Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 20:21, курсовая работа
Инновационную сферу от научной и производственной отличает наличие специфической маркетинговой функции, специфических методов финансирования, кредитования и методов правового регулирования, а также, что наиболее важно, особой системы мотивации инновационной деятельности. В конечном счете, эти методы предопределяются спецификой инновационного труда и кругооборота средств, получения экономического дохода и инновационного продукта.
1. Введение 3
2. Выбор инновационной стратегии 5
3. Возникновение и становление инновационных стратегий 9
4. Типы инновационного поведения фирм 13
5. Стратегии в сфере массового производства 19
6. Заключение 21
7. Список литературы 22
Типы инновационного поведения фирм
Важность определения типа
конкурентного поведения
Многообразие
Необходимо четко представлять себе, насколько
внутрифирменные научно-производственные,
технологические, кадровые и организационные
ресурсы соответствуют текущим рыночным
потребностям и что возможно предпринять
для достижения такого соответствия в
обозримом будущем, причем с минимальными
затратами. Поэтому первой задачей аналитика
является идентификация организации и
типа ее стратегического конкурентного
поведения, чтобы использовать в процессе
принятия решения богатый арсенал методических
наработок и практического опыта.
Классификация
типов конкурентного поведения
В решении задачи существенную роль
призваны сыграть теоретические
разработки экономистов, закладывающие
научно-методологические основы проектирования
конкурентоспособных
1) виолентное, характерное для крупных
компаний, осуществляющих массовое производство,
выходящих на массовый рынок со своей
или приобретенной новой продукцией, опережающих
конкурентов за счет серийности производства
и эффекта масштаба. В России к ним можно
отнести крупные комплексы оборонной
и гражданской промышленности;
2) патиентное, заключающееся в приспособлении
к узким сегментам широкого рынка (нишам)
путем специализированного выпуска новой
или модернизированной продукции с уникальными
характеристиками;
3) эксплерентное, означающее выход на
рынок с новым (радикально инновационным)
продуктом и захватом части рынка;
4) коммутантное, состоящее в приспособлении
к условиям спроса местного рынка, заполнении
ниш, по тем или иным причинам не занятых
«виолентами» и «патиентами», освоении
новых видов услуг после появления новых
продуктов и новых технологий, имитации
новинок и продвижении их к самым широким
слоям потребителей.
Автором обозначений типов фирм, ассоциируемых
по конкурентному поведению с животным
миром («лис», «мышей», «львов» и т.д.), является
швейцарский эксперт X. Фризевинкель. Классификации
Раменского и Фризевинкеля хорошо сочетаются
между собой.
Методика идентификации
Порядок идентификации организации, отнесение
ее к тому или иному типу стратегического
конкурентного инновационного поведения
следующий:
1. составляется характеристика анализируемой
организации, ее продукции, отрасли, рынка;
2. по установленным характеристикам данная
организация описывается с помощью морфологической
матрицы идентификации по типу стратегического
конкурентного инновационного поведения;
3. проводится анализ морфологического
описания и устанавливается соответствие
одному или нескольким типам стратегического
конкурентного инновационного поведения.
Характеристики предприятий по типу стратегического
конкурентного инновационного поведения
№ п/п | ПАРАМЕТРЫ | Тип конкурентного поведения (классификация Л.Г. Раменского) | |||
«ВИОЛЕНТЫ» | «ПАТИЕНТЫ» | «ЭКСПЛЕРЕНТЫ» | «КОММУТАНТЫ» | ||
Тип компании (классификация X. Фризевинкеля) | |||||
«Львы», «Слоны», «Бегемоты» | «Лисы» | «Ласточки» | «Мыши» | ||
1. | Уровень конкуренции | Высокий | Низкий | Средний | Средний |
2. | Новизна отрасли | Новые, зрелые | Зрелые | Новые | Новые, зрелые |
3. | Какие потребности обслуживает | Массовые, стандартные | Массовые, но нестан-дартные | Инновацион-ные | Локальные |
4. | Профиль производства | Массовое | Специали-зированное | Эксперимен-тальное | Универсальное мелкое |
5. | Размер компании | Крупные | Крупные, средние и мелкие | Средние и мелкие | Мелкие |
6. | Устойчивость компании | Высокая | Высокая | Низкая | Низкая |
7. | Расходы на НИОКР | Высокие | Средние | Высокие | Отсутствуют |
8. | Факторы силы в конкурентной борьбе, преимущества | Высокая производи-тельность | Приспособ-ленность к особому рынку | Опережение в нововведениях | Гибкость |
9. | Динамизм развития | Высокий | Средний | Высокий | Низкий |
10. | Издержки | Низкие | Средние | Низкие | Низкие |
11. | Качество продукции | Среднее | Высокое | Среднее | Среднее |
12. | Ассортимент | Средний | Узкий | Отсутствует | Узкий |
13. | Тип НИОКР | Улучша-ющий | Приспосо-бительный | Прорывный | Отсутствует |
14. | Сбытовая сеть | Собственная или контроли-руемая | Собственная или контроли-руемая | Отсутствует | Отсутствует |
15. | Реклама | Массовая | Специали-зированная | Отсутствует | Отсутствует |
Основные
черты и сферы деятельности виолентов.
