной международной конкуренции. Существует практика бесплатной выдачи лицензий на коммерческое использование изобретений, запатентованных в ходе бюджетных исследований и являющихся собственностью федерального правительства.

     В России  перспективы развития законодательного регулирования и стимулирования инновационной деятельности видятся в следующем. В области частноправового регулирования - это обновление законодательства об интеллектуальной собственности с целью технико-юридической обработки нормативного материала, оттачивания основных юридических конструкций патентного права, ликвидации излишних административно-процессуальных барьеров.

     Государственная политика должна быть направлена на устранение административно-командных подходов к инновационной деятельности и  управления ею; создание эффективных  социально-экономических мотивов, побуждающих  отдельных и ассоциированных  субъектов инновационной сферы  к разработке новейших технологий и  техники; на демонополизацию экономики; развитие экономической свободы  личности, предпринимательства; расширение кредитных, налоговых, ценовых льгот, а также целевых субсидий и  госзаказов. Сегодня в России делаются первые, но уверенные шаги в области  повышения эффективности системы  государственного экономического стимулирования инновационной деятельности предприятий. Перспективы системы государственной  экономической поддержки инновационной  деятельности предприятий связаны  также с использованием новых  прогрессивных структур, которые  по существу являются альтернативой  существующей системе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Источники информации.

1.. Гунин В.Н. «Управление инновациями», Москва, Инфра-М, 1999.

2. Нехорошева Л.Н., Богдан Н.И. Инновационные системы современной экономики. — Мн.: БГЭУ, 2003.

3. Шелюбская Н.И. Косвенные методы государственного стимулирования инноваций: опыт Западной Европы // Проблемы теории и практики управления.— 2001. — № 3. — С. 75–80.

4. Журнал «Япония сегодня» №24, 2000

5. Журнал «Недвижимость и инвестиции»  статья Некоторые аспекты государственного  регулирования инновационной деятельности  в Российской Федерации. 

6. Закон Российской Федерации от 07.05.97 "Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в Российской Федерации" (проект)

7. www.sci-innov.ru (Федеральный портал по научной и инновационной деятельности)  

Информация о работе Зарубежный и российский опыт регулирования инновационной деятельности