Контрольная
работа
На тему:
«Зарубежный и российский опыт регулирования
инновационной деятельности»
Нижний
Новгород,
2009
Содержание.
Введение.
I. Регулирование
инновационной деятельности в России.
1.
1. Виды и способы регулирования.
1.2.
Государственное регулирование
инновационной деятельности.
1.3.
Механизм государственной поддержки
и инновационной деятельности.
II. Зарубежный
опыт регулирования инновационной
деятельности.
2.1.
Особенности государственного регулирования
инновационной деятельности в
Японии на современном этапе.
2.2.
Регулирование инновационной деятельности
в США и Евросоюзе.
Заключение.
Источники
информации.
Введение.
Эта
работа посвящена исследованию опыта
регулирования инновационной деятельности
в России и за рубежом. Государство,
является главным органом, регулирующим
инновационную деятельность. В работе
рассматривается, как государство участвует
в регулировании инновационной деятельности,
какие ведомства и организационные структуры
являются ответственными за воплощения
этой деятельности, какие цели они призваны
достичь. Важно отметить приоритетные
задачи в области правового регулирования
инновационной деятельности. Для более
ясного понимания как регулируется
инновационная среды в России, надо провести
сравнительный анализ текущего состояния
с Европейскими странами, Японией и США.
В условиях экономической реформы, направленной
на обеспечение стабилизации и перехода
к экономическому росту, необходима разработка
мероприятий для сохранения научно-технического
потенциала, его развития и поддержки.
Для
России сейчас особую значимость приобрело
творческое использование опыта
развитых стран по реализации мер
государственной поддержки инновационных
процессов в экономике, что в итоге позволит
сформироваться отечественную систему
стимулирования инновационной деятельности.
Сегодня
в большей степени государство способно
приостановить разрушение накопленного
научно-технического потенциала в России,
обеспечить необходимыми объемами инвестиций,
с помощью государственных долгосрочных
и краткосрочных программ.
I.
Регулирование инновационной
деятельности в России.
1. 1.
Виды и способы
регулирования.
Организационное
регулирование инновационной деятельности
развитие инновационной инфраструктуры:
- обеспечение
приоритета инновационной деятельности,
- моральное
поощрение авторов инноваций,
- содействие
модернизации,
- развитие
интеграционных процессов,
- развитие
международных связей
Экономическое
и финансовое регулирование инновационной
деятельности:
- развитие
предложения инноваций,
- расширение
спроса на инновации,
- содействие
конкуренции в инновационной сфере,
- развитие
предпринимательства,
- обеспечение
занятости в инновационной сфере,
- развитие
лизинга наукоемкой продукции
- инвестиции
в инновации, повышение их эффективности,
- создание
благоприятного инвестиционного климата
Нормативно-правовое
регулирование инновационной деятельности
охрана прав и интересов субъектов инновационной
деятельности:
- охрана прав
владения, пользования и распоряжения
инновациями,
- защита промышленной,
интеллектуальной собственности,
- развитие
договорных отношений.
1.2.
Государственное
регулирование инновационной
деятельности.
Государство
осуществляет все виды регулирования
инновационной деятельности - организационное,
экономическое, финансовое, нормативно-правовое.
Высшая
форма регулятивной деятельности -
это выработка и проведение инновационной
политики, управление инновационной
деятельностью. Такая политика разрабатывается
на основе утверждения приоритетного
значения инновационной деятельности
для современного общественного
развития. Государство создает организационные,
экономические и правовые условия
для инновационной деятельности.
Экономические
факторы государственного регулирования,
способствующие созданию, освоению и распространению
инноваций:
- развитие
рыночных отношений,
- проведение
налоговой политики и политики ценообразования,
способствующих росту предложения на
рынке инноваций,
- создание
выгодных налоговых условий для ведения
инновационной деятельности всеми субъектами,
- обеспечение
эффективной занятости в инновационной
сфере,
- расширение
спроса на инновации,
- предоставление
финансовой поддержки и налоговых льгот
российским предприятиям, осваивающим
и распространяющим инновации,
- содействие
модернизации техники,
- развитие
лизинга наукоемкой продукции,
- активизация
предпринимательства,
- пресечение
недобросовестной конкуренции,
- поддержка
отечественной инновационной продукции
на международном рынке,
- развитие
экспортного потенциала страны,
- развитие
внешнеэкономических связей в инновационной
сфере,
- внешнеэкономическая
поддержка, включая предоставление таможенных
льгот для инновационных проектов, включенных
в государственные инновационные программы.
