Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 14:20, реферат
Инновационный менеджмент - одно из направлений стратегического управления, осуществляемого на высшем уровне руководства компании. Его целью является определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности фирмы в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции (инновационная деятельность); модернизация и совершенствование выпускаемой продукции; дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции; снятие с производства устаревшей продукции.
1. Понятие и сущность стратегии инновационного развития предприятия
2. Классификация инноваций
3. Значение выбора стратегии
4. Методы выбора инновационной стратегии
5. Инновационный механизм как основа управления экономическим развитием предприятия
6. Элементы системы инновационных механизмов
Однако определяющим в формировании конкурентоспособной научно-технической политики предприятия (фирмы) служит то обстоятельство, что средства в развитие и освоение продукта нужно вкладывать значительно раньше, чем будет получен реальный эффект в виде завоеваний прочный позиций на рынке. Поэтому стратегическое планирование научно-технической политики требует достоверного выявления и прогнозирования тенденций развития каждого поколения соответствующей техники на всех стадиях его жизненного цикла. Необходимо знать, в какой момент предлагаемое к освоению поколение техники достигнет максимума развития, когда к этой стадии придет конкурирующий продукт, когда целесообразно начать освоение, когда - расширение, а когда наступит спад производства.
Полный цикл жизни отдельного поколения техники (от первых научных разработок принципа действия до снятия с промышленного производства) в условиях рыночной экономики, как правило, формируется разнонаправленными усилиями множества предприятий и фирм. Он охватывает как минимум три частных цикла: научный, изобретательский и производственный.
Существующий
методический аппарат выявления
мировых и отечественных
1.
Метод структурно-
Этот
метод предназначен для выявления
внутреннего состава предметной
области, фиксации появления принципиально
новых разработок (идей, технических
решений и т.п.), что позволяет
обоснованно формировать
2. Метод определения характеристик публикационной активности
Его специфика связана с тем что поток документов ведет себя как система, подчиняясь циклическому развитию; отслеживая эти циклы, можно определить, на каком этапе жизненного цикла находится предметная область в той или иной стране. Это дает возможность предлагать корректные рекомендации по формированию НТПл на отраслевом уровне.
3. Метод, базирующийся на выявлении групп патентных документов с семейством патентов-аналогов большой мощности, или просто метод патиентов-аналогов. Его сущность исходит из того, что фирмы патентуют за рубежом только те идеи, которые имеют практическую значимость. Поэтому, выявляя направления, в которых мощность патиентов-аналогов растет быстрее, удается тем самым устанавливать направленность деятельности ведущих фирм в развитии производственного потенциала.
4. Метод терминологического и лексического анализа
Терминологический анализ базируется на предположении о том, что при использовании исследователями идей из других областей знаний происходит смена терминологического аппарата. Это связано с крупными структурными сдвигами, которые первоначально не отслеживаются никакими другими методами. Поэтому метод терминологического анализа позволяет выявить зарождение принципиальных инноваций на ранних этапах и спрогнозировать направленность ожидаемых изменений. Лексический анализ текстов аналогичен терминологическому анализу; различие лишь в том, что рассматриваются не конкретные термины, а словосочетания (лексические единицы).
5. Метод показателей
основывается
на том, что каждая техническая система
описывается набором
Общая последовательность подготовки исходной информации для принятия управленческих решений по формированию научно-технической политики состоит из нескольких блоков.
Первый блок- разработка морфологической классификации предметной области. Такая классификация представляет собой формализованную таблицу, в которой технологическая (техническая) цепочка производства разбита на элементы по определенным аспектам (операция, принцип действия, используемые материалы и т.д.). Причем для каждого элемента формируется перечень возможных альтернативных способов осуществления. В самом упрощенном виде морфологическая классификация представляет собой таблицу, в которой возможны любые сочетания между вариантами аспектов деления.
Второй блок – разработка рубрикатора предметной области, например, в терминах Международной классификации изобретений. Рубрикатор представляет собой набор рубрик, по которым из разных источников производится отбор документов по интересующей проблематике.
Соответственно третий, четвертый и пятый блоки - информационный поиск исходной информации; анализ полученных результатов; определение рекомендаций по формированию научно-технической политики предприятий (фирм) для лиц, принимающих решения.
Проведенные исследования и полученные благодаря им результаты позволяют выявить моменты развития и смены поколений техники, определить намечающиеся тенденции, прогнозировать дальнейшие изменения в технике и технологиях с целью оптимизации научно-технической политики. Все это служит основой для выработки рекомендаций относительно инвестиционной политики и планирования вложений ресурсов.
