Выбор инновационной стратегии предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 14:20, реферат

Описание работы

Инновационный менеджмент - одно из направлений стратегического управления, осуществляемого на высшем уровне руководства компании. Его целью является определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности фирмы в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции (инновационная деятельность); модернизация и совершенствование выпускаемой продукции; дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции; снятие с производства устаревшей продукции.

Содержание

1. Понятие и сущность стратегии инновационного развития предприятия
2. Классификация инноваций
3. Значение выбора стратегии
4. Методы выбора инновационной стратегии
5. Инновационный механизм как основа управления экономическим развитием предприятия
6. Элементы системы инновационных механизмов

Работа содержит 1 файл

выбор ин.стратегии пр-тия.doc

— 226.00 Кб (Скачать)

      Министерство  высшего и среднего специального образования

      РЕСПУБЛИКИ  УЗБЕКИСТАН

      Национального Университета Узбекистана

      им. Мирзо Улугбека 

      Экономический факультет

      Управление  бизнесом 
 

      САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 
 
 

      На  тему: «Выбор инновационной стратегии предприятия»

      По  предмету «Инновационный менеджмент» 
 

                                                                             Приняла: Макушина А. Ю.

                                                                                  Подготовила: Сидоряк Т.С. 
 
 

      Ташкент-2012 г. 

     План

     Введение

  1. Понятие и сущность стратегии инновационного развития предприятия
  2. Классификация инноваций
  3. Значение выбора стратегии
  4. Методы выбора инновационной стратегии
  5. Инновационный механизм как основа управления экономическим развитием предприятия
  6. Элементы системы инновационных механизмов

     Заключение

     Список  литературы 

 

     

     Введение 

     В мировой экономической литературе "инновация" интерпретируется как  превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся  в новых продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках экономических исследований НТП.

     В соответствии с международными стандартами  инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам. Инновация может быть рассмотрена как в динамическом, так и в статическом аспекте. В последнем случае инновация представляется как конечный результат научно-производственного цикла (НПЦ).

     Разработка, внедрение в производство новой  продукции имеют для фирм важное значение как средство повышения конкурентоспособности и устранения зависимости фирмы от несовпадения жизненных циклов производимой продукции. В современных условиях обновление продукции идет довольно быстрыми темпами.

     Инновационный менеджмент - одно из направлений стратегического управления, осуществляемого на высшем уровне руководства компании. Его целью является определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности фирмы в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции (инновационная деятельность); модернизация и совершенствование выпускаемой продукции; дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции; снятие с производства устаревшей продукции. 

     1. Понятие и сущность  стратегии инновационного  развития предприятия 

     Стратегия организации – это генеральный план действий, определяющий приоритеты стратегических задач, ресурсы и последовательность шагов по достижению стратегических целей. Главная задача стратегии состоит в том, чтобы перевести организацию из ее настоящего состояния в желаемое руководством будущее состояние.

     Инновационный менеджмент – это организационно- управленческая деятельность, направленная на получение высоких экономических, социальных и экологических результатов, путем использования инноваций в производственно-коммерческой деятельности предприятия.

     Основная  цель управления инновационной  деятельностью – повышение эффективности деятельности, конкурентоспособности предприятия путем обновления продукции, технологии, введения организационно-экономических изменений.

     Задачи  инновационного менеджмента включают определение основных направлений:

     - разработки и внедрения новой продукции (услуги, технологии), т.е. инновационной деятельности;

     - модернизации и усовершенствования  выпускаемой продукции (услуги, технологии);

     -создания или совершенствования системы менеджмента, финансово-экономического механизма и т.п.

     Инновационные процессы могут, например, быть связаны  с продукцией, материалами, средствами производства, технологическими процессами, персоналом, системой управления, организационным развитием предприятия и т.д. особенность объекта управления в том, что инновационная деятельность носит творческий характер, трудно вписывается в формализованные организационные структуры менеджмента.

      
2. Классификация инноваций
 

     Для успешного управления инновационной  деятельностью необходимо тщательное изучение инноваций. Прежде всего, необходимо уметь отличать инновации от несущественных видоизменений в продуктах и  технологических процессах (например, эстетические изменения – цвета, формы и т. п.); незначительных технических или внешних изменений в продуктах, оставляющих неизменными конструктивное исполнение и не оказывающих достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость изделия, а также входящих в него материалов и компонентов; от расширения номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже известных на рынке продуктов, с целью удовлетворения текущего спроса и увеличения доходов предприятия. Новизна инноваций оценивается по технологическим параметрам, а также с рыночных позиций. С учетом этого строится классификация инноваций.

     В зависимости от технологических  параметров инновации подразделяются на:

  • продуктовые инновации, они включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов.
  • процессные инновации означают новые методы организации производства (новые технологии). Процессные инновации могут быть связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия (фирмы).