Крупные фирмы, осуществляющие массовое производство, обладают большой ресурсной силой и, естественно, им свойственно силовое конкурентное и инновационное поведение на рынке, которое принято называть виолентным.
Фирмы-виоленты обладают крупными размерами, большой численностью работающих, множеством филиалов и дочерних предприятий, полнотой ассортимента, способностью к массовому производству. Их отличают большие расходы на НИОКР, производство, маркетинговые и сбытовые сети. Для этого требуются серьезные инвестиции. Их постоянная проблема - загрузка мощностей.
Продукция виолентов
обладает высоким качеством, связанным
с высоким уровнем
Сферы деятельности виолентов ничем не ограничены. Они могут встречаться во всех отраслях: машиностроении, электронике, фармацевтике, обслуживании и т.д. Типы виолентов можно подразделить по этапам их эволюционного развития в зависимости от динамики развития:
Разновидности и инновационная роль специализированных фирм - патиентов
Фирмы-патиенты («хитрые лисы») могут быть разных размеров: малые, средние и даже изредка крупные. Патиентная стратегия - это стратегия дифференциации продукции и занятия своей ниши, узкого сегмента рынка. В патиентной (нишевой) стратегии четко прослеживаются две составляющие подстратегии:
Дифференциация продукции - шаг навстречу тому потребителю, которому не нужна массовая стандартная продукция. Она позволяет также патиенту открыть свое дело по производству дифференцированной продукции. При этом патиент использует различия в качестве товара, сервисе и рекламе.
При специализированном
производстве запас конкурентоспособности
товара возникает в основном благодаря
высокой потребительской
Стратегии
инновационных
Фирмы-эксплеренты - в основном небольшие организации. Их главная роль в экономике - инновационная, состоящая в создании радикальных, «прорывных» нововведений: новых продуктов и новых технологий во всех отраслях народного хозяйства.
Как создатели радикальных нововведений фирмы-эксплеренты, или так называемые «ласточки» отличаются своей целеустремленностью, преданностью идее, высоким профессиональным уровнем сотрудников и лидера, большими расходами на НИОКР.
Стратегии
в сфере мелкого
Мелкий бизнес важен не только своей многочисленностью, но и способностью решать функциональные задачи, выдвигаемые экономикой:
Мелкие фирмы, удовлетворяя локальный и узкогрупповой или даже индивидуальный спрос, тем самым связывают экономику на всем пространстве. Они берутся за все, что не вызывает интереса у виолентов, патиентов и эксплерентов. Их роль объединительная, связывающая. Поэтому их назвали «коммутантами».
Роль «серых мышей» в инновационном процессе двояка: они содействуют, с одной стороны, диффузии нововведений, с другой - их рутинизации. Инновационный процесс таким образом расширяется и ускоряется.
Мелкие фирмы
активно содействуют
Коммутанты также активно участвуют в процессе рутинизации нововведений за счет склонности к имитационной деятельности и за счет организации новых услуг на основе новых технологий.
Стратегии
в сфере массового
производства
Крупные фирмы, осуществляющие массовое производство, обладают большой ресурсной силой и, естественно, им свойственно силовое конкурентное и инновационное поведение на рынке, которое принято называть виолентным. Фирму, ведущую себя таким образом, называют виолентом.
Эти фирмы обладают крупными размерами, большой численностью работающих, множеством филиалов и дочерних предприятий, полнотой ассортимента, способностью к массовому производству. Их отличают большие расходы на НИОКР, производство, маркетинговые и сбытовые сети. Для этого требуются серьезные инвестиции. Их постоянная проблема – загрузка мощностей.
Продукция виолентов обладает высоким качеством, связанным с высоким уровнем стандартизации, унификации и технологичности, низкими ценами, свойственными массовому производству. Многие виоленты представляют собой транснациональные компании, создают олигополистический рынок.
Сферы деятельности виолентов ничем не ограничены. Они могут встречаться во всех отраслях: машиностроении, электронике, фармацевтике, обслуживании и т. д. Четко их типы можно выделить лишь по этапам эволюционного развития виолентов в зависимости от динамики развития:
· «гордый лев» — тип виолентов, для которых характерен самый
динамичный темп развития. Эту группу можно разделить на подгруппы: «лидеров»,
«вице-лидеров» и остальных;
· «могучий слон» — тип с менее динамичным развитием, расширенной
диверсификацией компенсации за потерю позиции лидера в отрасли;
· «неповоротливый бегемот» — тип виолентов, утративших динамику
развития, чрезмерно увлекшихся широкой диверсификацией и распыливших силы.
Крупные организации постоянно подвергаются критике за консерватизм,
бюрократизацию, расточительность, неуправляемость. Однако при всех своих недостатках они являются стержнем любой современной развитой экономики. От общего числа фирм США, Западной Европы, Японии они составляют не более 1-2%, но они же создают большую часть валового национального продукта и выпускают более половины всей промышленной продукции.