Организационные
факторы государственного регулирования
инновационной деятельности:
- государственная
поддержка инновационных проектов, включенных
в федеральные и региональные инновационные
программы;
- содействие
развитию инновационной инфраструктуры,
- кадровая
поддержка инновационной деятельности,
- содействие
подготовке, переподготовке и повышению
квалификации кадров, осуществляющих
инновационную деятельность;
- моральное
стимулирование инновационной деятельности
(например, присвоение звания Заслуженный
новатор РФ указом президента РФ);
- информационная
поддержка инновационной деятельности
(обеспечение свободы доступа к информации
о приоритетах государственной политики
в инновационной сфере, к сведениям о завершенных
научно-технических исследованиях, которые
могут стать основой для инновационной
деятельности, к данным о выполняемых
и завершенных инновационных проектах
и программах и т.п.);
- содействие
интеграционным процессам, расширению
взаимодействия субъектов РФ в инновационной
сфере, развитию международного сотрудничества
в этой области;
- защита интересов
российских субъектов инновационной деятельности
в международных организациях.
Финансовые
факторы государственного регулирования
инновационной деятельности:
- проведение
бюджетной политики, обеспечивающей финансирование
инновационной деятельности,
- направление
в инновационную сферу государственных
ресурсов и повышение эффективности их
использования,
- выделение
прямых государственных инвестиций для
реализации инновационных программ и
проектов, важных для общественного развития,
но не привлекательных для частных инвесторов,
- создание
благоприятного инвестиционного климата
в инновационной сфере,
- предоставление
дотаций, льготных кредитов, гарантий
российским и иностранным инвесторам,
принимающим участие в инновационной
деятельности,
- снижение
отчислений субъектам РФ налогов в федеральный
бюджет в случае использования ими своих
бюджетных средств для финансирования
федеральных инновационных программ и
проектов.
Нормативно-правовые
факторы государственного регулирования
инновационной деятельности:
- установление
правовых основ взаимоотношений субъектов
инновационной деятельности,
- гарантирование
охраны прав и интересов субъектов инновационной
деятельности, в частности, охраны таких
наиболее существенных для развития инновационной
деятельности прав, как права интеллектуальной
собственности.
Нормативно-правовое
регулирование инновационной деятельности
осущестляется на базе Конституции
РФ, Гражданского кодекса РФ, принимаемых
в соответствии с ними законов
и иных нормативных правовых актов
РФ и субъектов РФ, а также международных
договоров РФ, относящихся к инновационной
деятельности. В основе этого регулирования
- правовая охрана результатов, полученных
в ходе инновационной деятельности.
Поскольку эти результаты представляют
собой новые интеллектуальные продукты
и технологии, постольку они предстают
как объекты интеллектуальной собственности.
Их правовая охрана осуществляется на
базе требований по охране интеллектуальной
собственности, установленных Гражданским
кодексом РФ, Патентным законом РФ и другими
законодательными актами в области охраны
интеллектуальной собственности.
Нормативно-правовое
регулирование взаимоотношений
между субъектами инновационной
деятельности, а также между ними
и другими участниками инновационного
процесса осуществляется на основе договоров,
а именно: договоров на выполнение научно-исследовательских,
опытно-конструкторских и технологических
работ, договоров на выполнение проектных
и изыскательских работ, договоров строительного
подряда, договоров по оказанию услуг
для осуществления инновационной деятельности,
договоров страхования инновационных
рисков, договоров (контрактов) с инвесторами,
и иных договоров, предусмотренных законодательством
РФ.
Регулирование
инновационной деятельности происходит
на базе:
- инновационных
прогнозов
- инновационных
стратегий
- инновационных
программ
- инновационных
проектов.
- программ
и проектов поддержки инновационной деятельности.
Инновационный
прогноз - это предвидение основных
параметров инновационной деятельности
(ее направлений, видов, объектов, последствий
и т.п.). Инновационные прогнозы являются
составной частью прогноза социально-экономического
развития РФ, разрабатываемого в соответствии
с законодательством РФ.
В
инновационных прогнозах строятся
сценарии освоения и распространения
базисных инноваций, социально-экономических
последствий практического использования
новых наукоемких продуктов и
технологий.
Инновационная
стратегия - это определение приоритетных
направлений инновационной деятельности.
Стратегические приоритеты государственной
инновационной политики отражаются в
концепции социально-экономического развития
РФ на долгосрочную перспективу, в программе
социально-экономического развития РФ
на среднесрочную перспективу, докладываются
Федеральному собранию РФ. Субъекты РФ
разрабатывают инновационные прогнозы
и стратегии региональной инновационной
политики.
Инновационный
проект - это комплекс взаимосвязанных
документов, которые предусматривают
осуществление конкретной инновационной
деятельности в определенный период времени.
Проект
(программа) поддержки
инновационной деятельности - это
проект (программа) развития инновационной
инфраструктуры.
Инновационная
программа - это комплекс взаимосвязанных
инновационных проектов и проектов поддержки
инновационной деятельности. На основании
инновационной стратегии Правительство
РФ разрабатывает государственную инновационную
программу, которая является составной
частью программы социально-экономического
развития РФ на среднесрочный период.
Государственная (федеральная)
инновационная программа
включает в себя:
- федеральные
целевые инновационные программы по важнейшим
базисным инновациям,
- крупные инновационные
проекты,
- федеральные
программы поддержки инновационной деятельности,
развития инновационной инфраструктуры.