     По  типу новизны для  рынка инновации делятся на:

  • новые для отрасли в мире;
  • новые для отрасли в стране;
  • новые для данного предприятия (группы предприятий).

     По  месту в системе (на предприятии, в фирме) можно выделить:

     - инновации на входе предприятия (изменения в выборе и использовании сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.);

  • инновации на выходе предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.);
  • инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической).

     В зависимости от глубины  вносимых изменений выделяют инновации:

  • радикальные (базовые);
  • улучшающие;
  • модификационные (частные).

     По  расширенной классификации инноваций  с учетом сфер деятельности предприятия выделяются инновации:

  • технологические;
  • производственные;
  • экономические;
  • торговые;
  • социальные;
  • в области управления.
 

     3. Значение выбора стратегии 

     Выбор стратегии является залогом успеха инновационной деятельности. Фирма  может оказаться в кризисе, если не сумеет предвидеть изменяющиеся обстоятельства и отреагировать на них вовремя. Выбор стратегии является важнейшей составляющей цикла инновационного менеджмента.

     В условиях рыночной экономики руководителю недостаточно иметь хороший продукт, он должен внимательно следить за появлением новых технологий и планировать их внедрение в своей фирме, чтобы не отстать от конкурентов. Стратегия может быть объединена с процессом принятия решений. В обоих случаях имеются цели (объекты стратегии) и средства, с помощью которых достигаются поставленные цели (принимаются решения). Четко сформулированная стратегия важна для продвижения новшеств.

     Стратегия означает взаимосвязанный комплекс действий во имя укрепления жизнеспособности и мощи данного предприятия (фирмы) по отношению к его конкурентам. Иными словами, стратегия – это детальный всесторонний комплексный план достижения поставленных целей.

     Все большее число фирм признает необходимость  стратегического планирования и  активно внедряет его. Это обусловлено  растущей конкуренцией. Приходится жить не только сегодняшним днем, но предвидеть и планировать возможные изменения, чтобы выжить и выиграть в конкурентной борьбе. С выбором стратегии связана разработка планов проведения исследований и разработок и других форм инновационной деятельности.

     Стратегическое  планирование преследует две основные цели:

  • Эффективное распределение и использование ресурсов. Это так называемая "внутренняя стратегия". Планируется использование ограниченных ресурсов, таких, как капитал, технологии, люди. Кроме того, осуществляется приобретение предприятий в новых отраслях, выход из нежелательных отраслей, подбор эффективного "портфеля" предприятий.
  • Адаптация к внешней среде. Ставится задача обеспечить эффективное приспособление к изменению внешних факторов (экономические изменения, политические факторы, демографическая ситуация и др.).

     Стратегическое  планирование основывается на проведении многочисленных исследований, сборе и анализе данных. Это позволяет не потерять контроль над рынком. При этом следует учитывать, что в современном мире обстановка стремительно изменяется. Следовательно, стратегия должна быть разработана так, чтобы при необходимости ее можно было ликвидировать.

     Разработка  стратегии начинается с формулировки общей цели организации. Она должна быть понятна любому человеку. Постановка цели играет важную роль в связях фирмы с внешней средой, рынком, потребителем.

     Общая цель организации должна учитывать:

  • основное направление деятельности фирмы;
  • рабочие принципы во внешней среде (принципы торговли; отношения к потребителю; ведение деловых связей);
  • культура организации, ее традиции, рабочий климат.

     При выборе цели нужно учитывать два  аспекта: кто является клиентами  фирмы, и какие потребности она может удовлетворить.

     После постановки общей цели осуществляется второй этап стратегического планирования – конкретизация целей. Например, могут быть определены следующие основные цели:

     1. Прибыльность – добиться в  текущем году уровня чистой  прибыли 5млн.д. е.

     2. Рынки (объем продаж, доля рынка,  внедрение в новые линии). Например, довести долю рынка до 20% или довести объем продаж до 40 тысяч штук.

     3. Производительность. Например, средняя  часовая выработка на одного  рабочего 8 ед. Продукции.

     4. Продукция (общий объем выпуска,  выпуск новых товаров или снятия  некоторых моделей с производства и др.).

     5. Финансовые ресурсы (размер и  структура капитала; соотношение  собственного и заемного капитала; размер оборотного капитала и  др.)

     6. Производственные мощности, здания  и сооружения. Например, построить  новые складские помещения площадью 4000 кв. метров.

     7. НИОКР и внедрение новых технологий. Основные показатели, технологические  характеристики, стоимость, сроки  внедрения.

     8. Организация - изменения в организационной  структуре и деятельности. Например. Открыть представительство фирмы в определенном регионе.

Информация о работе Выбор инновационной стратегии предприятия