Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 20:21, курсовая работа
Инновационную сферу от научной и производственной отличает наличие специфической маркетинговой функции, специфических методов финансирования, кредитования и методов правового регулирования, а также, что наиболее важно, особой системы мотивации инновационной деятельности. В конечном счете, эти методы предопределяются спецификой инновационного труда и кругооборота средств, получения экономического дохода и инновационного продукта.
1. Введение 3
2. Выбор инновационной стратегии 5
3. Возникновение и становление инновационных стратегий 9
4. Типы инновационного поведения фирм 13
5. Стратегии в сфере массового производства 19
6. Заключение 21
7. Список литературы 22
Волжская Государственная Академия Водного Транспорта
Пермский
филиал
КУРСОВАЯ РАБОТА
По предмету: «Инновационный менеджмент»
По теме:
«Выбор инновационной стратегии
поведения организации; возникновение
и становление инновационной
стратегии; типы инновационного поведения
организаций; стратегии в сфере
массового производства»
Выполнила студентка 6 курса
Пермь 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Время, в которое мы живем – время стремительных и неизбежных перемен. Вся страна и все наше общество, едва войдя в «новый мир», были вынуждены очень быстро меняться и приспосабливаться к новым условиям труда и жизни. Более того, постоянные изменения, происходившие в экономике, вносили дополнительный дезориентирующий фактор. Предприятия, в одночасье оказавшиеся без какой-либо поддержки, столкнулись с необходимостью тотальных и глубинных перемен, целью
которых стало само их существование. Чтобы выжить в этом мире динамики и скорости, необходимо постоянно меняться вместе с ним и постоянно приобретать новые знания и умения. Более того, мало ими обладать. Ими надо уметь грамотно воспользоваться с тем, чтобы они принесли наибольшую выгоду их владельцу.
Сегодняшняя активно развивающаяся экономика диктует фирмам и организациям такие условия, в которых, чтобы не остаться за бортом прогресса и бизнеса, они вынуждены постоянно эволюционировать. Происходящие в обществе изменения настолько глобальны, что на этот раз уже не обойтись простой реорганизацией труда. Сегодня, чтобы соответствовать времени, его нормам и веяниям, предприниматели должны уметь заинтересовать потенциального клиента, привлечь его новым продуктом или услугой, удержать. Этот вызов оказываются способными
принять далеко не все предприятия. Одной из основных причин тому является отсутствие сложившихся и устоявшихся традиций ведения бизнеса — то, чем так гордятся развитые страны. Это обстоятельство оказывается существенным тормозом, в особенности в долгосрочном периоде. Некоторая степень стихийности до сих пор присутствует в деятельности как развитых в экономическом плане организаций, так и начинающих фирм. Если на западе реализация любого проекта имеет в достаточной степени жесткий проверенный алгоритм, то в России, чаще всего, действуют «своим умом», полагаясь на собственный опыт и интуицию, которые, к слову сказать, не
всегда оказываются достаточными, чтобы заменить научно обоснованные и
апробированные методы ведения дела.
Именно такими вопросами разработки и внедрения новых проектов с точки зрения управления организацией и занимается инновационный менеджмент. Эта, сравнительно молодая дисциплина, уже показала себя как единственно возможный путь накопления и систематизации знаний и опыта по внедрению инноваций на предприятиях. Инновационный менеджмент помогает эффективно управлять процессами инновационной деятельности, связанными с созданием, освоением, производством, и распространением среди потребителей новых, прогрессивных продуктов и услуг.
Все аспекты инноватики, от проведения фундаментальных исследований, до сбыта и свертывания проекта должны четко и эффективно управляться. Только такой подход позволит оценить, сделать правильный выбор и, в конечном итоге, извлечь выгоду из инновационной деятельности. Как избежать ошибок, или хотя бы свести возможные потери к минимуму? На эти вопросы должен дать ответ менеджер, специализирующийся на управлении инновациями. Именно от него зависит скоординированная работа многих подразделений предприятия по выводу на рынок нового продукта.