Направления
выбора инновационной стратегии
с учетом рыночной позиции (контролируемая
доля рынка и динамика его развития,
доступ к источникам финансирования
и сырья, позиции лидера или последователя
в отраслевой конкурентной борьбе)
показаны на схеме:
Выбор стратегии осуществляется по каждому направлению, выделенному при постановке цели. Упрощенная модель выбора разработана Бостонской консультативной группой и предназначена для выбора стратегии в зависимости от доли рынка и темпов роста в отрасли:
В соответствии с этой моделью фирмы, завоевавшие большие доли рынка в быстрорастущих отраслях («звезды»), должны выбирать стратегию роста. Фирмы, имеющие высокие доли роста в стабильных отраслях («дойные коровы»), выбирают стратегию ограниченного роста. Их главная цель - удержание позиций и получение прибыли. Фирмы, имеющие малую долю рынка в медленно растущих отраслях («собаки») выбирают стратегию отсечения лишнего и реструктуризации своего бизнеса.
Для предприятий, слабо закрепившихся в быстрорастущих отраслях, ситуация требует дополнительного анализа, так как ответ неоднозначен. Выбирая варианты инновационной стратегии, организация может воспользоваться матрицей типа «продукция – рынок».
Матрица «продукция – рынок»
Продукция, выпускаемая
в настоящее время |
Новая продукция,
связанная с выпускаемой |
Совершенно новая продукция | |
Имеющийся рынок | 90% | 60% | 30% |
Новый рынок, но связанный с имеющимся | 60% | 40% | |
Совершенно новый рынок | 30% | 20% | 10% |
Принимая ту или иную стратегию, руководство должно учитывать 4 фактора:
1. Риск. Какой уровень риска фирма считает приемлемым для каждого из принимаемых решений?
2. Знание прошлых стратегий и результатов их применения позволит фирме более успешно разрабатывать новые.
3. Фактор времени. Нередко хорошие идеи терпели неудачу потому, что были предложены к осуществлению в неподходящий момент.
4. Реакция на владельцев. Стратегический план разрабатывается менеджерами компании, но часто владельцы могут оказывать силовое давление на его изменение. Руководству компании стоит иметь в виду этот фактор.
Разработка
стратегии может осуществляться
тремя путями: сверху вниз, снизу
вверх и с помощью
При разработке "снизу вверх" каждое подразделение (служба маркетинга, финансовый отдел, производственные подразделения, служба НИОКР и т.д.) разрабатывает свои рекомендации по составлению стратегического плана в рамках своей компетенции. Затем эти предложения поступают руководству фирмы, которое обобщает их и принимает окончательное решение на обсуждении в коллективе. Это позволяет использовать опыт, накопленный в подразделениях, непосредственно связанных с изучаемыми проблемами и создает у работников впечатление общности всей организации в разработке стратегии.
Фирма
может воспользоваться и
5.
Инновационный механизм
как основа управления
экономическим развитием
предприятия
Инновационная
деятельность содержит в себе не только
инновационный процесс
Предпосылкой
успешной реализации товарной инновационной
политики на предприятии является эффективное
управление технологическим развитием
предприятия. Система механизмов, позволяющих
реализовать инновационную составляющую
предпринимательской деятельности представляются
взаимосвязанными элементами инновационно-
Инновационный механизм - это организационно-экономическая форма осуществления инновационной деятельности и способствования ее проведению, поиску инновационных решений, а также рычаг стимулирования и регулирования этой деятельности. Существует множество таких механизмов, выполняющих конкретные функции. Причем, это множество не является закрытым, и появление новых механизмов является закономерным событием. Названные механизмы должны формировать функциональное обеспечение предпринимательских структур в привязке к стадиям их жизненного цикла.
Под
функциональным обеспечением понимают
инновационное, инвестиционное и финансовое
обеспечение. Инновационное обеспечение
должно способствовать зарождению и эффективному
поиску нововведения. Должен быть в наличии
соответствующий механизм, позволяющий
ускорить процесс генерирования новшеств.
Далее следует создать условия вложения
средств (инвестирования) с целью коммерциализации
новшеств, их внедрения в производство.
Естественно, что решение задач создания
инновационных решений и инвестирования
невозможно осуществить без соответствующих
источников финансирования. С другой стороны,
не требует особых объяснений тот факт,
что механизмы функционального обеспечения
будут различными в зависимости от того,
на какой стадии развития находится та
или иная предпринимательская структура.
Необходимо связать элементы функционального
обеспечения со стадиями развития предпринимательских
структур. Направления подобной увязки
можно представить нижеследующей таблицей-матрицей
(табл.1).
Таблица 1.
Характеристика взаимосвязи элементов функционального обеспечения и стадий развития предпринимательских структур
Информация о работе Выбор инновационной стратегии предприятия