Инновационную сферу от научной и производственной отличает наличие специфической маркетинговой функции, специфических методов финансирования, кредитования и методов правового регулирования, а также, что наиболее важно, особой системы мотивации инновационной деятельности. В конечном счете, эти методы предопределяются спецификой инновационного труда и кругооборота средств, получения экономического дохода и инновационного продукта.
Выбор инновационной стратегииИнновационная стратегия исходит из принципа «время–деньги». Выбор инновационной стратегии с учетом жизненного цикла продукта учитывает следующее: 1. Зарождение. Этот переломный момент характеризуется появлением зародыша новой системы в среде старой или исходной, что превращает ее в материнскую и требует перестройки всей жизнедеятельности. 2. Рождение. Здесь перелом состоит в том, что реально появляется новая система, сформировавшаяся в значительной степени по образу и подобию систем, ее породивших. 3. Утверждение. Переломом является возникновение сформировавшейся (взрослой) системы, которая начинает на равных конкурировать с созданными ранее, в том числе и родительской. Сформировавшаяся система стремится самоутвердиться и готова к тому, чтобы дать начало появлению новой системы. 4. Стабилизация. Перелом во вступлении системы в такой период, когда она исчерпывает свой потенциал дальнейшего роста и близка к зрелости. 5. Упрощение. Переломный момент, состоящий в начале "увядания" системы, в появлении первых симптомов того, что она прошла "апогей" своего развития: молодость и зрелость уже позади, а впереди старость. 6. Падение. Во многих случаях отмечается снижение большинства значимых показателей жизнедеятельности системы, что и составляет суть перелома. 7. Исход. Этот переломный момент характеризуется завершением снижения большинства значимых показателей жизнедеятельности системы. Она как бы возвращается к своему исходному состоянию и подготавливается к переходу в новое состояние. 8. Деструктуризация. Перелом выражается в остановке всех процессов жизнедеятельности системы и либо в использовании ее в другом качестве, либо в проведении технологии утилизации. Согласно современной науке, в каждый конкретный период времени конкурентоспособная производственная единица (организация, организация), специализирующаяся на выпуске продукции для удовлетворения определенной общественной потребности, вынуждена работать над товаром, относящимся сразу к трем поколениям техники – уходящему, господствующему и нарождающемуся (перспективному). Каждое
поколение техники проходит в
развитии обособленный жизненный цикл.
Пусть организация в отрезок
времени от t1 до t3 работает над тремя
поколениями техники А, В, С, последовательно
сменяющими друг друга.
На стадии зарождения и начала роста выпуска продукта В (момент t1) затраты на его производство еще велики, спрос же пока мал, что ограничивает экономически оправданный объем производства. В этот момент объем выпуска продукта А (предыдущего поколения) весьма велик, а продукт С еще вообще не выпускается.
Видно,
что стабильная величина совокупного
дохода организации обеспечивается
правильным распределением усилий между
сменяющими друг друга продуктами (поколениями
техники). Достижение такого распределения
и является целью формирования и
осуществления научно- Однако
определяющим в формировании конкурентоспособной
научно-технической политики организации
служит то обстоятельство, что средства
в развитие и освоение продукта нужно
вкладывать значительно раньше, чем
будет получен реальный эффект в
виде завоеваний прочный позиций
на рынке. Поэтому стратегическое планирование
инновационной деятельности требует
прогнозирования тенденций Размышления о рациональной научно-технической стратегии для нашей страны, имеющей в ряде отраслей технологическое отставание, наводит на мысль об острой необходимости опережения других стран в создании технических новшенств. Достаточно высокий интеллектуальный и методологический уровень в нашей стране для этих целей имеется. Безусловно, следует отметить, что совершить такие «прорывы» в создании принципиальных новшенств можно только на очень сильной методолого-технологической базе. Ниже при обсуждении методов поиска идей инноваций нами будет показано, что эффективными инструментами создания таких новшенств в нашей стране являются технологии теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) и функционально-стоимостного анализа (ФСА) систем. Полный цикл жизни отдельного поколения техники (от первых научных разработок принципа действия до снятия с промышленного производства) в условиях рыночной экономики, как правило, охватывает как минимум три частных цикла: научный, изобретательский и производственный. Названные циклы на протяжении жизни одного поколения техники друг за другом последовательно, но с некоторым взаимным наложением во времени. Многочисленными
исследованиями доказано, что между
этими циклами имеется В связи
с этим в рамках инновационной
стратегии организации ее корпоративный
инновационный центр (или иной элемент
структуры организации, ответственный
за данные функции) должен тщательно
отслеживать отечественные и
мировые тенденции развития науки
и техники. |
Возникновение
и становление
инновационных стратегий
Понятие и виды инновационных стратегий
Инновационная стратегия - одно из средств
достижения целей организации (корпорации,
фирмы), отличающееся от других средств
своей новизной, прежде всего для
данной организации и, возможно, для
отрасли, рынка, потребителей.
Стратегии вообще, и инновационные в частности,
направлены на развитие и использование
потенциала организации и рассматриваются
как реакция на изменение внешней среды.
Поэтому многообразие инновационных стратегий
обусловливается составом компонентов
внутренней среды предприятия. Инновационными
стратегиями могут быть: инновационная
деятельность организации, направленная
на получение новых продуктов, технологий
и услуг; применение новых методов в НИОКР,
производстве, маркетинге и управлении;
переход к новым организационным структурам;
применение новых видов ресурсов и новых
подходов к использованию традиционных
ресурсов. Таким образом, относительно
внутренней среды инновационные стратегии
подразделяются на несколько крупных
групп: продуктовые (портфельные, предпринимательские
или бизнес-стратегии, направленные на
создание и реализацию новых изделий,
технологий и услуг); функциональные (научно-технические,
производственные, маркетинговые, сервисные);
ресурсные (финансовые, трудовые, информационные
и материально-технические); организационно-управленческие
(технологии, структуры, методы, системы
управления). Это специальные инновационные
стратегии.
Теория и практика стратегического и проектного
управления выработали ряд универсальных
стратегий, получивших широкую известность.
Такие стратегии обычно называют «базовыми»
или «эталонными». Они направлены на развитие
конкурентных преимуществ фирмы, в силу
чего их называют также «стратегиями развития»
или «стратегиями роста» фирмы. Базовые
стратегии развития чаще всего делятся
на следующие группы: стратегии интенсивного
развития; стратегии интеграционного
развития; стратегии диверсификационного
развития; стратегии сокращения. В каждой
из этих групп имеются непосредственно
инновационные стратегии. Другие стратегии
имеют тот или иной инновационный аспект.
Базовые стратегии отражают общепринятые
направления развития конкурентных преимуществ
фирмы. Их используют в качестве типовых
каталогов при подборе альтернативных
стратегий.
Особенности
инновационных стратегий
Инновационные стратегии создают
особо сложные условия для
проектного, фирменного и корпоративного
управления. К таким условиям относятся:
• повышение уровня неопределенности
результатов. К довольно сложному стратегическому
управлению добавляются сложности, связанные
с резким повышением уровня неопределенности
результатов по срокам, затратам, качеству
и эффективности, что заставляет развивать
такую специфическую функцию как управление
инновационными рисками;
• повышение инвестиционных рисков проектов.
Инвестиционные риски повышаются за счет
новизны решаемых задач, то есть добавления
инновационной составляющей. К сложностям
проектного управления добавляются трудности,
вызываемые структурой портфеля инновационных
проектов, в котором преобладают среднесрочные
и особенно долгосрочные проекты. Требуется
более сложная работа по привлечению инвестиций,
так как приходится искать более рисковых
инвесторов. Также требуется более гибкая
согласованность инновационных и инвестиционных
процессов. Другими словами, перед управляющей
системой данной организации появляется
качественно новый объект управления
- инновационно-инвестиционный проект;
• усиление потока изменений в организации
в связи с инновационной реструктуризацией.
Реализация любой инновационной стратегии
связана с неизбежностью перестройки
предприятия или, как говорят, его реструктуризации,
поскольку изменение состояния хотя бы
одного элемента ведет к изменению состояния
всех других элементов. Эти потоки стратегических
изменений следует сочетать со стабильными
текущими производственными процессами.
Потоки инновационных стратегических
изменений необходимо проводить также
с учетом различных жизненных циклов изделий,
технологий, спроса, товаров, организации*.
Возникают задачи управления потоками
инновационных стратегических изменений,
то есть применения принципов логистики;
• усиление противоречий в руководстве
организации. Выбор и реализация инновационных
стратегий неизбежно вызывает противоречие
интересов и подходов к управлению у различных
групп руководства и отдельных руководителей
организации. Требуется обеспечить сочетание
интересов и согласование решений стратегического,
научно-технического, финансового и производственного
менеджмента, а также маркетинговых решений.
Инновационный аспект базовых стратегий роста
Каждая стратегия роста
При стратегии интенсивного роста организация
постепенно наращивает свой потенциал
путем лучшего использования своих внутренних
сил и лучшего использования предоставляемых
внешней средой возможностей.
Известны три стратегии интенсивного
роста. В первой из них, направленной на
более глубокое проникновение на данный
рынок с данным продуктом, инновационная
составляющая незначительна. Вторая стратегия,
направленная на развитие рынка, заключается
в поиске нового рынка для данного продукта
и закреплении на нем. Она содержит в основном
маркетинговую инновацию. Третья стратегия,
заключающаяся в развитии товара, состоит
в модернизации или создании нового товара
для его реализации на данном рынке. Здесь
мы имеем дело с продуктовой инновацией.
Стратегии интенсивного роста хорошо
описываются матрицей Ансоффа «новые/старые
товар и технологии -- новый/старый рынок».
Рассмотренные ситуации охватывают вес
четыре квадранта матрицы:
1. при известных товарах и рынках наблюдаются
лишь локальные инновации;
2. «старые товары и технологии - новый
рынок» (инновационная маркетинговая
стратегия);
3. «новые товар и технологии - старый рынок»
(инновационная продуктовая и технологическая
стратегия);
4. квадрант с ситуацией «новые товары
и технологии новый рынок» относится к
конгломератным диверсификационным стратегиям,
когда мы имеем дело с комплексным инновационным
проектом: конструкторским, технологическим,
маркетинговым, организационным и управленческим.
Стратегии интеграционного роста это
стратегия интеграции с поставщиками
и снабженческими структурами (вертикальная
интеграция вниз); стратегия интеграции
с промышленными потребителями и сбытовыми
структурами (вертикальная интеграция
вверх); стратегия интеграции с отраслевыми
разрабатывающими и производящими организациями
(горизонтальная интеграция). Вес три стратегии
интеграционного роста связаны с организационными
инновациями.
В группу стратегии диверсификационного
роста входит стратегия конструкторской
диверсификации (еще ее называют «центрированной»,
поскольку технология, отрасль и рынок
не изменяются). Она направлена на поиск
и использование заключенных в существующем
деле (бизнесе) дополнительных возможностей
для производства конструктивно новых
продуктов. При этом существующее производство
остается в центре дела, а новое возникает,
исходя из тех возможностей, которые заключены
в освоенном рынке, используемой технологии
(технология должна быть «плодотворной»),
опоре на другие сильные стороны предприятия.
Это стратегия внутриотраслевой и внутрирыночной
продуктовой инновации, использующая
эффект синергии.
Еще одна стратегия диверсификационного
роста - это конгломеративная («чистая»
или полная) диверсификация. Фирма осваивает
виды деятельности, не связанные с ее традиционным
профилем ни в технологическом, ни в коммерческом
плане. Портфель продукции обновляется
радикально. Возникает ситуация «новая
продукция - новый рынок»: в наличии и продуктовая
и маркетинговая инновация; риск и сложность
управления удваиваются.
Стратегии сокращения заключаются в выявлении
и сокращении нецелесообразных издержек,
могут повлечь за собой инновационные
мероприятия: применение новых эффективных
материалов, технологий, методов управления,
организационных структур.